на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Готический витраж. Обзор художественного наследия


Курсовая работа: Готический витраж. Обзор художественного наследия

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Художественно-графический факультет

Кафедра начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна

Допустить к защите

«__»___________20__г

Зав. Кафедрой:

/_____________/_________

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ГОТИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ. ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ»

Выполнила студентка

3-его курса, 308 «А» группы

Будникова Маргарита

Руководитель:

_______________________

Кирина Наталья Юрьевна

Москва 2010


Содержание

Введение

1.      Общая характеристика эпохи

2.      Характерные особенности готического стиля

2.1    Значение деятельности аббата Сугерия

2.2    Особенности мировоззрения

3.      Эстетические категории

3.1    Красота

3.2    Свет и цвет

4.      Основная сюжетика витража

5.      Витражное искусство

5.1    Готические витражи Франции

5.2    Готические витражи Германии

5.3    Готические Витражи Англии

5.4    Технология изготовления

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Особым этапом в развитии западноевропейского искусства является период Готики. До нашего времени сохранилось немало памятников художественного наследия этого времени. Готический стиль наиболее ярко проявился в архитектуре великолепных готических соборов, церквей, монастырей, олицетворяющих дом Господа Бога.

Так как большинство людей не владели грамотой, одним из основных средств сообщения было искусство. Для художественного оформления соборов использовались скульптура, мозаики, фрески, рельефы, витражи. Последним, будет уделено особое внимание, поскольку это самая чарующая тема, в которой объединились такие сложные и важные образы как цвет и свет, символ и сюжет, история и религия. Описание и анализ данных типов художественного выражения являет собой основу понимания значения данного вида искусства, а потому и понимания его распространения именно в эпоху Готики. Особое внимание будет уделено развитию готического искусства в странах западной Европы Англии, Германии, Франции, чья история искусств считается основным источником информации по Готике. Так как этот стиль являлся господствующим именно в этих странах и имел здесь получил широкое распространение, будут освящены такие вопросы:1. характеристики эпохи;2.Особенности готического стиля;3. Рассмотрение эстетических категорий;4. Сюжетика;5.Технологии изготовления.

Данная курсовая работа направлена на изучение искусства витража готического периода в вышеперечисленных странах. Будет рассмотрена история появления витража, а так же его символическое и духовное значение для христианской западноевропейской культуры.

Задачи, которые предстоит решить: изучить научную литературу по данной теме; выявить принципы работы средневекового мастера; обобщить теоретические знания; подобрать иллюстративный материал.


1.  Общая характеристика эпохи

Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства.

Готический город - это апогей развития Западного феодального общества. Несмотря на сокращения численности населения из-за «черной смерти», что нанесло существенный урон развитию, города все же оставались центрами искусства и экономических операций.

Как отмечается, в средневековой Европе раннее всего города появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь и т.п.), а так же на Юге Франции( Марсель, Арль, Норбонн и Монпелье. Одним из благоприятных факторов развития городов в этих областях широкие торговые связи .

В первые столетия средних веков в Европе господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, такие как одежда, приспособление труда, но не только для собственных потребностей, но и для уплаты оброка феодалу. Лишь малое количество крестьян имели узкую ремесленную специализацию. Они были при феодалах и выполняли отдельные заказы.

Обмен продуктов был незначителен, и сводился преимущественно к обмену необходимыми для жизни вещами, которые могли быть добыты не на каждом шагу, а в особых местах. Так же осуществлялся обмен предметами роскоши с арабами и византийцами. Таким образом, отмечают, что производство продуктов на продажу почти не было развито в данный период.

Считается, что развитие техники и оборудования для ремесла происходило достаточно медленно. Важным периодом для разделения хозяйства стал X-XI в. В это время появляются новые ремесленные отрасли, требующие узкой специализации (выделка тканей, обработка кожи, добыча металлов, плавка и пр.). Происходит расчленение ремесел на новые отрасли, усовершенствование техники. Специалисты отмечают, что специализация была несовместима с положением крестьянина-ремесленника, ведущего самостоятельно свое хозяйство, работающего одновременно как крестьянин и как ремесленник. Но не только в ремесленном труде произошли изменения. Помимо совершенствования техники для ремесла, развивалась и техника для обработки земли. Произошел значительный рост производительности туда в сельском хозяйстве. Стали появляться новые приспособления, а также увеличились размеры обрабатываемой почвы (двуполье, трехполье и пр.).

Итак, к X –XIв. организовались все необходимые условия для отделения сельского хозяйства от ремесла. При этом отделившиеся от сельского хозяйства ремесло, мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло несколько стадий.

Первой из них является – индивидуальные заказы от потребителя. Оплата производилась либо деньгами, либо какими-нибудь полезными товарами. Такое ремесло являлось дополнением к сельскому хозяйству. Следующая стадия-выход на рынок.

Ремесленник, занимавшийся определенным родом деятельности, не мог бы существовать без рынка, поскольку, если бы он не обращался к торговле, он бы не смог в обмен на свои изделия добывать необходимые для жизни продукты. Таким образом, производя товары на рынок, ремесленник становится товаропроизводителем.

Для того что бы работать самостоятельно крестьянину требовалась свобода. Те крестьяне, которые не могли откупиться от феодала - сбегали, и селились в различных местах в зависимости от благоприятных условий для занятия своим ремеслом. Не редко крестьяне выбирали такие места, которые в средневековую эпоху являлись военными, административными или церковными центрами.

Города играли важнейшую экономическую роль, поскольку именно благодаря им в товарооборот втягивались все сословия населения.


2.  Характерные особенности готического стиля

Готика - это художественный стиль, возникший во Франции XII в. Несмотря на это утверждение, за право быть родоначальницей этого стиля боролась, по утверждению Рольфа Томана, еще одна страна – Германия[13;С.7]. В дальнейшем готика получила широое распростанение, и завоевала искусство на целых три века.

Сегодня, готическое искусство - это предмет восхищения, ранее, в эпоху Возрождения же, этот термин был олицетворением всего варварского и свое название, по преданию, эта эпоха получила от имени германсих варваров готов, которые в 410 г. разграбили Рим, Вечный город. Считается, чтоо именно падение Рима, ознаменовало начало Средних веков.

С начала XIX в., когда для искусства X — XII вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики:

1.  Раняя Готика - 2-ая половина XII в. -1-ая четверть XIII.

2.  Зрелая Готика - 2-ая четверть XIII в. –XIV в.

3.  Поздняя Готика или «Пламенеющая» -XIV в.-XV в.


Рис. 1. Схемы Нервюрных Сводов.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отмечается, что для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, преимущественно витражей. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам отличает готическое искусство.

Одним из ярчайших примеров художественного наследия мировой культуры, несомненно, является архитектура этого периода. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль был на службе церкви, самого главного и богатого заказчика, как отмечается, в это время церковь являлась, так же, и главным раставщиком. [2;С.320] .

В архитектурном плане, главной особенностью готического стиля стало появление нервюрных сводов (Рис.1), которые облегчили конструкцию, в отличие от романского стиля, где своды имели лишь декоративный характер, теперь же им уделяется более существенная роль. Гуревич И. О. отмечает, что церковь была единственным каменным сооружением в городе, именно по этому изучению искусства резьбы по камню готической эпохи уделяют так много внимания [4;С.158]. Таким образом, с приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Размеры храмов были гораздо больше размеров простых городских построек селян, поэтому каждый, пересекавший порог храма, мог увидеть во всем его величии. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: как известно, Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. Во «Всеобщей Истории» отмечается что, в отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален, стены не ощущаются, они на столько легкие, что их как бы и нет[2; С.355].

Считается, что главным препятствием на пути к изучению искусства и жизни средних веков заключается в том, что современному человеку крайне трудно перенестись в духовный и интелектуальный мир того времени, а самое главное понять его и пережить. Самый трудный барьер - Средневековое Христианство, которое в то время пронизывало все аспекты жизни, полностью определяшее образ жизни и мысли людей того времени. Рольф Томан, в данном случае, предлагает смотреть не глазами молящегося, а глазами зодчих, к примеру - Сугерия [13 ;С.9]. Этот человек сыграл огромную роль в становлении готического стиля, поэтому стоит обратиться к описанию жизнедеятельности этого человека, приведенного в книге Рольфа Томана.

2.1 Значение деятельности аббата Сугерия

готический стиль витраж

Считается, что искусство готики зародилось в маленьком государстве, которое уже к тому времени называлось – Франция. Его границы охватывали территорию от Компьена до Буржа, и центром этого королевства был город Париж.

Размышляя об историческом значении церкви Сен-Дени, не следует упускать из виду два важных фактора. Во-первых, начиная с X века в области, где находился этот монастырь, равно как и в других районах Северной Франции, постепенно развивалась торговля, что вело к устойчивому приросту населения и повышению благосостояния. А во-вторых, ко времени начала строительных работ по реконструкции церкви Сен-Дени, т. е. к первой половине XII века, власть французских королей существенно укрепилась, по крайней мере в пределах королевского домена с центром в Париже, как отмечается исследователем Рольфом Томанном. Друг и советник королей Людовика VI (1108-1137) и Людовика VII (1137-1180), аббат Сугерий сыграл решающую роль в процессе консолидации королевской власти. Как отмечает Томан, это позволило ему, действуя подчас убеждением, а подчас и силой, вернуть в собственность аббатства монастырские земли, присвоенные местными баронами. [13;С.9]

Эта церковь не только стала центром монастыря и его земельных владений, но и, как считается, сыграла ключевую роль в утверждении французской монархии. Также отмечается, что новая церковь в Сен-Дени никогда не смогла бы занять столь важного места в истории архитектуры, если бы при ее строительстве не были использованы последние достижения архитектуры Иль-де-Франса - области с центром в Париже, находившейся под непосредственным управлением короля. Можно согласиться, что романская архитектура в этой области не отличалась таким богатством и разнообразием, как в Бургундии или Нормандии, и все же во второй четверти XII века именно здесь зародились и стали оформляться новые направления в развитии архитектуры. Источники сообщают, что к тому времени Сугерий уже начал работу над новым западным фасадом церкви Сен-Дени. Не являясь по своему стилю строго готическим, этот фасад идеально вписывался в контекст архитектурных новшеств, возникавших и распространявшихся в те годы в Париже и его окрестностях. Поэтому церковь Сен-Дени рассматривают не как совершенно оригинальный первый образец готической архитектуры, а скорее как главный катализатор развития готики, придавший мощный импульс тому движению, которое началось несколькими годами ранее.

Сугерий, из Аббатства Сен-Дени, был одним из ведущих государственных деятелей. Несмотря на то что, границы Франции отличаются от современных, монарха этой страны отличал, как считает Рольф Томан, сакральный характер его власти, наделивший его особым авторитетом, по сравнению с его соседями - Шампанью, Англией, и Нормандии. [13; С. 8 ]. Известно, что происходя из не очень знатного рода, Сугерий был другом детства Людовика VI, с которым он вместе воспитывался в аббатстве Сен-Дени, а в дальнейшем и его приемника Людовика VII.

В 1122 г. Сугерий становится настоятелем аббатства Сен-Дени. Как отмечается, он настойчиво взялся за воплощение своей мечты: восстановление аббатства и возвращение ему былого престижа.

Это событие, сыгравшее столь важную роль в истории искусства, произошло отнюдь не в «безвоздушном пространстве»: оно было мотивировано одновременно и религиозными, и эстетическими, и политическими причинами. Подробно эти причины рассматриваются в разделе данной книги, посвященном раннему периоду готической архитектуры во Франции [13;С.28-115]. Бруно Кляйн в своей работе приведенной в книге «Готика. Архитектура . Скульптура. Живопись», под редакцией Рольфа Томана, выделяет и анализирует социальные, культурные, экономические и технические предпосылки, позволившие Сугерию и его зодчему создать новый тип храмовой архитектуры — «архитектуру света», призванную духовно возвышать наблюдателя, вознося его «от материального к нематериальному[13;С.55]. Несколько позже, зодчие-новаторы, разработав изобретенную Сугерием новую концепцию сакральной архитектуры, смогли благодаря ей возвести великие готические соборы.

Известно, что за период с 1180 по 1270 год, к концу эпохи классической готики, в одной только Франции было построено около восьмидесяти соборов. К ним относят городские епископские церкви. К тому же проводились еще реставрации многочисленных церковных зданий других типов (например, монастырских, коллегиальных и приходских церквей). Именно в этих соборах и епископских церквях нашла свое характерное воплощение новая готическая архитектура. Появившись на территории наследственных владений французского монарха (в королевском домене с центром в Париже), а затем и на соседних землях, соборы служили чрезвычайно наглядной демонстрацией королевского престижа и власти. Распространение их шло рука об руку с экспансионистской политикой французских монархов конца ХII-ХIII веков. Некоторые историки даже полагают, что строительство готических соборов являлось одним из ключевых факторов господства Франции в средневековой Европе. Это господствующее положение было достигнуто, главным образом, при короле Филиппе II Августе (1180-1223) и сохранялось при Людовике IX Святом (1226-1270). Начиная с 20-х годов XIII века другие страны Европы (а Англия еще с 1170 года) перенимали «французский стиль» чаще всего, но не исключительно, благодаря тому, что именно в нем воплощались последние достижения строительной технологии. Так готическая архитектура стала общеевропейским стилем.

Итак, именно аббат Сугерий в ходе работ по реконструкции аббатства (1137-1144) стал основоположником нового типа храмовой архитектуры. Впервые в истории Сугерий и его зодчии, наряду с другими новшествами, прибегли к тесному объединению элементов бургундской архитектуры (стрельчатая арка) с элементами архитектуры нормандской. Благодаря этому, как отмечает Ральф Томан, Сугерий вполне заслужил титул «отца готики» [13; С. 9].

2.2 Особенности мировоззрения

В основе каждого мировоззрения лежит вера во что либо. В христианстве – это вера в Бога. Бог в христианском мировоззрении является Творцом мира и утверждается как личное бытие Высшего, его личное отношение к сотворённым существам и вселенной в целом через любовь, его диалогическое самораскрытие в актах откровения.

Церковь как социальный институт является в эпоху средневековья активнейшим участником устройства общественной жизни. Храмовая архитектура - воплощение такой концепции и с ее помощью распространялись ценности христианского мировоззрения.

В готическом искусстве сходятся житейская и духовная жизнь. Важно отметить, что большинство людей в то время были неграмотными, и искусство, на службе церкви сумело выработать доступную систему образов, понятную тем, кто не владел ни чтением, ни писанием.

Витражи становятся своего рода иллюстрациями к Библии, доступными и понятными. Преображая свет, они создавали атмосферу волшебства и мистифицировали воображение до предела.

Отражение мировоззрения, вернее его направленности, хорошо отражено в принципе алхимии, который упоминает Рохтмистров В.: «…получается, что основной задачей алхимии, является преобразование неблагородной материи, в благородную…» [10; С. 34]. В действительности, можно использовать эту характеристику для мировоззрения, со стороны молящихся. Пытаясь попасть в Царство Божье , они действительно «преображали» материю души своей.

Важную роль в мировоззрении людей того времени играют следующие две функции - идеологическая и символическая. В то же самое время, первая отражается во второй, а она в свою очередь переходит в аллегорию. Для средневекового человека всё видимое было лишь отражением невидимого, высшего мира, его символом. Собор олицетворял совершенную форму и воздействовал и на человеческую душу. Отмечают, что все люди того периода в большей или меньшей степени владели языком символов. Ориентация по сторонам света, архитектурные формы и детали, цвет – все было пронизано символизмом восприятия. Психология восприятия как создателей храмов, так и созерцателей, монахов, мирян была весьма активна. Мировоззрение складывается из проблемы восприятия. Как отмечает С. Даниель, огромную роль играло воображение, оно доигрывало недостающие главы в этом представлении [5; С.31].


3. Эстетические категории средневековья

Известно, что творческий метод был обусловлен традициями и духом того времени. Он так же базировался на созданных раннее образах, и они были интерпретированы в новой манере, что, как отмечет Муратова К.М., давало художнику простор для фантазии. Выработанная система художественных и технических приемов соответствовала поставленной перед мастерами задачей [8;С.228].

Отмечается, что художники выработали целую систему образов иллюстрирующих те или иные события. Любой сюжет и персонаж требовал знания символической стороны изображения. Исследователи отмечают, что символы, как правило, дополняют сюжет, и без персонажей, образующих композицию, возможно, потеряют определенный смысл. Мы лишь сами можем расплыться в рассуждениях о том, какие впечатления или аналогии вызвало данное изображение. Шансы на распознавание резко падают.

Самыми главными сюжетами для искусства готики являются библейские сюжеты. Они имеют сложную систему организации, но в то же время известен принцип.

Витраж, сам по себе символичен. Как отмечает С. Даниель, окно- это проводник живого, естественного света, то есть речь идет о проникновении, прохождением в одно пространство через другое [5; С. 68]. Этот путь свершается посредством зрения.

Целью создания этой системы было снабдить человека, не владеющего грамотой, знаниями об окружающем мире. Это послание было рассчитано на понимание всеми слоями общества - от Феода до вассала. Далее будут рассмотрены такие эстетические категории средневековья как красота, свет, цвет и их значения для искусства витража.


3.1 Красота

Понятие красоты складывалось из простоты и понятности формы, как отмечают многие исследователи средневековья. В Готическом витраже эта красота выражалась в прямых и строгих линиях, а так же в хроматических цветах. В это время проводятся прямые аналогии: Свет-добро, тьма-зло.

Человек, выходящий из тьмы своего трудового дня, пришедший в собор – прикасался к Свету Божьему. А труд в то время был почитаем, поскольку это одна из заповедей Евангелия, как отмечает Рохмистров- «Без труда и веры нет» [10; С.34]. Рагин В.Ч. отмечает, что витражи несли изобразительный характер, так как традицией того времени было изображать не личность, а ее деяния [9; С. 121].

У.Эко в свою очередь сообщает, что все преображает метафизический смысл и даже простые формы олицетворяют идею неделимости природы. Интересно, что те сюжетные и символические исполнения присущие витражному искусству невозможно встретить в реальности. Имеется в виду то, что исполнению сюжетных композиций свойственен ирреальный характер. К примеру - ангелы не исполняются в полный рост! И в таких малых деталях отражается вышеупомянутое воображение. Красота отражается в восприятии ирреальности, реальной, для религиозных людей того времени, форм и композиций. В ней отражался сам устрой жизни, каждый ее аспект поддавался строгому иерархическому порядку. У.Эко приводит в качестве иллюстрации к термину красоты расшифровку трактата Августина, в котором последний разработал четкую систему прекрасного, как геометрической правильности форм [14; С. 61]. Он утверждал, что равносторонний треугольник прекраснее разностороннего, потому что в первом заключено больше равенства. Однако же, лучшим примером является квадрат, в котором равные углы противостоят равным сторонам. Но самым прекрасным является- круг, в котором нет углов, нарушающих равноудаленность всех точек окружности от центра. Итак, самой прекрасной является, по мнению Августина, неделимая форма. Неделимая форма является основой красоты с точки зрения средневекового художника. Таким образом, суровая система сюжетов и знаков становится основой витражного искусства, благодаря понятию красоты, которое основывается на нераздельности формы. Ведь, при удалении одного или нескольких элементов теряется красота.

3.2 Свет и цвет

В Средние века была разработана изобразительная техника, которая основывалась главным образом на ярком и простом цвете в соединении с пронизывающим его ярким же светом — речь идет о витражах готических соборов. Особенность восприятия цвета в эпоху средневековья обозначило распространение витража как особенного вида декоративно прикладного искусства. Таким образом, для средневекового восприятия цвета характерны непосредственность и простота, оно не знает колорита, характерного для более позднего времени, обыгрывает простые цвета, четко определенные и не признающие оттенков хроматические зоны; сталкивает яркие оттенки, «причем свет рождается из согласованности целого, а не сами эти оттенки детерминированы светом, который обволакивал бы их светотенью или заставил бы цвет как бы излиться за пределы изображения.» [14;С.58]

Один и тот же цвет имеет различную степень яркости, но ни один из них, будучи затемненным, не исчезает полностью. Средневековая миниатюра совершенно недвусмысленно свидетельствует об этой радости созерцания цельного цвета, о пристрастии к созданию праздничных, ярких тонов.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.