на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Феномен коллекционирования


Курсовая работа: Феномен коллекционирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена»

Факультет философии человека

Кафедра Эстетики и Этики

Курсовая работа

на тему

«Феномен коллекционирования»

Студентки III курса

Группы Ф-3

Андрияновой Кристины

Научный руководитель:

Шоломова Т.В.


Содержание

Введение

Глава 1. Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

1.1 Мотивы коллекционирования

1.2 Виды коллекционирования

Глава 2. История коллекционирования

2.1 Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения

2.2 Коллекционирование в России

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы. Работа посвящена проблеме осмысления феномена коллекционирования как составной части социокультурной деятельности человека. Актуальность темы определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического отношения к действительности коллекционеров и остается актуальной для культурологов, историков, психологов и социологов Коллекционирование и собирательство стало сегодня широко распространенным увлечением во всем мире. Приобретая вещь для коллекции, то есть, вступая во владение предметом искусства, мы становимся причастными к такому общественному феномену, который сопровождает человека, по крайней мере, уже со времен античности. Коллекционирование старинных вещей - это та сфера, где одиночка или музейщики прежде всего заботятся о сохранении унаследованного от прошлого времени. Коллекционирование служит больше сохранению вещей, чем их хранению, и в этом именно состоит его задача и изначальная культурно-историческая функция. Но, к сожалению, в наше время коллекционирование приобретает еще и чисто коммерческие реалии.

Число старинных предметов с течением времени практически не меняется, даже если круг их любителей и заинтересованных лиц постоянно растет, так как природные катаклизмы, войны, человеческий фактор, к сожалению, уничтожают историко-художественные феномены, которые передаются от других поколений, и делают это гораздо лучше, чем время.

В советском музееведении исследование государственных и частных коллекций было начато в 1960-е гг. С 1957 по 1971 гг. коллектив НИИ музееведения опубликовал семь выпусков «Очерков по истории музейного дела»[1] .В 60-е годы стали появляться первые подробные исследования жизни и деятельности отдельных собирателей коллекций и известных основателей провинциальных музеев. Так, в научной литературе появилась тема «Персоналии в отечественном музееведении» (Сахарова ЕВ. Кирсанова Р. Федорова В.И.). Сейчас увеличивается число работ об истории комплектования коллекций провинциальных музеев, собраний русских усадеб, выходят жизнеописания их основателей, биографии меценатов и создателей наиболее известных частных коллекций, вошедших в состав музейных фондов как в Петербурге и в Москве, так и в провинции . Проблеме развития музееведческой мысли в России, влиянию персоналии на становление и организацию музейного дела посвящен ряд исследований А.И. Фролова.

До настоящего времени нам не известны серьезные, комплексные исследования феномена коллекционирования с позиций психологии, социологии, истории, культурологии, музееведения и права. Это тем более удивительно, что частное собирательство было одной из первых фаз музейного строительства, и практически все крупнейшие собрания мира возникли и развивались во многом на основе личных коллекций - настолько социально значима и исторически оправдана деятельность собирателей.

Как правило, коллекционирование рассматривается в рамках музееведения, частное коллекционирование изучается в основном в историческом контексте. Психологический и социологический аспекты феномена коллекционирования изучены недостаточно. В ряде исследований таких авторов, как Ш.Сабанне (1961), М. Реймс (1963), К.Малиновский (1973), С.М.Пирс (1994) , рассмотрены отдельные психосоциологические мотивы собирательства, а причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии. К.Помян (1996) полагает, что исследование собирательства не должно замыкаться в пределах изучения индивидуальной психологии, которая все объясняет при помощи понятий «вкуса», «интересов», «эстетического удовольствия»[2]. Этой же позиции придерживается и В.П.Грицкевич (2001), отмечая, что «характеры личностей, их большая или меньшая впечатлительность, важны только в той степени, в которой организация общества допускает свободное проявление индивидуальных отличий»[3]. В связи с чем, возникла необходимость осмысления этого процесса.

В работе использованы учебники, монографии и статьи, посвященные истории музейного, частному коллекционированию.

Объектом исследования является коллекционирование как социокультурный феномен.

Предмет исследования — история и закономерности коллекционирования.

Цель исследования — изучить особенности коллекционирования как исторического и социокультурного феномена.

Задачи исследования:

- определить социально-политические, культурные и другие факторы, оказывавшие влияние на развитие коллекционирования;

- выявить мотивы коллекционирования как особого социокультурного феномена;

- изучить виды коллекционирования;

- определить основные этапы становления и тенденции развития коллекционирования в разные исторические эпохи;

-изучить развитие коллекционирования в России.


Глава 1. Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

Осознание феномена художественного коллекционирования, как и коллекционирования в целом, объединено с проблемой научной интерпретации специфического музейного подхода к действительности, результатом которого являются музейные и частные коллекции. Активизация интереса к прошлому, к окружающей природе и миру созданных творческой энергией человека артефактов способствовало развитию коллекционирования и формированию «музейного» отношения к предметам, составляющим коллекции.

Благодаря осуществлению «музейного» принципа, то есть стремлению человека изъять определенные предметы из реального мира и сохранить их от естественного процесса разрушения, формировались первые предмузейные собрания. Предмузейное собирательство связывают с возникновением так называемой общественной музейной потребности, «музейного» отношения к предметам окружающего мира.

По мнению Т.П.Калугиной, отношение человека к миру как к музею, страсть к коллекционированию определяется, прежде всего, отношением к вещи как предмету культуры, будь то природный объект или артефакт. Вещь в культуре, наделенная человеческим смыслом, «перестает быть равной самой себе, соотнесенной со своим собственным бытием, и становится выражением, проявлением не своей, а некой другой природы, ее инобытием, символом иного, невидимого мира. Универсальность противопоставления видимого и невидимого и уникальный смысл этого противопоставления в культуре объясняют широкое распространение такой институции, как предмузейные собрания и музей в собственном смысле слова»[4].

Коллекция – это собрание однородных предметов, объединенных общей темой. Предметом коллекционирования может быть что угодно: от старинных полотен, утюгов и самоваров, до камней, монет и самолетов. Коллекцию от обычного собрания предметов общественного или природного происхождения, по мнению исследователей, отличают некоторые особенности. Входящие в состав коллекции предметы «на какое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального, профессионального употребления. Таким образом, эти предметы утрачивают свое утилитарное значение»[5]. Подлинное коллекционирование основано не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и на изучении и систематизации коллекционных материалов.

Разницу в подходах к коллекционированию отметил в начале XX в. Д. Шмидт. Он разделил коллекции на научные и любительские. «Научные собрания, «коллекция» в строгом смысле, основана на систематических, абстрактных началах, она составляется в виду возможности полноты работ известного исторического периода или известного рода производства; так собираются монеты или гравюры, русские древности и голландские картины. Коллектор-любитель, напротив, собирает, руководствуясь исключительно своей личной эстетической оценкой, то есть своим личным вкусом»[6]

Так же определяет эти понятия известный современный культуролог А. И. Фролов: «Разница между собирательством и коллекционированием - это разница между случайной и ничем не связанной совокупностью вещей и некоей группой предметов, строго подобранных по какому-либо основанию. И хотя сказанное выше довольно ясно, провести четкую грань между коллекционерством и собирательством совсем непросто. Многие впоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства»[7]

Собирательство, по мнению некоторых исследователей, как деятельность является неотъемлемой чертой "человека разумного". Это оригинальное пространство для его самовыражения-своеобразный акт самоутверждения. А также коллекционирование - это неотъемлемая часть культурного и исторического наследия нации.

Изучение самого явления коллекционирования в историческом, культурном и художественном контексте связано с определенными трудностями: серьезное собирательство всегда было достаточно экзотическим видом увлечений; коллекционирование, как правило, индивидуализировано и персонифицировано, по этой причине очень мало «династических» коллекций; коллекции часто «рассыпались» (не оставив описаний, каталогов), или из-за социальных катаклизмов.

Основной секрет собирательства и его притягательная сила - создание целого из множества, превращение разного в единое. Коллекции, как правило, формируют собственный мир собирателя и окрашены его интеллектом, темпераментом, душой, отмечены печатью его вкусов и пристрастий.

Схема зарождения частных коллекций выглядит следующим образом. Интерес к нормам и ценностям предшествующих эпох заставляет отдельного человека обращать внимание на их источники. Есть источники (раритеты, древние рукописи, монеты и др.) и есть их получатель - коллекционер. Данная схема замыкается на удовлетворение потребности и интереса коллекционера, но он не может ограничиться только своим собранием раритетов и стремится пополнить его за счет нового приобретения или обмена. Так возникает последовательная цепь людей, вовлеченных в систему, связанную с интересами коллекционера, и начинает действовать механизм, который, пользуясь термином из социальной психологии, можно охарактеризовать как «канал движения сообщений».

Формирование частной коллекции вызывает познавательный интерес у окружающих, и в систему вовлекаются любознательные люди и исследователи-специалисты. Таким образом, частное коллекционирование, родившееся из стремления человека удовлетворить собственные потребности в получении информации о предшествующих эпохах, «побуждает окружающих к сохранению и тиражированию эстетического эталона»[8]. От собирания древностей интересы коллекционеров перемещаются к явлениям культуры, у них возникает стремление осознать особенности эпохи, с которой эти древности связаны, а также особенности эпохи, в которой они живут. Рождаются качественно новые отношения между коллекционером и мастером-творцом. Появляются меценаты - покровители изящных искусств, собиратели творений современников, нередко поддерживающие творца не только кругом общения, но и материально.

1.1 Мотивы коллекционирования

В ряде исследований причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии, которая все объясняет с помощью таких понятий, как «вкусы» или «интересы». Среди мотиваций создания первичных предмузейных собраний А.С. Виттлин перечислила следующие мотивации: экономического значения, социального престижа, магическую, выражения групповой принадлежности, стимуляции любознательности и исследования, эмоционального переживания[9]. К. Помян подчеркивал, что понимание сосуществования различных мотиваций предмузейного и музейного собирательства – престижной, экономической, познавательной и эстетической – не должно отрицать важность каждой из них и сводить все к единой мотивации, признаваемой наиболее важной[10]. Подразумевая под собирательством «свойственное человеку как отдельному индивидууму и человечеству как целостному культурному организму стремление к присвоению, накоплению, хранению и, в большинстве случаев, демонстрации семиофоров разного рода»[11], Т.П. Калугина выделяет разнообразные сферы мотиваций собирательства: индивидуальная символизация в самых разных формах; магическая семантика; связь с ритуалом; обозначение и подтверждение социальной роли; престиж и власть; декорирование жизненного пространства; использование в качестве инструмента познания и классификации, средства систематизации миропорядка; эстетическое наслаждение[12].

Сакральная мотивация – стремление человека выйти за пределы удовлетворения своих бытовых нужд, биологического существования, стремиться к общению с высшей силой, управляющей миром (женские статуэтки, наскальные изображения, христианские реликвии)

Экономическая мотивация – переход человечества от присваивающих форм хозяйства к производящим (добыча, налоги, пожертвования).

Мотивация социального престижа – со времен первобытного общества (захоронения с ценностями).

Мотивация групповой принадлежности – собирание предметов, связанных с осознанием группой людей своей общности (со времен первобытного общества).

Доказательство родства с легендарными предками – греки и римляне хранили инструменты, с помощью которых якобы был сооружен троянский конь, ископаемые останки животных, считая их своими предками. Культурная сила, вносящая ощущение единения в обществе.

Патриотического характера – предметы, свидетельствующие об общности и патриотических традициях (трофеи, личные вещи исторических персон). В феодальную эпоху трудно было отделить родовые патриотические или общенациональные собрания.

Выражение единства средиземноморского и переднеазиатского мира – римляне выставляли материальные предметы греческой культуры.

Закрепление связей между людьми с помощью архивов, библиотек и предмузейных собраний – закрепление социальной информации с помощью исторических источников (шумерские библиотеки).

Средство возбуждения любознательности – диковинные предметы из других стран (по мере распространения христианства роль таких собраний стала уменьшаться).

Средство исследовательской деятельности – целенаправленный сбор по определенному плану (угасает в период средневековья, возвращается в период Возрождения).

Средство эстетического переживания - наскальная живопись, античные скульптуры и картины. В средневековье ушло на задний план. Августин рассматривал эстетический подход как противоречащий красоте праведности. Через 800 лет Фома Аквинский оправдал эстетические эмоции.

Существуют различные варианты этого увлечения, которые определяются материалом коллекций и задачами, которые ставит перед собой коллекционер

Первый мотив собирательства обычно бывает связан с основной творческой деятельностью коллекционера. В этом случае коллекция рассматривается как важное подспорье для такого творчества. «Пригодность» для него того или иного объекта собирания является побудительным мотивом его приобретения. Типичным примером действия этого мотива является рукописная коллекция Н.М.Карамзина, в которой каждый документ предназначался для использования в «Истории государства Российского».

Второй мотив собирательства носит протестно-прогностический характер. В этом случае коллекционер словно предвидит, что некие объекты его интереса, не волнующие его современников, либо откровенно не принимаемые, преследуемые официальной властью, рано или поздно, но будут востребованы в будущем. В России до недавнего времени это был очень опасный для коллекционеров мотив собирательства. Разорванная на мельчайшие клочки, она была похоронена в дворовом мусорном баке, обезопасив незадачливого собирателя и продемонстрировав его пренебрежение протестно-прогностическим мотивам собирательства.

Третий мотив собирательства — меркантильно-прагматические соображения коллекционера. Объекты своего интереса он может частично рассматривать как отложенные вложения на «черный день» для себя и своих близких.[13]. С другой стороны, коллекционер может что-то собирать из случайно оказавшегося в его поле зрения «про запас», в надежде на перепродажу или обмен ради получения основного объекта своих главных интересов.

В тоже время, исследователи отмечают, что на различных этапах истории коллекционирования преобладают те или иные социокультурные мотивации. При этом «некоторые побудительные мотивы собирательства остаются неизменными, другие меняются, утрачивают свой приоритет, но в каждом конкретном случае одна из мотиваций всегда будет определяющей»[14].

Интересные мысли о психологической природе коллекционирования высказывал академик И.П. Павлов в докладе, прочитанном на Третьем съезде экспериментальной педагогики в Петрограде 2 января 1916 г. Известный ученый говорил: «беря коллекционерство во всем объеме, нельзя быть не пораженным тем фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые не представляют решительно никакой ценности ни с какой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностью цели, всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи...»[15] Современные исследователи также полагают, что феномен художественного собирательства как особой культурной формы выявляется более полно с учетом психологических, антропологических, этнографических аспектов[16]. Антропологические и этнографические аспекты коллекционирования важны для понимания человеческого поведения, связанного с созданием коллекций, которое зависит от традиций и общественных ритуалов.

1.2 Виды коллекционирования

Понятие «коллекционирование» было введено в обиход более 2000 лет назад Цицероном. Знаменитый оратор в своей речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» словом «коллекция» назвал собрание разрозненных предметов в одно целое. Первыми коллекционерами историки считают правителей Пергамского царства в 3 в. до н.э.

Наиболее популярным видом коллекционирования считается художественное коллекционирование.Среди традиционных коллекций стоит вспомнить и оригинальные.

Первым известным русским собирателем коллекционных материалов был император Петр Великий. Государь с юных лет любил собирать оружие, редкие монеты и минералы.Знаменитая Кунсткамера, которая является первым российским общедоступным музеем, родилась из личной коллекции русского царя.

Так, знаменитый кардинал Ришелье был ярым и азартным собирателем курительных трубок. Этой же страстью был заражен и французский генерал Виндамм, коллекция которого была столь обширна, что сумма её продажи с аукциона составила более 60000 франков. Известно, что француз Мори собирал театральные куклы, а его соотечественник Герар имел уникальную коллекцию молотков различного назначения и веса. Амстронг собрал совсем экстравагантную коллекцию посмертных записок и писем самоубийц, составленных перед тем, как несчастные лишали себя жизни.

Канцлер Бисмарк коллекционировал градусники, а французский президент Эдуард Эррио собирал ресторанные меню. Наполеон собирал часы и оловянных солдатиков, к которым был весьма неравнодушен и сэр Уинстон Черчиль. Рональд Рейган собирал пословицы и поговорки народов мира, а его супруга Нэнси – пасхальные яйца.

Страстными коллекционерами были многие писатели. У Гете была крупнейшая коллекция минералов, а Вальтер Скотт собирал холодное оружие разных стран и народов. И.С. Тургенев – заядлый шахматист – оставил после себя в коллекции 14 комплектов шахмат. Н.А. Некрасов собрал 64 вида охотничьих ружей. А.С. Пушкин незадолго до смерти увлекся собиранием газет. Анатоль Франс владел крупнейшей коллекцией настольных колокольчиков. Страстным собирателем курительных трубок был Илья Эренбург, а Михаил Булгаков собирал билеты от всех спектаклей, которые он посетил. Космонавт Юрий Гагарин одним из первых в стране стал коллекционировать кактусы. Жюль Верн собирал карты и путеводители, Артур Конан-Дойль коллекционировал рекламные буклеты транспортных контор, пароходных кампаний и страховых агентств. Жорж Сименон собирал телефонные книги и черпал оттуда фамилии для своих героев.

В XX в. коллекционирование продолжает активно развиваться, расширяются его виды и тематика. Среди новых объектов музейного коллекционирования - формирование фондов артефактами нематериального наследия. В частном коллекционировании различают демократическое и элитарное направления. К демократическому относятся, например, филателия, филокартия, филумения. Одним из наиболее популярных является книжное коллекционирование.

Потребности коллекционирования удовлетворяет рынок произведений искусства и предметов науки и культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.

 

Глава 2. История коллекционирования

В период предмузейного коллекционирования создавались не случайные, внутренне свободные совокупности вещей, а предмузейные коллекции, то есть комплексы: предметов, строго подобранных по какому-либо принципу. В традиционных обществах первобытного, древнего и средневекового мира собирание, хранение и представление предметов, изымавшихся из сферы утилитарного их использования, складывались постепенно. Выделение конкретных предметов из хаотичного множества вещей, самого различного рода объектов и объединение их в определенные группы превращало их в коллекции. Коллекции эти принадлежали общинам, правителям, знатным и богатым людям.

В архаическом обществе люди собирали и хранили предметы, не подлежавшие повседневному использованию. по определению археологов, возраст подобных предметов, обнаруженных в ходе многочисленных раскопок во Франции, составляет от 40-50 тыс. до 400-500 тыс.лет, а тех предметов, которые были найдены на территории Восточной Африки, приблизительно 2 млн. лет[17].

Именно тогда появились коллекции сакрального характера, в поисках средств общения с высшей силой. Согласно религиозным представлениям, человек, делая подношения богам, помещал их в святилище. Сюда приносили реликвии, трофеи, вотивные предметы, - таким образом, в Древней Греции формировались первые коллекции.

Награбленные в Греции и других странах реликвии и предметы, обретшие статус трофеев, размещались в храмах Рима, где особой интенсивностью отличался в античный период процесс коллекционирования.

Таким образом, общественные собрания в римских храмах появлялись не как постепенное накопление индивидуальных принадлежностей, а как вклад трофеев тех побед, которые превратили некогда небольшую общину в мировую империю. Римляне также скупали ценные памятники культуры у жителей разорившихся греческих городов. После завоевания Римом Греции и эллинистических государств, в Римской империи во многих городах помещались скульптурные изображения императоров с целью демонстрации римского могущества. Многие римляне стремились поставить себе или своим предкам статуи на римском Форуме. Статуя должна была прославить данного человека или его предков (поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим). Она должна была выражать уважение или почитание. Во II веке до н.э. римский Форум был настолько загроможден статуями подобного рода, что было принято специальное решение убрать половину из них. Показательные выставки дорогих предметов нередко были главной целью некоторых римских коллекционеров. Вольноотпущенники порой были склонны украшать дома колоннадами из алебастра и черепашьих панцирей, и фонтанами с серебряными трубками с тем, чтобы это стирало из памяти окружающих их рабское прошлое. Драгоценные кубки были предметом особой гордости, их коллекционировали, и такая коллекция создавала человеку репутацию ценителя и знатока искусства. Демонстрация дорогой и старинной посуды была в обычае на званых обедах, и такой обычай был формой демонстрации повышенного социально-имущественного и культурного статуса хозяина. Римский писатель-энциклопедист Плиний Старший писал о костях людей необычных размеров, которые находились в садах семьи Саллюстиев и в их хранилищах урн с прахом предков. Кости диких животных, известные под названием «кости гигантов», выставлялись напоказ на вилле императора Августа, как кости его предков. Отдельные римские предмузейные собрания должны были олицетворять идею возводимой к мифическим предкам генеалогии семей их обладателей. Статуи предков, их рельефные изображения нередко украшали места, в которых протекала повседневная жизнь римских знатных семей. На стенах зданий и колоннах в Риме закреплялись носовые части вражеских кораблей – «ростры». В общественных местах Рима размещались трофеи. В императорском Риме древняя культура Греции почиталась как ценное наследие. Римляне не только присваивали материальные ценности покоренной ими Эллады, но и впитывали эллинский дух, для чего посещали прославленные памятниками и традициями местности Греции. В Риме существовали частные и ведомственные архивы, а в 78 году до н.э. построили специальное помещение для сенатского архива – «табулярий» на спуске от Капитолия к римскому Форуму. . В I веке до н.э. и позже в Римской империи поощрялись любознательность и путешествия. В храмах выставляли диковинные предметы, в том числе принадлежности быта других стран.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.