на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Социальная работа как общественное явление


Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий – на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т.д.

Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, - это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы – это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и различного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовывать свои права и возможности. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны – процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

Специализированная социальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.

Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социального благосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли.

2.2 Социальная работа как практическая реализация философии прав человека

Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Говоря шире, эта идея или философия стала двигателем и обоснованием политических реформ в наиболее реформаторский период человеческой истории. Понятие «права человека» в наше время чаще всего представляется чем-то естественным и вечным. На самом деле это сравнительно недавнее изобретение. Впервые возникнув в Западной Европе и США примерно два века назад, понятие это затем прочно укоренилось в коллективном сознании. Делались попытки подвести под эту идею некий абсолютный и/или научный фундамент, в чем, в частности, преуспели представители школы утилитаризма. Тем не менее, идея прав человека остается именно философией, т.е. системой логически связанных абстрактных принципов, категорий и ценностей. Нередко ее использовали для прикрытия интересов отдельных групп или как пропагандистский прием, но, по сути, даже в этом всегда содержалось нечто большее, чем демагогия. Ядро данной философии составляет набор утверждений о том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, которые не в столь отдаленном прошлом были доступны как самопонятные привилегии и «свободы» лишь узким слоям европейского общества. Можно также сказать, что философия прав человека – это комплекс представлений о реальном и об идеальном устройствах общества, и о месте индивида в социуме. Идеалы философии прав человека претворялись в жизнь мирным или революционным путем реформаторами, стремившимися преобразовать общество в соответствии со своими моделями его улучшения. Эти модели неоднократно корректировались, поскольку сама реализация их вскрывала серьезные просчеты в первоначальных планах, после чего рождалась новая реформистская программа, а сами представления о правах человека подверглись коренному пересмотру. Вслед за этим начинался новый цикл реформ. Из истории мы знаем два таких цикла, и сейчас можно говорить о начале третьего. В соответствии с основной направленностью реформ эти циклы можно поэтапно обозначить как: гражданские права и политическое равенство, государство всеобщего благоденствия и социальная справедливость, индивидуальность и право выбора.

Зачатки идей, позднее оформившихся в философию прав человека, можно найти еще в Древней Греции и Риме. Действительно, именно в греческих городах-полисах зародилось представление о гражданстве, связанное с принципом прямой демократии, хотя это была, конечно демократия для избранных. Мысли о принципиальном равенстве всех людей были высказаны первоначально римскими философами-стоиками. Однако в своем окончательном виде философия всеобщих гражданских прав – продукт XVII-XVIII вв., оказавшийся в центре всеобщего внимания после американской и французской революций, а также в результате развития английской парламентской либеральной традиции, наиболее ярким представителем которой был Дж. Локк. Ядром этой философии стало новое представление о природе человека и его месте в мире и, как следствие этого, о более разумном и совершенном устройстве общества и месте человека в нем. Такое общество должно было состоять из свободных граждан, а не рабов или верноподданных. На философском языке этики Канта это означало, что каждый человек должен рассматриваться как цель, а не как средство. Естественные права людей предполагали их равенство перед законом, что в дальнейшем было выражено конституционным принципом «один гражданин – один голос», основным критерием легитимности государственной власти.

В борьбе за новое общественное устройство сталкивались разные мнения о путях его достижения и о способах реализации гражданских прав, но практически все, реформаторы и революционеры, исходили из того, что краеугольным камнем нового общества должна стать индивидуальная свобода, закрепленная законом. Они также были едины в убеждении, что тем самым новое общество станет более гуманным и справедливым. Воля большинства, восторжествовав, породит новую форму правления и общественной организации, и интересы бедного большинства населения возобладают над интересами привилегированных меньшинств. Равенство политических прав, закрепленное в конституции, естественным путем приведет также к искоренению социальных пороков; свобода и равенство приведут к братству.

Философия гражданских прав XVII-XVIII вв. во главу угла ставила равенство людей перед законом. Однако практическая реализация подобных программ вскоре выявила и их слабые места. Пример Америки и Франции показал, что республиканская форма правления, гарантирующая равенство политических и юридических прав, сама по себе не приводит к фактическому равенству граждан. Более того, разрушение старой системы взаимосвязей лишало многих людей прежних традиционных форм социальной защиты и умножало нищету. Поляризация общества по имущественному признаку усиливалась. Начало промышленной революции и формирование рабочего класса сопровождались резким ухудшением условий существования и разрастанием нового мира – мира городских трущоб, бедняков, пьянства и проституции. Беды социального дна не могли не привлечь внимания наиболее чутких и честных представителей интеллигенции.

В условиях индустриального общества они рассматривали себя как партию рабочего класса, ибо ожидали превращения этого класса в самую многочисленную и представительную группу населения. Правда, социал-демократические идеи имели широкое хождение также среди мелких ремесленников и интеллигенции, а порой даже среди крестьян и представителей радикальной буржуазии. В полной мере новая идеология прав человека, включавшая в себя мысль о необходимости социальных реформ, была сформулирована Вторым Интернационалистом, в котором тон задавали немецкие социал-демократы.

Таким образом, представление о правах человека расширяется, охватывая помимо гражданского также и «социальный» аспект. Цивилизованное общество обязано обеспечить всем своим членам некий минимум благосостояния и стабильности в условиях быстрой индустриализации и урбанизации. Это предполагает развитие системы пенсионного обеспечения, проведение мероприятий по борьбе с безработицей, выплату пособий для безработных, жилищное обеспечение, общедоступность образования и здравоохранения.

Социальная работа сохраняет верность идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как современное их воплощение. Как и другие гуманные профессии, она ориентируется на общечеловеческие ценности и поэтому часто выступает в роли критика, подвергающего сомнению правильность существующего порядка вещей.

2.3 Нравственно-гуманистический характер социальной работы

Гуманность – одна из онтологических форм человеческого бытия и полагания мира. Гуманность, рассматриваемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования и является фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковой – с другой. М. Хайдеггер утверждал, что «гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия».

Уровень гуманизма в межличностных и межгрупповых отношениях исторически повышается. Помимо социальных предпосылок гуманизма можно говорить об определенных социобиологических, личностных основах, на которых строится приятие или неприятие гуманистического мировоззрения. Речь идет об альтруизме и эгоизме. Альтруизм – принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе о благе другого человека и других людей, которые для альтруиста важнее собственных. Эгоизм – принцип жизненной ориентации личности, направленный на заботу о своем Я, об удовлетворении своих интересов и потребностей даже ценой нарушения интересов и потребностей других.

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения, как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы. Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем:

1)  зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач;

2)  разработка этических стандартов профессии;

3)  этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблема ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида, как высшему ценностному измерению, дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Право на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемые профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого баланса – общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами, вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи: независимость и манипулирование; патернализм и самоопределение; принцип информированного согласия; необходимость говорить правду; конфиденциальность и частный характер сообщений; доносительство; законы и благополучие клиента; личные и профессиональные ценности.

Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

Таким образом, в основе социальных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».

Гуманистический подход к пониманию человека в деятельности социального работника служит одним из ключевых факторов успешности его профессиональной деятельности. Сама социальная работа представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. Социальная работа нацелена на профессиональную помощь индивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценного социального функционирования. Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и филогенетических), психологических закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития:

1. Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми.

2. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

3. Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.

2.4 Социальная работа в поисках нового качества социальной политики

В современном мире, который становится все более разнообразным, но одновременно и более открытым, «меньшинства» как таковые в сумме постепенно превращаются в большинство. Путь, который ранее представлялся магистральным и прямо ведущим в светлое будущее, делается все менее ясным. Универсальные рецепты вызывают все большее недоверие. Государство, прежде воспринимавшееся как главный инструмент их реализации, все чаще оказывается главным препятствием на пути достижения свободы, равенства и братства – идеалов, которые вдохновляли борцов за права человека, как эволюционистов, так и революционеров. Новый этап коллективного мышления и третий цикл философии прав человека – это реакция на универсализм и «огосударствленность» старой системы, т.е. на те ее качества, которые сковывают свободу индивидуального выбора, мешают видеть конкретные проблемы живых людей, реальные проблемы «меньшинств» любого рода.

Все прежние системы социальной защиты и поддержки, даже создававшиеся из лучших побуждений, постепенно превратились в диктатуру экспертов и бюрократов, поскольку всегда покоились на убеждении, что эксперты могут дать точный прогноз, предложить оптимальные решения, и тогда путем принятия мудрых законов и постановлений можно будет в совершенстве отрегулировать все стороны жизнедеятельности общества. Утопичность подобных взглядов становится все более очевидной. В настоящее время недоверие вызывает сама идея абсолютного прогресса, понимаемого как одностороннее движение «вперед и вверх» в направлении все большей рациональности и универсальности в социальных отношениях. Параллельный экономический и социальный кризис в развитых капиталистических странах и развал СССР, обострение глобальных экологических проблем, а также тот факт что ученые не смогли предвидеть такого развития событий, - все это стимулировало критический пересмотр общепринятых взглядов. Широкое наступление идеологии неоконсерваторов или, другими словами, «новых правил» привело к свертыванию «государства всеобщего благоденствия», всеобщего права на бесплатное социальное обеспечение при резком одновременном сокращении ассигновании на социальные нужды и принятии курса на частичную приватизацию социальных служб. Снова, как и полвека назад и ранее, когда идея государства всеобщего благоденствия активно пробивала себе дорогу, разные партии и движения выступали на редкость единодушно.

Нужно заметить, что социальная ответственность – основа современной политики. Она в гораздо большей степени, чем законодательная, порождает доверие между разными социальными группами. Это связано в первую очередь с тем, что социальная ответственность есть ответственность внутренняя, а не внешняя, которая присуща людям, группам людей, их представителям не потому, что невыполнение обязательств есть осознанная и принятая необходимость. И именно на таком фундаменте доверие наиболее прочно. Причем, с позиций права понятие «социальная ответственность» тесно связано с понятием «социальное отклонение».

2.5 Социальная работа как наука

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Отличительной чертой социальной теории как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности. Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы: «социальная среда – человек».

Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента, структуры социальной работы, и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т.е. способов и методов конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.

Для социальной работы как отрасли научного знания характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальной работы: научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий?

В социальной работе, по мнению многих зарубежных авторов, научно-исследовательская деятельность и практическая деятельность развиваются в основном независимо друг от друга. Однако большинство исследователей считают, что на учреждение социальной работы как социального института первостепенное влияние оказали мировоззренческие факторы, попытки научного осмысления социальной действительности и социальных противоречий. Основным генерирующим началом явилось теоретическое знание, которое и легло в основу социальной практики и социальной науки.

Другое направление утверждает первоосновой социальную практику и социальное действие и соответственно вторичность научного знания. По мнению ряда ученых, в противном случае теория будет отдаляться от практики и даже мешать практикующим социальным работникам оказывать эффективную помощь нуждающимся.

Если исходить из того, что первопричина социальной дисгармонии общество, его устройство, то социальная работа должна быть ориентирована прежде всего на реформирование или на радикальное изменение этого общества. Если же принять за первопричину социальных проблем самого человека, то для достижения гармонии необходимо изменять прежде всего человека, а не его окружение. В таком случае социальная политика должна опираться на развитие учреждений, занятых проблемами воспитания, социализации, коррекции и реабилитации, т.е. на развитие социально-психологической работы.

В социальной работе не существует единой теории, а наука представлена разнообразными общественными, социальными научными школами, в рамках которых и разворачиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.

Несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы, ее сущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое в конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.

Все вышесказанное характеризует социальную работу как полипарадигмальную теорию и практику. В современной социальной работе существует множество моделей практики, основанной на тех или иных теоретических взглядах. Например, когда речь идет о традиционной социальной работе на индивидуально-личностном уровне, это прежде всего психолого-ориентированные модели. Среди них психодинамические модели, основу которых составляет модернизированный фрейдизм, эгопсихологическая модель и трансакциональный анализ. Еще одна группа моделей практической работы использует бихевиористские теории.

2.6 Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

Обучающиеся социальной работе овладевают различными технологиями, позволяющими им обеспечивать посредничество между нуждающимися в помощи человеком и обществом, стимулировать клиента к выполнению им социально значимой деятельности, предотвращать социальные взрывы и корректировать девиантное поведение.

Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетание теоретических и практических составляющих. Одним из важных элементов в подготовке специалистов по социальной работе должно быть освоение основ медицины, психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и др. Обязательным в системе подготовки таких специалистов должен быть комплекс специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг). Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

Основная цель образования – получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социальной работе. Специалист по социальной работе – специалист с высшим образованием по специальности «социальная работа», получивший базовую подготовку, которая предполагает три направления обучения: общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, общематематические и естественнонаучные дисциплины и специализации по социальной работе.

Социального работника должно характеризовать умение поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения научные методы; способность к кооперации с коллегами по работе в коллективе; знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения; владение основами педагогической деятельности; готовность к работе над междисциплинарными проектами; понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникающих в эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.

Для социального работника должно быть свойственно понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта базисных ценностей культуры; умение оценивать достижения культуры на основе знания их исторического контекста; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, в том числе – собственной страны и составляющих ее регионов, умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В целом, получив теоретические знания и практические навыки, специалист по социальной работе должен быть способен к организационно-управленческой, научно-педагогической и практической деятельности в сфере социальной работы.

В мире насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы, а также специализированных факультетов университетов, ведущих подготовку профессионалов для социальной сферы. В Российской Федерации подготовкой специалистов высшей квалификации по социальной работе занимаются свыше 60 высших учебных заведений, подготовкой социальных работников среднего звена – сотни средних специальных учебных заведений. После официального учреждения в 1991 г. профессионального статуса социального работника наблюдается устойчивая тенденция расширения в системе высшего образования сети специализированных университетов, академий, институтов, колледжей, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров для социальной сферы, в том числе и для органов и учреждений социальной сферы.

Переподготовка кадров и повышение квалификации уже действующих специалистов на базе высшей школы проводится в основном в очно-заочной форме. Государственная система подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы носит многоуровневый характер. В нее входят государственные университеты, медицинские и педагогические институты и университеты, педагогические колледжи, кадровые центры, технологические вузы, техникумы, профессионально-технические училища и лицеи. Однако, в целом, ощущается серьезная нехватка кадров высшей квалификации, что характерно для многих стран мира, даже ля стран с развитой системой социального обслуживания (США, Великобритания, Швеция и др.). В ряде случаев эту проблему решают при помощи наставничества (тьюторства, супервизорства), когда высококвалифицированные кадры помогают большому количеству малоквалифицированных социальных работников познать основы социальной работы через совместную практическую деятельность, подразумевающую постоянный контроль и помощь старших младшим. Другой способ получения знаний – конференции, совещания, симпозиумы. Ежегодно в мире проводится более 100 национальных и международных конференций в областях, связанных с социальной сферой, как правило, организованных при участии профессиональных обществоведов, организаций социальных работников.

Социальная работа – универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.

социальная работа профессиональный гуманистический


Заключение

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.

Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев, наблюдается разрыв социальных связей, деградация социальной инфраструктуры и появление реальной угрозы человеческому потенциалу страны.

Резко обостряется социальная дифференциация. В этом плане ярко характеризует социально-экономическую ситуацию в России следующий показатель. По данным статистики уровень жизни 10% наиболее обеспеченных людей в 15 раз превысил уровень жизни 10% наименее обеспеченных. В действительности же этот коэффициент достигает 30, на Западе составляет 10-12. Уродливость социальной пирамиды оттеняет и то, что на самой ее вершине – небольшая группа богатых (0,2%) которую обслуживает довольно значительный слой (4%). Тенденция обнищания молодых и работоспособных усиливается. И это результат глубокого экономического кризиса, который переживает Россия.

Трудоспособное население страны все чаще сталкивается с таким социальным бичом как безработица.

Демографические показатели России одни из самых низких. В Российской Федерации происходит депопуляция (снижение численности населения). До половины детей рождается больными, около 20% новорожденных появляются на свет вне брака, многие дети растут в неполных семьях, в детских домах, в семьях алкоголиков и наркоманов.

Катастрофически растет заболеваемость, прежде всего врожденная. В России все чаще воскрешаются болезни, казалось бы, давно нейтрализованные – тиф, холера, дифтерия, чесотка. Во многих школах дети страдают от педикулеза.

В то же время бедствует здравоохранение, в первую очередь система профилактики и санитарной службы.

Социальные невзгоды, стрессовые ситуации привели к тому, что по статистике самоубийств Россия вышла на первое место в мире. Примерно 50 тыс. человек в год кончают жизнь самоубийством (или 40 на 100 тыс. населения, что в 3 раза выше, чем в США и в 4 раза выше, чем в Англии)! Особенно большой рост самоубийств наблюдается среди мужчин. 71 человек на 100 тыс.

В России ежегодно кончают жизнь самоубийством из-за жестокого обращения примерно 2 тыс. детей, 50 тыс. несовершеннолетних уходит из дома и 20 тыс. из детских садов и интернатов.

Над многими людьми начинает довлеть страх нищеты в старости. А большинство ветеранов-пенсионеров уже сейчас входит в общество с рыночной экономикой абсолютно нищими, без всяких накоплений, которые были сметены известными «экономическими» решениями, громадными темпами инфляции последних лет.

Наличие определенной массы крайне нуждающихся, уязвимых и незащищенных жителей России делает чрезвычайно актуальной проблему социальной помощи.

Среди множества разнообразных черт, определяющих соотношения и тенденции развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых трудно переоценить.

Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказание разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности.


Список использованной литературы

1.  Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1997.

2.  Беличева С.А. Социально-психологическая диагностик. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

3.  Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

4.  В поисках истины (Материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы). / Отв. ред. В.Г. Попов, Т.Е. Денисова. – М., 1995.

5.  Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. – Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997.

6.  Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы. – М., 1994.

7.  Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. – Барнаул, 1995.

8.  Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. – М., 1982; Роджерс К.К науке о личности // История зарубежной психологии.– М., 1986.

9.  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

10.  Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11.  Очерки истории социальной работы в России и за рубежом: Учеб. пособие./М.В. Ромм, Т.А. Ромм, И.А. Скалабан, Ю.И. Горюн, Ю.В. Койнова; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – Ч. 1.

12.  Риммер Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. – М., 1993 – 1994. Т. 3.

13.  Ромм М.В. Социальная адаптация и социализация личности в современном обществе // Социология и современное общество: Учеб. пособие. В 2 ч. – Новосибирск: НГТУ, 1997. Ч. 1.

14.  Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

15.  Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

16.  Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов р/Д: Феникс, 2003.

17.  Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

18.  Социальная работа. Серия. – М., Вып. 3. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США: (Учеб.-метод. пособие). – 1992.

19.  Социальная работа. Серия. – М., Вып. 4. Социальная работа в Германии и Австрии: (Учеб.-метод. пособие). – 1992.

20.  Социальная работа и социальная политика: Новые ценностные ориентации // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Сб. ст. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1997.

21.  Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учеб. пособие. – М.: Ин-т практической психологии,1996.

22.  Теория методика социальной работы. (Краткий курс). – М.: “Союз”, 1994.

23.  Теория и методика социальной работы: Учеб.пособие/Рук.авт.кол-ва И.Г. Зайнышев. Ч. 1. – М.: Союз, 1994.

24.  Теория социальной работы: Учебник/Под ред. Е.И. Холостовой.–М.,1998.

25.  Теория социальной работы: Учеб.пособие/М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск; Изд-во НГТУ, 1999.

26.  Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.

27.  Философия социальной работы. Монография. / Под ред. В.И. Митрохина. – М.: МГСУ “Союз”, 1998.

28.  Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997.


[1] См.: Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие/Рук. авт. кол-ва И.Г. Зайнышев. Ч. 1. – М.: Союз, 1994. С. 10.

[2] См. подробно: Теория социальной работы: Учебник/Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998. С. 17-25.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.