на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Прославление новомучеников российских и возрождение России


По церковному учению, незыблемая основа, жизненосная сила Церкви - подвиги святых, и в первую очередь мучеников. Церковь земная, находясь в нерасторжимом единении с Церковью небесной – торжествующей, представляет несокрушимую крепость. Поэтому Церковь всегда прославляла мучеников с особенным усердием. В раннехристианские времена, когда становилось известно о погибших от гонений мучениках, верующий народ сразу же начинал молиться новым святым, как новым заступникам, не дожидаясь формальных актов канонизации.

Святость мучеников очевидна: если отдал жизнь за Христа и Его Церковь,- то это ясный и достаточный признак,что этот человек угоден Богу, и, следовательно, является ходатаем за людей пред Богом.

И естественно, непочитание мучеников, забвение их страданий есть тяжкий грех. Этот грех отделяет верующих от Церкви торжествующей, свидетельствует о неверии в их подвиг; является отказом от благодатной помощи Божией. Всякий подвиг святости есть подвиг любви. Сила любви праведника за гробом не только сохраняется, но и возрастает. Молитвенное приятие этой любви святых, являющейся даром Божиим, есть не только свободная возможность , но несомненный д о л г и о б я з а н н о с т ь всех православных христиан. “Свят еси, Боже наш и во Святых почиваеши, и Тебе Славу воссылаем” , возглашает Церковь, и реально подтверждает это почитанием и прославлением все новых и новых святых, являемых в каждом новом поколении. Обилие святости – признак особой Благодати Божией, о которой земная Церковь свидетельствует с благоговейной благодарностью в канонизациях святых. Благодатное обилие святости Бог дарует в установленные им времена ради Своей Славы, но и из милосердия к человечеству, посылая новых заступников и ходатаев иногда в великом множестве. Поэтому непочитание святых в некоторых обществах, считающих себя христианскими, свидетельствует о крайнем оскудении христианского сознания, выражая протест человеческой гордости против Бога. Но все ереси и расколы, прежде,чем стать явными, появляются в скрытом виде у некоторых членов Церкви. Т.о. непочитание святых, особенно изобильно посланных нашей Церкви в последнее время, может привести к гибельным последствиям.

Ныне святые новомученики и исповедники Российские почитаются не только в Православии, но и во всем христианском мире они вызывают почтительное увжение за свое твердое и непоколебимое сопротивление злу и насилию.

Страшное противостояние и смертельная борьба в течение ряда десятилетий оставались почти невидимы для внешних, но стойкость русской Церкви была безусловно спасительной не только для России, но и для всего мира.

Полная история гонений и исповедничества Церкви в советский период еще не написана, хотя появилась уже целая литература по этим вопросам. Еще предстоит опубликовать огромное количество документов. Повидимому, агиология ХХ века вместе с историей гонений ХХ века и весь комплекс связанных с этим проблем имеет тенденцию выделиться в отдельную историческую дисциплину. Однако следует иметь в виду, что массовый исповеднический подвиг духовенства и верующих русской Церкви имеет своим началом не революцию 1917 года, и не Россию, а начало столетия и Австро-Венгрию, под власть которой по историческим причинам попала значительная часть западно-русского народа. Мы ни в коем случае не должны замыкаться на изучении только лишь великороссийских материалов. Сложившаяся с начала 90-х годов ситуация способствует забвению тесных родственных связей великороссов с белоруссами, карпатороссами, малороссами-украинцами, исторически являющихся единым русским народом с единой Русской Церковью. Забвение нашего племенного родства есть следствие бездуховного самодовольства, эгоистического замыкания в себе. К сожалению, это началось давно. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), в начале 900-годов были чиновники, которые не имели понятия о Холмской Руси – древнейшей русской земли, ныне находящейся в составе Польши (Митрополит Евлогий (Георгиевский), Путь моей жизни, М.,1994, с,152). О судьбах Холмщины в наше время почти никто не знает и не помнит. Между тем, и на Холмщине, и в других западных регионах множество верующих пострадало, кроме большевиков, еще и от польских и немецких властей.

Приведем один пример из жизни Закарпатья. .Известным подвижником, подвиг которого начался еще до войны 1914 года дерзновенной проповедью Православия, был иеромонах о.Алексей Кабалюк, перешедший из унии в православие и обративший многие тысячи людей в Австро-Венгрии и в Америке. Обвиненный властями, о.Алексей добровольно вернулся на родину из Америки и был посажен австрийскими властями в тюрьму за верность Православию. С ним пострадали еще 94 других верующих. Из них особенно известны жители села Иза, где была женская православная община, возглавляемая Иулианией Прокоп,- замечательной исповедницей, претерпевшей как пытки и издевательства,так и коварные уговоры униатского священника. Так же истязали и других исповедниц. Последующая жизнь о.Алексея, Иулиании Прокоп и сестер общины в 20-е годы и позднее является непрерывным подвигом исповедания веры и борьбы за воссоединение с Русской Церковью, которая завершилась успехом в 1946 году (Использованы материалы К.Фролова).

Первые концентрационные лагери, куда помещали русских людей за их национальность и веру были созданы не большевиками, а австро-германцами в начале войны 1914 года в Терезине и Талергофе с целью уничтожения прорусской и, следовательно, православной оппозиции в западно-русских землях, принадлежавших в то время Австро-Венгрии. В эти страшные места людей помещали под предлогом обвинений в национальном и политическом сочувствии к военному противнику центральных держав,т.е. Австро-Венгрии и Германии, - России, но суть заключалась именно в конфессиональной принадлежности обвиняемых к Православию, поскольку в те времена в Галиции и в Закарпатье быть русским означало быть православным, а центром русского и вообще славянского Православия была Россия. События ,последовавшие за октябрьским переворотом 1917 года, затмили в национальной памяти страдания талергофских мучеников. Когда реки крови залили шестую часть планеты, с которой исчезло самое название “Россия”, исповедание веры в Бога стало преступлнием и сотни (а может быть тысячи) концентрационных лагерей густой сетью покрыли всю русскую землю “от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей” и от Карелии до Тихого океана, и по границе позорного Брестского мира опустился “железный занавес”, отрезавший древние русские земли от остальной части России,- тогда невозможно стало и мыслить об увековечении памяти тех мучеников двух австрийских лагерей, которые первыми вошли в горнило огненных испытаний 20 века и при том остались за далеким рубежом. Небольшая группа оставшихся в живых жертв австрийских репрессий пыталась сохранить память об этом национально-религиозном геноциде русского народа. Во Львове в 1928 г. вышла книга В.Р.Ваврика “Терезин и Телергоф”. В 20е годы там же издавался “Телергофский альманах” и некоторые другие издания, в которых крайне небольшими тиражами публиковались сведения о преступлениях австрийских властей против русского народа и Православной Церкви, но они оставались почти никому неизвестными. Теперь, когда Волей Божией Россия начала понемногу возрождаться, когда собираются и публикуются сведения о всех пострадавших за Христа и за Церковь, когда издается множество литературы о пережитом времени и Церковь прославляет тысячи новых российских мучеников, мы обязаны вспомнить о невинных страдальцах времен Первой мировой войны. Также мы не можем забыть и тех 4-5 тысячах полковых священников, которые пали на полях сражений Первой мировой. Как хорошо известно, войну начала не Россия, и священники исполняли свой долг, благословляя воинов, умиравших за Отечество и братскую Сербию.

В Талергофе условия были ужасающими и нисколько не уступали позднейшим советским или фашистским концлагерям, а в чем-то талергофские палачи были еще более изобретательны. Известны многочисленные случаи , когда людей заживо загрызали вши. Не будем описывать другие страшные пытки , которым подвергали там людей. Смертность была ужасающей: за три года там погибло несколько десятков тысяч людей; специалисты считают от 30 до 60 тысяч жертв. Там томились и умирали, в основном, не военнопленные, а жители Прикарпатья, Волыни, Подолья, Галиции. Власти арестовывали русинов целыми селеньями, в том числе всех священников, которых заподазривали в русофильстве. Доносчиками часто выступали священники – сторонники “самостийности”. Из огромного числа погибших священнослужителей к наиболее известным относится о. Максим Сандович, причисленный к лику святых русской зарубежной Церковью.

Поразительна и достойна всякого уважения и преклонения преданность Православию и своему русскому происхождению галицийских патриотов того времени. “За Русь на виселицы, на расстрелы, на издевательства и муки в Терезине, Талергофе, Вене и других вязницах и концлагерях Австро-Венгрии шли тысячи за тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую Церковь, за русскую икону, за русское слово,за русскую песню,за русскую душу,за русское сердце,за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть”.(Василий Ваврик, Кровавый террор, из кн. “Терезин и Талергоф”, Львов, 1928).

Подлинное возрождение и спасение России будет возможным только тогда, когда основная часть нашего народа услышит голос Матери-Церкви и ощутит, что вне тысячелетней православной традиции с учением Церкви о покаянии и спасительном действии святых таинств настоящее и прочное устроение жизни в нашем Отечестве невозможно так же, как невозможно сменить колеса на ходу движущегося поезда. Призывы из вовсе не прекрасного далека изменить исторический менталитет русского народа являются ни чем иным как попыткой уговорить нас перестать быть самими собой, т.е. иначе говоря, вовсе и окончательно перестать быть. Этот вопрос - быть или не быть – не является риторическим, он сегодня на самом деле стоит пред русским народом. История знает множество примеров ухода с исторической арены великих народов, оставшихся для последующих эпох только в мертвых памятниках своей цивилизации. Следует вдуматься в причины их исчезновения. Понятен гнев Божий против народов, оскорблявших Бога выдающимся и очевидным нечестием: так, погибли все цивилизации, построенные на человеческих жертвоприношениях. Хананеи были уничтожены иудеями, карфагеняне – римлянами. Несколько малочисленных испанских отрядов уничтожили громадные и богатейшие американские государства инков и майя, религия которых также требовала человеческих жертв. Но история знает и более сложные случаи. Христианство распространилось в первую очередь в рамках греко-римского мира. Греческая нация поныне преемственно продолжает свое бытие, несмотря на тяжелейшие исторические испытания, особенно в период турецкого завоевания; но где римляне, построившие величайшую империю, разработавшие совершенную правовую систему, поставившие на недостигаемую высоту военное дело, создавшие великую культуру? Великий христианский мыслитель блаженный Августин, живший в эпоху падения римского величия, писал о римлянах: “нет им причины жаловаться на правду истинного Бога: воспряша мзду свою” (бл.Августин, О граде Божием, кн.5 гл.15). Ища земной славы, они получили желаемое в этом преходящем и греховном мире. В наше время стремительное падение и развал русского мира, катастрофическое сокращение народонаселения России есть прямое следствие народной измены вечному ради временного и эти процессы могут быть остановлены только возвращением в естественное историческое русло жизни русского народа, веками пронизанное православной духовностью. Основой этого возвращения может стать только новый подъем веры, распространение почитания новых святых и знаний об их жизни и подвигах. Многие из них жили жизнью, достаточно близкой к требованиям сегодняшнего дня и вместе с тем они обычно были глубоко укоренены в церковных и бытовых традициях русского народа. Самое главное для нас и последующих поколений нашего народа в их примере – исключительная любовь к Богу. Вихрь богоборчества неожиданно показал нам близость святости. Люди, которые часто казались всем обыкновенными и ни в чем, как будто, особенно не отличались от прочих, в период испытаний вдруг проявили необычайную стойкость, настолько, что признаны святыми... Вглядываясь теперь в их выбор в поступках, устроение жизни, исключительные, как правило, душевные свойства самоотверженности, честности, чистоты, непоколебимого мужества, дары любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, (Гал.5, 22-23),- мы признаем, что только такие личности могут и должны стать примером для последующих поколений. Свидетельства об их подвигах должны войти во все школьные учебники и программы, касающиеся истории Отечества. Должно надеяться, что в память сонмов новых святых будут воздвигнуты тысячи храмов по лицу всей нашей земли. Сразу же после прославления множеству из них стали составляться службы и иконы. В огромном числе приходов появились свои святые, которые уже признаны всей Церковью. Их почитание способствует обновлению духовной жизни приходов. Нет никакого сомнения, что прославление столь большого числа святых окажет влияние на все разнообразие российской культурной жизни. Уже сейчас тематика новых мучеников находит отражение в творчестве современных русских художников.

В этой связи одним из важнейших актов является соборная канонизация царственных страстотерпцев. Этот акт ясно показал, что Церковь полностью отвергает тот ложный образ Императора Николая 2-го и Императрицы Александры Феодоровны, который усиленно и небезуспешно навязывался русскому сознанию еще при жизни Государя. Акт канонизации Царской семьи, принятый после длительного и всестороннего церковного обсуждения свидетельствует о такой вере, стойкости и мужестве всех членов семьи Государя, какие не возникают внезапно. Эти великие добродетели должны были быть подготовлены всей жизнью царственных исповедников, которая должна быть заново пересмотрена с точки зрения их мученической кончины. В их святости наш народ приобрел драгоценное сокровище. Государь Николай 2-й стал тем, чем он хотел стать - искупительной жертвой за свой народ, и именно поэтому его имя вместе со всей его семьей будет почитаться в православном народе и способствовать возрождению многих душ.

Воссоздание церковной жизни встречает огромное количество препятствий и искушений.Из них три представляются нам основными по влиянию на дальнейшую жизнь Церкви.

Первое – это искушение материальными благами. Необходимость добывать значительные средства для восстановления храмов и обителей; желание оснастить храм (или монастырь) всеми современными техническими средствами; обязательность образовательной, просветительной, разнообразной социальной и хозяйственной деятельности, на что вновь и вновь требуются все те же деньги - разве все это не отвлекает очень часто современного священника и монаха от его более прямых обязанностей священнослужения, душепопечения, молитвы. Идеал материального благополучия очень скоро завораживает многие нестойкие души. Думается, что огромной сдерживающей и воспитующей в этом отношении духовенство силой является память о святых недавних поколений и пример страдальцев за веру, благодатно утверждавших церковную жизнь отказом от компромиссов и жертвенным стоянием даже до смерти и их невидимое присутствие, как святых, в храмовой жизни. Канонизация, свидетельствуя о святости подвижника, провозглашает его подвиг нормой, к которой обязан стремиться каждый священнослужитель и каждый мирянин, напоминает о неизбежности страданий в этой жизни и призывает нас к преемственности со святыми. Сознание этой преемственности есть, как нам представляется, краеугольный камень будущего Церкви.

Другой соблазн – стремление “улучшить” Церковь, сделать Ее более гибкой, более “современной”. Провести “необходимые” реформы, облегчающие путь в Церковь для многочисленных неофитов и способствующие развитию диалога с инославными, активно способствовать “единению” всех христиан перед лицом атеистического мира. Вопросы ставятся существенные, но решения часто принимаются их инициаторами помимо церковной соборности. Это давно известный путь обновленчества, “розового” христианства. Этому искушению поддаются обычно активные и способные, но одновременно, к сожалению, тщеславные и нетерпеливые деятели. Вслед за своими дореволюционными предшественниками они надеются, что “для России настала, наконец, пора реформации, которая-де должна начинаться с духовенства, с монастырей, вообще с наиболее характерных прявлений православного строя жизни и мысли…” (проф.А.И.Введенский, Против очевидности и мимо запросов жизни, М.,1903, с.15). Против возрождающегося обновленчества мы вновь призываем свидетельство новомучеников российских. История засвидетельствовала духовно-нравственную неустойчивость обновленцев, после революции ставших помощниками новой власти в деле разорения Церкви. Многие новомученики стали жертвами обновленцев,- достаточно вспомнить св. митрополита Петроградского Вениамина. Современные обновленцы стремятся обеспечить себе поддержку Запада, что придает им определенную силу и обусловливает в будущем достаточно напряженную борьбу Церкви с ними. Внимательное изучение борьбы святых с обновленцами, следование их примеру поможет преодолеть эту трудность и осуществить подлинно церковные пути просветительско-миссионерской деятельности и общения с инославными без ущерба для Православия.

И, наконец, третье, самое, пожалуй, существенное. Значительная часть нашего современного духовенства не любит служить. Это особенно заметно в сельской местности и небольших городах. Если вы, находясь там, захотите посетить богослужение в будний день – скажем, в день святого “со знаком”, - вы можете объехать десятки недавно открытых храмов, но все они окажутся закрытыми. Обычные объяснения: к нам никто не придет, нет певчих, семья. Но ведь богослужение есть прежде всего служение Богу, независимо от того, много ли в храме людей и есть ли “настоящие” певчие. А семья у хорошего священника и так при храме. При отсутствии же настоящей ревности о Доме Господнем воспитать народ и привести его к духовному возрождению невозможно. Народ идет туда, где он видит духовную силу и авторитет. А это священник приобретает только через усердное богослужение. Что же происходит? Как когда-то, в 70 – годы, говорил замечательный подвижник и исповедник архимандрит Таврион (Батозский): “священство спит, монашество спит… а враг сеет плевелы”. Эти плевелы растут и могут довольно скоро заглушить пшеницу…

Современное положение российского общества характеризуется возросшей полярностью духовно-нравственного состояния различных групп населения. С одной стороны, мы видим замечательные примеры устроения христианской жизни во многих обителях, в приходской жизни мирян, образцы бескорыстия и жертвенности. Без таких людей не был бы возможен тот подъем Церкви, свидетелями которого мы все ныне являемся. И это связано, без сомнения, с прямым или косвенным влянием новомучеников. Но с другой стороны, сформировались влиятельные группы лиц, владеющих большими средствами и занятых исключительно личным обогащением. Страсть сребролюбия стала одной из основных разрушительных сил. В численном отношении вторая группа значительно превосходит первую. Истинное признание новомучеников в народе должно выразиться в категорическом пресечении специально насаждаемой безнравственности, особенно в деле воспитания подрастающего поколения, в пресечении алкоголизма, наркомании, проституции, всякого уголовного бизнеса. Должны быть остановлены продолжающаяся распродажа и бессовестная эксплуатация национальныъх богатств России – природных и культурных. Продолжающееся разорение Отечества показывает, что мы еще не чтим святых, как должно: ведь вечное и временное неразрывно связаны между собою, и кто чтит вечное, содержит в порядке и земное.

Политическое крушение атеистического государства привело, как известно, к дроблению державы на части. Россия осталась в границах, более-менее соответствующих исторической Великороссии. Это тягостное для национальной гордости положение является явным следствием безумной антирелигиозной деятельности советского государства. Одновременно и как бы “взамен” мы получили определенную духовную свободу. Особенно удручающим является отделение от России Украины – исторической Малороссии, древнего корня русской национальности и государственности с центром в Киеве – “матери городов русских”. Важнейшей скрепой, которая продолжает соединять Россию с Украиной, является Русская Православная Церковь. Против этого духовного единения с Россией на Украине ведется острейшая борьба, организуемая антиправославными и антиславянскими силами. Православная вера на Украине, как и на всей территории бывшего советского государства, значительно ослаблена многолетней и упорной антирелигиозной деятельностью бывших властей. Ослаблено и сознание исторической преемственности с истоками русской культуры. Помимо разных раскольнических групп, особенно много усилий в этой борьбе против Православия традиционно прилагает католическая Церковь, использующая унию, и свое экономическое преимущество, и политическое давление. Главный резерв малороссийского Православия в ныне происходящей тяжелейшей битве – крепость духа и преемственность с новомучениками советского и досоветского (австрийского, польского) времени. В этом подвижническом стоянии им обязана помогать и молитвой, и материально вся русская Церковь. Подвиг новомучеников вселяет в нас уверенность в том, малороссийская Церковь может выстоять и на современном этапе. Исповеднический подвиг Православной Церкви на Украине имеет огромное значение для будущего единения не только великороссов и малороссов, но и всего славянского мира. За последнее десятилетие там уже явлено много новых подвижников, пострадавших и готовых пострадать даже до смерти ради Православия.

Россия и Русская Церковь вступают в ХХ1 век в чрезвычайно сложной внутренней и внешней обстановке. Силы зла остаются такими же, какими они были всегда. По мере исполнения времен они приобретают новый опыт, стараются действовать еще хитрее, еще лукавее. Личные и общественные искушения становятся тоньше и многообразнее. Земной шар становится все более тесным для населяющих его народов. Церковь остается неизменным Царством не от мира сего, неотлучно пребывающем в сем мире ради его спасения, но ее отношения с миром остаются и всегда останутся сложными. Захочет ли мир слушать голос Церкви или вновь поддастся силам зла и ненависти? И в последнем случае, что станет с Россией?

Размышляя о значении новых российских мучеников и исповедников для будущего России, мы неизбежно касаемся эсхатологических и апокалиптичесикх проблем. Церковь эсхатологична по своей природе и Ей свойствен пророческий дар. В моменты катастроф и острых кризисных ситуаций желание понять будущее охватывает широкие массы верующих людей. С начала революции многие стали искать пророческих указаний о грядущих судьбах нашего Отечества и всего мира. Чем значительнее поместная Церковь, тем большее значение имеют происходящие в ней события для всего человечества. Революция пробудила в широких кругах верующих апокалиптическое восприятие событий. Для многих стала очевидной связь между событиями в России с судьбами всего человеческого рода. Появилось огромное количество высказываний, предсказаний, размышлений, посвященных судьбам России и мироздания и часто надписанных именами великих святых древнего и нового времени и других авторитетных духовных лиц. Многие из них были подлинными пророчествами, как показала история (некоторое собрание этих документов опубликовано в кн.: Россия перед вторым пришествием (материалы к очерку русской эсхатологии), изд. 2, М., 1994, 509 стр.). Замечательно основное настроение, выраженное в целом в этих свидетельствах. Почти все были убеждены, что период гонений пройдет и наступит новая эпоха возрождения Церкви в России и вместе – русской жизни. По суждениям многих духовных лиц, этот период будет коротким и за ним последует период последнего, антихристова гонения перед Вторым Пришествием Иисуса Христа. Однако, никто не определил, что означает понятие “малого времени” расцвета Православия в России, по отношению к чему и чем определяется его краткость. Некоторые духовные лица, повидимому, считали, что за грехи этот период может быть даже отменен гневом Божиим. Известный московский священник протоиерей Владимир Смирнов (церковь св.пророка Илии в Обыденном) говорил в 70-е годы: наступит время, когда вместо потира будет употребляться чашка, а вместо дискоса – блюдце, и вместо просфоры будет употребляться булочка. Служба будет совершаться в доме, и присутствовать будут четыре- пять человек, а вокруг будут ходить сотни людей, ищущие причастия, но никто не скажет им о совершении богослужения. Протоиерей Владимир относил это ко временам последнего гонения, но подобные тайные службы уже совершались при большевиках, возможно, как образ литургии последних времен.

Замечательное пророчество принадлежит подвижнику Глинской пустыни Х1Х века пустыннику Порфирию: “Со временем, падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум: слова истины будут в поношении. Но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное” (Цит. по изд.: Православная Церковь о почитании Имени Божьего и о молитве Иисусовой, Спб., 1914, с.3, в эпиграфе). Это прозрение осуществляется на наших глазах. Миновал период слепящей земной славы, и “неизвестные миру” из народа,- скромные, никому не ведомые и, в основном, бедные люди,- начали восстанавливать попранные святыни, возвращаясь к словам истины. Зло и соблазны не растлили до конца русскую народную душу. Поэтому не оставляет надежда на помощь свыше, без которой, конечно, в сложившейся ситуации невозможно выжить. Но еще не иссякла и должна проявить себя особенная способность русской души к великим всенародным порывам, достойная выдающегося народа и редко встречающаяся в “мировом сообществе”; особый национальный дар, который много раз проявлялся в истории Отечества, изменяя ход часто роковых событий и давно замечен. “Встали – не бужены; Вышли - не прошены; Жита по зернышку – Горы наношены…” (А.К.Некрасов).

Но в наши дни начавшегося “краткого расцвета” очевидно лишь то, что апокалиптические признаки нарастают с удивительной быстротой. Мы не будем их перечислять, поскольку они видны всякому, кто хоть немного знаком с духовной жизнью и православным вероучением. Ограничимся лишь напоминанием о “числе зверя”, которое вдруг проявилось и стало всемирной реальностью. Задержать шествие зверя, противостать ему может только мощная духовно-нравственная сила, свойственная исключительно Првославной Церкви. Это видно из того, что попытка уничтожить Православие в России, предпринятая при помощи всех, доступных государству в ХХ веке средств, не удалась. В настоящее время, несмотря на открытие тысяч храмов и сотен монастырей в исторически необычайно краткие сроки, количество людей, пришедших в Церковь, пока нельзя назвать большим по отношению к общей массе населения. Хотя число православных непрерывно растет, открытие храмов и обителей является, по мнению многих духовных лиц, исключительно следствием милосердия Божиего, как бы вопреки закономерному приближению конца мира сего. Господь не отменил период расцвета Православия в нашем Отечестве, ради великих страданий и подвигов святых ХХ века. По суждению некоторых авторитетных духовных лиц, Бог приуготовляет Россию для последней всемирной проповеди христианской веры. Эта особая миссия Русской Церкви была предизбранно заложена в страданиях и подвигах новомучеников. Вполне очевидно, что такое хотя бы и недолгое, но всечеловечески отзывчивое церковно-народное служение не может совершиться без определенного соучастия государственного организма. Неразрывное природное единство государственной власти и народа вполне очевидно даже в периоды величайших кризисов: каков народ, такова и власть. Изменение духа народа необходимо влечет соответственное изменение духа государственной власти, поскольку государство есть естественная оболочка народного существования. Не имея возможности заглянуть далеко вперед, мы можем лишь с определенностью умозаключить из повседневных наблюдений, что процесс обращения народа к вере в настоящее время далеко не закончился. А это означает, что и государство будет на данном этапе в целом более благоприятно относиться к Православию. Государственные деятели должны понять, что без опоры на историческое Православие существование Русского государства невозможно.

В грядущее возрождение России, как центра христианства верили многие мыслители и богословы. Еще в 1928 году блестящий мыслитель и публицист Г.П.Федотов утверждал в небольшой, но замечательной заметке: “Мне думается, что нашим временем, как важнейшая вселенская задача выдвинуто восстановление и просветление лица России. Обретенная, воскресшая Россия будет светить миру. Светит она и сейчас, даже чрез закопченые стекла наших фонарей…Не горделивое спасение мира, а служение своему призванию, не “мессианство”, а миссия, путь творческого покаяния, трудовой трезвости, переоценка, перестройка всей жизни – вот путь России…” (Г.П.Федотов, Национальное и вселенское, - собрание сочинений, т.2, М.,1998, с.121). В другой выступлении 1929 года он же говорил: “…жизненность и крепость русского религиозного возрождения не подлежит сомнению. В Ней, в Русской Церкви дано живое средоточие нашей национальной работы, источник вдохновляющих ее сил. Но нужно помнить, что…в деле национального возрождения участвуют: Церковь, культура, государство” ( Он же, Будет ли существовать Россия? –там же, с.139). Другой выдающийся мыслитель И.А.Ильин, много и проницательно писавший о будущей, посткоммунистической России и о необходимости для нее национальной диктатуры, среди прочего предложил “формулировать некоторые принципиальные основы будущего русского государственного устройства…” Первый пункт этих основ им формулируется так: “В порядке Божьего изволения возникшее, Божиим Промыслом в веках ведомое, Российское государство утверждается, как установление по духу своему христианское и национальное, призванное ко хранению и осуществлению закона правды в жизни российских народов…” (И.А.Ильин, Кое-что об основных законах будущей России,- в кн.: Иван Ильин, О грядущей России, избранные статьи, М.,1993, с.159). Следует упомянуть также и А.В.Карташева, высказывавшего подобную же уверенность. Эти мыслители выражали убеждения широких кругов русской православной общественности за рубежом. В России взгляды на будущее среди православной интеллигенции были, кажется, менее определенными, но в целом оно по крайней мере не вызывало страха. В этом контексте отметим, что в последнее время Патриарх Алексий неоднократно высказывал мысль о том, что наш терпеливый и добрый народ в ХХ1 веке заслуживает более благоприятной судьбы. Но особенно поразительны и дерзновенны слова известнейшего современного старца о.Иоанна (Крестьянкина), высказанные еще 13 лет назад в проповеди в год 1000 –летия Крещения Руси о грядущем достоинстве русского народа: “И даст Господь…восполнить сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во Имя Сына Божия снова и снова свободно избирать людям Царство Божие – Царство Небесное – целью жизни на земле. И будет соответствовать этот период святой тайне Рукоположения. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами”... Не беремся рационально объяснять сказанное благодатным старцем. Пока что ни духовенство, ни наш народ еще далеко не созрели для столь необычайной миссии. Но пророчества необъяснимы. Не означает ли это лишь правоту знаменитых строк вещего поэта – Ф.Тютчева: “Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить”. В начале 90-х годов известный византолог и патролог протопресвитер Иоанн Мейендорф на вопрос о будущем России кратко, но убежденно ответил: “Чудес было много”.

Религиозный подъем в России происходит в то время, как Европа и Америка в относительно мирных условиях сползают к полному религиозному индифферентизму и уже именуются “постхристианским миром”. Этот мир пытается поглотить Россию и он ведет необъявленную лукавую войну против Православия не только в России, но и в других местах, в первую очередь, на  Балканах. Западные политики прекрасно понимают значение религии.

Никто не знает о временах и сроках.. Как бы ни умножалось зло, Бог удерживает, останавливает его крайние и последние проявления. “Не медлит Господь исполнением обетования, как то некоторые почитают медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” ( 2 Петр., 3,9). Эти слова св. апостола Петра, обращенные к первым христианам, чаявшим скорого Второго пришестивя, замечательно соответствуют и нашим временам и ожиданиям. Господь долготерпит, пока существуют кающиеся. Когда их число падет до некоторого нижнего критического уровня, завершится история мира сего. Ибо конец придет “по совершенном низложении силы народа святого”,-сказано св. пророком Даниилом (Дан., 12,7). Святой народ – это Церковь, непрестанно пополняемая кающимися из новых поколений. Святые никогда не оскудеют у Господа. Но когда в массе христиан окончательно ослабеют силы покаяния и подвига доброделания, вера станет теплохладной в погоне за материальными благами, и они, называя себя православными христианами, духовно уйдут из стана святых, - тогда приходит конец.

Подвиг святых ХХ века велик и обилен, он наполняет Русскую землю. Пока духовное единство русского народа с ними будет укрепляться - что выражается внешне в разнообразных знаках их почитания и памятования о них, а внутренне – в следовании им в молитве, чистоте и целомудрии,- Русская земля будет мудро устрояться, она выдержит натиск любых враждебных сил и совершатся пророчества святых о русском народе.

Человечество есть организм, пораженный болезнью греха. А Церковь подобна прививке, сделанной больному для его спасения от заболевания. Зараженная плоть пытается отвергнуть спасительную прививку, что вызывает воспалительные процессы и даже кризисные состояния. Так будет продолжаться до окончательного исцеления, которое совершит Врач душ и телес во Втором славном своем пришествии.

Следуя путем своих святых, Русская Церковь мужественно встретит новые, еще неизвестные но безусловно трудные испытания, и вместе с нею спасется наш народ в той степени, в которой он пожелает войти в свою Церковь.

Список литературы

1.    Протоиерей Александр Салтыков. Прославление новомучеников российских и возрождение России


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.