на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Культура Древнего Египта


Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа – подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская – от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин – раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.


2. Духовная культура Египта

2.1 Становление письменности

Письменность – вот благодаря чему вопреки времени возродилась память об одной из древнейших культур в истории человечества, египетской. Несомненно, были и более древние весьма развитые культуры (примером тому могут служить древние африканские цивилизации), но от них остались лишь памятники материальной культуры, не слишком проясняющие, что представляла из себя данная культура. Египтяне, первыми из известных истории народов изобретшие письменность, сохранили память о себе под развалинами городов и под грузом тысячелетий.

Система письма берет свое начало от рисуночного письма. Египтяне довели иероглифику до подлинных высот художественного мастерства.

Иероглифическое письмо древних египтян содержало около 800 различных знаков. Впрочем, в различные периоды истории Египта некоторые знаки исчезали, появлялись новые, менялось их значение, что, кстати, немало помогает при датировке того или иного исторического документа.

Изначально иероглифическое письмо было просто знаковым и было тесно связано с предметным миром и повседневной деятельностью человека. Впоследствии этими же знаками стали пользоваться для передачи и более отвлеченных понятий, а еще позднее египтяне перешли на звуковое письмо. При этом слова, не имевшие собственных обозначений, стали передаваться на письме знаком сходной фонетической формы, что привело к полисемантичности иероглифов.

В дальнейшем египетское письмо получило частично слоговую форму, в значительной степени утратив связь с изначальным рисуночным письмом. К примеру, значок, обозначавший канал – «мер», стали писать как соответствующий по звучанию слог многосложного слова.

С развитием этого письма в египетской письменности возникли первые «буквы» – согласные. Они обозначались значками односложных слов-понятий и соотносились с первой буквой слога. Гласных букв египтяне на письме не обозначали, а для облегчения чтения вводили дополнительные знаки-детерминативы.

Самым наглядным, хотя и предельно упрощенным, образчиком алфавитного письма древних египтян могут служить изделия их предприимчивых потомков. Едва ли найдется турист-иностранец, который не увез бы из Египта сувенир – кусок папируса, на котором в овальном картуше (некогда отмечавшем в текстах царские имена) изображено несколько картинок-иероглифов, складывающихся в его имя. Каждой букве современных алфавитов соответствует определенный иероглиф, и таблица соответствий продается в той же лавке, где трудится «писец».

Не стоит, однако, полагать, что изучив эту «азбуку», всякий сможет прочесть подлинный древнеегипетский текст – алфавит и фонетический строй языка древних египтян сильно отличались от того, что предлагают на продажу нынешние «дети Нила».

Письменность Египетского царства в общих чертах сформировалась уже в раннединастический период. Существовало две основных системы – иероглифическое письмо и иератическая скоропись. Первый вид письменности носил исключительно сакральный характер. Иероглифами украшали стены усыпальниц знати и фараона, ими записывали наиболее важные сведения государственного и исторического характера. Скорописью пользовались в целях более прозаических. Все хозяйственные документы, трактаты и литературные произведения записаны именно иератическим письмом.

В позднюю эпоху, примерно в VII в. до н.э., иератическое письмо развилось в скоропись – так называемое демотическое письмо.

Что касается иероглифики – священного письма, то лучшей иллюстрацией может служить таблица Нармера (изображена на рисунке 4). Изображение сокола, который держит в лапе веревку, протянутую через ноздри лежащего на земле человека с растущими из прямоугольника-тела шестью стеблями тростника, является записью о том, что фараон (его символизирует сокол, это один из древнейших образов царя и бога Гора) захватил в плен шесть тысяч пленников (пленник изображен с максимальной наглядностью, каждый стебель тростника обозначает число «1000»).

Рисунок 4 – Таблица Нармера

Иератическое письмо представляет сложность не столько из-за необходимости трактовать рисунки (как это происходит в ранней иероглифике), сколько из-за необходимости для писца выразить в тексте самые разные грамматические понятия, а не одну только семантику слова. Скажем, при записи врачебного рецепта – снадобья, в которое входил корень какого-то растения, писец для обозначения корня (по древнеегипетски «корень» звучит как менит) должен был нарисовать значок слога «мен», означавший одновременно и саму букву «М», отметить далее буквы «Н» и «Т», а затем поместить рядом со словом значок-детерминатив, относящий написанное слово в группу «растительной» лексики.

Египетская письменность представляет собой определенную сложность при расшифровке еще и потому, что не существовало четкого стандарта оформления текста. Писали либо горизонтальными строчками, читавшимися как слева направо, так и справа налево, либо вертикальными колонками, которые читались только сверху вниз.

Египетские писцы не брезговали никаким материалом, пригодным для письма. Надписи иероглифическими и иератическими письменами делались на камне, на глине, на пергаменте и на папирусе (это был наиболее распространенный писчий материал).

2.2 Литература

Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что «принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».

Конец Древнего царства в истории письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые памятники заупокойной литературы, которые можно причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записывается от его лица вся «автобиография» – перечисляются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это – так называемые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Книги мертвых».

Очевидно, в эпоху Древнего царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве. Сложилась эта традиция еще раньше – основные мифы египтян, положенные в основу значительного числа литературных произведений, относятся к периоду додинастического Египта.

Расцвет древнеегипетской литературы – Среднее царство. В это период появляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.

Прежде всего, следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей – «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.

Синухет, как следует из этого произведения – вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего, это не просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего жизнеописания. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел, благодаря своим талантам, добиться знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю.

«Повесть о Синухете» представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с недюжинным литературным талантом выстраивает свое сочинение, выводя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства.

Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства – сказки. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших сборников сказок – папирус Весткар (фото папируса представлено на рисунке 5) – посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории – сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде». Многие сказки являются, по сути, литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях – о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестранного города.

Рисунок 5 – Папирус Весткар

Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры – описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.

К эпохе Среднего царства относятся и собственно исторические произведения, в частности, Лейденский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, переживших ужасы анархии в стране после падения Древнего царства. Эти произведения, известные как «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», описывают события, происходившие в стране после ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов.

Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства – всевозможные нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений…» и «Речей…» внушают ученикам моральные нормы, призывают к послушанию и почтительности. Другая излюбленная тема в дидактических произведениях – восхваление преимуществ, которые дает образование и должность писца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников – воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычайно живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочтительности службы чиновника.

Иногда наставнику просто не хватает достаточно убедительных аргументов – тогда он прибегает к злой насмешке. Например, не находя достаточно причин, по которым следовало бы предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца, наставник просто высмеивает жрецов, которые «моются лишь по обету, а не по необходимости».

В общем и целом «Наставления» – весьма разнообразный по языку, стилю и тематике, великолепно разработанный жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция египтян. Протагонистом-наставником в таких произведениях выступает уважаемый человек-либо чиновник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или придворный мудрец. Некоторые из наставлений составлялись от имени фараона и представляли собой сборники советов наследнику о государственном управлении.

Особого упоминания среди прочих литературных произведений эпохи Среднего царства заслуживает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, которую перегородил какой-то мелкий чиновник, собирающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбирает у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начинает жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести крестьянина поближе, и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпает его дарами и оставляет при дворе.

«Повесть о красноречивом крестьянине» – возможно, первое в истории мировой литературы произведение, героем которого выступает представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами в адрес более высокородного или богатого обидчика.

Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества – «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфиста». «Песнь…», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор…» же – диалог отчаявшегося человека с собственной душой. Душа старается вернуть ему радость, рисует красочные картины веселья и жизни, нов конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно, и что жизнь на земле действительно ничто. Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов великолепной любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки. Египетское поэтическое наследие – малоизвестная сторона творчества Анны Ахматовой, создавшей лучшие в России переводы любовной лирики Древнего Египта.

Новое царство – время «державной» литературы. В это время, в период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов – в поэтической и прозаической форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов.

Мифология, важная составная часть религиозного мировоззрения древних египтян, ранее существовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом, миф об Осирисе). Теперь же оформляется канон мифологических сказаний, в который входят и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской. Особенно яркий пример пересечения – история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом выясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.

Другой канон, формирующийся в эпоху Нового царства – «Книга мертвых» (фрагмент папируса представлен на рисунке 6). Очевидно, к новодинастическому времени культ почитания мертвых уже сложился в полном объеме, что и дало возможность свести воедино все тексты, обряды, молитвы и заклинания, связанные с отправлением этого культа. Списки «Книги мертвых» в большом количестве были найдены в египетских гробницах различных периодов, но со времени Нового царства «Книга» уже не претерпевает существенных изменений.

Развивается в это время и историческая литература. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра «автобиографий» и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются летописи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель составителей этих свитков – показать преемственность и божественное происхождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным подспорьем современным историкам в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их данные, как правило, оказываются подтверждены различными независимыми источниками.

Рисунок 6 – Фрагмент папируса «Книга мертвых»

Часть исторических произведений этого типа представляет собой трансформацию давней гимновой традиции, берущей свое начало в гробничных надписях фараонов и распространенной еще в эпоху Среднего царства.


3. Верования, традиции, обычаи древних египтян

3.1 Религия

Религиозные воззрения древних египтян – та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла из верований и мировоззрения других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение – явление абсолютно уникальное. Религиозное мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение нескольких тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и земледельческих племен.

Характерная особенность системы верований древних египтян – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.

Религия Древнего Египта крайне символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение стихиям во всех их проявлениях – черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.

Первоначальные верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов – обожествления различных животных, в которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам. Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего Египта.

Пантеон Древнего Египта складывается в ту пору, когда египтяне переходят к оседлому образу жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, в более позднее время заняли главнейшие позиции в системе верований древних египтян.

Особое место занимал в этой системе культ бога Солнца. В разные исторические периоды его олицетворяли различные боги. В эпоху Древнего царства верховным богом Египта стал Ра, позднее его сменил Амон, которому поклонялись в Фивах – столице фараонов Среднего и Нового царства.

Формирование политической и административной системы страны также оказывало влияние на становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся еще в додинастический период, имели каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.

После объединения верхнеегипетских и нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного объединения страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране – так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.

Эннеада состояла из божеств стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской мифологии – сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).

Египетские боги воплощались едва ли не во всех животных, которые были известны древним египтянам. В разных областях почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому – знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали «тельцом». Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на празднестве «Хеб-сед» фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.

С другой стороны, бык являлся для египтян символом плодородия. Эта символическая функция быка также являлась общей для древнейших оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский Апис, воплощавшийся в черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой священный бык Мневис воплощал в себе бога солнца Ра.

Несколько иное значение имел культ коровы. По древнейшим египетским верованиям, небо представляло собой черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, «небесная корова», тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Впрочем, и корова почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки друг к другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако, различны. В культе священного быка (особенно в поздний период) играла важную роль мистерия, в течение которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его кровь окропила землю и принесла плодородие.

Животные, которых египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие – характерная черта египетского анимализма.

Дикие животные также попали в пантеон Древнего Египта. Одно из центральных мест занимали лев и львица (их черты приобретали боги и богини Хатор, Тефнут, некоторые местные божества). Змея имела двоякий символизм в египетской мифологии. С одной стороны, заклятый враг Ра – змей Апоп, воплощение зла. С другой стороны, одна из богинь плодородия Рененутет, покровительница кладбищ Меретсегер также носили обличье змеи. Священные змеи, изображенные на двойной короне фараона, охраняли его на протяжение земной и загробной жизни.

Важное место в египетской системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Изначально бог подземного царства, он со временем трансформировался в хранителя покоя умерших и верного помощника Осириса. Такую роль египтяне отводили шакалу не случайно. По ночам шакалы приходили на кладбища в надежде на поживу. Животные, непрестанно снующие среди священных для египтянина захоронений, в представлении религиозно настроенных людей просто не могли быть связаны ни с какой иной сферой, кроме загробного царства. Анубис с телом человека и головой шакала изображен на всех росписях в усыпальницах египтян как проводник души по царству мертвых к трону судьи и владыки мира мертвых Осириса.

Почитали египтяне и птиц. К примеру, сокол-Гор выступал и как воплощение бога Солнца, и как важный элемент культа царя. Первые фараоны единого Египта в обязательном порядке включали в свою титулатуру имя «Гор», и традиция эта сохранилась неизменной на всем протяжении египетской истории. В изображениях фараонов Древнего царства (статуи и портреты в гробницах) почти всегда присутствует изображение сокола, как бы охраняющего, прикрывающего своими крыльями голову царя. Гор – по исторической традиции, в титулатуре фараонов это имя пишется как «Хор».

Другой бог, которого олицетворяла птица – Тот, воплощавшийся в ибисе. Культ Тота играл особую роль в жизни египтян. Как правило, прилет ибисов на поля предвещал скорый разлив Нила.

Многочисленные обитатели долины Нила и самой реки по-разному обожествлялись в разных регионах Египта, но место в пантеоне нашлось практически всем – от крокодилов и гиппопотамов до лягушек и насекомых. Среди насекомых, кстати, наибольшее распространение получил жук-навозник (скарабей), почитание которого тесно связывалось с культом солнца. Жук, катящий перед собой навозный шар, олицетворял в глазах египтянина движение по небу солнечного диска. Символика образа скарабея в египетской мифологии довольно разностороння. Он олицетворяет восходящее солнце, и в этом качестве воплощает идею воскресения из мертвых, что в свою очередь, сближает культ навозника с культом Осириса.

Священные животные, при жизни обитавшие при храмах и получавшие все божественные почести, после смерти удостаивались соответствующих похорон. Археологам, работающим в Египте, и сегодня доводится раскопать крупное захоронение – кладбище священных животных, мумифицированных по всем правилам и уложенных в расписные деревянные гробы.

Первоначально анимализм египтян выражался в простом поклонении животным, особенно имевшим определенные отличительные знаки (так, священным почитался, как было отмечено выше, черный бык с белыми пятнами. То же было верно и в отношении коровы, чья черная шкура с белыми подпалинами олицетворяла звездное небо). По мере развития и усложнения верований, слияния нескольких культов в один, часть богов, ранее изображавшихся в виде животных, приобрела антропоморфные черты. В таком виде эти боги стали изображаться на рельефах и росписях. Чаще всего человеческое тело божества было украшено звериной или птичьей головой. В скульптуре, однако, боги преимущественно изображались в виде полностью зооморфных статуй животных – воплощений бога. У некоторых божеств таких воплощений было более одного – Тот, например, имел свою священную птицу – ибиса, и священное животное – павиана, облик которого принимал во многих мифах (в частности, в мифе о бегстве Тефнут, дочери Ра, в Нубию – Тот в облике павиана пением и музыкой завлек богиню, воплотившуюся в львицу, обратно домой).

В свою очередь, обожествление фараона и связанная с этим художественная традиция также оказались затронуты тенденцией слияния антропоморфных и зооморфных черт. Речь идет, разумеется, о сфинксах – колоссах с телом льва и головой человека, олицетворявших фараона. Символика данного образа вполне традиционна – правитель в большинстве восточных культур отождествлялся со львом, самым могучим зверем пустыни.

Древние египтяне порой «одомашнивали богов», подобно животным. Широко известно, что они почитали кошку как священное животное богини Баст. Менее известен тот факт, что первоначально воплощением Баст была не изящная египетская кошка, а львица. Древнейшие изображения этой богини не оставляют в том ни малейшего сомнения. Кошка, конечно же, была гораздо более покладистым объектом поклонения, нежели дикая обитательница пустыни.

Помимо культа животных, в Египте был распространен и культ растений. Наиболее почитаемое растение – лотос, цветок, из которого, согласно мифам, вышел на свет Ра, первый из богов. В Мемфисе, древней египетской столице, существовала и тщательно охранялась священная роща, посвященная богине Хатор.

Обожествление всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой. Необычайно красочные образы, созданные египетскими художниками, оставляют далеко позади многообразие демонов, населявших мир Шумера и Вавилонии, а с всеохватностью египетского пантеона вряд ли сравнится любая из древних религий. Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов – вот основные черты египетской мифологии, делающие ее явлением не только мировоззренческого, но и художественного порядка.

Почитание четырех основных начал и стихий было широко распространено во всем Египте. Наряду с общепризнанными божествами эннеады в каждой области поклонялись собственным богам земли и воды. Единым для всех областей Египта был Хапи – божество Нила. Боги земли и неба в разных номах носили разные имена. После становления единой религии были повсеместно признаны бог земли Геб и богиня неба Нут, почитавшаяся наряду с Хатор.

С сотворением мира и с возникновением главных богов связано большинство египетских мифов. Эти мифы воссоздают примерно следующую картину сотворения всего сущего.

В начале, как верили древние египтяне, был хаос, водная пучина Нун. Из него вышли все боги и все живое, причем разные истории описывают этот процесс по-разному. В некоторых мифах фигурирует холм, поднявшийся из вод, на котором птица «великий Гоготун» снесла яйцо, из которого вылупился бог солнца. Один из мифов описывает появление бога солнца на свет из цветка лотоса, распустившегося на этом холме.

По другим священным текстам, бог солнца в образе теленка был произведен на свет небесной коровой. Однако все мифы сходятся на том, что бог солнца, «создавший себя сам», был первым среди всех богов. Он произвел из себя богов воздуха и влаги – Шу и Тефнут. Эта пара родила богов земли и неба – Геба, бога земли, в образе мужчины, и Нут, богиню неба, в образе женщины. Они, в свою очередь, дали жизнь четверым старшим богам – братьям Осирису и Сету и сестрам Исиде и Нефтиде, игравшим основную роль в культе загробной жизни и в культах плодородия. Все эти боги и стали старшими божествами египтян, повсеместно почитавшейся эннеадой.

Иногда в качестве демиурга выступает бог Птах, сотворивший не только главных богов, но и весь мир, людей, животных, ремесла, людские жилища и храмы богов. По другим мифам, людей вылепил из глины бог Хнум.

египет культура духовный мифология

3.2 Солярные мифы

Солнце, в равной степени благословение и проклятие Египта, с глубокой древности, стало центральным образом множества мифов. Все эти мифы делятся на две группы. Одни так или иначе связаны с ежегодным сельскохозяйственным циклом, с ослаблением или усилением засухи. Другие посвящены борьбе благого божества солнца со своими врагами, олицетворениями мрака.

«Календарные» мифы посвящены Ра и его дочери Тефнут (она же – Хатор), «солнечному оку», равно благой и жестокой богине. В одном из мифов, Тефнут в образе львицы покидает Египет, и стране грозит смерть от голода. Тогда Ра посылает за Тефнут бога Тота, который в образе павиана заманивает дочь верховного бога обратно на родину. Вернувшись в Египет, Тефнут заключает брак со своим божественным братом Шу, богом воздуха. Возвращение Тефнут-Хатор и ее брак как залог плодородия египетской земли отмечались всеегипетским празднеством «виноградной лозы и полноводья Нила».

Жестокость этой же богини проявлялась в засуху. Египтяне считали период невероятного усиления летнего зноя с наказанием, ниспосылаемым Ра людям за их грехи и неблагочестие. Дочь Солнца-Ра, приняв облик львицы по имени Сехмет, спускается на землю и убивает людей.

Один из египетских мифов, в котором фигурируют Ра и его правнучка Исида, особенно интересен, поскольку сближает египетские верования с мифологией других ближневосточных народов (в первую очередь, шумеров). Исида, вознамерившись выведать тайное имя Ра, дающее власть над верховными богом, задумала отравить его и предложить противоядие в обмен на имя. Этот же самый мотив с теми же участниками присутствует и в шумеро-аккадском эпосе (Инанна хитростью выведывает тайное имя Энкиду). Египетская Исида, подобно шумерской Инанне, выступает в этом мифе как великая волшебница, способная одержать победу даже над верховным богом. В цикле «климатических мифов» история об отравлении Ра Исидой и болезни бога солнца связывался с ослаблением летней жары.

Среди мифов о борьбе бога солнца с врагами выделяются два основных – миф о битве Ра со змеем Апопом и миф о Горе Бехдетском, сыне Ра.

Согласно первому мифу, Ра каждый день совершает свое путешествие по небесному Нилу, а вечером сходит под землю, где плывет по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух богов верх одержал Ра и заставил Апопа изрыгнуть выпитую воду. В некоторых вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезает Апопу голову.

В мифе о Горе Бехдетском роль победителя сил зла отводится Гору-соколу, сыну Ра и одному из воплощений бога солнца. Гор, сопровождающий барку Ра в путешествии по подземному миру, расправляется с чудовищами – крокодилами и гиппопотамами, а также с верховным божеством сил зла – богом Сетом, одним из старших богов. Помощь Гору в этом подвиге оказывает Исида. Богиня дает ему слиток меди, из которого Гор изготавливает себе копье.

Современные исследователи видят в мифе о Горе отображение политических реалий Древнего Египта периода первых династий. Гор как олицетворение царской власти очищает Нил от сил зла подобно тому, как фараон, царь единого Египта, побеждает своих врагов. Видимо, именно в связи с этим мифом Гор стал почитаться как покровитель фараонов.

Вершиной развития солярной мифологии египтян стал культ Амона, одного из воплощений бога солнца, культ которого был более всего развит в Фивах. С тех пор, как во времена Среднего царства этот город стал политическим центром страны, религиозный центр естественным образом переместился в Фивы. Амон стал верховным божеством египетского пантеона. В его образе сосредоточились основные черты культов Ра и Гора. Культ Амона в короткий срок получил распространение в самых широких кругах египетского общества. Он считался богом-покровителем и заступником бедняков. На период Среднего и Нового царства Амон стал самым «демократичным» божеством.

Именно такое широкое распространение и укорененность культа Амона в сознании подавляющего большинства египтян в конце концов привели к неудаче религиозной реформы фараона Эхнатона, учредившего в стране единобожие и поклонение не богу солнца, а непосредственно солнечному диску, воплощению бога Атона. Вскоре после смерти Эхнатона культ Атона был забыт, а страна вернулась к почитанию Амона-Ра.


Заключение

Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей – храм муз и оплот науки – были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».


Список литературы

1.  Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М., «Советский художник», 1991 г.

2.  Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика», 1994 г.

3.  Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А.А., Минск, «Валев», 1995 г.

4.  Серия «Малая история искусств», М., «Искусство».

5.  «Искусство средних веков». Тяжелев Е.В., Сапоцинский О., 1975 г.

6.  Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.