![]() |
|
|
Реферат: Криминалистика 2Осмотр места происшествия как следственное действие является важным средством получения информации о расследуемом преступлении. От его качества во многих случаях зависит успех расследования, поскольку информация, полученная при осмотре места происшествия, может носить доказательственный характер. При этом нередко фактические данные, полученные в результате осмотра, невозможно получить из других источников. Участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления, называется МЕСТОМ ПРОИСШЕСТВИЯ. При этом подразумевается, что преступление могло быть совершено как в месте его обнаружения, так и в другом месте. В отличие от места происшествия МЕСТОМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ считается район совершения преступления или наступления преступного результата, следы которого могли быть обнаружены и вне этого района. ЦЕЛИ осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст.178 УПК РСФСР). Определяя в целом ЗАДАЧИ осмотра можно сказать, что они состоят в собирании и исследовании доказательств. ОБЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия. Общая задача осмотра места происшествия разбивается на ряд ЧАСТНЫХ задач: - изучение и фиксация обстановки осмотра места происшествия; - установление характера воздействия преступника на окружающую среду; - обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника; - выявление преступника и мотивов преступления; - установление причин и условий, способствующих совершению преступлений; - получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Осмотр места происшествия рекомендуется производить по возможности незамедлительно после получения данных, позволяющих предположить совершение преступления, вызвавшего какие-либо изменения в определенной материальной обстановке. Лучшее время его проведения — дневное. Осмотр в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Однако после окончания осмотра, при наличии к тому оснований, уголовное дело должно быть немедленно возбуждено (ст. 178 УПК). Осмотр места происшествия может быть проведен следователем, прокурором, сотрудником органа дознания. При обнаружении преступления, по которому предварительное следствие обязательно, о начале осмотра места происшествия сотрудники органа дознания немедленно уведомляют прокурора (ст. 119 УПК). Осмотр производится с обязательным участием не менее двух понятых (ст. 135 УПК) —любых совершеннолетних, не заинтересованных в исходе дела граждан, не имеющих физических или психических недостатков, препятствующих им наблюдать и понимать совершаемые следователем действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.). В качестве понятых не рекомендуется приглашать сотрудников правоохранительных органов и лиц, постоянно не проживающих в данной местности, так как это затруднит их последующий вызов к следователю или в суд. Следователь должен разъяснить понятым их обязанность удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствуют, и право делать замечания по поводу производимых действий, подлежащие занесению в протокол соответствующего следственного действия. В ходе осмотра понятые лично наблюдают за всем происходящим и своей подписью удостоверяют правильность фиксации данных осмотра в его протоколе. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно. В случае необходимости для участия в осмотре места происшествия следует пригласить компетентного специалиста, не заинтересованного в исходе дела (ст. 179 УПК). При наличии на месте происшествия трупа его осмотр должен производиться с участием специалиста в области судебной медицины, а при отсутствии такового — с участием иного врача (ст. 180 УПК)[1]. Специалист содействует следователю в обнаружении, фиксации и изъятии следов и предметов, могущих стать вещественными доказательствами, обращает внимание следователя на иные выявленные при осмотре обстоятельства, имеющие отношение к делу, и дает необходимые консультации. Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятием доказательств. Консультации специалиста в протокол не заносятся и используются следователем как справочный материал. При необходимости получения соответствующих пояснений на месте происшествия следователь вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Понятые, специалист, потерпевший и свидетели могут быть предупреждены об уголовной ответственности по ст. 310 УК за разглашение данных, ставших им известными при осмотре места происшествия. Такими предпосылками являются: 1) наличие в данном районе (городе, области) четкой системы оповещения следователя о происшествиях, установленного порядка его связи с руководством следственного отдела (управления) и прокурором, а также порядка оповещения и сбора участников осмотра; 2) надлежащая профессиональная подготовленность оперативных сотрудников, специалиста-криминалиста и судебного медика, участвующих в осмотрах; 3) наличие списка (с адресами и телефонами) специалистов, помощь которых может понадобиться при проведении некоторых сложных осмотров (например, по делам об авариях, крушениях, пожарах, нарушениях правил техники безопасности с тяжкими последствиями), а также лиц, которых можно пригласить в качестве понятых при выезде в отдаленную местность, где их найти затруднительно; 4) хорошее состояние научно-технических средств, особенно фотоаппаратуру, средств фиксации следов и осветительной техники, имеющихся у следователя, прокурора-криминалиста, в экспертно-криминалистическом подразделении органа внутренних дел; 5) наличие упаковочных средств для объектов, изымаемых с мест происшествий, а также спецодежды для работы в загрязненных условиях; 6) наличие транспорта для выездов на места происшествий, а также крупномасштабной карты обслуживаемой территории. При получении сообщения о происшествии необходимо: 1) по возможности детально выяснить (у заявителя или в дежурной части милиции, куда поступило сообщение): а) характер происшествия, кто о нем сообщает, где место происшествия расположено; б) имеются ли потерпевшие, что сделано для оказания им помощи; в) находятся ли на месте происшествия сотрудники милиции (в том числе участковый инспектор милиции) и иные должностные лица, приняты ли ими меры к его охране; 2) вызвать заранее намеченных участников осмотра места происшествия, решив также вопрос о необходимости взять с собой понятых, проводника со служебно-розыскной собакой; 3) сообщить о выезде на место происшествия руководству следственного отдела (управления), а при вероятной подследственности преступления следственному органу прокуратуры — и прокурору; 4) по возможности пригласить для участия в осмотре следователя, которым, в случае возбуждения уголовного дела, оно будет принято к производству; 5) вне зависимости от выезда на место происшествия специалиста-криминалиста взять с собой следственный чемодан и фотокомплект. По прибытии на место происшествия следователю рекомендуется: 1) отметить время своего прибытия; 2) убедиться в том, что потерпевшим оказана необходимая помощь и принимаются меры по ликвидации последствий происшествия, а если это не сделано, принять соответствующие меры; 3) при необходимости принять дополнительные меры к охране места происшествия, в том числе удалить с него всех лиц, не являющихся участниками предстоящего осмотра, а также меры к сохранению следов; 4) пригласить понятых, если они не прибыли вместе с остальными участниками осмотра, и убедиться в том, что понятые отвечают предъявляемым к ним требованиям; разъяснить понятым их права и обязанности и при необходимости предупредить о недопустимости разглашения сведений, полученных в ходе осмотра места происшествия; 5) на основании краткого опроса очевидцев, сообщений ранее прибывших сотрудников милиции получить информацию о происшествии, в том числе какие меры приняты для задержания подозреваемого, установить, кем и какие изменения внесены в обстановку места происшествия; 6) в случае предстоящего осмотра территории и помещений предприятия или организации пригласить их полномочного представителя. 2.2. Порядок и приемы осмотра места происшествияОсмотр места происшествия следует начинать с общего ознакомления с ним. При этом целесообразно: 1) определить границы и характер территории, подлежащей осмотру[2]; 2) определить исходный пункт осмотра и его примерную последовательность; 3) решить вопрос о числе оперативных сотрудников, необходимых для участия в осмотре, а также о приглашении специалистов и технических помощников; 4) в случае прибытия на место происшествия кинолога со служебно-розыскной собакой определить целесообразность и порядок ее применения[3]; 5) решить вопрос о необходимости проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий и даче соответствующих поручений и указаний сотрудникам органов дознания (ст. 127 УПК). В ходе общего ознакомления с местом происшествия проводятся ориентирующая и обзорная фотосъемки. Задачами, решаемыми посредством поручений органам дознания в связи с осмотром, обычно являются: 1) оказание помощи потерпевшим и ликвидация последствий происшествия; 2) выявление и опрос очевидцев происшествия и установление связанных с ним обстоятельств[4]; 3) охрана места происшествия и оказание помощи при его осмотре; 4) розыск и задержание преступника по горячим следам; 5) установление личности неопознанного трупа и его транспортировка в морг. При возможности определить "узловой" пункт места происшествия (труп, место столкновения транспортных средств либо взлома преграды при краже и т.д.) и отсутствии опасности повреждения периферийных следов осмотр начинается с детального исследования этого "узла", что обычно позволяет сразу же получить основной массив информации. При наличии нескольких "узлов" осмотр осуществляется в последовательности "от узла к узлу". Осмотр начинается с периферии: а) при невозможности четкого определения "узла"; б) при наличии опасности повреждения, быстрого исчезновения находящихся там следов и предметов, имеющих значение для дела. Достаточно полный осмотр определенной территории обеспечивается: а) при движении по спирали — от центра к периферии или наоборот; б) при разделении места происшествия на отдельные участки (полосы, секторы). Как правило, вначале все объекты на месте происшествия осматриваются без изменения их положения, в неподвижном состоянии (статическая стадия), а затем с изменением их положения, всесторонним исследованием отдельных частей (динамическая стадия). На этой стадии осуществляется детальная фотосъемка и проводится фиксация следов. В зависимости от условий осмотра стадийность осуществляется по отношению как ко всему месту происшествия, так и к определенным его участкам или отдельным объектам. На всех стадиях осмотра должна проявляться осторожность, исключающая повреждение следов преступления. При необходимости временно приостановить осмотр (для отдыха его участников, проведения каких-либо неотложных следственных действий или по иной причине) надо принять меры к сохранению обстановки места происшествия и изготовить соответствующую часть протокола, в которой указать время и причину приостановления. Эта часть протокола подписывается всеми участниками осмотра. После выдвижения версии о происшедшем событии и причастных к нему лицах в ходе осмотра, в том числе на основе информации оперативных сотрудников милиции и очевидцев, продолжение осмотра становится более целенаправленным, ориентированным на поиск определенных следов и предметов, подтверждающих или опровергающих версию. Это не должно влиять на объективность и полноту осмотра, исключать другие версии. Необходимо уделять внимание негативным обстоятельствам, т.е. обстоятельствам, противоречащим выдвинутой версии, отражая их в протоколе осмотра. В ходе осмотра могут быть произведены простейшие опытные действия, не вызывающие необратимых изменений обстановки. Таким действиям соответствующие объекты подвергаются лишь после их осмотра. Результаты опытных действий отмечаются в протоколе осмотра[5]. 2.3. Повторный осмотр места происшествияК причинам относятся: 1) нарушение уголовно-процессуального закона при первоначальном осмотре (осмотр без понятых; изъятие вещественных доказательств без отражения в протоколе осмотра и др.); 2) неполнота, недоброкачественность первоначального осмотра (не все объекты осмотрены; не применены необходимые средства криминалистической техники и т.д.); 3) необходимость уточнения данных, установленных при первоначальном осмотре (например, об относительном положении предметов обстановки) или полученных иным путем; 4) необходимость личного восприятия обстановки места происшествия следователем, который не участвовал в первоначальном осмотре. Повторный осмотр может быть произведен по инициативе следователя, органа дознания, руководителя следственного подразделения, которое производило первоначальный осмотр, так и другим следователем, работником органа дознания, руководителем следственного подразделения, прокурором. Он проводится с участием тех же или других понятых, специалистов, представителей администрации предприятия, организации, учреждения, по мере надобности в присутствии потерпевших или их представителей; на всей ранее осмотренной территории или на каком-либо ее участке; в отношении всех ранее осмотренных объектов или только их определенной части либо в отношении объектов, которые ранее не осматривались. При подготовке к повторному осмотру следует: а) изучить протокол первоначального осмотра и все приложения к нему; б) выяснить, где и в каком состоянии находятся изъятые с места происшествия объекты, оценить результаты их исследования; в) ознакомиться с доказательственной и ориентирующей информацией, полученной помимо осмотра места происшествия; г) наметить задачи предстоящего осмотра, определить последовательность и способы их решения; д) определить состав участников предстоящего осмотра и функции каждого из них; е) обеспечить осмотр в технико-криминалистическом и оперативном отношении; ж) в необходимых случаях принять меры к реконструированию обстановки на месте происшествия, а также побеседовать с участниками первоначального осмотра (если повторный производится другими лицами).
2.4. Использование научно-технических средств при осмотре.При производстве следственных действий, связанных с получением и фиксацией доказательств, допускается применением научно-технических средств (например, при осмотре места происшествия применяется фотографирование, измерение, составление планов и т.д.) При этом нужно иметь в виду, что сегодняшнее законодательство дает исчерпывающий перечень, однако практика идет по пути все более широкого применения новых научно-технических средств, что получило свое отражение в принятых законодательных актах - п. 15 ст. 11 Закона “О милиции”, ч.4 ст. 6 Закона “ Об оперативно-розыскной деятельности”, ч.2 ст.5 Закона “ о частной детективной и охранной деятельности РФ”. Сегодня явно назрела необходимость изменения в действующем законе расширения арсенала научно-технических средств, точнее узаконивания уже существующих, но не нашедших законодательного закрепления (например, применение звукозаписи с последующим отождествлением лица по голосу с применением новых технических средств, или дискутируемый на сегодня вопрос о применении полиграфа и т.д.). Успех проведения многих следственных действий и особенно таких, как осмотр места происшествия, обыск, во многом зависит от того, насколько эффективно применяются научно-технические средства. Основные научно-технические средства для осмотра места происшествия сосредоточены в портативных комплектах, специально предназначенных для их применения в условиях проведения этого следственного действия. Наиболее распространены так называемые унифицированные комплекты. В условиях города следователь выезжает на место происшествия вместе со специалистом, который имеет более современную и эффективную криминалистическую технику, чем та, которая вложена в следственные чемоданы, поэтому они остаются невостребованными. Представляется, что принцип универсальности, используемый при комплектации следственных чемоданов, изжил себя. Данные комплекты предназначены для работы в типовых, "штатных" условиях осмотра места происшествия, а такие условия встречаются в настоящее время все реже. Унифицированные комплекты не учитывают специфику работы следователя на месте происшествия в условиях города и сельской местности, не учитывается региональная специфика и т.д. Принцип специализации даже в отношении следственных чемоданов более отвечает современным потребностям и условиям работы на месте происшествия. Чемодан следователя из отдельных очень компактно упакованных наборов, предназначенных для работы в разных условиях осмотра места происшествия, и сам следователь должен определить, какие наборы из всего комплекта считает необходимыми для работы в этих условиях. Представленные в настоящее время в следственных чемоданах отделы научно-технических средств расширены в соответствии с современными условиями работы на месте происшествия. Например, взрывные устройства сейчас могут оказаться на любом месте происшествия, а не только по делам связанным со взрывами, куда выезжают соответствующие специалисты и следователь, специализирующийся на данной категории дел. Поэтому обязательно должен быть введен набор технических средств, обеспечивающий хотя бы в минимальном объеме безопасность работы следователя и других участников на месте происшествия (например, нелинейный локатор, счетчик Гейгера, современные средства связи и др.). Или другая современная ситуация - необходимость изъятия компьютерной информации сейчас может возникнуть при осмотре места происшествия не только по компьютерным или экономическим преступлениям, но и любым другим включая насильственные. Поэтому актуально формирование набора средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъятии такой информации, например, хотя бы комплект дискет с сервисными программами, загрузочных, для копирования изымаемой информации и, конечно, не будет лишним включение в такой набор электронной "записной книжки". Сейчас очень важно оснащение следователей фотоаппаратами, снабженными трансфокаторами или набором сменных объективов, особенно важны длиннофокусные, с большим разрешением. В качестве примера можно привести набор «Следопыт-1»: Комплект предназначен для осмотра места происшествия и содержит основной комплект технических средств для обнаружения, фиксации и изъятия различных следов и вещественных доказательств. По своему наполнению он соответствует универсальному криминалистическому чемодану. Кроме дактилоскопических порошков, кистей, следокопировальных материалов и небольшого набора инструментов, в него также входят принадлежности для дактилоскопирования подозреваемых, силиконовый компаунд ”Silmark” для изъятия объемных следов, разнообразный упаковочный материал и канцелярские принадлежности для сбора вещественных доказательств и описания места происшествия. Для удобства использования и транспортировки комплект размещен в специальной сумке переноске. Комплект может быть дополнен портативным инструментом фирмы “Gerber”, а также конвертами с цианоакрилатовым эфиром “HARD EVIDENCE”, которые в отличие от обычного жидкого «суперклея» не требуют нагревания и позволяют легко осуществить окуривание некоторого замкнутого объема (салона автомобиля, небольшого помещения). Их эффективность подтверждена ЭКЦ МВД РФ. 2.5. Протокол осмотра места происшествия.На заключительном этапе осмотра места происшествия следователь: - составляет протокол осмотра и необходимые планы, чертежи (специалист при этом оказывает помощь в описании следов); - упаковывает объекты, изъятые с места происшествия (специалист в необходимых случаях также оказывает помощь следователю в упаковке изъятых следов, слепков и других вещественных доказательств, и при наличии постановления о назначении экспертизы (или письменного задания оперативного работника) доставляет их в экспертное учреждение); - принимает меры к сохранению тех имеющих доказательственное значение объектов, которые невозможно изъять с места происшествия; - принимает меры по поступившим от участников осмотра и иных лиц заявлениям, относящимся к осмотру места происшествия. В соответствии с пунктом 2.2.5 Наставления по работе ЭКП ОВД при составлении следователем протокола осмотра места происшествия специалист оказывает помощь в описании следов, сообщая следующие сведения: - применявшиеся средства для выявления следов; - способы их изъятия; - место нахождения следов (предмет, на котором они обнаружены, характер поверхности); - количество следов, их вид (поверхностные или объемные, статические или динамические и пр.), форму, размеры, индивидуальные особенности; - способ дополнительной фиксации следов (фотографирование, составление схемы). Результаты применения фотосъемки оформляются в виде фототаблиц на специальных бланках и сопровождаются пояснительными надписями. Фототаблицы подписываются специалистом, проводившим съемку. Фототаблица и негативы предоставляются следователю в срок не более 5 суток с момента окончания производства осмотра. Протокол осмотра места происшествия составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками (ст. 141 УПК). Если по объективным причинам это невозможно, при осмотре делаются подробные черновые записи (для этой цели может быть использован и диктофон), а протокол составляется и подписывается при первой же возможности. В протоколе надлежит полно и объективно, в то же время без лишней детализации, избегая неопределенных выражений, отразить все действия следователя и все обнаруженное (ст. 182 УПК), с тем чтобы читающий получил достаточное представление об обстановке места происшествия, следах и иных предметах, могущих иметь значение для дела, и чтобы в случае необходимости имелась возможность по описанию осуществить реконструкцию места происшествия. Вне зависимости от упоминания в описательной части протокола, в его конце перечисляются все изъятые и прилагаемые к протоколу объекты. Протокол желательно изготовить (написать от руки или напечатать на машинке) в двух экземплярах (первый подшить в дело, а второй иметь на случай предоставления эксперту). Протокол должен быть легко читаемым. Во вводной части протокола указываются: а) основание производства осмотра (ст. 178 УПК), в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; б) место и дата производства осмотра, время его начала; в) должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол; г) фамилии, инициалы всех участников осмотра, в отношении должностных лиц, кроме того, — занимаемая должность, а в отношении понятых — адрес местожительства; д) условия проведения осмотра, могущие влиять на его результаты (дождь, снег, температура воздуха при осмотре на открытой местности, характер освещения и т.д.); |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |