на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Процедура банкротства предприятия


Реферат: Процедура банкротства предприятия


Содержание работы:

Введение............................................... 3

Глава 1. Система банкротсва в России.................. 18

Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия.    22

2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства.    22

2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий.......................................... 28

Глава 3. Конкурсное производство...................... 31

3.1. Порядок осуществления........................... 31

3.2. Ликвидация предприятия.......................... 42

Заключение............................................ 52

Список литературы:.................................... 58

Приложения............................................ 62

Введение.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловли­вает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей по­требностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государст­венных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной си­туации. От характера и структуры рыночных потребностей, способ­ности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, произ­водящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного разви­тия экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмер­ному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель зна­чительной части фирм и в особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

Для каждого предприятия существует предел роста объемов дея­тельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимули­рующими развитие, и тормозящими его.

Американские исследователи зафиксировали определенную зако­номерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникно­вении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм.

Специфика реализации различных типов предприятий в переход­ной экономике. Характерными чертами функционирования предпри­ятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие:

·     нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следст­вие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;

·     механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;

·     сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения пред­приятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и т.п.;

·     высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по не­которым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);

·     прямое или косвенное воздействие на деятельность многих пред­приятий криминальных структур, рэкета;

·     слабая спецификация прав собственности, неразвитость тради­ций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;

·     возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих пред­приятий в экономике второй путь следует признать наиболее значи­мым и характерным);

·     большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности при­влечения финансовых средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.);

·     высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц (отсутствие опыта и изменчивость нормативных ак­тов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).

Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного перио­да характерно и для отдельных типов (форм) предприятий.

Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защи­щенность, хаотичность и стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько потребно­стями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и средств у значительной части населения.

В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы сти­хийного партнерства и кооперирования предпринимателей с их особы­ми взаимоотношениями, которые заменяют собой товарищества с юридическим статусом.

Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной картины факти­ческого распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления государство с трудом находит и реали­зует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых "пирамид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное фи­нансово-бюджетное положение государства, характерное для переход­ной экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению ус­ловий обращения корпоративных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмос­феры разгосударствления оказались на начальном этапе преобразова­ний без четкого механизма функционирования, без строгого определе­ния прав и обязанностей руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким доходам руководителей.

Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд особенностей на функционирование различных типов пред­приятий.

Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В усло­виях плановой экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными органами (Госпланом, Госснабом, Госбан­ком, отраслевыми министерствами и др.). Несмотря на элементы хоз­расчетной самостоятельности, преимущественное значение имели централизованное материально-техническое снабжение предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и потре­бителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразова­ние, мягкие бюджетные ограничения.

Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений предприятий. Это находит свое выраже­ние в образовании экономически самостоятельных субъектов хозяйст­ва, в развитии рыночно-конкурентного механизма экономики. Пред­приятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руко­водствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реаль­но складывающейся экономической обстановкой.

Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимо­отношений предприятий оказывается весьма болезненным (устране­ние привычной системы государственного патернализма и разрыв сло­жившихся хозяйственных связей при отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду с новы­ми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобра­зований) сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование, списывание или зачет долгов и т.п.), исполь­зование прежних персональных контактов во властных органах и пре­образованных бывших управленческих структурах (лоббирование ин­тересов, помощь в установлении связей с другими предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция со­хранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных от­ношений, большая роль личностных (иногда корыстных) связей меж­ду руководителями предприятий. В процессе адаптации к новым усло­виям хозяйствования предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное освоение рыноч­ного стиля поведения.

Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями по поводу материально-технического снабже­ния (средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта про­изведенной продукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из особых ус­ловий переходной экономики.

Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями, выступают неразвитость рыночной инфраст­руктуры (товаропроводящей, информационной и др.), слабое овладе­ние методами маркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных решений по хозяйст­венным спорам, тяжелое финансовое положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.

В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в снабженческо-сбытовой политике играют прежние хозяйствен­ные связи партнеров в силу инерции, преимуществ доверительных от­ношений в условиях экономической неопределенности (например, при поставках без предоплаты, при бартере и т.п.); отсутствия необхо­димой информации, жесткой зависимости от прежних технологиче­ских "цепочек" при недостатке средств для изменения профиля пред­приятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров ста­новятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления хозяйственных связей, частую смену контрагентов.

Существенными факторами, влияющими на материально-техниче­ское снабжение предприятий в переходной экономике России, оказа­лись следующие: потеря связей с прежними поставщиками из респуб­лик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ; закрытие, перепрофилиро­вание или переориентация на экспорт части поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов-поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции матери­ально-технического назначения и т.п.

Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной, так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в 1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий), сокращение объема выпуска (12%), со­кращение ассортимента (7%); среди активных мер — поиск новых по­ставщиков (57%), организация производства сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в развитие предприя­тий-поставщиков (2%).

Своеобразием является то, что одновременно с расширением ры­ночных отношений происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат).

Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних хозяйств в связи со снижением реаль­ных доходов населения, так и предприятий в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности выхода на ми­ровой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость ры­ночной инфраструктуры.

Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия ис­пользуют различные меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным вышеприведенного обследования, в 1995 г. 65% всех предпри­ятий использовали в этих целях сдерживание роста цен на свою про­дукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекла­му, 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на зару­бежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбы­товой политики предприятий имеет не только активизация сбыта тра­диционной продукции, но и реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения его профиля.

Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных операций, поставок в счет будущих платежей (фактически не­обеспеченных коммерческих кредитов), разного рода злоупотреблений)

Взаимная задолженность предприятий. Характерной для переход­ной экономики является проблема просроченной финансовой задол­женности предприятий.

Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, не чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Спе­цифика для переходного периода состоит в резком увеличении задол­женности, ее крупных размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными явлениями переходной эко­номики.

Общая сумма просроченной задолженности предприятий производ­ственных отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю занимала взаимная задолженность пред­приятий (задолженность поставщикам в структуре просроченной кре­диторской задолженности предприятий, несмотря на ее относительное сокращение в последние годы, составляла примерно 50%). Таким об­разом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следу­ющие цифры ("неплатежи между предприятиями достигли в промыш­ленности месячного объема продукции, подлежащей реализации; про­сроченная задолженность поставщикам в 7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем денежной мас­сы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к го­довому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).

Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:

·     трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяй­ствования в условиях резкого перехода от системы государственного патернализма, мягких бюджетных ограничений; недостаток собствен­ных средств предприятий на пополнение обратного капитала и инве­стиционных средств;

·     либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции;

·     кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его вызывающие;

·     жесткая денежно-кредитная политика государства, которая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной массы; приводит к "бегству" рубля на более вы­годные рынки (рынок ГКО, валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам;

·     разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятив­ные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора;

·     некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав собственности;

·     низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно-арбитражных решений.

Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной формой адаптации предприятий к реально складываю­щимся экономическим условиям и экономической политике, хотя в "объективизации" указанного явления заинтересована та часть ди­ректорского корпуса, банкиров, чиновников, посредников, которая ре­ализует в этом свои корыстные интересы. Как форма адаптации к ус­ловиям высокой инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой инф­ляции — недостаток собственных средств предприятий.

Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд нега­тивных последствий. Во многом являясь порождением системного кри­зиса, он еще более углубляет его. В числе этих последствий:

·     негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономи­ке, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усили­вая спад производства;

·     ухудшение воспроизводственных условий предприятий, сниже­ние их инвестиционной деятельности (обновление основного капита­ла, реструктуризация производства и т.п.);

·     усиление бартеризации хозяйственных отношений;

·     заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или "квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);

·     сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как след­ствие, обострение бюджетного кризиса;

·     усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных злоупотреблений.

Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства. Среди них:

·     корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между предприятиями, ограничение доходности спекуля­тивных операций;

·     более активные меры государства по расширению емкости внут­реннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно-кредитной политики, экспортно-импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизво­дителей, а также по оздоровлению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно производителей и потребителей;

·     взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными пред­приятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из пер­вых громких соглашений — "О совместных действиях по стабилиза­ции цен и сокращению взаимных неплатежей", подписанное Мини­стерством путей сообщения, Минтопэнерго, Комитетом по металлур­гии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"), народнохозяйственный (его привлекательность, однако, не должна означать всеобщего, сплошно­го взаимозачета, без учета перспективности тех или иных предприя­тий и причин, вызвавших их неплатежи);

·     упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизо­ванного рынка векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете векселей);

·     использование акций предприятий, являющихся АО, для расчё­тов по неплатежам (т.н. свопирование);

·     развитие финансово-промышленных групп, обеспечивающих сращивание промышленного и финансового капитала;

·     усиление спецификации прав собственности и повышение ответ­ственности менеджеров;

·     совершенствование хозяйственного права, усиление исполняе-мости судебных решений по хозяйственным спорам.

Цель работы-рассмотреть организационный механизм ликвидации предприятия в условиях переходного периода.

Задачи исследования:

·     изучить особенности функционирования предприятий различных форм собственности;

·     исследовать организационный механизм ликвидации предприятия;

·     изучить  законодательные, павительственные документы и источники, а также документы по ликидации предприятия;

·     исследовать организационно-методическое обеспечение в России.

Структура работы определена целями и задачами. Во введении рассматривается специфика функционирования предприятий в условиях переходного периода. В первой главе-принципы и механизмы системы банкротства в россии.

Во второй главе-организационно-методическое обеспечение осуществления системы банкротства, этапы реорганизации и ликвидации предприятий.В третьей главе предлагается рассмотреть план ликвидации КАКБ «Единение».

Хронологические рамки работы охватывают период с 1990-1998 г.г.

Практическая значимость работы обусловлена положением предприятийв области.

При написании работы использоались законодательные, правительственные источники, финансовые и юридические документы предприятия,научная и  учебно-методическая литература.

Глава 1. Система банкротсва в России.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее при­емлемой для разработки с учетом особенностей национальной эконо­мической политики, механизма защиты предприятий и предотвраще­ния их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимо­отношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государ­ственным имуществом и юридическим исполнением законно банкрот­стве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходи­мость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при ус­ловии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.