на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Правовой режим иностранных инвестиций


Фактически ни одна фирма не могла бы нести дополнительные расходы в операциях при отсутствии связанных с правом собственности преимуществ над своими конкурентами. Увеличение объема ПИИ в данном аспекте определяется существованием ряда нематериальных преимуществ, которые с незначительными издержками можно перевести за границу; это позволяет обеспечить прибыльность таких инвестиций. Благодаря подобным нематериальным активам некоторые фирмы наращивают объемы своей деятельности и создают концентрированные промышленные структуры.

Наряду с объективными факторами на развитие иностранных инвестиций существенное влияние оказывают и факторы субъективного порядка, включающие деятельность людей, общественных групп, политических сил, звеньев государственного аппарата. К ним также относятся действующее законодательство в сфере предпринимательской деятельности, государственные средства регулирования экономики и общая политическая стабильность. Уровень последней прямо детерминирует усиление или уменьшение объемов иностранного инвестирования. Прежде всего, это касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Считается возможным констатировать наличие долгосрочной зависимости между политической стабильностью принимающей страны и темпами притока (оттока) иностранных инвестиций. Реальным примером в данном контексте может быть Южно-Африканская Республика, которая в свое время достигла значительных успехов в привлечении ПИИ, однако из-за долгосрочного практикования апартеида и, как следствие, социальной нестабильности лишилась иностранного капитала, отток которого продолжался до 1994 года.[6]

Выбор места инвестирования в принимаемой стране определяется на основе учета таких параметров, как размер рынка, обеспеченность факторами производства, расходы, степень развитости инфраструктуры, торговая политика, конкуренция, режим въезда и выезда, собственность, занятость и т.д. Инвестор выбирает место осуществления капиталовложений также с учетом характера соответствующей технологии, стратегии фирмы и своих представителей о степени риска и возможных прибылях.

Попытки национальных фирм перенести деятельность за пределы национальных границ могут быть объяснены агрессивными или защитными причинами: увеличением или защитой прибылей, удержанием рынка или проникновением на него.

Одной из главных движущих сил иностранного инвестирования является стоимостной фактор. Его умелое использование обуславливает значительную выгодность вложения денежных средств для страны приложения капитала.

Следует отметить, что для выбора места приложения иностранных инвестиций важное значение имеет наличие дешевой неквалифицированной рабочей силы и возможности уменьшения уплачиваемых налогов.

В основе осуществления инвестирования лежат прежде всего, прагматические мотивы. Поэтому также учитывается, что доходы от инвестирования в развивающихся странах на данном этапе значительно выше (в целом на 10 – 12%), чем в развитых.

Другая особенность современного периода состоит в том, что одной из движущих сил, детерминирующих уровни и пропорции зарубежного инвестирования, стал валютный фактор. Его значение на каждом товарном рынке чисто индивидуальное. Однако эмпирические наблюдения свидетельствуют, что влиянию валютного фактора особенно подвергаются рынки, характеризующиеся относительно однородной и стойкой номенклатурой.

Таким образом, можно сформулировать условие, согласно которому укрепление национальной валюты страны базирования обуславливает нарастание ее зарубежного инвестирования. Инвесторы стран с завышенным курсом валюты стремятся направлять свои денежные средства в страны с заниженным курсом.

Немалое значение при осуществлении зарубежного инвестирования имеет наличие стабильной денежной и финансовой системы в стране-импортере капитала.

Динамика иностранного инвестирования в значительной мере зависит от связей страны-реципиента с негосударственными международными организациями. Исследование мировой практики позволяет вывести неформальную зависимость, согласно которой инвестиции в то или иное государство начинают поступать после подписания соглашения с Международным валютным фондом и осуществления страхования. Важную роль в данном контексте играет и наличие внешней задолженности: значительная ее величина обуславливает более низкий уровень поступления внешних средств.

Можно также выделить факторы, при которых иностранное инвестирование не осуществляется. Отсталость инфраструктуры, неразвитость сырьевой базы, внешняя задолженность, невысокий рейтинг кредитоспособности, обесценивание национальной валюты, низкие доходы потребителей, проблемы при репатриации прибылей, политическая нестабильность и т.д. уменьшают активность иностранных инвесторов. В то же время это определяется и спецификой экономической политики страны.

Важное значение для осуществления иностранного инвестирования, а также системной трансформации и движения к рыночной экономике представляет проведение приватизации. Она проводится на фоне одновременного признания необходимости дальнейшей дерегуляции экономической активности и либерализации деятельности частного сектора.

Вложение ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий, и относится к числу наиболее распространенных и действенных форм иностранного инвестирования. Преимущественное большинство национальных фирм после абсорбирования ПИИ становится более конкурентоспособным; продажа активов иностранцам обуславливает немедленное поступление средств и, в конечном счете, ведет к дальнейшим инвестициям, реинвестированию прибылей и т.д.[7]

В современных условиях приватизационные процессы осуществляются, главным образом, в странах с переходной экономикой и развивающихся странах.

Можно отметить еще один момент, согласно которому нарастание объемов приватизации (и, соответственно, открытости экономики) сопровождается расширением участия и повышением удельного веса зарубежных прямых и портфельных инвесторов в ней.

В последнее время в процессе иностранного инвестирования следует выделить возникновение обстоятельства субъективного плана - международного нарастания коррумпированности. Данный момент был особо подчеркнут во время работы секции менеджмента глобальных инвестиционных рисков на Всемирном экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и программ помощи, имеет тенденцию к распространению в международных экономических отношениях.

Существует ряд отрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая покупательная способность населения; политика национальных предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального производственного инвестирования (что является важным индикатором для иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу; отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки последней.

При вывозе государственных средств не всегда ставится задача получения высоких прибылей. В первую очередь размещение государственного капитала за рубеж преследует политические цели – создание благоприятного климата для последующего экспорта частного капитала и своих товаров, формирование рынка сбыта. При вывозе государственного капитала правительства, предоставляющие субсидии и кредиты, часто диктуют странам, в которые направляется вывозимый капитал, определённые условия: предоставление гарантий, что предприятия и другая собственность, принадлежащая компаниям страны, вывозящей капитал, не будут национализированы, создание предпочтений для фирм-инвесторов и т.д.

В свою очередь принимающая сторона в качестве условий иностранного инвестирования выдвигает такие требования, как участие местных предпринимателей в деятельности предприятий, обучение местных кадров, осуществление научных исследований и разработок, а также обеспечение экспорта производимой продукции силами инвестирующей стороны.[8]

Для того чтобы поощрить инвестиции друг друга, дать им дополнительные льготы и гарантии, государства заключают между собой соответствующие соглашения, оказывающих влияние на иностранное инвестирование:

ü  торговые договора;

ü  соглашения о налогообложении;

ü  договора и соглашения об иностранных инвестициях.

Торговые договора играют сегодня главную роль в регулировании международной торговли, а также в значительной мере используются как форма регулирования отношений, связанных с экспортом-импортом капитала. Договора имеют целью развивать и укреплять дружественные отношения между народами, способствовать взаимовыгодной торговле и инвестированию. Но из-за слабости источников инвестирования в развивающихся странах принцип взаимности, взаимовыгодности соблюдается лишь в отношениях между развитыми странами, а из договоров между развитыми и развивающимися странами выгоды извлекают преимущественно развитые государства.

Торговые договора определяют принципы и нормы регулирования вопросов в отношении инвестирования капитала. Они устанавливают общий правовой режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лиц в страну, дают им свободу передвижения по территории друг друга, взаимное признание иностранных юридических лиц, право иностранных юридических и физических лиц на обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной собственности на территории друг друга, вопросы налогообложения, перевода прибылей и капиталов за границу, приобретения движимого и недвижимого имущества. Эти договора часто создают основу регулирования отношений, связанных с иностранным инвестированием.

Споры между договаривающимися сторонами должны разрешаться по дипломатическим каналам, если же это не удается, то рассмотрение спора может быть передано в Международный суд ООН.

Соглашения о налогообложении заключаются между государствами в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте-импорте капитала между ними. Государства, подписавшие подобное соглашение принимают на себя обязательство полностью или частично освободить предприятия, контролируемые иностранным капиталом от налогообложения.[9]

Многие развивающиеся государства, заинтересованные в притоке иностранного капитала, предоставляют ему льготы налогового характера в силу постановлений национального законодательства об иностранных инвестициях, т.е. необходимости в заключении соглашений о налогообложении вроде бы нет. Но, несмотря на это, такие соглашения заключаются с целью избежания двойного налогообложения инвесторов.

Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том, чтобы обеспечить в условиях социально-экономического и политического кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну, предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.

В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:

А. гарантии от национализации и экспроприации предприятий с иностранным капиталом;

Б. от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей;

 В. от ущерба инвестициям в случае войн, революций, других социальных потрясений.

Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций"), то они заключаются для развития экономического сотрудничества, создания благоприятных условий для увеличения инвестирования на территориях договаривающихся государств.

Соглашения содержат определения таких понятий как "инвестиции", инвестор, "территории" и др. Далее оговаривается, что каждая сторона создает благоприятные условия для инвестиций другой стороны, предоставляет им защиту и гарантии.

В отношении инвестиций и доходов устанавливается режим не менее благоприятный, чем для национальных инвестиций или инвестиций третьих сторон, т.е. режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Но из режима наибольшего благоприятствования могут предусматриваться исключения: он не обязательно распространяет на инвестиции другой стороны преимущества, вытекающие из любых международных договоров и внутренних законов, таможенного союза и т.п. Далее определяется общий порядок возмещения убытков иностранным инвесторам (в каких случаях и каким образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприации иначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и при обеспечении своевременной и адекватной компенсации. Далее соглашение определяет порядок репатриации инвестиций и доходов.[10]


3. Основные формы международных инвестиций в современном мировом хозяйстве

Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной инвестиционной активности является создание особых (специальных) экономических зон (ОЭЗ). Это одна из наиболее притягивающих форм заинтересованности иностранных инвесторов, которая дает возможность активизировать предпринимательство, наращивать экспортный потенциал, формировать рыночную инфраструктуру, ускорять развитие отдельных регионов и отраслей экономики.

Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли, или как особые зоны, где регулируются не все стороны экономической активности. В странах, политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока зарубежных инвестиций.

Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ – Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали, также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, Дзянсу были объединены в одну из крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее расширять открытость экономики. Таким образом, была создана экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн.человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Цель - использование иностранного капитала и современной зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора экономики. По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать как весьма успешный, т.к. за 10 лет, прошедших с момента решения об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд. долларов. Что соответствует ¼ всех иностранных инвестиций в Китае за указанный период.

В последнее время значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в странах СНГ. СП – форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок. Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и последовательную государственную внутреннюю политику.

В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования: ♦ лизинг; ♦ лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру); ♦ франчайзинг; ♦ совместное производство; ♦ субподряд; ♦ строительство заводов, объектов “под ключ”.

Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при использовании неакционерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки, страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная деятельность, техническое обслуживание и т.д.


4.  Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие валовые капитальные вложения, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.[11] Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале Экономист определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Наша страна выступает на мировой экономической сцене как экспортёр сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортёр иностранной высокотехнологической продукции и услуг, рассчитанных на потребительский спрос.[12]

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны (совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов), поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание.

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении.

Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным.

Необходимость вывоза инвестиционного капитала конкретной страной-донором связана со следующими факторами: относительным перенакоплением капитала, ростом потребностей монополии в расширении общих масштабов накопления, усилением отраслевой монополизации в национальной экономике, развитием интернационализации производства.

Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например:

1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям.

2. Географические условия принимающей страны.

3. Стремление получить более высокую норму прибыли, благодаря, использования разницы в национальных уровнях затрат производства.

4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.

5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.

6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей.

7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и прочее.

8. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.

9. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров.

10. Доступ к рынкам капитала многих государств, что позволяет при минимальных собственных затратах осуществлять капиталовложения за границей.

11. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.

12. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов.[13]

Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств. Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.

Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда она будет более активно вовлечена в интернационализацию производства. Россия же по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире.

Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики. А для их привлечения в России создаются «свободные экономические зоны» (СЭЗ)- это территории с особым юридическим и политическим статусом, создающим благоприятные условия для данного привлечения при помощи ряда льгот. Например, крупнейшими свободными экономическими зонами являются: «Находка» (Приморский край), «Янтарь» (Калининградская область), «Ева» (Еврейская автономная область).[14] Существуют и другие способы привлечения.

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности на территории СЭЗ должны быть определены законом о СЭЗ.[15]

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.[16]

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.[17]

Не мало важно отметить, что российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», указами Президента РФ и другими законодательными актами и международными договорами.

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за исключениями, предусмотренными федеральными законами.[18]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важную роль в успешном развитии мировой экономики. ПИИ наиболее активно используются в таких перспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги.

На развитие иностранного инвестирования значительное влияние оказывают условия организационно-хозяйственной деятельности в принимающих странах. Весьма актуальным является анализ разнообразных типов иностранных инвесторов, присутствующих сегодня на инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, формами и методами организации бизнеса.

Большое значение имеют иностранные инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходной экономикой. Объем иностранных инвестиций, поступающих в эти страны, не удовлетворяет их потребности, и принимаются меры по привлечению дополнительных средств.

Большая часть иностранных инвестиций это частные инвестиции. Как правило, это прибыльные компании, для которых национальный рынок стал слишком тесен и они, стремясь к расширению, внедряются в рынки других стан. Естественно отсутствие прибыли или убытки отпугивают такие компании.

Значительная часть иностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, через создание особых и свободных экономических зон и совместных предприятий.

Иностранные инвесторы стремятся получить от своей деятельности как можно большую прибыль.

Крупнейшими зарубежными инвесторами являются США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, где экономический результат от их деятельности наиболее высокий. Капиталистическая система не предусматривает безвозмездного вложения капитала. Основная цель инвестора – извлечение прибыли. Существует ряд причин, из-за которых вывозить капитал значительно выгоднее, чем работать на внутреннем рынке. Это в основном налоговые льготы и внутренний рынок страны, в которую ввозится капитал. Если стране требуются инвестиции, ей необходимо создать как можно больше привлекательных условий для вложения капитала.

В качестве главных условий привлечения иностранного капитала для России можно указать следующие: создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории России; реформирование налоговой системы; укрепление институтов собственности; формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций; создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений; развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.

В настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли. Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.

Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российской экономике, так как они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду.

В начале XXI века преобладающее число стран участвует в процессах международного инвестирования в качестве импортёров и экспортёров капитала, обмениваясь новейшей технологией, повышая производительность труда и уровень своего развития.

Возможность привлечения иностранных инвестиций – вопрос, по которому высказывается множество противоречивых мнений: одни считают, что иностранные инвесторы боятся России, другие – «если позволить», все российские предприятия будут на корню скуплены иностранцами. Истина находится посередине.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.

Одной особенностью отпугивающей иностранных инвесторов от России является российский образ мышления. Очень сложно переориентировать людей на непривычную для советской России (хоть и в прошлом) рыночную экономику.

Можно сказать, что основной, на мой взгляд, проблемой, препятствующей активному привлечению иностранных инвестиций в экономику России, является отсутствие на практике четкой и эффективной государственной инвестиционной политики.

Интересно мнение Рассела Мида, который считает, что Россия не в состоянии контролировать свою территорию. ''Каждый раз, возвращаясь из России, я всё больше укрепляюсь в убеждении: никакие миллиарды вложенные западом в экономику России не принесут ей пользы. Это всё равно что плевать в костёр.'' Самая сокрушительная и безнадёжная черта в России столь же очевидна во Владивостоке, как и в Тюмени и в Москве, состоит в отсутствии трудовой этики. ''Воруют здесь все. Воруют рабочие. Поэтому они не заинтересованы в эффективности производства и экономии сырья. Воруют официанты, поэтому они не заинтересованы в клиентах. Воруют армейские чиновники, поэтому они не заинтересованы в повышении воинской дисциплины и налаживания порядка в армии. В рамках российской системы никакая свободная экономика не заработает''.

Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту – сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.

Что касается других стран, то мировой опыт показывает, что привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на их экономику. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Следует также подметить, что иностранные инвестиции отнюдь не являются панацеей от всех недугов мировой экономики. Использование иностранного капитала – неоднозначный по своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся через сложное взаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций на макро-, мезо- и микроуровне.

Во введении рассмотрены актуальность темы исследования. I глава выявляет понятие и определяет значение инвестиционной деятельности в современном мировом хозяйстве. II глава указывает на условия осуществления инвестиций, с примерами практики. III глава посвящена двум формам иностранных инвестиций в мировой экономике. И наконец IV глава характеризует специфику и роль инвестиций в развитии мировой экономики. В заключении сделаны выводы по проведённому исследованию.

В работе использованы основные законодательные документы, Конституция РФ, а также другие источники, дающие развернутое рассмотрение данной темы. При написании работы использовалось действующее законодательство, литература по международному праву и специальные литературные источники.


БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые источники

1.  Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 июля 1999 года №39-ФЗ.

2.  Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. №28. Ст.3493.

3.  Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

4.  Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации".

5.  Указ Президента РФ от 25 января 1995 года «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации».

6.  Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. N548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

7.  Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997г. №1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 №24. Ст.2637.

8.  Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. №1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №20. Ст.2279

9.  Постановление Совета Федерации от 3 июля 1997 г. №259 – СФ «О свободных экономических зонах».

Литература.

1.  Адрианов В.Д. Россия экономики и инвестиционный потенциал М., «Экономика» 2009. – 352с.

2.  Александрович Г. «Региональные законодатели заполняют проблемы федерального законодательства», Иностранные инвестиции, 2007. - №3-4.

3.  Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика. 2006

4.  Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Юристъ, 1999. – 186с.

5.  Воскресенский Г. Российский рынок глазами иностранцев // Инвестиции в России. - 2008. - № 2.

6.  Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за Рубежом. М.: Финстатинформ. 2003. - 123-143с.

7.  Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог. - 1998. - 24 февраля

8.  Зимин И.А. Реальные инвестиции. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Эксмос», 2000

9.  Каминский M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. 2007. - №5.

10.   Киреев А.П. «Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства», М., Международные отношения, 2007

11.  Корниенко О.В. Экономика: учебное пособие для колледжей. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 263с. (Серия «Среднее профессиональное образование»)

12.   Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций// Экономист, 2008. - №5.

13.   Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е издание, переработанное, дополненное / Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2005. – 402с.

14.   Милюков А. Сначала туда, где есть деньги, идут товары. За ними - иностранный инвестор // Деловое Поволжье. - 2007. - №44.

15.   Мозаис П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне. Дело и право. 2004. - №2,3.

16.   Немитой А.С. Инвестиции: Учебник – 8-е изд., перераб. и исправленное М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 - 349с.

17.   Носова С.С. Экономическая теория. Краткий курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманистический издательский центр ∙ ВААДОС, 2003. – 274с.

18.   Письменная Е. «В ожидании иностранных инвестиций регионы уповают на поддержку центра», Финансовые Известия 2007. - №86 (437).

19.   Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - №11.

20.   Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / Под редакцией А.Г. Светланова М.: ИГПАН. 2005

21.   Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. - 323-325с. (Серия «Высшее образование»)

22.   Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го издания — М.: “Дело ЛТД”, 2005

23.   Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые ориентиры // Рынок ценных бумаг. 2005. - № 9.

24.  Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.,: издательство «НИМП». 2001. - 224с.

25.   Янтовская Е.В. Инвестиционное законодательство и иностранные инвестиции. Мн.,: ПКФ ”Экоунт”. 2004. - 79,91,98с.


[1]Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го изд. — М.: “ДелоЛТД”, 2005

[2]Зимин И.А. Реальные инвестиции. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Эксмос», 2000

[3]Киреев А.П. «Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства», М., Международные отношения, 2007

[4]Александрович Г. «Региональные законодатели  заполняют проблемы федерального законодательства», Иностранные инвестиции, 2007. - №3-4.

[5]Янтовская Е.В. Инвестиционное законодательство и иностранные инвестиции. Мн.,: ПКФ ”Экоунт”. 2004.-С. 79,91,98

[6]Каминский M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. 2007. - №5.

[7]Письменная Е. «В ожидании иностранных инвестиций регионы уповают на поддержку центра», Финансовые Известия 2007. - №86 (437).

[8]Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002.-С. 323-325 (Серия «Высшее образование»)

[9]Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов  контроля // Золотой рог. - 1998. - 24 февраля

[10]Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за Рубежом. М.: Финстатинформ. 2003.-С. 123-143

[11]Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика. 2006

[12]Носова С.С. Экономическая теория. Краткий курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманистический издательский центр ∙ ВААДОС, 2003.-С. 274

[13]Милюков А. Сначала туда, где есть деньги, идут товары. За ними - иностранный инвестор // Деловое Поволжье. - 2007.-№44.

[14]Корниенко О.В. Экономика: учебное пособие для колледжей. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-С. 263 (Серия «Среднее профессиональное образование»)

[15]Богуславский М.М. Международное частное: Учебник. – 3-е издание., переработанное и дополненное – М.:Юристъ, 1999.-С. 186

[16]Воскресенский Г. Российский рынок глазами иностранцев // Инвестиции в России. - 2008.-№2

[17]Указ Президента РФ от 25 января 1995 года «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации».

[18]Немитой А.С. Инвестиции: Учебник – 8-е издание, переработанное и исправленное. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-С. 349


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.