![]() |
|
|
Дипломная работа: Конкурентная разведка: особенности ее проведения современными российскими предприятиями5. Формирование отчетов 6. Доведение до руководства Конечная цель подразделения (сотрудника) конкурентной разведки довести до заказчика результат анализа о характере и масштабах экономически выгодных процессов, а также о задействованных в них конкретных лицах и организациях. При этом очень важно иметь в виду, что заключение имеет ограниченную ценность, если оно не сопровождается вероятностной оценкой его достоверности. 1.4 Тактические и стратегические задачи конкурентной разведкиКонкурентная разведка как дисциплина первоначально занималась процессами и средствами для сбора, анализа и распространения разведывательных данных, позволяющих сотрудникам принимать качественные и эффективные решения. Эти решения могут быть по своему характеру либо стратегическими, либо тактическими. Тактическая (ориентированная на продукцию) конкурентная разведка обеспечивает потребности производственного отдела, служб маркетинга и продаж. Стратегическая обеспечивает потребности топ-менеджмента (для принятия кратко- и долгосрочных решений). Специалист конкурентной разведки при нахождении информации и ее анализе должен определить является ли данный материал конкурентной информации стратегической, тактической или «иной» информацией. При нахождении стратегической информации, она передается ключевым лицам, принимающим решения. Тактическая информация анализируется для выполнения запроса, а «иная» информация вносится в каталог, и сохраняться, пока не будет получена новая информация. Необходимо отметить, что любая информации может быть стратегической, тактической или «иной» в разный промежуток времени. Это временное измерение определяет, является ли данная информация важной в тот или иной день. Отдел продаж и отдел маркетинга предоставляют широкие возможности для анализа многоуровневой деятельности конкурентной разведки. Таким образом отделы продаж и маркетинга часто используются в качестве модели для исследования процесса координации стратегической и тактической разведывательной информации. Для типичных отделов продаж и маркетинга характерно достаточно четкое разграничение основной деятельности по трем иерархическим уровням. Сотрудники, отвечающие за продажи на стратегическом уровне, участвуют в прогнозировании, установлении квот, стратегическом контроле, проникновении на рынок, планировании и распределении ресурсов. Сотрудники, отвечающие за продажи на тактическом уровне, сосредотачиваются на реализации стратегических целей, взаимодействии с крупными клиентами, обмене «оперативной» информацией с высшим руководством и управлении сотрудниками отдела продаж. Сотрудники, отвечающие за продажи на оперативном уровне, концентрируют свои усилия на формулировании предложений потребителям, определении цен, взаимодействии с покупателями, обслуживая выделенный им регион или территорию. Сотрудники, отвечающие за маркетинг на стратегическом уровне, определяют диапазон предлагаемых на рынке продуктов, составляют бюджеты и маркетинговые планы и участвуют в разработке позиционировании продуктов. Сотрудники, отвечающие за маркетинг на тактическом уровне, сосредотачиваются на управлении продуктами компании, развитии рынка, ценообразовании, продвижении и распространении. Наконец, сотрудники, отвечающие за маркетинг на оперативном уровне, участвуют в изучении рынка и потребителей и в сборе маркетинговой разведывательной информации. Наиболее подходящие виды продуктов и услуг КР будут варьировать в зависимости от статуса руководителя, принимающего решения в организации. Эти потребности необходимо координировать, чтобы добиться «симбиоза» стратегической и тактической информации. Тесное общение и различные виды оперативно взаимодействия между отделами продаж и маркетинга могут увеличить способность фирмы координировать стратегическую и тактическую разведывательную информацию. В конкурентной разведке стратегическая и тактическая информация часто разделяется и в концептуальном плане, и в реальности. Это привело к тому, что практики конкурентной разведки либо сосредотачиваются на одном из видов информации в ущерб другому, либо создают независимые системы и методы для управления своей стратегической и тактической разведывательной информацией. Это неправильно, потому что в стратегическая и тактическая разведывательная информация тесно взаимосвязаны и усиливают друг друга. 2. Деятельность конкурентной разведки в условиях Российской Федерации В Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Информация в различной форме используется в самых разных отраслях человеческой деятельности. В дипломной работе будут рассмотрены понятия информации, которые представляют собой разнообразные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В таком значении и форме представления информация наиболее соответствует деятельности конкурентной разведки. В законодательстве Российской Федерации имеется и другая формулировка: «массовая информация» – это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если исходить из того, что специализированное понятие «массовая информация» образуется от более общей категории «информация» посредством уточняющей формулировки «предназначенные для неопределенного круга лиц», то можно сделать следующий вывод: информация – это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. В Федеральном Законе «О средствах массовой информации» термин «сообщения» используется законодателем неотрывно от термина «материалы». Две приведенные формулировки отражают различные подходы к пониманию сущности информации. Принципиальное отличие второго подхода – представление информации исключительно в «овеществленном» виде, т.е. на каком-либо материальном носителе. Все это можно было бы воспринять как отвлеченные научные теории, если бы в ряде случаев от применения той или иной концепции при толковании правовых норм не получались бы юридически значимые последствия, существенным образом отличающиеся друг от друга. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», под «передачей информации, составляющей коммерческую тайну» понимается передача информации, зафиксированной на материальном носителе. Вместе с тем, при определении там же термина «разглашение» законодатель подчеркивает, что несанкционированное получение информации третьими лицами может осуществляться «в любой возможной форме» (например, устной). Правовое регулирование в сфере информации основывается на принципах: 1. свобода поиска и получения, передачи, производства и распространение информации любым законным способом. 2. установление ограничений к доступу информации только Федеральными законами. 3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Всю информацию можно условно разделить на две основные категории доступа: открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с ограниченным доступом по своей правовой природе также подразделяется на два вида: сведения, составляющие государственную тайну; конфиденциальная информация. Если информация не подпадает ни под один из двух вышеназванных видов, то она является открытой. Термин «конфиденциальная информация» определяется статьей 2 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», как «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ». Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ №188 от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами; 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них и некоторые другие. Коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Указ Президента РФ определяет ее как «сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами». Данное определение носит отсылочный характер. В законе «О коммерческой тайне» законодательством разделены понятия «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну». Согласно пункту 1 вышеназванного закона коммерческая тайна – это «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». Перейдем к анализу установленных законодателем условий, которые позволяют говорить о принадлежности информации к категории «коммерческая тайна». Во-первых, информация должна быть зафиксирована на любом материальном носителе – документах, изделиях или даже физических полях. На идеи, замыслы, сведения и иные данные, независимо от их коммерческой ценности для их обладателя, если они не облачены в какой-либо материальной форме, правовой режим охраны коммерческой тайны не распространяется. Во-вторых, обладателем может выступать юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут выступать в качестве обладателей коммерческой тайны. Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О коммерческой тайне», право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации за исключением случаев, установленных законом. В-третьих, информация, должна обладать следующими критериями: – коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам; – отсутствие свободного доступа на законных основаниях; – обладателем приняты меры к охране ее конфиденциальности. Все меры, подпадающие под понятие режима коммерческой тайны, можно условно разделить на обязательные, которые обладатель информации должен предпринимать для охраны ее конфиденциальности в силу требования законодательных актов, и произвольные – они осуществляются по собственной инициативе обладателя. Единственное условие, накладываемое на них, – они не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Прежде всего, под понятием «обладатель» информации понимается «лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны». Минимальный набор условия для отнесения информации к коммерческой тайне закреплен ст. 10 Закона «О коммерческой тайне»: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля над соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). При составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, следует принимать во внимание и то, какая именно информация вызывает повышенный интерес со стороны конкурентов. По мнению специалистов, частные компании в наибольшей степени заинтересованы в получении сведений о конкурирующих фирмах по таким вопросам: 1) финансовые отчеты и прогнозы; 2) перспективные планы развития производства; 3) финансовое положение компании; 4) используемые «ноу-хау»; 5) маркетинг и стратегия ценообразования; 6) условия заключаемых сделок (в ряде случаев сам факт заключения); 7) структура системы безопасности; 8) информация о рационализаторском предложении, изобретении и так далее, находящемся на стадии разработки; 9) возможность доступа к информационным ресурсам. Однако зачастую обязательных мер по защите коммерческой тайны может быть недостаточно. Поэтому законодатель предусмотрел возможность заранее согласовать перечень охранных мер и включить в договор те из них, на которых настаивает обладатель информации. По смыслу закона можно предположить только одно ограничение на их количественный и качественный состав: обладатель коммерческой тайны может потребовать от контрагента исполнения мер по защите информации только в том объеме, в каком он сам их обеспечил. И это понятно – нет никакого смысла принимать повышенные меры безопасности в одном месте, если интересующие сведения злоумышленник легко может получить в другом. Очень часто приходится сталкиваться с такой практикой: коммерческая компания целенаправленно и скрупулезно собирает сведения о фирме-конкуренте (или партнере по бизнесу). Специалисты относят такой сбор информации о конкурентах и других субъектах предпринимательской деятельности к обычному маркетингу и выделяют следующие основные направления, по которым производится сбор информации: 1) информация о рынке (цена, условия договоров, скидки, доля на рынке и тенденции ее изменения, рыночная политика и планы, численность и расстановка торговых агентов и так далее); 2) информация о производстве продукции (номенклатура изделий, оценка качества и эффективности, технология и оборудование, уровень издержек и так далее); 3) информация об организационных особенностях и финансах (выявление лиц, принимающих ключевые решения, и их философии, главных проблем, программ проведения научно-исследовательских работ и т.д.). Собранная таким образом информация с помощью системного анализа позволяет получить полное представление о наиболее уязвимых местах другой компании, что значительно укрепляет собственные позиции в конкурентной борьбе. Однако методы сбора информации могут быть признаны противозаконными только в том случае, если обладатель коммерческой тайны сможет доказать не только то, что эта информация отвечала всем установленным законом критериям охраноспособности, но и что конкретное лицо получило доступ к ней, используя незаконные способы (то есть фактически необходимо доказать наличие обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 4 Закона «О коммерческой тайне»). Если правообладатель не сможет доказать эти обстоятельства, он не может рассчитывать на правовую защиту и возмещение понесенных убытков. Как показывает практика, при отсутствии прямых свидетельств использования оппонентом неправомерных способов получения коммерческой тайны практически невозможно доказать, что конкурент скопировал ваши ресурсы, а не получил информацию самостоятельно («независимое открытие»). Закон «О коммерческой тайне» не расшифровывает понятия «неправомерные способы получения коммерческой тайны». Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности закрепляют неправомерные способы получения коммерческой тайны: Собирание информации, составляющей коммерческую тайну, посредством похищения документов, подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства. · Нарушение обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны и иные незаконные способы на передачи коммерческой тайны третьим лицам без согласия ее обладателя. Информация, которая создается или собирается компанией, является ее интеллектуальной собственностью. Кроме того, компания может иметь дело и с информацией партнеров и клиентов. Если информация является внутренней разработкой, сделанной работниками компании в ходе проведения различных исследований, чтобы избежать возможных осложнений в дальнейшем и снять все вопросы относительно законности ее получения, необходимо соответствующим образом фиксировать весь ход работ (например, в специальном журнале лабораторных работ). Целесообразно осуществлять видеозапись проводимых экспериментов и соответствующих комментариев разработчиков. Учитывая важность создания информационной среды Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. В Стратегии закреплена цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества. Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: · развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; · партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; · свобода и равенство доступа к информации и знаниям; Для реализации стратегии к 2015 году закреплены контрольные значения достижения следующих показателей: · место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе двадцати ведущих стран мира; · уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%; · доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации – 100%; · доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%; Изменение законодательства (последнего периода, реформы с 1996 г.) направлено на развитие информационности общества об экономической среде, с тем, чтобы каждый субъект имел возможность реализовать свои возможности в получении прибыли при совместной деятельности с контрагентом. Свободно предоставляется информация по таким наиболее важным вопросам как права недвижимое имущество, и вопросам хозяйствующих субъектов. Информация, которая в соответствии с законом не относится к коммерческой тайне, уточняется положениями специальных законов о предоставлении информации об юридических лицах и о правах на недвижимое имущество. Конкурентная разведка получает информацию из открытых источников, поскольку работа с оперативными источниками ограничена правовыми нормами. Для подразделения конкурентной разведки с целью изучения предпринимательской среды имеет большое значение информация о закреплении недвижимого имущества в качестве показателя прибыли хозяйствующего субъекта, а также дохода сотрудника компании. В Российской Федерации все недвижимое имущество закреплено в реестре прав на недвижимое имущество, который ведется Управлением Юстиции, которое по заявлению заинтересованного лица предоставляет информацию о правах физических, юридических лиц на недвижимое имущество (земля, здания, сооружения и т.п.). Сведения, составляющие данные реестра включают: 1. кадастровый (или условный) номер объекта недвижимости; 2. наименование объекта недвижимости; 3. назначение объекта недвижимости; 4. площадь объекта недвижимости; 5. адрес (местоположение) объекта недвижимости; 6. данные о правообладателе; 7. вид зарегистрированного права; 8. зарегистрированные ограничения (обременения) права, в том числе дата и номер их государственной регистрации, сроки на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу которых они установлены; 10.сведения о правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости. Из открытых источников сотрудниками конкурентной разведки может быть получена информация в отношении индификации юридического лица, вида деятельности. Так, например, по заявлению заинтересованных лиц подразделения МНС РФ предоставляют сведения составляющие данные реестра в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Оформив запрос в надлежащей форме, сотрудники конкурентной разведки могут получить заверенные службой МНС РФ следующие сведения: а) организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица; адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица о лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; б) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); е) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; и) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |