на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Специфика мультимедийных жанров онлайновых информационных ресурсов


1. от одного — к одному (письма в редакцию по электронной почте);

2. от одного — к многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо);

3. от многих — к одному (когда пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн-конференции);

4. от многих ко многим (участие в форуме).

В отличие от традиционных СМИ, в онлайновых информационных ресурсах двустороннее общение между редакцией и читателями разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета» — «почта», или «радио» — «телефон», а «интернет» — «интернет».

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения — электронными письмами, чатами, форумами.

В связи с этим у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения.

Возможность вступить в контакт с публикой в интернете помогает журналистам подробнее узнавать социальные потребности аудитории, а значит, приблизиться к удовлетворению ее запросов. Кроме того, журналист может сознательно вовлекать аудиторию в информационный обмен, для получения необходимых данных. К примеру, портал tut.by нередко включает в статьи комментарии своих пользователей, оставленные на форумах, а зачастую просит откликнуться очевидцев какого-либо события, участников конфликта и т.п.

К элементам интерактивности относят и такие сервисы, как «Оценка материала», «Голосование», которое обычно состоит из вопроса и вариантов ответа, сервиса «Задать вопрос», где пользователь может обратиться в редакцию за помощью в какой-либо проблеме, «Форма для отправки пользовательского контента», позволяющая пользователю отправить редакции текстовое сообщение или мультимедийные файлы [16, с. 147].

Гипертекст. Гипертекстовая природаоснова интернета и его уникальное свойство, которое помогает связать различные веб-страницы с помощью гиперссылок и тем самым дает возможность пользователю получить более полную информацию о событии. Гипертекстные связи зачастую рассматривают как технический элемент веб-дизайна, как источник информации и характеристику контента [18, с. 72].

Гиперссылки могут быть контекстуальными и тематическими, внутренними и внешними. Контекстуальные ссылки ведут на различные новости об одном и том же событии (например, подробности землетрясения, интервью с сейсмологами и пр.) Тематические ссылки будут указывать на материалы на похожие события, но произошедшие в другом месте и/ или в другое время (напр., материалы о землетрясениях в других странах).

Внешние гиперссылки ведут на другие сайты, внутренние — на материалы в пределах одного ресурса.

Мультимедийностьэто возможность использования на веб-странице различных видов информации — текстовой, графической, аудиовизуальной.

Включение в веб-страницы аудио- и видеоинформации уже стало обычной практикой. В интернете нередко создаются онлайн-радиостанции, специализирующиеся на узкой тематике, поскольку вещание в сети намного дешевле покупки эфирных диапазонов.

Как уже отмечалось ранее, использование в информационных ресурсах мультимедиа делает информацию более доступной для восприятия пользователями, а зачастую подтверждает ее достоверность.

Оперативность. В отличие от других каналов передачи информации, сеть дает возможность публиковать новость мгновенно, как только она появилась. Однако некоторые исследователи считают, что оперативность становится по-настоящему востребованной лишь во время острых кризисов, происшествий, важных событий, т.е. несколько раз в год [20, с. 20].

Архив. Интернет предлагает неограниченный объем памяти и возможность архивировать более старую информацию, превращать ее в базу данных с возможностью легкого поиска и открытия необходимых документов.

Такая возможность позволяет внедрять такие сервисы, как, например, календарь культурных мероприятий, справочники, электронные консультанты и др.

Неограниченный объем. В то время как печатные СМИ ограничены объемом выпуска, телепередача ограничена временем, на сайте издания можно разместить неограниченное количество текстового и графического материала. Это увеличивает как количество опубликованных новостей, так охват целевой аудитории.

Доступность. Сетевое издание можно прочитать из любой точки земного шара, для этого необходим только компьютер с доступом в интернет. Пуховичскую газету может увидеть житель любой страны. Помешать этому может разве что языковой барьер.

Индивидуальный прием информации. Когда телевизоры еще были редкостью, их смотрели семьями, а иногда и целыми деревнями, в наши дни появление пульта и растущее количество телевизоров в доме обеспечивает индивидуальный просмотр. Так же и персональный компьютер постепенно стал средством индивидуального пользования.

Возможность повторного использования информации. Телевизионные и радиопередачи невозможно просмотреть повторно без специальной записи на носитель информации, в то время как к текстам сетевых изданий, подобно печатным СМИ, можно обратиться в любое время.

Низкая себестоимость. Низкая себестоимость создания и поддержки онлайнового ресурса позволяет достаточно легко войти на рынок, что, в свою очередь, способствует созданию узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов.

Однако легкость публикации при возможности сохранения анонимности может вести к использованию дезинформации, плагиата, пропаганде экстремизма, порнографии пр.

В то же время, если печатные издания имеют единственной предпосылкой для своего существования продажу, пользователи телевидения, радио и интернет-изданий не только должны иметь технические средства — телевизор, радиоприемник, персональный компьютер, что является изначальным препятствием для их использования

К тому же, материалы онлайновых ресурсов должны читаться непосредственно с монитора, «гипертекстово», что, с одной стороны, освобождает руки при чтении, с другой — переутомляет глаза, а его скорость приблизительно на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов. Более того, результаты исследования, проведенного в университете штата Огайо (США), показали, что читатели воспринимают текстовый онлайн-материал хуже, чем его печатные аналоги. Предлагаемые с монитора тексты кажутся менее достоверными и оказывают более слабое влияние на позиции читателей, чем те же тексты, опубликованные в обычных газетах [4].

Таким образом, онлайновые информационные ресурсы позволяют пользователям получать информацию более оперативно, чем традиционные СМИ, а использование гипертекста и мультимедиа делает журналистские материалы более полными и интересными, как с информативной, так и с дизайнерской точки зрения. Тем не менее, по некоторым характеристикам, онлайновые ресурсы проигрывают традиционным: свет монитора переутомляет глаза, снижается скорость чтения и уровень доверия к опубликованной информации.

интернет информационный онлайновый журналистика мультимедийный


Глава 2. Жанровое разнообразие онлайновых информационных ресурсов

2.1 Понятие жанра в журналистике

Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов. «Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией» [13, с. 8].

Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе — род, вид. Жанр — эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Однако единого определения понятия жанр не существует, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают; жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

Многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что до конца так и не прояснен вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы.

Как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном). Выражением типологии форм принято считать жанр.

Различают три базовых способа отображения реальности: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. [13, 72]

Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло.

Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).

Образотворчество создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойственен свой объем информативности и уровень обобщения фактов.

Л. Кройчик предлагает разделить журналистские тексты на пять групп:

1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Таким образом, журналистские жанры можно охарактеризовать по тексту объему информативности и уровню обобщения фактов, в связи с чем можно выделить пять жанровых групп: оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные.

2.2 Традиционные жанры журналистики в интернете

Общеизвестно, что в журналистике идет постоянное обновление «жанровой палитры», причем наиболее активно оно происходит в переломные моменты развития общества. Меняются характер, форма представления материала, происходит некая мутация привычных, устоявшихся текстовых форм. Подобные изменения вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным реалиям [20,с. 21].

Безусловно, такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя методы работы с массовой информацией.

В журналистике нынешнего времени, когда в единицу времени человек получает огромное количество разнообразной информации, на первый план выходят оперативно-новостные жанры.

Заметка является простейшим жанром периодической печати. С нее начиналась газета. Она призвана оперативно, выразительно и кратко сообщать о новости в политической, экономической, культурной жизни — что, где, когда произошло или должно произойти. Заметка фиксирует конкретный жизненный факт, она фиксирует самое главное, существенное. Именно поэтому этот жанр так популярен в интернете.

Потребность в максимальной оперативности и сжатости спровоцировало появление принципа телеграфной строчки; язык стал суховатым, слова потеряли образность.

Зачастую интернет-издания используют такой прием, как публикацию одной строки, самого факта новости (с пометкой «Будет дополнено»), а чуть позже выходит уже развернутый вариант заметки. Таким образом, издание информирует о самом факте, показывает, что уже знает о нем и предупреждает о продолжении. Таким методом часто пользуются информационные агентства — БелТА, БелаПАН и др.

Оперативно-исследовательские жанры — интервью, репортаж, отчет.

Жанр интервью очень популярен в интернете — практически любой сайт, позиционирующий себя как СМИ, содержит рубрику «Интервью». Сетевые технологии заметно упрощают процесс подготовки и публикации интервью, не говоря уже о том, что интерактивность интернет-вещания позволяет вовлечь в процесс подготовки материала аудиторию издания.

Репортаж — наглядное представление о событии через восприятие журналиста-очевидца. Его особенности определяются назначением этого жанра. Задача, стоящая перед его автором, — рассказать о событии глазами очевидца или участника. Важными качествами этого жанра являются оперативность, динамичность и эффект присутствия, а в онлайновых ресурсах — еще и небольшой объем текста, поскольку веб-страницы с объемными материалами, как правило, плохо воспринимаются

Отчет — это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). Важнейшая задача отчета в периодической печати — сообщить читателям о событии, его ходе и развитии так, чтобы дать достаточно полное представление об общественно-политическом значении описываемого. Отчеты делятся на прямой, аналитический, тематический, проблемный. Например, сайт naviny.by во время предвыборной кампании в Америке и во время самих выборов несколько раз в день публиковал отчёт о происходящих событиях, который включал и элементы репортажа, интервью, зарисовки.

Корреспонденцию, комментарий (колонку), рецензию можно отнести к исследовательско-новостным жанрам.

Корреспонденция — информационный жанр, содержащий не только информацию о событии или явлении, но и элементы оценки, прогноза. Этот жанр характерен для ресурсов, специализирующихся на новостной информации и часто применяется в газетах (журналах), как онлайновых, так и оффлайновых.

Комментарий — жанр, ставший весьма популярным среди сетевых изданий именно благодаря интерактивности интернета. Сетевые технологии позволяют в кратчайшие сроки получить практически неограниченное количество комментариев как от экспертов, так и от рядовых читателей. В результате заявленная тема освещается с нескольких точек зрения и рассматривается максимально полно. В сети применяется два «формата» полемического комментария: когда публикуются две противоположные точки зрения и когда в пределах одного материала публикуется несколько комментариев по заданной теме.

На сегодняшний день рецензия встречается на многих интернет‑ресурсах, тематически связанных с кинематографом, литературой, живописью или другими видами искусства. В байнете рецензии можно найти и на сайтах широкопрофильных изданий («Советская Белоруссия», «Звязда») и на специализированных ресурсах (critic.by, kinogorod.by).

Наиболее популярными исследовательскими жанрами являются статья, письмо, обозрение.

Статья — один из самых распространенных полемических жанров в интернете, особенно среди общественных изданий с широкой аудиторией. В статье автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность

Письмо — пожалуй, самый интересный полемический жанр с точки зрения его трансформации в условиях интернет-вещания. Данный жанр всегда рассматривалась как метод эффективного взаимодействия журналиста и аудитории [24].

Этот жанр нередко используется онлайновыми ресурсами и оффлайновыми СМИ и публикуется, как правило, в рубрике «Мнение» и доступен не только журналистам, но и читателям, экспертам и др. Такие материалы обычно вызывают большой интерес у читателей и подталкивают к обсуждению материалов на форумах, в чатах и т.д. В качестве примера можно привести статью «Женский взгляд. Купила бы белорусское» на naviny.by, в которой журналист Оксана Яновская размышляет о белорусских товарах для женщин — косметике, белье, обуви, одежде.

Обозрение — жанр, одной из основных задач которого является корректировка общественного мнения по актуальной проблеме, — представлен в интернете обзорами СМИ и характерен для информационных порталов и новостных сайтов.

Однако появление в сети материалов данного жанра, особенно в начальный период развития сетевых СМИ, приобрело характер эпидемии. Причина такой популярности в том, что простому пользователю трудно ориентироваться в большом количестве информации, представленной в интернете. Ему намного удобнее обратиться к тексту журналиста, который собрал эту информацию, проанализировал и структурировал

Таким образом, при перенесении с бумаги на веб-страницы некоторые традиционные жанры журналистики претерпели ряд изменений. Так, все они вынуждены сократиться в объеме, поскольку массивные материалы в интернете зачастую не дочитываются до конца. Наибольшую популярность в сети приобрела заметка, т.к. современному потребителю необходима информация — лишь самое важное. К тому же лишь в интернете новостные журналисты могут в полной мере проявить свою оперативность.

2.3 Специфические жанры онлайн-журналистики

Появление онлайновых информационных ресурсов спровоцировало не только трансформацию традиционных жанров печатной журналистики, но и появление новых, характерных исключительно для сети.

Высокий уровень интерактивности интернет-изданий привел к появлению такого жанра, как онлайн-конференции, в котором интервьюерами могут стать все желающие читатели, отправив вопрос в редакцию. Обычно редакция приглашает специалиста в определенной сфере, определяет тему интервью и тщательно отбирает присылаемые вопросы. Стоит отметить, что вопросы можно присылать и во время самой беседы. Так как во время онлайн-конференции редакция осуществляет текстовую трансляцию интервью, читатели могут задавать собеседнику уточняющие вопросы. Именно это и отличает ее от газетного жанра «прямая линия».

Жанр онлайн-конференции освоили многие СМИ, в том числе и онлайн-версии оффлайновых изданий. Они регулярно проводятся на сайтах газет «СБ-Беларусь сегодня», «Народная газета», информагентства БелТА, сайтах naviny.by, tut.by и др. Гостями конференций становятся министры, их заместители, представители местной власти, послы, руководители международных организаций.

Самым оперативным и удобным способом освещения продолжительного события является онлайн-репортаж, который представляет собой совокупность коротких новостей. Многие интернет-издания использовали этот жанр для освещения теракта в минском метро 11 апреля — naviny.by, belapan.by, nn.by. Корреспонденты этих ресурсов находились на месте трагедии и передавали редакциям новую информацию, которой постепенно дополнялся онлайн-репортаж. Информация может быть как текстовой, так и мультимедийной — фотоснимки, видео- и аудиосюжеты.

В последнее время набирает популярность и такой жанр, как твиттер-репортаж, для которого используется сеть микроблогов Twitter. К примеру, ресурс Lenta.ru таким образом освещал свадьбу принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон. Удобство этого способа в том, что информация подается очень короткими сообщениями — не более 140 знаков — и содержит самое важное и интересное. Однако в Беларуси этот способ освещения событий пока не распространен.

Скромным редакциям, как правило, проблематично освещать события, проходящие за рубежом, такие как конкурс песни «Евровидение», мировые конкурсы красоты, спортивные соревнования, поскольку финансовые возможности не позволяют отправить туда корреспондентов. В этих случаях редакциям помогают непосредственные участники этих событий, которые ведут на сайтах онлайн-дневники. К примеру, сайт naviny.by совсем недавно публиковал дневники белорусской участницы «Евровидения» Анастасии Винниковой и главного тренера хоккейной сборной Беларуси Эдуарда Занковца с 75-го чемпионата мира по хоккею в Словакии.

Новым жанром онлайн-журналистики можно считать и журналистский блог (впрочем, его с таким же успехом можно считать и авторским СМИ одного человека), где профессионал выступает и репортером, и комментатором, и модератором, и собеседником, использует видеоиллюстрацию, радио- и фоторепортаж.

Таким образом, к онлайновым информационным ресурсам проблематично применять только традиционную жанровую классификацию . Технологические возможности интернета позволили зародиться таким оперативным жанрам, как оналйн-репортаж и твиттер-репортаж. Высокий уровень интерактивности позволяет читателям самим поучаствовать в интервью с важной персоной, задав вопрос во время онлайн-конференции. К тому особую популярность получили блоги и онлайн-дневники известных людей.

2.4 Особенности мультимедийных жанров журналистики

С каждым годом технологические возможности интернета улучшаются, провайдеры увеличивают скорость доступа к сети и уменьшают стоимость абонементов, что делает интернет более доступным для населения. А это значит, что у пользователей появилось больше возможностей посещать веб-страницы с размещенными на них большими качественными фотоснимками и просматривать видеоролики. Для информационных ресурсов это стало стимулом для более активного использования на своих страницах возможностей мультимедиа и созданию новых жанров.

Мультимедийный жанр — это новый жанр журнаналистики, в основе которого лежит мультимедийная информация (фото, видео, аудио).

Эксперты американского агентства Associated Press сравнивают доставку информации из интернет-СМИ в новостные агрегаторы и сборку историй с движением атомов, а сами жанры — с инфомолекулами. Такой же метод в описании производства мультимедийных историй используется и в РИА «Новости». Например, одна фотография — условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и рассказать довольно много пользователю. Три или пять фотографий, собранные в слайдшоу, — это уже «инфомолекула», тоже самодостаточная. Но при соединении такой «инфомолекулы» слайд-шоу с «инфомолекулой» текста, «молекулой» видеоиллюстрации или видеосюжета, «инфомолекулой» графики получается «тело» мультимедийного материала [15, с. 131].

Самые распространенные виды «инфомолекул»:

Статичная иллюстрация — классическая иллюстрация в мультимедийной истории. Она несет практически те же функции, что любая фотоиллюстрация в традиционном СМИ: отражает суть происходящего, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд. В идеале это кадры с места событий или архивные снимки абсолютно релевантные сути истории. В мультимедийной заметке также часто приходится использовать коллажи и другие «хитрые» решения иллюстрирования, если документальной иллюстрации нет. Статичная иллюстрация не обязательно фотография. Это может быть стоп-кадр из видео, «превью» к инфографике (уменьшенный или специально подготовленный кадр), фрагмент карты, карикатура и так далее.

Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи — производные рассказа о событии с помощью фотографий. Это может быть подборка снимков, построенная по классическим канонам фоторепортажа — и мы увидим последовательно разворачивающиеся события. Это может быть и микс разных иллюстраций, относящихся к общей теме. По-разному здесь организуется и навигация: в одном случае пользователь листает картинку за картинкой, в другом — выбирает из «превью». Одним из популярных вариантов фотогалерей может быть подборка «Фото дня» или «Фото недели».

Фотолента может быть самостоятельной «инфомолекулой», самодостаточным рассказом, в котором будут только «технические» подписи (кто, где, когда) или минимальные комментарии, а может стать только частью большой мультимедийной истории. В зависимости от особенностей верстки, фотолента может быть представлена в статье одной фотографией — «превью», и полностью открываться в отдельном окне, а может иметь механизм «листания» прямо в теле мультимедийной заметки.

Слайд-шоу отличается от фотоленты прежде всего тем, что картинки «перелистываются» сами в режиме «фотофильма» и часто очень похожи на видео. Иногда эта схожесть так принципиальна, что, например, по правилам организаторов некоторых крупных соревнований и шоу-событий, СМИ не имеют права собирать слайд-шоу, чтобы не нарушить права вещателей. Но не обязательно все кадры слайд-шоу должны принадлежать одному моменту. Иногда, напротив, важно собрать картинки, разного времени и разных граней события.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.