на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Вопросы и ответы к экзаменам В-1


S1:=['1','2','3'];               S4:=[0..3,7];

S2:=['2','1','3'];               S5:=[4,6];

S3:=['1','2'];                   S6:=[3..8];  S7:=[]; (пустое)

Два множества считаются эквивалентными  тогда  и  только  тогда, когда все их элементы одинаковы причем порядок следования в множестве их безразличен. (S1 и S2 эквивалентны).Если все  элементы одного множества входят в другое множество то говорят, что первое включено во второе. (S3 включено в S1).Пустое множество включено в любое другое.

Над множествами определены следующие операции:

1. *  пересечение множеств;  результат содержит элементы, общие

для обоих множеств. (S4*S6 содержит [3,7]; S4*S5 образует пустое мн.).

2. +  объединение множеств, результат содержит элементы первого

множества, дополненные недостающими элементами второго.

S4+S5 содержит [0,1,2,3,4,6,7]    S5+S6 содержит [3,4,5,6,7,8]

3. -  разность множеств, результат содержит элементы из первого

множества, которые не принадлежат второму.

S6-S5 содержит [3,5,7,8])

S4-S5 содержит [0,1,2,3,7])     []-S4 даст [].

4. Операции отношений:

= операция эквивалентности; возвращает значение TRUE, если оба

множества эквивалентны; (S1:=S2;  ['1','2','3']) =['2','3','1']

 проверка неэквивалентности;  (TRUE, если  множества неэквивалентны);              [1,2]<>[1]      S3<>S2

>= проверка вхождения (TRUE,  если второе множество входит в первое;

in - проверка принадлежности. Структура этой бинарной операции:

in ;возвращает TRUE,  если выражение имеет значение,  принадлежащее  множеству.

пример:

3 in S6           TRUE;     [] in [0..5]    [] in S5

2*2 in S4         FALSE;

Множества имеют компактное машинное представление. Недостаток: невозможность вывода множества на  экран,  т.к.  отсутствует механизм изъятия элемента из множества. Ввод множества возможен только поэлементно.

пример: Можно тип объявлять при описании переменных

VAR S:SET of char;    {переменная-множество}

C: char;            {элемент множества}

Begin

S:=[];   S:=#0;       {обнуление значений}

while C  '.' do     {цикл до ввода "."}

begin

readln(C);      {чтение символа в с}

S:=S+[C];          {добавление его к S}

end;            ...

S:=S-['.'];           {исключение точки}

End.            {Смотри задание на л.р. N 12 }

34. Оператор выбора CASE (варианта). Комментарии.

CASE<ключ выбора> OF

                                                Const1:оператор;

                                                Const2:оператор;

                                                ELSE: оператор;

END;

35. Записи. Вложенные записи. Записи с вариантами.

Запись – это структура данных, состоящая из фиксированного числа компонент, называемых полями записи. В отличие от массива компоненты могут быть различного типа. Поля именуются:

<имя типа>=RECORD<определение полей>END.

Type

            Bd = record

            D,m: byte;

            Y: word

Var a,b: bd;

a::=8;

a.day:=27;-доступ к компоненту

Для упрощения доступа к полям записи используют оператор записи With

With<переменная>do<оператор>;

With c.bp do month:=9;

With c do with bp do month:=9;

c.bp.month:=9;

Вариантные поля

Type f= record

         N: string;

         Case byte of

0:(bp: string[30]);

1:(c: string[10],e: string[20],ed:1..31)

          end;

Имена должны быть уникальны, хотя возможно повторение на различных уровнях

Вложенные поля:

Type    bd =record

            D,m: byte;

            X: word;

            End;

Var      c: record;

            Name: string;

            Db: bd;

Begin if c.db.year=1939 then………..

End.

В качестве ключа переменная:

Type rec2=record

            C: LongInt;

Case x: byte of

1: (d: word);

2: (e:record

            case boolean of

3: (f: real);

3: (g: single);

‘3’: (c: word);

end;

end;

           

36. Вещественный тип. Операции и функции для вещественного типа.

Вещественный тип определяет число с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата числа

Длина    название    кол-во знаковых цифр     диапазон десятичного порядка

 байт

 6               real                                    11..12                          -39..38

 8             couble                      15..16                          -324..308

10            extended                 19..20                          -4951..4932

 8             comp                                   19..20                       -2*10^63+1  ..   2*10^63-1

функции

ABS(X), ARCTAN(x), COS(X), EXP(X), FRAC(X), INT(X),LN(X), SIN(X), ROUND(X),SQR(X),SQRT(X) И Т.Д.

37. 38. 39.   Файловый тип. Файлы. Требования к имени. Связывание. Текстовые файлы. Ввод (вывод) информации из файла (в файл, устройство) Типизированные файлы и нетипизированные файлы.

Общие процедуры для работы с файлами

_____________________________________________________________

|Assign(Var f,FileName:String) - Cвязывание ф.п.f с файлом FileName

|RESET(Var f) | Открытие файла с логическим именем f для чтения  |

|REWRITE(Var f) Открытие файла с лог. именем f для записи            |

| CLOSE(f)    |  Закрытие файла с лог. именем f                                     |

|Erase(Var f) | Удаление файла (стирание) с диска                                |

|Rename(f, NewName:String)|Переименовывает физический файл        |

| EOF(f)      |  Функция тестирования конца файла              |

|FLUSH()|  Очищает внутренний буфер файла                |

-------------------------------------------------------------

ТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ

Это файлы последовательного доступа.

Они предназначены для хранения текстовой информации. Компоненты (запи-

си) текстового файла могут иметь переменную длину.

Для доступа к записям файла применяются процедуры

READ, READLN, WRITE, WRITELN.

Текст-ориентированные процедуры и функции

____________________________________________________________

|  процедуры  |              пояснения                       |

|  и функции  |              (действия)                      |

|-------------|----------------------------------------------|

|Append       |Процедура  открывает  уже  существующий файл f|

|    () |для дозаписи в конец файла                          |

|пр:Append(f) |           (для его расширения)               |

|SeekEOLN     |Функция пропускает все пробелы и знаки табуля-|

|    () |ции до первого признака EOLN  или первого зна-|

|  логич.типа |чащего символа. Возвращает значение TRUE, если|

пр:SeekEOLN(f)|обнаружен маркер конца файла или маркер конца |

|             |строки.          Если ф.п. опущена,           |

|             |функция проверяет стандартный файл INPUT.     |

|             |                                              |

|SeekEOF      |Функция пропускает все пробелы,знаки табуляции|

|    () |и маркеры конца строк до маркера  конца  файла|

|пр:SeekEOF(f)|или первого значащего символа. Если маркер об-|

|             |наружен, возвращает значение TRUE.            |

|EOLN ()|Функция возвращает значение TRUE,если во вход-|

|  логич.типа | ном файле   f   достигнут  маркер  EOLN  или |

|пр:  EOLN(f) | EOF; FALSE - в противном случае.             |

|_____________|______________________________________________|

Типизированные файлы

позволяют организовать прямой доступ к каждой из компонент (по его по-

рядковому номеру). Описание файловой переменной

Var  ft: file of ;

Перед первым обращением к процедурам ввода-вывода указатель файла

стоит в  его  начале и указывает на 1-ю компоненту с номером 0.  После

каждого чтения или записи указатель сдвигается с следующему компоненту

файла. Переменные в списках в/в должны иметь тот же тип,  что и компо-

ненты файла.

Процедуры и функции для работы с типизированными файлами

____________________________________________________________

|  процедуры  |              пояснения                       |

|  и функции  |              (действия)                      |

|-------------|----------------------------------------------|

READ(,);    Процедура

Обеспечивает чтение очередных компонентов файла

WRITE(,) используется для записи новых

компонент в файл; в качестве элементов вывода

м.б. выражение.

SEEK(,) -  смещает  указатель

файла к компоненту с ;

 - выражение типа LONGINT.

(К текстовым файла применять нельзя.)

FILESIZE)  Функция возвращает  количество компонент,

содержащихся в файле.(Типа LongInt )

Функция FILEPOS()  возвращает порядковый номер компо-

ненты файла, доступной для чтения или записи

(который будет обрабатываться следующей операцией в/в).

(        Процедура CLOSE () - закрытие файла.     )

|-------------|----------------------------------------------|

 - содержит одну или более переменных такого

же типа, что и компоненты файла,

 - файловая переменная д.б.  объявлена предложением FILE OF

и связана с именем файла процедурой ASSIGN.  Файл  необходимо  открыть

процедурой RESET для чтения.

Если файл исчерпан, обращение к READ  вызовет ошибку В/В

Чтобы переместить указатель в конец файла можно написать

Пр.   Seek(f,FileSize(f)) ;  где f - файловая переменная

Нетипизированные файлы

Обьявляются без указания типа файла:

TYPE ftype=file;          или          VAR fn: file;

Для данных  файлов не указывается тип компонентов,  что делает их сов-

местимыми с любыми другими файлами.  Позволяет организовать высокоско-

ростной обмен данными между диском и памятью.

При инициализации нетипизированных  файлов  процедурами  RESET  и

REWRITE указывается длина записи нетипизированного файла в байтах.

пример:  VAR f:file;  ...

ASSIGN (f,'a.dat');

RESET (f,512);

\ длина записи

Длина файла может быть представлена выражением типа WORD;  если  пара-

метр длины опущен,  подразумевается длина 128 байт; максимальная длина

65535 байт.

Для обеспечения  максимальной скорости обмена данными следует за-

давать длину,  кратную длине физического  сектора  дискового  носителя

(512 байт).  Кроме  того,  фактически пространство на диске выделяется

любому файлу порциями - кластерами, которые в зависимости от типа дис-

ка могут  занимать  2 и более смежных секторов.  Как правило,  кластер

м.б. прочитан или записан за один оборот диска, поэтому наивысшую ско-

рость обмена данными можно получить, если указать длину записи, равную

длине кластера.

При работе  с  нетипизированными  файлами  Могут  применяться все

рассмотренные процедуры и функции, доступные типизированным файлам, за

исключением READ и WRITE, которые для чтения и записи заменяются соот-

ветственно высокоскоростными процедурами  BlockREAD и BlockWRITE.

BlockREAD(,,,[,Var])

BlockWRITE(,,,[,Var])

где  - имя переменной,  которая будет участвовать в обмене дан-

ными с дисками;

 - количество записей,  которые д.б. прочитаны или записаны за одно

обращение к диску;

 - необязательный параметр, содержащий при выходе из процедуры ко-

личество фактически обработанных записей.

За одно  обращение к процедурам м.б.  передано N*r байт,  где r -

длина записи нетипизированного файла.  Передача идет,  начиная с  1-го

байта переменной .

После завершения процедуры указатель смещается на  записей.

Процедурами SEEK,  FilePos  и FileSize можно обеспечить доступ к любой

записи нетипизированного файла.

40. Библиотечный модуль GRAPH. Графические возможности ТП.

GRAPH - представляет собой библиотеку подпрограмм,  обеспечивающую полное управление графическими режимами для различных адаптеров дисплеев: CGA,  EGA, VGA... Содержит 78 процедур и функций (как базовых - рисование точек, линий, окружностей, прямоугольников), так и расширяющих возможности базовых  (многоугольники,  сектора,  дуги, закрашивание фигур, вывода текста и т.д.).

Для запуска программы с использованием модуля GRAPH  необходимо,

чтобы в рабочем каталоге находились графические драйверы с расширением .BGI, также должен быть доступен компилятору модуль GRAPH.TPU.

Файл BGI - графический интерфейс. Он обеспечивает взаимодействие

программ с графическими устройствами.

В начале программы модуль GRAPH должен быть подключен

 PROGRAM

 USES GRAPH;

 описание меток, переменных программы, в частности

     VAR driver, Mode: integer;

 Begin

Далее инициализируется графический режим работы процедурой

InitGraph(,:integer;

: string);

Графическая информация на экране дисплея отражается совокупностью

светящихся точек - ПИКСЕЛЕЙ.

Режим по вертикали: 0 - 200 пикселей (4 страницы),

1 - 350 пикселей (2 страницы), 2 - 480 пикселей (1 страница).

Режим 2 (640х480, 16 цветов,1 страница)

В текстовом режиме координаты верхнего угла (1,1).

центр (319,239)

нижнего (639,479)

Тип драйвера допускается указывать =0,  тогда он устанавливается

по результатам тестирования (авто определение).  Путь определяет маршрут поиска графического драйвера.

   Пример:

USES GRAPH;

Const driver, mode: intGRAPH - представляет собой библиотеку подпрограмм,  обеспечивающую полное управление графическими режимами для различных адаптеров дисплеев: CGA,  EGA, VGA... Содержит 78 процедур и функций (как базовых - рисование точек, линий, окружностей, прямоугольников), так и расширяющих возможности базовых  (многоугольники,  сектора,  дуги, закрашивание фигур, вывода текста и т.д.).

     Для запуска программы с использованием модуля GRAPH  необходимо,

чтобы в рабочем каталоге находились графические драйверы с расширением .BGI, также должен быть доступен компилятору модуль GRAPH.TPU.

     Файл BGI - графический интерфейс. Он обеспечивает взаимодействие

программ с графическими устройствами.

     В начале программы модуль GRAPH должен быть подключен

 PROGRAM

 USES GRAPH;

 описание меток, переменных программы, в частности

     VAR driver, Mode: integer;

 Begin

     Далее инициализируется графический режим работы процедурой

InitGraph(,:integer;

:string);

Графическая информация на экране дисплея отражается совокупностью

светящихся точек - ПИКСЕЛЕЙ.

Режим по вертикали: 0 - 200 пикселей (4 страницы),

1 - 350 пикселей (2 страницы), 2 - 480 пикселей (1 страница).

Режим 2 (640х480, 16 цветов,1 страница)

В текстовом режиме координаты верхнего угла (1,1).

центр (319,239)

нижнего (639,479)

Тип драйвера допускается указывать =0,  тогда он устанавливается

по результатам тестирования (авто определение).  Путь определяет маршрут поиска графического драйвера.

   Пример:

USES GRAPH;

Const driver, mode: integer;

Begin

driver:=VGA;      (9)

mode:=VGAH;       (2)

InitGraph(driver, mode, 'e:\TP\BGI');  тип  string.

DetectGraph(var Diver, Mode: integer) - возвращает тип драйвера и текущий режим его работы.

Основные цвета задаются от 0 до 15:

0- черный                    8 - темно-синий

1- синий                     9 - ярко-синий

2- зеленый                   10 - ярко-зеленый

3- голубой                   11 - ярко-голубой

4- красный                   12 - розовый

5- фиолетовый                13 - малиновый

6- коричневый                14- желтый

7 - светло-серый             15- белый.

Если Х и У вещественные , то их нужно преобразовать к целым координатам (в пределах раздела экрана). Для этого используются функции ROUND или   TRUNC  прямого преобразования к целому значению LineTo(trunc(x),trunc(y));

Также необходимо следить,  чтобы значения не выходили за пределы

экрана (рассчитывайте  коэффициенты увеличения или уменьшения и пара-

метры смещения)

ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ модуля GRAPH

установочные

ClearDevice - Очищает экран и помещает курсор в точку (0,0);

SetViewPort(x1,y1,x2,y2:integer; Clip: boolean)  - Устанавливает

текущее окно для графического вывода. X1,y1 – координата верхнего левого угла; x2,y2 - координата нижнего правого угла. Если Clip=true, то все изображения отсекаются на границах вывода;

ClearViewPort - Очищает текущее окно;

GetMax X: integer - возвращает максимальную горизонтальную координату

графического экрана;

GetMax Y :integer - возвращает максимальную вертикальную координату

графического экрана;

Get X: integer - возвращает координату Х текущего указателя в окне;

Get Y: integer - возвращает координату Y курсора в окне;

SetLineStyle(Line, Pattern, Thickness: word) - Устанавливает стиль

(0..4), шаблон штриховки (0..12) и толщину (1-ноpм, 3-утpоенная);

SetFillStyle(Pattern, Color: word) - Устанавливает образец штриховки и

цвет (0..15 и 128-меpцание);

SetGraphMode(Mode: integer) - Устанавливает новый графический режим и

очищает экран;

SetColor(Color: word) - Устанавливает основной цвет, которым выполняется рисование (0..15);

SetBkColor(Color: word) - Установка цвета фона.

Гpафические примитивы

PutPixel(X,Y: integer; Color: word) - Выводит точку цветом Color с координатой X,Y;

LineTO(X, Y: integer) - Рисует линию от текущего указателя к точке с координатой Х,У;

LineRel(DX, DY: integer) - Рисует линию от текущего указателя к точке, заданной приращением координат;

Line(X1,Y1,X2,Y2:integer) - Рисует линию от точки (X1,Y1) к точке с

координатой Х2,У2;

MoveTO(X, Y: integer) - Смещает текущий указатель к точке с координатой Х,У;

MoveRel(DX, DY: integer) - Смещает текущий указатель к точке, заданной

приращением координат;

Rectangle(X1,Y1,X2,Y2:integer) - Рисует прямоугольник, используя

текущий цвет и тип линии по верхней левой и нижней правой точкам;

Bar(X1,Y1,X2,Y2:integer) - Рисует закрашенный прямоугольник, используя установку SetFillStyle;

Bar3D(X1,Y1,X2,Y2:integer;Depth:word;Top:Bolean) - Рисует закрашенный паpаллелипипед. Depth - глубина в Pixel (1/4 ширины).

Если Тор=True, то рисуется верхняя грань пеpеллелипипеда;

Circle(X,Y:integer;R:word) - Рисует окружность радиуса R, используя

X,Y как координаты центра;

Fillellipse(X,Y: integer; XR,YR: word) - Рисует защтpихованный эллипс,

используя X,Y как центр и XR,YR как горизонтальный и

вертикальный радиусы.

RestorCRTMode - Восстанавливает текстовый режим работы экрана;

OutText(Text: string) - Выводит текстовую строку на экран.

OutTextXY(X,Y: integer; Text: string) - Выводит текст в заданное

место экрана.

Пример программы построения графика функции  у=2+х*х.

program graphik;                         {файл grafikf.pas}

uses graph;           {подключение модуля GRAPF}

var a,b,x,y: integer;  {a,b-переменные, определяющие тип драйвера и

видеорежим соответственно}

begin

detectgraph(a,b);   {авто определение типа драйвера и видеорежима}

initgraph (a,b,'E:\TP\BGI'); {инициализация графического режима}

setgraphmode(2);   {установка нового режима (2), очистка экрана}

setBKcolor(0); {основной цвет фона - черный}

setcolor(4);    {основной цвет рисования - красный}

moveTO(100,100);  {смещает курсор}

lineRel(50,50); {вычерчивание линии по приращению от текущего

указателя}

readln; {пауза до нажатия клавиши }

setcolor(2);    {основной цвет рисования - зеленый}

line(100,100,100,50);{рисует линию от т.Х1,У2 до т.Х2,У2}

readln; {пауза до нажатия }

setcolor(5);    {основной цвет рисования - фиолетовый}

putPixel(0,0,12);    {выводит точку цветом 12 с координатой 0,0}

readln; {пауза до нажатия }

moveTO(1,2);  {смещает курсор к точке с координатой 1,2}

for x:=0 to 20 do

begin

y:=2+ x*x;

lineTO(x,y); {рисует линию от текущего

указателя к точке с координатой Х,У}

end;

readln; {пауза до нажатия ввода}

Settextstyle(1,0,5);

OutTextXY(50,400,'график функции у=2+х*х'); {выводит текст в

заданное место экрана}

readln; {пауза до нажатия }

putPixel(639,479,14);{выводит точку цветом 14 с координатой 639,479}

readln; {пауза до нажатия }

closegraph;{закрывает графический режим и восстанавливает текстовый}

end.

Begin

driver:=VGA;      (9)

mode:=VGAH;       (2)

InitGraph(driver, mode, 'e:\TP\BGI');  тип  string.

DetectGraph(var Diver, Mode: integer) - возвращает тип драйвера и текущий режим его работы.

Основные цвета задаются от 0 до 15:

0- черный                    8 - темно-синий

1- синий                     9 - ярко-синий

2- зеленый                   10 - ярко-зеленый

3- голубой                   11 - ярко-голубой

4- красный                   12 - розовый

5- фиолетовый                13 - малиновый

6- коричневый                14- желтый

7 - светло-серый             15- белый.

Если Х и У вещественные , то их нужно преобразовать к целым координатам (в пределах раздела экрана). Для этого используются функции ROUND или   TRUNC  прямого преобразования к целому значению LineTo(trunc(x),trunc(y));

Также необходимо следить,  чтобы значения не выходили за пределы

экрана (рассчитывайте  коэффициенты увеличения или уменьшения и пара-

метры смещения)

ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ модуля GRAPH

установочные

ClearDevice - Очищает экран и помещает курсор в точку (0,0);

SetViewPort(x1,y1,x2,y2:integer; Clip: boolean)  - Устанавливает

текущее окно для графического вывода. X1,y1 - координата

верхнего левого угла; x2,y2 - координата нижнего правого угла.

Если Clip=true, то все изображения отсекаются на границах вывода;

ClearViewPort - Очищает текущее окно;

GetMaxX: integer - возвращает максимальную горизонтальную координату

графического экрана;

GetMaxY: integer - возвращает максимальную вертикальную координату

графического экрана;

GetX: integer - возвращает координату Х текущего указателя в окне;

GetY: integer - возвращает координату Y курсора в окне;

SetLineStyle(Line, Pattern, Thickness: word) - Устанавливает стиль

(0..4), шаблон штриховки (0..12) и толщину (1-ноpм, 3-утpоенная);

SetFillStyle(Pattern, Color: word) - Устанавливает образец штриховки и

цвет (0..15 и 128-меpцание);

SetGraphMode(Mode: integer) - Устанавливает новый графический режим и

очищает экран;

SetColor(Color: word) - Устанавливает основной цвет, которым выполняется рисование (0..15);

SetBkColor(Color: word) - Установка цвета фона.

Гpафические примитивы

PutPixel(X,Y: integer; Color: word) - Выводит точку цветом Color с координатой X,Y;

LineTO(X,Y: integer) - Рисует линию от текущего указателя к точке с координатой Х,У;

LineRel(DX,DY: integer) - Рисует линию от текущего указателя к точке, заданной приращением координат;

Line(X1,Y1,X2,Y2:integer) - Рисует линию от точки (X1,Y1) к точке с

координатой Х2,У2;

MoveTO(X,Y: integer) - Смещает текущий указатель к точке с координатой Х,У;

MoveRel(DX,DY: integer) - Смещает текущий указатель к точке, заданной

приращением координат;

Rectangle(X1,Y1,X2,Y2:integer) - Рисует прямоугольник, используя

текущий цвет и тип линии по верхней левой и нижней правой точкам;

Bar(X1,Y1,X2,Y2:integer) - Рисует закрашенный прямоугольник, используя установку SetFillStyle;

Bar3D(X1,Y1,X2,Y2:integer;Depth:word;Top:Bolean) - Рисует закрашенный паpаллелипипед. Depth - глубина в Pixel (1/4 ширины).

Если Тор=True, то рисуется верхняя грань пеpеллелипипеда;

circle(X,Y:integer;R:word) - Рисует окружность радиуса R, используя

X,Y как координаты центра;

Fillellipse(X,Y: integer; XR,YR: word) - Рисует защтpихованный эллипс,

используя X,Y как центр и XR,YR как горизонтальный и

вертикальный радиусы.

RestorCRTMode - Восстанавливает текстовый режим работы экрана;

OutText(Text: string) - Выводит текстовую строку на экран.

OutTextXY(X,Y: integer; Text: string) - Выводит текст в заданное

место экрана.

Пример программы построения графика функции  у=2+х*х.

program graphik;                         {файл grafikf.pas}

uses graph;           {подключение модуля GRAPF}

var a,b,x,y: integer;  {a,b-переменные, определяющие тип драйвера и

видеорежим соответственно}

begin

detectgraph(a,b);   {авто определение типа драйвера и видеорежима}

initgraph(a,b,'E:\TP\BGI'); {инициализация графического режима}

setgraphmode(2);   {установка нового режима (2), очистка экрана}

setBKcolor(0); {основной цвет фона - черный}

setcolor(4);    {основной цвет рисования - красный}

moveTO(100,100);  {смещает курсор}

lineRel(50,50); {вычерчивание линии по приращению от текущего указателя}

readln; {пауза до нажатия клавиши }

setcolor(2);    {основной цвет рисования - зеленый}

line(100,100,100,50);{рисует линию от т.Х1,У2 до т.Х2,У2}

readln; {пауза до нажатия }

setcolor(5);    {основной цвет рисования - фиолетовый}

putPixel(0,0,12);    {выводит точку цветом 12 с координатой 0,0}

readln; {пауза до нажатия }

moveTO(1,2);  {смещает курсор к точке с координатой 1,2}

for x:=0 to 20 do

begin

y:=2+ x*x;

lineTO(x,y); {рисует линию от текущего указателя к точке с координатой Х,У}

end;

readln; {пауза до нажатия ввода}

Settextstyle(1,0,5);

OutTextXY(50,400,'график функции у=2+х*х'); {выводит текст в заданное место экрана}

readln; {пауза до нажатия }

putPixel(639,479,14);{выводит точку цветом 14 с координатой 639,479}

readln; {пауза до нажатия }

closegraph;{закрывает графический режим и восстанавливает текстовый}

end.

41. Библиотечный модуль CRT. Работа с клавиатурой, экраном, звуковым генератором.

Модуль CRT включает процедуры  и функции,  которые управляют текстовым режимом

работы дисплея.  С помощью подпрограмм модуля можно перемещать  курсор

по экрану  дисплея,  менять цвет выводимых символов и фона,  создавать

окна на экране, управлять звуком, работать с клавиатурой.

Функции управления клавиатурой:

 KeyPressed: Boolean;  - возвращает True, если в текущий момент на клавиатуре  была нажата клавиша, иначе False. Не приостанавливает выполнение программы.  Используется при организации работы циклов.

 ReadKey: Char; - читает и возвращает в программу символ с клавиатуры (без отображения на экране). Приостанавливает исполнение программы до  нажатия на любую клавишу символа.  Используется в операторах IF для проверки символов.

 WhereX: Byte; - возвращает горизонтальную координату текущей позиции курсора относительно окна.

 WhereY: Byte;  - возвращает вертикальную координату текущей позиции курсора относительно окна.

                    Процедуры управления дисплеем

 AssignCrt(Var F: Text); - связывает с файловой переменной устройство CON (клавиатуру для ввода и дисплей для вывода).

 ClrEol; - удаляет все символы справа от курсора до  конца  строки без перемещения курсора.

 ClrScr; - очищает экран (окно на  экране)  и  помещает  курсор  в верхний левый угол.

 Delay(D: word); - приостанавливает работу программы на D миллисекунд.

 GotoXY(X,Y: byte); - перемещает курсор в нужное место экрана  (окна). Левый  верхний угол экрана (окна) имеет координаты (1,1).  Отсчет координат идет слева направо и  сверху  вниз.  Количество  символов  в строке и  самих  строк  зависит  от типа дисплея (обычно 25 строк и 80 символов).

 InsLine; - вставляет пустую строку в позицию курсора.

 HighVideo; - устанавливает высокую яркость символов.

 LowVideo; - устанавливает низкую яркость символов.

 NormVideo; - устанавливает нормальную яркость символов.

 Window(X1,Y1,X2,Y2:byte); - определяет размеры окна на экране для вывода текста. X1,Y1 - координаты левого верхнего угла, X2,Y2 - правого нижнего угла.

 TextBackGround(Color: byte); - устанавливает цвет фона экрана (окна) от 0 (черный) до 15 (белый).

 TextColor(Color: byte); - устанавливает цвет символа.

 TextMode(Mode: word); -   устанавливает  нужный  текстовый  режим:0,1,2...

   Управление звуковым генератором

 Sound(F: word); - включает  звук  генератора,  F  - частота звука в герцах.

 Delay(T: word); - устанавливает продолжительность звучания в миллисекундах.

 NoSound; - выключает звук генератора.

42. Процедурные типы. Параметры-функции. Параметры-процедуры.

Процедурные типы – гибкое средство для передачи функций и процедур в качестве фактических параметров обращения к другим процедурам и функциям.

Type p1=procedure(a, b, c: real; var d: real);

F= function: string;

Любые процедуры или функции, передаваемые в качестве фактических параметров объявляется директивой far.

Стандартные процедуры или функции  ТП могут передаваться рассмотренным образом. В программе могут быть  объявлены переменные процедурных типов.

Var  p1:proc1;

                    F: func2;

                    Ap: array [1..n] of proc1;

Переменные процедурных типов допускается присваивать в качестве значений имена соответствующих подпрограмм=> переменные становятся синонимом имени подпрограммы.

43. Адресный тип. Динамическая память. Адреса и указатели.

Динамическая память – это оперативная память ПК, представляемая программно при её работе , за вычетом сегмента данных 164 Кбайта ,стёка(обычно 16 Кбайт) и собственно тела программы (>200-300 Кбайт)

 Д.п. - это практически единственная возможность обработки массивов данных большой размерности.

Сегмент данных - это непрерывная область оперативной памяти в которой размещаются все переменные, объявленные  в программе.

Д. размещение данных – означает использование Д.П. непосредственно при работе программы.

ОЗУ ПК  представляет собой совокупность ячеек для хранения информации  - байтов, каждый из которых имеет  собственный номер. Эти номера – называются адресами ,позволяющими обращаться к любому байту памяти.

Указатели – гибкое средство управления Д.П.. Это переменная,  которая  в качестве своего значения содержит адрес байта памяти. В ПК адреса задаются сегментами и 16 разрядными смещениями.

Сегмент – это участок памяти имеющий длину 65536(64Кбайта) и начинается с физического адреса , кратного 16.

Смещение – указывает, сколько байт от начала сегмента нужно отступить, чтобы обратиться к нужному адресу. Адресное пространство 1 Мбайт – стандартная память ПК. Для адресации в пределах 1 Мбайта нужно 20 двоичных разрядов, которые получаются из 2-х 16 разрядных слов (сегмента и смещения типа word ) =>содержимое сегмента  смещается на 4 разряда , освободившиеся правые заполняются  нулями.

Структура памяти:  SYS область – КУЧА – SYS область

I^:=2;{в область памяти I заносится 2}

Функции:

ADDR (x) – возвращает результат типа pointer,в котором содержится адрес аргумента,x- любой объект программы  (переменная , процедура, функция)

CSEG-  возвращает значение, хранящееся в регистре CS микропроцессора. Результат в слове типа word.

DSEG - возвращает значение, хранящееся в регистре DS микропроцессора. Результат в слове типа word.

MAXAVAIL-возвращает размер в байтах наибольшего непрерывного участка кучи .MAXAVAIL(LONGINT).

За вызов процедуры NEW или GETMEM нельзя зарезервировать памяти больше, чем значение, возвращаемое этой функцией.

MEMAIAIL(LONGINT)- возвращает размер в байтах общего свободного пространства кучи

OFS(Х)-возвращает значение типа WORD, содержащее смещения адреса указанного объекта.(Х)-выражение любого типа или процедура.

PTR(seg , ofs) - возвращает значение типа POINTER, по заданному  сегменту и смещению

SEG(X) - возвращает значение типа WORD, содержащее сегмент адреса указанного объекта.

SIZEOF(X)- возвращает длину в байтах внутреннего представления указанного объекта.X- имя переменной, функции или типа.

Процедуры:

DISPOSE- возвращает в кучу фрагмент динамической памяти ,который был ранее зарезервирован за типизированным указателем.

DISPOSE(TP) – типизированный указатель

FREEMEM - возвращает в кучу фрагмент динамической памяти ,который был ранее зарезервирован за нетипизированным указателем

FREEMEM(P,SIZE) – P-нетипизированный указатель ,SIZE-длинна освобождающегося размера.

GETMEM(P,SIZE) – резервирует за нетипизированным указателем фрагмент Д,П, требуемого размера(не более 65521)

MARK(PTR) – запоминает текущее значение указателя кучи. PTR- указатель любого типа

NEW - резервирует фрагмент кучи для размещения переменной .

NEW(TP) - тип указатель

RELISE(PTR) – освобождает участок кучи .PTR – указатель любого типа,в котором предварительно было сохранено  процедурой  MARK значение указателя кучи.

Д.П. широко используется для временного запоминания данных при работе с графикой и звуком в ПК.

44. Среда ТП. Основные выполняемые функции. Система меню (работа с файлами, запуск, компиляция, отладка (Debug), работа с окнами).

Меню run

Run- запуск на исполнение

Step over-пошаговое исполнение программы

Trace into- пошаговое исполнение программы только подпрограммы выполняются оператор за оператором

Go to cursor – выполнение до курсора

Program reset- завершение процесса отладки

Parameters- окно для ввода параметров для отладки

Меню compile

Compile- компиляция файла, находящегося в активном окне редактирования.

Make – условная компиляция изменённых модулей в ЕХЕ файл

Build- безусловная компиляция многомодульной программы с созданием ЕХЕ файла

Target…-выбор в окне таргет целевой платформы для приложения

Primary file…-открывает окно для указания главного файла, компилируемой программы.

Меню Debug:

Breakpoints- установка точек условного и безусловного перехода

Call stack – показывает процедуры выполнявшиеся ранее.

Register – информация о регистрах процессора

Watch – окно значений переменных

Output – окно результатов работы программы

User screen – просмотр результатов включая графику

Evaluate/ modify.. – окно изменения значений выражений

Add watch – окно значений и переменных вовремя отладки

Add breakpoint.. – окно установки точек прерывания программы 

45. Модульное программирование. Оформление модуля в ТП.

Модульное программирование – это организация программы как совокупности небольших независимых блоков, называемых модулями, структура и поведение которых подчиняется определенным правилам.

Модуль – это автономно компилируемая программная единица,  включающая в себя различные компоненты раздела описаний (типы, константы, переменные, процедуры, функции) и, возможно, некоторые исполняемые операторы инициирующей части.

Использование модулей – прекрасный инструмент для разработки библиотек прикладных программ  и мощное средство модульного программирования.

ТП размещает программный код модулей в отдельном сегменте памяти.

Структура модулей:

UNIT<имя> -зарезервированное слово (единица), начинает заголовок модуля

INTERFACE<интерфейсная часть> - начинает интерфейсную часть

IMPLIMENTAITION<исполняемая часть>

BEGIN <инициируемая часть>END.

Модуль состоит из заголовка и трёх частей, любая из которых может быть пуста.

В ТП возможно осуществлять подключение средств, облегчающих разработку крупных программ.

 Имя модуля должно совпадать с именем файла, в котором находится исходный текст модуля (исходник). Имя модуля служит  для связи с др. модулями и  основной программой. Связь устанавливается спец. объявлением:

USES<имя вспомогательного модуля > - список связываемых модулей.

Интерфейсная часть –содержит объявление всех глобальных объектов модуля (типов, констант, переменных и программ), которые должны доступными основной программе или другим модулям. В интерфейсной части указываются только их заголовки. Объявление подпрограмм в интерфейсной части авто компилируется с использованием дальней модели памяти {far и near}, что обеспечивает доступ к подпрограмме из основной программы и др. модулей.Const, var  объявленные в интерфейсной части модуля , как и глобальные константы и переменные помещаются в общий сегмент данных(max 65536 байт).

Исполняемая часть – содержит описания программ , объявленных в интерфейсной части. Разрешается  объявление локальных для модуля вспомогательных типов, констант, переменных. Заголовок – обязательно, список формальных параметров можно опустить. Все параметры размещаются в сегменте данных.

Инициирующая часть – завершает модуль, может отсутствовать или быть пустой. Размещение исполняемых операторов, фрагменты программы. Операторы исполняются до передачи управления основной программе и для  подготовки её работы. При пустой инициирующей части лучше всего её попустить.

Стандартные модели:

SYSTEM,DOS,CRT,GRAPH,PRINTER,OVERLAY,TURBO3,GRARH3


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.