на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Оценка развития электронных государств в Западной Европе и России



II. Электронное государство в Европе и России

§1. Основные тенденции развития электронного государства в мире

Государственные органы во всем мире существенно улучшили предоставление услуг по сети Интернет, расширив спектр и функциональность электронных государственных служб для граждан и для компаний. Третье ежегодное всемирное исследование компании Accenture1 в области автоматизации государственного управления под названием «Реализация концепции электронного правительства» (Realizing the Vision) показывает, что государственные органы также демонстрируют большее понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.      

В мире растет понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера деятельности государства — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.

Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Разрыв в сфере онлайновых услуг между странами, отнесенными к категории «Лидеры инноваций» (Канада, Сингапур и США), и странами из группы «Возможные соперники» (Австралия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Франция) сокращается. При этом 13 государств имеют общий показатель зрелости онлайновых служб (maturity of online services), равный 40% и выше. Для сравнения: в прошлом году такой же показатель был всего лишь у двух стран — Канады и Сингапура.[24]

Поскольку планка достижений, за некоторыми исключениями, поднялась, то разрыв между странами-лидерами и государствами на другом конце спектра электронного правительства в целом увеличился. И хотя при определении стран-лидеров показатель зрелости онлайновых служб имеет большее значение, чем количество оказываемых онлайновых услуг, девять стран во главе с США, Сингапуром и Францией приближаются по широте предоставляемых услуг к 100%-ному набору возможных онлайновых служб. В этих странах более девяти десятых из рассматриваемых услуг в той или иной мере предлагается по Сети.

Исследование выявило ряд возникающих тенденций, которые в совокупности рисуют картину того, каким образом государство может улучшить предоставление услуг. Создавая онлайновые службы, оно также должно успешно решать такие вопросы, как интеграция различных ведомств, безопасность данных, конфиденциальность пользователей, схемы управления, национальная безопасность, общая конкурентоспособность и защита гражданских свобод. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. При этом учитывается тот факт, что реальная экономия расходов происходит только при условии осуществления той или иной операции целиком в Интернете — от начала и до конца.      

Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством.

Исследование также показало, что в мире растет понимание того, что электронное правительство — это не только внедрение информационных технологий, но и применение их как инструмента для изменения характера деятельности государственных служб. Ключ к успеху электронного правительства — ориентированный на граждан подход, опирающийся на использование систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). Государство должно рассматривать граждан и частные компании как своих клиентов и предоставлять им услуги в соответствии с их запросами, а не на основе задач, стоящих перед самим государством. Одним из главных факторов, определяющих категорию, к которой можно отнести ту или иную страну по показателю развития электронного правительства, является степень использования государством данного подхода. Основными категориями в исследовании являются: «Лидеры инноваций», «Возможные соперники», «Начинающие игроки» и «Строители платформы».

Основные ключевые идеи исследования

«Реализация концепции электронного правительства»

1.  Важной движущей силой электронного правительства становятся CRM-системы.

2.  Взаимодействие между ведомствами растет, но остается одной из главных проблем.

3.  Электронное правительство видится как один из инструментов, с помощью которых государственные службы могут изменить свой образ деятельности.

4.  Разрыв в достижениях между странами сокращается.

5.  Дальнейшее движение вперед требует тщательного рассмотрения вопросов конфиденциальности.

6.  Следующая волна проектов электронного правительства будет преимущественно связана с различными видами «повсеместной коммерции» (ubiquitous commerce, или u-commerce).[25]

Создание национальных «электронных правительств» в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. Речь идет об адаптации администрации к условиям информационного общества. Новое государственное управление предполагает его большую открытость; внесение в государственные службы конкурентных и договорных начал; ответственность за результаты деятельности; повышение роли этических требований; активное взаимодействие с гражданским обществом[26].

При использовании ИКТ в современном государственном управлении учитывается также социально-политическая, экономическая, культурная, ментальная среда и иные факторы, влияющие на весь характер взаимоотношений власть-общество.

Глава аппарата советников Премьер-министра Великобритании Майкл Барбер обращал внимание на важность реализации ключевых демократических и управленческих ценностей и электронном правительстве: профессионализм; высокая компетенция, преданность принципам демократии; политическая неангажированность; действенность и другие[27].

В данный момент часть государств предлагают постоянно обновляющиеся информационные услуги. В ряде стран Запада есть специальные государственные должности - уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации: в США - главный ответственный по информации (Chief information officer), в Великобритании - электронный посланник (e-envoy).[28] В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме он-лайн стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: электронный запрос многих видов информации (документов, законов, постановлений, статистических сведений и о вакансиях, географических карт); оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов).[29] Все большее количество правительств и правительственных агентств во всех странах мира выкладывают на сайты в Интернет различные справки, формы, публикации и базы данных. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Это в помощь обычному гражданину, нуждающемуся в установлении контакта с правительственными службами. На большинстве сайтов (85%) есть также рубрикация, помогающая ориентироваться в структуре сайта и предлагаемых им услугах.

Почти 71% правительственных Web-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией.[30]

Существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении:

·  недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, граждан;[31]

·  дисбалансы между служащими различных подразделений и поколений;

·  существуют сомнения среди многих граждан в отношении доступности новых технологий, качества электронного управления (необходимо переучивание миллионных когорт служащих), выбора наилучших моделей электронного взаимодействия с правительством. Страны Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) вкупе с некоторыми странами Юго-Восточной Азии (Сингапур и Гонконг) имеют наивысший уровень доверия к надежности онлайновых госслужб (почти треть пользователей). Авот наибольшие сомнения в защищенности Интернет-контактов с чиновниками выразили японцы (90% считают, что связь с государством по Интернет недостаточно безопасна), немцы (82%) и французы (76%).[32]

Таким образом, государственные органы и население демонстрируют понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления. Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. «Лидерами инноваций» являются Канада, Сингапур и США. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства.

В основном органы государственной власти используют информационные технологии для публикации документов (законопроектов, справок, бланков и т.д.), а также для оказания услуг он-лайн (например, оплата счетов). Однако перечень из года в год увеличивается. В настоящее время идет приспособление администраций стран к использованию ИКТ в их деятельности. В связи с этим были выявлены некоторые проблемы, среди которых низкий уровень использования услуг Интернет населением стран, недоверие граждан к «e-government».

§2. Электронное государство в Великобритании

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели, задачи и приоритеты развития всех аспектов информационного общества в стране. Электронному правительству посвящена одна из глав. По данным Global E-Government Survey 2010, во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Соединенное Королевство заняло четвертое место среди 192 стран. Для сравнения, Россия в этом списке находится на 59 позиции.

Несмотря на очевидные успехи, в туманном Альбионе не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать элементы электронного правительства. Трудно поверить, но в середине 90-х годов прошлого века страна признавала себя отстающей среди развитых государств по уровню готовности к информационному обществу.

Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. В 2000-х Блэр добился увеличения расходов бюджета на создание необходимой инфраструктуры, принятия поддерживающих нормативных актов и ускорил процесс с помощью такого близкого России административного ресурса.[33]

Надо отметить отличие английского правопорядка от того, который существует в России. Общая система права Соединенного Королевства основана на судебных прецедентах, складывающиеся традиции и практика влияют на правоприменение. В этой связи оборот электронной цифровой подписи не является для Великобритании камнем преткновения, она признается разными учреждениями. Действующие редакции законов не подчеркивают монополию бумажного документооборота, вследствие чего существует большая свобода использования электронных аналогов.[34]

Специалисты инвентаризировали все государственные услуги. На тот момент их насчитывалось около 250. Труднее было взаимодействовать с муниципалитетами. Как и в России, они независимы от органов федеральной власти, и обязать их осуществлять формальные действия оказалось сложно.

Главным было названо построение модели, ориентированной на потребности граждан и бизнеса. Люди накопили уже достаточно опыта непосредственного взаимодействия с государственными структурами: стояли в очередях, собирали документы, обращались в разные инстанции. Поэтому представить им знакомую схему в интернете было обреченным на провал шагом. Этим и объясняются слишком низкие показатели первого этапа внедрения информационных технологий.

Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации. От «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В связи с этим тезисом были предприняты следующие меры: объединение разрозненных государственных интернет-ресурсов, внесение поправок в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. На сегодняшний день удалось сделать доступными в электронном виде 75% сервисов.

В 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft, который централизовал несколько крупных блоков правительственной архитектуры в интернете. Данная технология существует уже девять лет, но финансируется и активно функционирует последние два года.

Госструктуры Британии входят в число самых крупных клиентов ИКТ-вендоров. Из федерального бюджета тратится около 16 млрд евро в год на технологии, на долю которых приходится 4,6% общих государственных расходов. При этом Microsoft поставляет всего 19% программного обеспечения, используемого в публичном секторе. Совокупный расход на ПО в 2009 году составил 1,76 млрд фунтов[35].

Как уже было сказано, архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей там функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. Находятся все три системы на технологической платформе от Microsoft, которая отвечает еще и за совершение транзакций, аутентификацию и безопасность. Всего на портале Directgov размещена 171 услуга: 124 из них предоставляют органы исполнительной власти и 47 – муниципальные.

Пошаговый принцип изложения информации характерен для британских государственных ведомств, это своеобразный стандарт. В нормативных документах он называется check list (контрольный лист), в котором последовательно описаны все требования к юридическому или физическому лицу при обращении за государственными услугами. Применяются контрольные листы и в надзорной деятельности. Среди трех самых популярных услуг по состоянию на январь 2010 года оказались сервисы Департамента таможенных сборов и доходов Ее Величества Королевы (оригинальное название налоговой службы Великобритании).[36]

Заметных достижений добились британцы в онлайн-регистрации транспортных средств. В данном процессе участвуют три независимые инстанции, включая частные страховые и технические компании. Предусмотренная на сайте форма позволяет заполнить необходимые данные из всех инстанций и отослать информацию в компетентные органы. После чего заявитель получает сведения о регистрации, и через единый правительственный шлюз данные становятся доступными для всех заинтересованных ведомств.

Организация поддержки фермеров, снабжение сельхозпроизводителей информацией, создание для них регулярных форм для заполнения документов сократило их затраты на 15% и сэкономило отрасли 16,5 млн фунтов в год. Около 90% юридических лиц обслуживаются в электронном виде в Регистрационной палате. Более 85% представляют свои ежегодные отчеты онлайн. В 2007–2008 годах было осуществлено 3,1 млн таких онлайновых транзакций.

Статистика посещений сайта Directgov увеличилась с 11 млн до 27 млн в месяц, по данным на январь 2010 года. Всего же в системе зарегистрировано 10 млн пользователей – каждый шестой гражданин Великобритании. 55% налогоплательщиков оплачивают дорожный налог по каналам правительственной сети.

Директор подразделения по коммуникациям Directgov Майк Хобан отметил ряд фундаментальных проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Все вышеперечисленные факторы, по словам Майка Хобана, были преодолены.

Среди основных результатов внедрения e-goverment государственный служащий назвал следующие. Количество госорганов, работающих в сети, увеличилось, усиление активности ведомств в интернете повлекло рост интереса населения, возник эффект привыкания к новым формам взаимодействия.

Не так давно законодательство туманного Альбиона пополнилось еще одним документом – Smart Government ("Разумное правительство"). Руководитель подразделения по работе с центральными органами государственной власти Microsoft UK Джонатан Соулер так прокомментировал этот акт: "Первая концепция Directgov касалась в основном оптимизации публичных услуг, новый документ – это уже реформа всего госуправления. По замыслу разработчиков, должен измениться "ландшафт" государственной системы – она будет перестраиваться под потребности граждан и бизнеса". Стратегически определено развитие ИКТ в правительстве до 2020 года. Акцент сместился к экономии финансов.

Для экономии на самом проекте Е-goverment не без помощи все той же Microsoft запущено так называемое G-Cloud ("Правительственное облако") – виртуальная модель, которая содержит основные технологические компоненты для взаимодействия с общей инфраструктурой правительства, способная функционировать на любом сервере в любой точке мира. Это помогает рационализировать деятельность центров обработки данных, которые, как известно, разрознены по ведомственной принадлежности, и сэкономить на накладных расходах. Планируется, что к 2014 году с помощью G-Cloud расходы на ИТ сократятся на 20%.[37]

Таким образом, развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain, в котором элементы электронного правительства продолжают совершенствоваться. Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. Основной тезис, на котором базируются инновации Великобритании - от «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В этой стране в 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft. Архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Основными проблемами развития «e-government» являются следующие: министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Однако из положительных тенеденций отмечается рост интереса населения к он-лайн общению с правительством, возникает эффект привыкания к новым формам взаимодействия.

§3. Электронное правительство во Франции

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI), принятой 18 января 1998 года.[38] В данном документе говорится, что новые информационные и коммуникационные технологии могут быть использованы для того, чтобы сделать контакт населения и бизнеса с государственным аппаратом более прочным, обеспечив широкий доступ к новым технологиям, что должно ускорить темпы вхождения Франции в общество информации[39].

Все сведения по наиболее важным государственным вопросам должны быть размещены в Интернете. В программе построения информационного общества во Франции большое внимание также уделялось установлению контакта между населением и правительством с помощью электронной почты.

Все министерства и другие государственные службы к 2000 г. получили электронный адрес. Правительство Франции полагает, что поскольку в настоящее время вся деятельность министерств находится на виду у пользователей Интернета, то, несомненно, это повышает ответственность и эффективность работы чиновников. Большое внимание во Франции уделяется повышению компьютерной грамотности как населения, так и государственных служащих. Так, правительство организовало специальные программы по обучению чиновников работе с персональными компьютерами и с Интернетом. Кроме того, владение новыми информационными технологиями должно было войти в учебную программу при подготовке чиновников в высших учебных заведениях. Во Франции также была реализована программа Использование информационных и телекоммуникационных технологий правительством – основа для государственных реформ. Для финансирования этой программы был создан фонд, располагающий 130 миллиардами франков[40]. Именно проект создания «информационной администрации» является приоритетным (в том числе и по его финансированию). Кроме того, был создан межведомственный комитет по технической поддержке развития информационных и коммуникационных технологий в правительственных службах. Задача этого комитета заключается в компьютерном и программном обеспечении правительственных служб, создание сетей, открытых для населения и обеспечение применение стандартов Интернета в практической деятельности.

Государственные службы в своей деятельности должны, прежде всего, руководствоваться интересами населения. Новые информационные технологии также сделали контакт между населением и государственным аппаратом более простым. В настоящее время каждый человек по интересующей его проблеме может обратиться к чиновнику-профессионалу за квалифицированной консультацией.

Анализ программы создания электронного правительства во Франции позволяет выявить ключевую цель – создание частично электронного правительства. Во Франции приоритетным направлением является – предоставление услуг населению благодаря использованию Интернета, при этом очень мало внимания уделяется вопросам электронного управления и расширения гражданского участия в политических процессах. Вид электронного правительства Франции – электронные услуги, что означает организацию защиты информации и предоставление правительственных услуг электронными средствами.

Все необходимые услуги население бизнес могут получить, пользуясь правительственными сайтами. Так, были созданы веб-страницы Парламента и Сената Франции, где транслируются дебаты и выступления по многим интересующим население вопросам. Кроме того, в настоящее время любой француз имеет доступ к архивным материалам. На правительственных сайтах можно найти интересующие документы, речи, выступления и объявления. Каждый человек должен знать свои права и обязанности. Именно для помощи населению в правовой области была создана система Legifrance[41]. Она предлагает бесплатный доступ к основным составляющим французского права, таким как: Конституция, Оффишиел Джорнал, кодексы гражданского, коммерческого и конституционного права, и с недавнего времени – к решениям апелляционного суда.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.