![]() |
|
|
Реферат: Основные понятия алгоритмического языкалены также операторы обращения к процедурам: ReadLn(T) - пропускает строку до начала следующей; WriteLn(T) - завершает строку файла, в которую производится за- пись, признаком конца строки и переходит к началу следующей. Для работы с текстовыми файлами введена расширенная форма операто- ров ввода и вывода. Оператор Read(T,X1,X2,...XK) эквивалентен группе операторов begin Read(T,X1); Read(T,X2); ........... Read(T,XK) end; Здесь Т - текстовый файл, а переменные Х1, Х2,...ХК могут быть ли- бо переменными целого, действительного или символьного типа, либо строкой. При чтении значений переменных из файла они преобразуются из текстового представления в машинное. Оператор Write(T,X1,X2,...XK) эквивалентен группе операторов begin Write(T,X1); Write(T,X2); ........... Write(T,XK) end; Здесь Т - также текстовый файл, но переменные Х1,Х2,...ХК могут быть целого, действительного, символьного, логического типа или стро- кой. При записи значений переменных в файл они преобразуются из внут- реннего представления в текстовый. К текстовым файлам относятся стандартные файлы INPUT, OUTPUT. Рассмотренные ранее операторы ввода - вывода являются частным слу- чаем операторов обмена с текстовыми файлами, когда используются стан- дартные файлы ввода - вывода INPUT, OUTPUT. Работа с этими файлами имеет особенности: -имена этих файлов в списках ввода - вывода не указываются; -применение процедур Reset, Rewrite и Close к стандартным файлам ввода - вывода запрещено; -для работы с файлами INPUT, OUTPUT введена разновидность функции EOLn без параметров. TURBO PASCAL вводит дополнительные процедуры и функции, применимые только к текстовым файлам, это SetTextBuf, Append, Flush, SeekEOLn, SeekEOF. Процедура SetTextBuf( var f: Text; var Buf; BufSize: Word ) служит для увеличения или уменьшения буфера ввода - вывода текстового файла f. Значение размера буфера для текстовых файлов по умолчанию равно 128 байтам. Увеличение размера буфера сокращает количество обращений к диску. Рекомендуется изменять разиер буфера до открытия файла. Бу- фер файла начнется с первого байта переменной Buf. Размер буфера за- дается в необязательном параметре BufSize, а если этот параметр от- сутствует, размер буфера определяется длиной переменной Buf. Процедура Append( var f: Text ) служит для специального открытия выходных файлов. Она применима к уже существующим физическим файлам и открывает из для дозаписи в конец файла. Процедура Flush( var f: Text ) применяется к открытым выходным файлам. Она принудительно записывает данные из буфера в файл незави- симо от степени его заполнения. Функция SeekEOLn( var f: Text ): Boolean возвращает значение True, если до конца строки остались только пробелы. Функция SeekEOF( var f: Text ): Boolean возвращает значение True, если до конца файла остались строки, заполненные пробелами.
32. К О М П О Н Е Н Т Н Ы Е Ф А Й Л Ы
Компонентный или типизированный файл - это файл с объявленным ти- пом его компонент. Компонентные файлы состоят из машинных представле- ний значений переменных, они хранят данные в том же виде, что и па- мять ЭВМ. Описание величин файлового типа имеет вид: type M= File Of T; где М - имя файлового типа, Т - тип компоненты. Например: type FIO= String[20]; SPISOK=File of FIO; var STUD, PREP: SPISOK; Здесь STUD, PREP - имена файлов, компонентами которых являются строки. Описание файлов можно задавать в разделе описания переменных: var fsimv: File of Char; fr: File of Real; Компонентами файла могут быть все скалярные типы, а из структури- рованных - массивы, множества, записи. Практически во всех конкретных реализациях языка ПАСКАЛЬ конструкция "файл файлов" недопустима. Все операции над компонентными файлами производятся с помощью стандартных процедур: Reset, Rewrite, Read, Write, Close. Для ввода - вывода используются процедуры: Read(f,X); Write(f,X); где f - имя логического файла, Х - либо переменная, либо массив, либо строка, либо множество, либо запись с таким же описанием, какое имеет компонента файла. Выполнение процедуры Read(f,X) состоит в чтении с внешнего уст- ройства одной компоненты файла и запись ее в X. Повторное применение процедуры Read(f,X) обеспечит чтение следующей компоненты файла и за- пись ее в X. Выполнение процедуры Write(f,X) состоит в записи X на внешнее уст- ройство как одной компоненты. Повторное применение этой процедуры обеспечит запись X как следующей компоненты файла. Для работы с компонентными файлами введена расширенная форма опе- раторов ввода и вывода: Read(f,X1,X2,...XK) Write(f,X1,X2,...XK)
Здесь f - компонентный файл, а переменные Х1, Х2,...ХК должны иметь тот-же тип, что и объявленный тип компонент файла f.
33. Б Е С Т И П О В Ы Е Ф А Й Л Ы Бестиповые файлы позволяют записывать на диск произвольные участки пвмяти ЭВМ и считывать их с диска в память. Операции обмена с бести- повыми файлами осуществляется с помощью процедур BlokRead и BlockWrite. Кроме того, вводится расширенная форма процедур Reset и Rewrite. В остальном принципы работы остаются такими же, как и с ком- понентными файлами. Перед использованием логический файл
var f: File;
должен быть связан с физическим с помощью процедуры Assign. Далее файл должен быть открыт для чтения или для записи процедурой Reset или Rewrite, а после окончания работы закрыт процедурой Close. При открытии файла длина буфера устанавливается по умолчанию в 128 байт. TURBO PASCAL позволяет изменить размер буфера ввода - вывода, для чего следует открывать файл расширенной записью процедур
Reset(var f: File; BufSize: Word )
или
Rewrite(var f: File; BufSize: Word ) Параметр BufSize задает число байтов, считываемых из файла или за- писываемых в него за одно обращение. Минимальное значение BufSize - 1 байт, максимальное - 64 К байт. Чтение данных из бестипового файла осуществляется процедурой
BlockRead( var f: File; var X; Count: Word; var QuantBlock: Word );
Эта процедура осуществляет за одно обращение чтение в переменную X количества блоков, заданное параметром Count, при этом длина блока равна длине буфера. Значение Count не может быть меньше 1. За одно обращение нельзя прочесть больше, чем 64 К байтов. Необязательный параметр QuantBlock возвращает число блоков (буфе- ров), прочитанных текущей операцией BlockRead. В случае успешного за- вершения операции чтения QuantBlock = Count, в случае аварийной ситу- ации параметр QuantBlock будет содержать число удачно прочитанных блоков. Отсюда следует, что с помощью параметра QuantBlock можно контролировать правильность выполнения операции чтения. Запись данных в бестиповой файл выполняется процедурой
BlockWrite( var f: File; var X; Count: Word; var QuantBlock: Word );
которая осуществляет за одно обращение запись из переменной X коли- чества блоков, заданное параметром Count, при этом длина блока равна длине буфера. Необязательный параметр QuantBlock возвращает число блоков (буфе- ров), записанных успешно текущей операцией BlockWrite.
34. П О С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н Ы Й И П Р Я М О Й Д О С Т У П
Смысл последовательного доступа заключается в том, что в каждый момент времени доступна лишь одна компонента из всей последователь- ности. Для того, чтобы обратиться (получить доступ) к компоненте с номером К, необходимо просмотреть от начала файла К-1 предшествующую компоненту. После обращения к компоненте с номером К можно обращаться к компоненте с номером К+1. Отсюда следует, что процессы формирования (записи) компонент файла и просмотра (чтения) не могут произвольно чередоваться. Таким образом, файл вначале строится при помощи после- довательного добавления компонент в конец, а затем может последова- тельно просматриваться от начала до конца. Рассмотренные ранее средства работы с файлами обеспечивают после- довательный доступ. TURBO PASCAL позволяет применять к компонентным и бестиповым фай- лам, записанным на диск, способ прямого доступа. Прямой доступ озна- чает возможность заранее определить в файле блок, к которому будет применена операция ввода - вывода. В случае бестиповых файлов блок равен размеру буфера, для компонентных файлов блок - это одна компо- нента файла. Прямой доступ предполагает, что файл представляет собой линейную последовательность блоков. Если файл содержит n блоков, то они нуме- руются от 1 через 1 до n. Кроме того, вводится понятие условной гра- ницы между блоками, при этом условная граница с номером 0 расположена перед блоком с номером 1, граница с номером 1 расположена перед бло- ком с номером 2 и, наконец, условная граница с номером n находится после блока с номером n. Реализация прямого доступа осуществляется с помощью функций и про- цедур FileSize, FilePos, Seek и Truncate. Функция FileSize( var f ): Longint возвращает количество блоков в открытом файле f. Функция FilePos( var f ): Longint возвращает текущую позицию в файле f. Позиция в файле - это номер условной границы. Для только что открытого файла текущей позицией будет граница с номером 0. Это зна- чит, что можно записать или прочесть блок с номером 1. После чтения или записи первого блока текущая позиция переместится на границу с номером 1, и можно будет обращаться к ьлоку с номером 2. После проч- тения последней записи значение FilePos равно значению FileSize. Процедура Seek( var f; N: Longint) обеспечивает назначение текущей позиции в файле (позиционирование). В параметре N должен быть задан номер условной границы, предшествующей блоку, к которому будет произ- водиться последующее обращение. Например, чтобы работать с блоком 4, необходимо задать значение N, равное 3. Процедура Seek работает с от- крытыми файлами. Процедура Truncate( var f ) устанавливает в текущей позиции приз- нак конца файла и удаляет (стирает) все последующие блоки.
Пример. Пусть на НМД имеется текстовый файл ID.DAT, который содер- жит числовые значения действительного типа по два числа в каждой строке - значения аргумента и функции соответственно. Количество пар чисел не более 200. Составить программу, которая читает файл, значе- ния аргумента и функции записывает в одномерные массивы, подсчитывает их количество, выводит на экран дисплея и записывает в файл компо- нентного типа RD.DAT. Program F; var rArg, rF: Array[1..200] of Real; inf: Text; outf: File of Real; n, l: Integer; begin Assign(inf,'ID.DAT'); Assign(outf,'RD.DAT'); Reset(inf); Rewrite(outf); n:=0; while not EOF(inf) do begin n:=n+1; ReadLn(inf,rArg[n],rF[n]) end; for l:=1 to n do begin WriteLn(l:2,rArg[l]:8:2,rF[l]:8:2); Write(outf,rArg[l], rF[l]); end; close(outf) end.
35. У К А З А Т Е Л И.
Операционная система MS - DOS все адресуемое пространство делит на сегменты. Сегмент - это участок памяти размером 64 К байт. Для зада- ния адреса необходимо определить адрес начала сегмента и смещение от- носительно начала сегмента. В TURBO PASCAL определен адресный тип Pointer - указатель. Пере- менные типа Pointer var p: Pointer;
содержат адрес какого - либо элемента программы и занимают 4 байта, при этом адрес хранится как два слова, одно из них определяет сег- мент, второе - смещение. Переменную типа указатель можно описать другим способом.
type NameType= ^T;
var p: NameType;
Здесь p - переменная типа указатель, связанная с типом Т с помощью имени типа NameType. Описать переменную типа указатель можно непос- редственно в разделе описания переменных:
var p: ^T;
Необходимо различать переменную типа указатель и переменную, на которую этот указатель ссылается. Например если p - ссылка на пере- менную типа Т, то p^ - обозначение этой самой переменной. Для переменных типа указатель введено стандартное значение NIL, которое означает, что указатель не ссылается ни к какому объекту. Константа NIL используется для любых указателей. Над указателями не определено никаких операций, кроме проверки на равенство и неравенство. Переменные типа указатель могут быть записаны в левой части опера- тора присваивания, при этом в правой части может находиться либо функция определения адреса Addr(X), либо выражение @ X, где @ - унар- ная операция взятия адреса, X - имя переменной любого типа, в том числе процедурного. Переменные типа указатель не могут быть элементами списка ввода - вывода.
36. Д И Н А М И Ч Е С К И Е П Е Р Е М Е Н Н Ы Е Статической переменной (статически размещенной) называется описан- ная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществля- ется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы. В отличие от таких статических переменных в программах, написанных на языке ПАСКАЛЬ, могут быть созданы динамические переменные. Основ- ное свойство динамических переменных заключается в том, что они соз- даются и память для них выделяется во время выполнения программы. Размещаются динамические переменные в динамической области памяти (heap - области). Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных и к ней нельзя обратиться по имени. Доступ к таким переменным осу- ществляется с помощью указателей и ссылок. Работа с динамической областью памяти в TURBO PASCAL реализуется с помощью процедур и функций New, Dispose, GetMem, FreeMem, Mark, Release, MaxAvail, MemAvail, SizeOf. Процедура New( var p: Pointer ) выделяет место в динамической об- ласти памяти для размещения динамической переменной p^ и ее адрес присваивает указателю p. Процедура Dispose( var p: Pointer ) освобождает участок памяти, выделенный для размещения динамической переменной процедурой New, и значение указателя p становится неопределенным. Проуедура GetMem( var p: Pointer; size: Word ) выделяет участок памяти в heap - области, присваивает адрес его начала указателю p, размер участка в байтах задается параметром size. Процедура FreeMem( var p: Pointer; size: Word ) освобождает учас- ток памяти, адрес начала которого определен указателем p, а размер - параметром size. Значение указателя p становится неопределенным. Процедура Mark( var p: Pointer ) записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова. Процедура Release( var p: Pointer ) освобождает участок динамичес- кой памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Mark, то-есть, очищает ту динамическую память, которая была занята после вызова процедуры Mark. Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинно- го свободного участка динамической памяти. Функция MemAvail: Longint полный объем свободной динамической па- мяти в байтах. Вспомогательная функция SizeOf( X ): Word возвращает объем в бай- тах, занимаемый X, причем X может быть либо именем переменной любого типа, либо именем типа. Рассмотрим некоторые примеры работы с указателями.
var p1, p2: ^Integer;
Здесь p1 и p2 - указатели или пременные ссылочного типа.
p1:=NIL; p2:=NIL; После выполнения этих операторов присваивания указатели p1 и p2 не будут ссылаться ни на какой конкретный объект.
New(p1); New(p2); Процедура New(p1) выполняет следующие действия: -в памяти ЭВМ выделяется участок для размещения величины целого типа; -адрес этого участка присваивается переменной p1: г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ ¦ L=====- L=====- p1 p1^ Аналогично, процедура New(p2) обеспечит выделение участка памяти, адрес которого будет записан в p2:
г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ ¦ L=====- L=====- p2 p2^ После выполнения операторов присваивания
p1^:=2; p2^:=4;
в выделенные участки памяти будут записаны значения 2 и 4 соответ- ственно:
г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 2 ¦ L=====- L=====- p1 p1^ г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- L=====- p2 p2^
В результате выполнения оператора присваивания
p1^:=p2^; в участок памяти, на который ссылается указатель p1, будет записано значение 4:
г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- L=====- p1 p1^ г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- L=====- p2 p2^ После выполнения оператора присваивания
p2:=p1; оба указателя будут содержать адрес первого участка памяти:
г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- --->L=====- p1 ¦ p1^ p2^ ¦ г=====¬ ¦ ¦ *--¦------- L=====- p2
Переменные p1^, p2^ являются динамическими, так как память для них выделяется в процессе выполнения программы с помощью процедуры New. Динамические переменные могут входить в состав выражений, напри- мер:
p1^:=p1^+8; Write('p1^=',p1^:3);
Пример. В результате выполнения программы:
Program DemoPointer; var p1,p2,p3:^Integer; begin p1:=NIL; p2:=NIL; p3:=NIL; New(p1); New(p2); New(p3); p1^:=2; p2^:=4; p3^:=p1^+Sqr(p2^); writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3,' p3^=',p3^:3); p1:=p2; writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3) end.
на экран дисплея будут выведены результаты:
p1^= 2 p2^= 4 p3^= 18 p1^= 4 p2^= 4
37. Д И Н А М И Ч Е С К И Е С Т Р У К Т У Р Ы Д А Н Н Ы Х Структурированные типы данных, такие, как массивы, множества, за- писи, представляют собой статические структуры, так как их размеры неизменны в течение всего времени выполнения программы. Часто требуется, чтобы структуры данных меняли свои размеры в ходе решения задачи. Такие структуры данных называются динамическими, к ним относятся стеки, очереди, списки, деревья и другие. Описание ди- намических структур с помощью массивов, записей и файлов приводит к неэкономному использованию памяти ЭВМ и увеличивает время решения за- дач. Каждая компонента любой динамической структуры представляет собой запись, содержащую по крайней мере два поля: одно поле типа указа- тель, а второе - для размещения данных. В общем случае запись может содержать не один, а несколько укзателей и несколько полей данных. Поле данных может быть переменной, массивом, множеством или записью. Для дальнейшего рассмотрения представим отдельную компоненту в ви- де: г=====¬ ¦ D ¦ ¦=====¦ ¦ p ¦ L=====- где поле p - указатель; поле D - данные. Описание этой компоненты дадим следующим образом: type Pointer = ^Comp; Comp = record D:T; pNext:Pointer end; здесь T - тип данных. Рассмотрим основные правила работы с динамическими структурами данных типа стек, очередь и список, базируясь на приведенное описание компоненты.
38. С Т Е К И
Стеком называется динамическая структура данных, добавление компо- ненты в которую и исключение компоненты из которой производится из одного конца, называемого вершиной стека. Стек работает по принципу LIFO (Last-In, First-Out) - поступивший последним, обслуживается первым. Обычно над стеками выполняется три операции: -начальное формирование стека (запись первой компоненты); -добавление компоненты в стек; -выборка компоненты (удаление). Для формирования стека и работы с ним необходимо иметь две пере- менные типа указатель, первая из которых определяет вершину стека, а вторая - вспомогательная. Пусть описание этих переменных имеет вид: var pTop, pAux: Pointer; где pTop - указатель вершины стека; pAux - вспомогательный указатель. Начальное формирование стека выполняется следующими операторами: г=====¬ г=====¬ New(pTop); ¦ *--¦---¬ ¦ ¦ L=====- ¦ ¦=====¦ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |