на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основные понятия алгоритмического языка


лены также операторы обращения к процедурам:

   ReadLn(T) - пропускает строку до начала следующей;

   WriteLn(T) -  завершает  строку файла,  в которую производится за-

пись, признаком конца строки и переходит к началу следующей.

   Для работы с текстовыми файлами введена расширенная форма операто-

ров ввода и вывода. Оператор

    Read(T,X1,X2,...XK)

 эквивалентен группе операторов

    begin

      Read(T,X1);

      Read(T,X2);

      ...........

      Read(T,XK)

    end;

   Здесь Т - текстовый файл, а переменные Х1, Х2,...ХК могут быть ли-

бо  переменными  целого, действительного или символьного  типа,  либо

строкой. При чтении значений переменных из файла они преобразуются из

текстового представления в машинное.

   Оператор

    Write(T,X1,X2,...XK)

эквивалентен группе операторов

    begin

      Write(T,X1);

      Write(T,X2);

      ...........

      Write(T,XK)

    end;

   Здесь Т  -  также текстовый файл,  но переменные Х1,Х2,...ХК могут

быть целого, действительного, символьного, логического типа или стро-

кой. При записи значений переменных в файл они преобразуются из внут-

реннего представления в текстовый.

   К текстовым файлам относятся стандартные файлы INPUT, OUTPUT.

   Рассмотренные ранее операторы ввода - вывода являются частным слу-

чаем операторов обмена с текстовыми файлами, когда используются стан-

дартные файлы ввода - вывода INPUT, OUTPUT.

   Работа с этими файлами имеет особенности:

   -имена этих файлов в списках ввода - вывода не указываются;

   -применение процедур  Reset,  Rewrite и Close к стандартным файлам

ввода - вывода запрещено;

   -для работы с файлами INPUT,  OUTPUT введена разновидность функции

EOLn без параметров.

   TURBO PASCAL вводит дополнительные процедуры и функции, применимые

только к текстовым файлам,  это SetTextBuf,  Append, Flush, SeekEOLn,

SeekEOF.

   Процедура SetTextBuf( var f: Text; var Buf; BufSize: Word ) служит

для увеличения  или уменьшения буфера ввода - вывода текстового файла

f. Значение  размера буфера для текстовых файлов по  умолчанию  равно

128 байтам.  Увеличение размера буфера сокращает количество обращений

к диску.  Рекомендуется изменять разиер буфера до открытия файла. Бу-

фер файла начнется с первого байта переменной Buf.  Размер буфера за-

дается в необязательном параметре BufSize,  а если этот параметр  от-

сутствует, размер буфера определяется длиной переменной Buf.

   Процедура Append( var f:  Text )  служит для специального открытия

выходных файлов. Она применима к уже существующим физическим файлам и

открывает из для дозаписи в конец файла.

   Процедура Flush(  var  f: Text )  применяется  к открытым выходным

файлам. Она  принудительно записывает данные из буфера в файл незави-

симо от степени его заполнения.

   Функция SeekEOLn( var f: Text ): Boolean возвращает значение True,

если до конца строки остались только пробелы.

   Функция SeekEOF( var f:  Text ): Boolean возвращает значение True,

если до конца файла остались строки, заполненные пробелами.

  

  

32.   К О М П О Н Е Н Т Н Ы Е   Ф А Й Л Ы

                                     

   Компонентный или типизированный файл - это файл с объявленным  ти-

пом его компонент. Компонентные файлы состоят из машинных представле-

ний значений переменных,  они хранят данные в том же виде,  что и па-

мять ЭВМ.

   Описание величин файлового типа имеет вид:

         type M= File Of T;

где М - имя файлового типа, Т - тип компоненты. Например:

         type

           FIO= String[20];

           SPISOK=File of FIO;

         var

           STUD, PREP: SPISOK;

   Здесь STUD,   PREP  - имена файлов,  компонентами которых являются

строки.

   Описание файлов можно задавать в разделе описания переменных:

         var

            fsimv: File of Char;

            fr: File of Real;

   Компонентами файла могут быть все скалярные типы,  а из структури-

рованных - массивы, множества, записи. Практически во всех конкретных

реализациях языка ПАСКАЛЬ конструкция "файл файлов" недопустима.

   Все операции  над  компонентными  файлами  производятся  с помощью

стандартных процедур:

   Reset, Rewrite, Read, Write, Close.

    Для ввода - вывода используются процедуры:

     Read(f,X);

     Write(f,X);

   где f - имя логического файла,  Х - либо переменная,  либо массив,

либо строка,  либо множество, либо запись с таким же описанием, какое

имеет компонента файла.

    Выполнение процедуры  Read(f,X)  состоит в чтении с внешнего уст-

ройства одной компоненты файла и запись ее в X.  Повторное применение

процедуры Read(f,X) обеспечит чтение следующей компоненты файла и за-

пись ее в X.

   Выполнение процедуры Write(f,X) состоит в записи X на внешнее уст-

ройство как   одной  компоненты.  Повторное применение этой процедуры

обеспечит запись X как следующей компоненты файла.

   Для работы  с компонентными файлами введена расширенная форма опе-

раторов ввода и вывода:

    Read(f,X1,X2,...XK)

    Write(f,X1,X2,...XK)

  

   Здесь f - компонентный файл, а переменные Х1, Х2,...ХК должны

иметь тот-же тип, что и объявленный тип компонент файла f.

                               

  

33.   Б Е С Т И П О В Ы Е   Ф А Й Л Ы

   Бестиповые файлы позволяют записывать на диск произвольные участки

пвмяти ЭВМ и считывать их с диска в память.  Операции обмена с бести-

повыми   файлами   осуществляется   с  помощью  процедур  BlokRead  и

BlockWrite. Кроме  того,  вводится расширенная форма процедур Reset и

Rewrite. В остальном принципы работы остаются такими же, как и с ком-

понентными файлами.

   Перед использованием логический файл

  

   var  f: File;

  

должен быть  связан  с  физическим с помощью процедуры Assign.  Далее

файл должен быть открыт для чтения или для  записи  процедурой  Reset

или Rewrite, а после окончания работы закрыт процедурой Close.

   При открытии файла длина буфера устанавливается по умолчанию в 128

байт. TURBO  PASCAL  позволяет изменить размер буфера ввода - вывода,

для чего следует открывать файл расширенной записью процедур

  

   Reset(var f: File; BufSize: Word )

  

или

  

   Rewrite(var f: File; BufSize: Word )

   Параметр BufSize задает число байтов, считываемых из файла или за-

писываемых в него за одно обращение. Минимальное значение BufSize - 1

байт, максимальное - 64 К байт.

   Чтение данных из бестипового файла осуществляется процедурой

  

  BlockRead( var f: File; var X; Count: Word; var QuantBlock: Word );

  

   Эта процедура осуществляет за одно обращение чтение в переменную X

количества блоков,  заданное параметром Count,  при этом длина  блока

равна длине  буфера.  Значение Count не может быть меньше 1.  За одно

обращение нельзя прочесть больше, чем 64 К байтов.

   Необязательный параметр  QuantBlock возвращает число блоков (буфе-

ров), прочитанных текущей операцией BlockRead. В случае успешного за-

вершения операции чтения QuantBlock = Count, в случае аварийной ситу-

ации параметр QuantBlock будет  содержать  число  удачно  прочитанных

блоков. Отсюда  следует,   что  с  помощью параметра QuantBlock можно

контролировать правильность выполнения операции чтения.

   Запись данных в бестиповой файл выполняется процедурой

  

   BlockWrite( var f: File; var X; Count: Word; var QuantBlock: Word );

  

которая осуществляет  за  одно обращение запись из переменной X коли-

чества блоков,  заданное параметром Count, при этом длина блока равна

длине буфера.

   Необязательный параметр  QuantBlock возвращает число блоков (буфе-

ров), записанных успешно текущей операцией BlockWrite.

                                                                   

  

34.  П О С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н Ы Й   И   П Р Я М О Й

Д О С Т У П

  

   Смысл последовательного  доступа  заключается в том,  что в каждый

момент времени доступна лишь одна компонента из  всей  последователь-

ности. Для  того,  чтобы обратиться (получить доступ)  к компоненте с

номером К,  необходимо просмотреть от начала файла К-1 предшествующую

компоненту. После обращения к компоненте с номером К можно обращаться

к компоненте с номером К+1. Отсюда следует, что процессы формирования

(записи) компонент   файла и просмотра (чтения)  не могут произвольно

чередоваться. Таким  образом, файл вначале строится при помощи после-

довательного добавления  компонент в конец,  а затем может последова-

тельно просматриваться от начала до конца.

   Рассмотренные ранее  средства работы с файлами обеспечивают после-

довательный доступ.

   TURBO PASCAL  позволяет применять к компонентным и бестиповым фай-

лам, записанным  на диск, способ прямого доступа. Прямой доступ озна-

чает возможность   заранее определить в файле блок,  к которому будет

применена операция ввода - вывода.  В случае бестиповых  файлов  блок

равен размеру буфера,  для компонентных файлов блок - это одна компо-

нента файла.

   Прямой доступ  предполагает,  что файл представляет собой линейную

последовательность блоков.  Если файл содержит n блоков, то они нуме-

руются от 1 через 1 до n.  Кроме того, вводится понятие условной гра-

ницы между блоками, при этом условная граница с номером 0 расположена

перед блоком с номером 1,  граница с номером 1 расположена перед бло-

ком с номером 2 и,  наконец,  условная граница с номером n  находится

после блока с номером n.

   Реализация прямого доступа осуществляется с помощью функций и про-

цедур FileSize, FilePos, Seek и Truncate.

   Функция FileSize( var f ):  Longint возвращает количество блоков в

открытом файле f.

   Функция FilePos( var f ):  Longint возвращает  текущую  позицию  в

файле f. Позиция в файле - это номер условной границы. Для только что

открытого файла текущей позицией будет граница с номером 0.  Это зна-

чит, что  можно записать или прочесть блок с номером 1.  После чтения

или записи первого блока текущая позиция переместится  на  границу  с

номером 1,  и можно будет обращаться к ьлоку с номером 2. После проч-

тения последней записи значение FilePos равно значению FileSize.

   Процедура Seek( var f; N: Longint) обеспечивает назначение текущей

позиции в файле (позиционирование).  В параметре N должен быть  задан

номер условной границы, предшествующей блоку, к которому будет произ-

водиться последующее обращение.  Например, чтобы работать с блоком 4,

необходимо задать значение N, равное 3. Процедура Seek работает с от-

крытыми файлами.

   Процедура Truncate( var f )  устанавливает в текущей позиции приз-

нак конца файла и удаляет (стирает) все последующие блоки.

  

   Пример. Пусть на НМД имеется текстовый файл ID.DAT, который содер-

жит числовые   значения  действительного  типа  по два числа в каждой

строке - значения аргумента и функции соответственно.  Количество пар

чисел не более 200.  Составить программу, которая читает файл, значе-

ния аргумента и функции записывает в одномерные массивы, подсчитывает

их количество,    выводит на экран дисплея и записывает в файл компо-

нентного типа RD.DAT.

   Program F;

    var

     rArg, rF: Array[1..200] of Real;

       inf: Text;

       outf: File of Real;

       n, l: Integer;

    begin

      Assign(inf,'ID.DAT');

      Assign(outf,'RD.DAT');

      Reset(inf);

      Rewrite(outf);

      n:=0;

      while not EOF(inf) do

        begin

          n:=n+1;

          ReadLn(inf,rArg[n],rF[n])

        end;

      for l:=1 to n do

       begin

        WriteLn(l:2,rArg[l]:8:2,rF[l]:8:2);

        Write(outf,rArg[l], rF[l]);

       end;

      close(outf)

    end.

                                              

  

35.   У К А З А Т Е Л И.

  

   Операционная система MS - DOS все адресуемое пространство делит на

сегменты. Сегмент - это участок памяти размером 64 К байт.  Для зада-

ния адреса необходимо определить адрес начала сегмента и смещение от-

носительно начала сегмента.

   В TURBO  PASCAL определен адресный тип Pointer - указатель.  Пере-

менные типа Pointer

   var p: Pointer;

  

содержат адрес какого - либо элемента программы и занимают  4  байта,

при этом   адрес хранится как два слова,  одно из них определяет сег-

мент, второе - смещение.

   Переменную типа указатель можно описать другим способом.

  

  type NameType= ^T;

  

  var p: NameType;

   

   Здесь p - переменная типа указатель, связанная с типом Т с помощью

имени типа NameType.  Описать переменную типа указатель можно  непос-

редственно в разделе описания переменных:

 

   var p: ^T;

  

   Необходимо различать  переменную  типа указатель и переменную,  на

которую этот указатель ссылается.  Например если p - ссылка на  пере-

менную типа Т, то p^ - обозначение этой самой переменной.

   Для переменных  типа  указатель  введено стандартное значение NIL,

которое означает,  что указатель не ссылается ни  к  какому  объекту.

Константа NIL используется для любых указателей.

   Над указателями не определено никаких операций,  кроме проверки на

равенство и неравенство.

   Переменные типа указатель могут быть записаны в левой части опера-

тора присваивания,  при этом в правой  части  может  находиться  либо

функция определения адреса Addr(X), либо выражение @ X, где @ - унар-

ная операция взятия адреса,  X - имя переменной любого типа,   в  том

числе процедурного.

   Переменные типа указатель не могут быть элементами списка ввода  -

вывода.

                                               

  

36.   Д И Н А М И Ч Е С К И Е   П Е Р Е М Е Н Н Ы Е

   Статической переменной (статически размещенной) называется описан-

ная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществля-

ется по имени.  Место в памяти для размещения статических  переменных

определяется при компиляции программы.

   В отличие от таких статических переменных в программах, написанных

на языке ПАСКАЛЬ,  могут быть созданы динамические переменные. Основ-

ное свойство динамических переменных заключается в том,  что они соз-

даются и   память  для  них выделяется во время выполнения программы.

Размещаются динамические переменные  в  динамической  области  памяти

(heap - области).

   Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных

и к   ней нельзя обратиться по имени.  Доступ к таким переменным осу-

ществляется с помощью указателей и ссылок.

   Работа с динамической областью памяти в TURBO PASCAL реализуется с

помощью процедур и функций New,  Dispose,  GetMem,   FreeMem,   Mark,

Release, MaxAvail, MemAvail, SizeOf.

   Процедура New( var p:  Pointer ) выделяет место в динамической об-

ласти памяти   для  размещения  динамической переменной p^ и ее адрес

присваивает указателю p.

   Процедура Dispose(  var p:  Pointer )  освобождает участок памяти,

выделенный для размещения динамической переменной процедурой  New,  и

значение указателя p становится неопределенным.

   Проуедура GetMem( var p:  Pointer; size:  Word )  выделяет участок

памяти в   heap - области,  присваивает адрес его начала указателю p,

размер участка в байтах задается параметром size.

   Процедура FreeMem( var p:  Pointer; size: Word ) освобождает учас-

ток памяти,  адрес начала которого определен указателем p, а размер -

параметром size. Значение указателя p становится неопределенным.

   Процедура Mark( var p:  Pointer )  записывает в указатель p  адрес

начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.

   Процедура Release( var p: Pointer ) освобождает участок динамичес-

кой памяти,   начиная с адреса,  записанного в указатель p процедурой

Mark,  то-есть,  очищает ту динамическую память,  которая была занята

после вызова процедуры Mark.

   Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинно-

го свободного участка динамической памяти.

   Функция MemAvail:  Longint полный объем свободной динамической па-

мяти в байтах.

   Вспомогательная функция SizeOf( X ):  Word возвращает объем в бай-

тах, занимаемый  X, причем X может быть либо именем переменной любого

типа, либо именем типа.

   Рассмотрим некоторые примеры работы с указателями.

   

    var

     p1, p2: ^Integer;

  

   Здесь p1 и p2 - указатели или пременные ссылочного типа.

   

    p1:=NIL;  p2:=NIL;

   После выполнения этих операторов присваивания указатели p1 и p2 не

будут ссылаться ни на какой конкретный объект.

   

    New(p1);  New(p2);

   Процедура New(p1) выполняет следующие действия:

   -в памяти ЭВМ выделяется участок для  размещения  величины  целого

типа;

   -адрес этого участка присваивается переменной p1:

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦     ¦

                L=====-          L=====-

                  p1               p1^

   Аналогично, процедура New(p2)  обеспечит выделение участка памяти,

адрес которого будет записан в p2:

  

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦     ¦

                L=====-          L=====-

                  p2               p2^

   После выполнения операторов присваивания

   

        p1^:=2;   p2^:=4;

   

в выделенные  участки  памяти  будут записаны значения 2 и 4 соответ-

ственно:

   

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦  2  ¦

                L=====-          L=====-

                  p1               p1^

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦  4  ¦

                L=====-          L=====-

                  p2               p2^

   

   В результате выполнения оператора присваивания

   

       p1^:=p2^;

в  участок памяти,  на который ссылается указатель p1, будет записано

значение 4:

   

   

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦  4  ¦

                L=====-          L=====-

                  p1               p1^

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦  4  ¦

                L=====-          L=====-

                  p2               p2^

   После выполнения оператора присваивания

   

      p2:=p1;

оба указателя будут содержать адрес первого участка памяти:

   

                г=====¬          г=====¬

                ¦  *--¦--------->¦  4  ¦

                L=====-      --->L=====-

                  p1         ¦   p1^ p2^

                             ¦

                г=====¬      ¦

                ¦  *--¦-------

                L=====-

                  p2

                                                                   

   

   Переменные p1^, p2^ являются динамическими, так как память для них

выделяется в процессе выполнения программы с помощью процедуры New.

   Динамические переменные  могут входить в состав выражений,  напри-

мер:

   

      p1^:=p1^+8;    Write('p1^=',p1^:3);

   

   

    Пример. В результате выполнения программы:

   

 Program DemoPointer;

  var p1,p2,p3:^Integer;

  begin

   p1:=NIL;  p2:=NIL;  p3:=NIL;

   New(p1);  New(p2);  New(p3);

   p1^:=2;  p2^:=4;

   p3^:=p1^+Sqr(p2^);

   writeln('p1^=',p1^:3,'  p2^=',p2^:3,'  p3^=',p3^:3);

   p1:=p2;

   writeln('p1^=',p1^:3,'  p2^=',p2^:3)

  end.

   

на экран дисплея будут выведены результаты:

   

p1^=  2  p2^=  4  p3^= 18

p1^=  4  p2^=  4

                                           

37.   Д И Н А М И Ч Е С К И Е    С Т Р У К Т У Р Ы

Д А Н Н Ы Х

   Структурированные типы данных,  такие, как массивы, множества, за-

писи, представляют   собой статические структуры,  так как их размеры

неизменны в течение всего времени выполнения программы.

   Часто требуется, чтобы структуры данных меняли свои размеры в ходе

решения задачи.   Такие структуры данных называются динамическими,  к

ним относятся стеки,  очереди, списки, деревья и другие. Описание ди-

намических структур  с помощью массивов,  записей и файлов приводит к

неэкономному использованию памяти ЭВМ и увеличивает время решения за-

дач.

   Каждая компонента любой динамической структуры представляет  собой

запись, содержащую   по крайней мере два поля:  одно поле типа указа-

тель, а  второе - для размещения данных.  В общем случае запись может

содержать не   один,  а несколько укзателей и несколько полей данных.

Поле данных может быть переменной,  массивом, множеством или записью.

   Для дальнейшего рассмотрения представим отдельную компоненту в ви-

де:

                               г=====¬

                               ¦  D  ¦

                               ¦=====¦

                               ¦  p  ¦

                               L=====-

где поле p - указатель;

    поле D - данные.

   Описание этой компоненты дадим следующим образом:

   type

    Pointer = ^Comp;

    Comp = record

            D:T;

            pNext:Pointer

         end;

здесь T - тип данных.

   Рассмотрим основные правила  работы  с  динамическими  структурами

данных типа стек, очередь и список, базируясь на приведенное описание

компоненты.

   

38.   С Т Е К И

   

   Стеком называется динамическая структура данных, добавление компо-

ненты в которую и исключение компоненты из  которой  производится  из

одного конца, называемого вершиной стека. Стек работает по принципу

      LIFO (Last-In, First-Out) -

поступивший последним, обслуживается первым.

   Обычно над стеками выполняется три операции:

    -начальное формирование стека (запись первой компоненты);

    -добавление компоненты в стек;

    -выборка компоненты (удаление).

   Для формирования стека и работы с ним необходимо иметь  две  пере-

менные типа указатель,  первая из которых определяет вершину стека, а

вторая - вспомогательная. Пусть описание этих переменных имеет вид:

    var pTop, pAux: Pointer;

где pTop - указатель вершины стека;

    pAux - вспомогательный указатель.

   Начальное формирование стека выполняется следующими операторами:

                     г=====¬       г=====¬

  New(pTop);         ¦  *--¦---¬   ¦     ¦

                     L=====-   ¦   ¦=====¦

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.