на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей


Реферат: Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей

                            АННОТАЦИЯ

    Настоящее пособие содержит описание  основных  средств  языка

Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика.

    Пособие в основном ориентировано на использование при  выпол-

нении практикума по курсу "Основы прикладной информатики".  Может

также использоваться в качестве справочника по языку Турбо-Бейсик.

                                  С    Московский государственный

                                       институт стали и сплавов

                                       1994 г.


                             - 3 -

                       С О Д Е Р Ж А Н И Е

    1. Основные средства языка..............................  4

       1.1. Структура программы.............................  4

       1.2. Типы данных.....................................  4

       1.3. Массивы.........................................  5

       1.4. Выражения.......................................  5

       1.5. Стандартные функции.............................  6

       1.6. Основные операторы..............................  8

       1.7. Операторы цикла................................. 10

       1.8. Подпрограммы, функции и процедуры............... 12

    2. Цвет и графика....................................... 16

    3. Файлы. Работа с файлами  данных  последовательного  и

       прямого доступа...................................... 20

       3.1. Файлы последовательного доступа................. 20

       3.2. Файлы прямого доступа........................... 23

    4. Движущиеся изображения, звуковые эффекты и нестандар-

       тный ввод с клавиатуры............................... 26

       4.2. Оператор DRAW................................... 26

       4.3. Операторы GET и PUT............................. 27

       4.4. Оператор BEEP................................... 28

       4.5. Оператор SOUND.................................. 28

       4.6. Оператор PLAY................................... 28

       4.7  Функция INKEY$.................................. 30

    5. Библиотека стандартных процедур в Турбо-Бейсике...... 31

    6. Рекомендуемый порядок работы на ПЭВМ при  создании  и

       выполнении программ на языке Турбо-Бейсик............ 32


                             - 4 -

                   1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

     1.1.  Структура программы

     Программа состоит из строк.  Одна строка содержит  один  или

несколько операторов, разделенных двоеточием. Например,

        a=1:b=1

     Перенос оператора на другую строку допускается.  В этом слу-

чае используется знак переноса _. Например,

        a=1:b_

        =1

     Строки могут нумероваться (но это не обязательно).  Ссылка в

нужное место программы может осуществляться также по метке.

      _Метка . размещается  в отдельной строке,  начинается с буквы и

содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двое-

точие. Например,

        aaa:

        x=x+1

        ...

        GOTO aaa

     Если первым  символом  в  строке  является апостроф ('),  то

строка воспринимается как комментарий.

      _Имя . образуется из букв от A до Z (или от a до z), знака под-

черкивания _ и цифр от 0 до 9,  начинается с буквы. Имя использу-

ется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п.

     1.2. Типы данных

     Целый (значения от -32767 до 32767, занимает 2 байта); длин-

ный целый (от 2 5-31  0до 2 531 0,  4 байта); вещественный (4 байта); ве-

щественный двойной точности (8 байт); символьный ( последователь-

ность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).

      _Тип переменной  .определяется типом данных, которые она предс-

тавляет. Указание типа переменной задается соответствующим знаком

после имени.

     a$ - символьный

     a% - целый

     a& - длинный целый


                             - 5 -

     a! - вещественный  обычной  точности

     а# - вещественный двойной точности

     Если знак после имени отсутствует,  то эта переменная счита-

ется по умолчанию вещественной обычной точности. То есть

     a!=1.1

и

     а=1.1

одно и то же.

     1.3. Массивы

      _Описание массивов .  осуществляется  с помощью оператора DIM с

указанием размеров. Например, оператор

     DIM a(10),  b(10:20,  25:45)

описывает одномерный массив a, элементы которого имеют индексы от

0 до 10, и двухмерный массив b, элементы которого имеют индексы :

первый от 10 до 20, второй от 25 до 45.

     Если нижняя  граница индексов в описании не указана,  то она

считается равной 0.

     Используя оператор  _OPTION BASE n ., можно задать нижнюю грани-

цу индексов равной n. Например,

     OPTION BASE  1

     DIM a(10)

В этом случае индекс элементов массива a 2  0будет  принимать  значе-

ния, начиная с 1.  Если описание массива отсутствует, то по умол-

чанию верхний индекс равен 10 ( нижний - 0).  В описании  массива

вместо константы может использоваться переменная.  Например,

     DIM a(n)

Значение n должно быть предварительно определено.

     Используя  _оператор ERASE .,  можно освободить память, выделен-

ную под массив,  и вернуть ее для дальнейшего использования. Нап-

ример, оператор

     ERASE a

возвращает память, выделенную под массив a.

     1.4. Выражения

      _Символьные выражения .  состоят из символьных констант (после-

довательность символов,  заключенная в кавычки), символьных пере-


                             - 6 -

менных,  символьных функций,  соединенных знаком + (конкатенация,

или объединение). Например,

     a$="КАТЯ"

     b$="ЛЕНА"

     f$=a$+" И "+b$

В результате f$ будет иметь значение "КАТЯ И  ЛЕНА".  При  помощи

функций LEFT$,  RIGHT$, MID$ можно выбрать часть символьной пере-

менной слева, справа или из середины. Например,

     F1$=LEFT$(f$,4)

     F2$=RIGHT(f$,4)

     F3$=MID$(f$,6,1)

В результате будет F1$ = "КАТЯ",  F2$ = "ЛЕНА" и F3$ = "И".

      _Числовые выражения . включают в  себя  константы,  переменные,

функции,  соединенные  знаками арифметических операций,  при этом

могут использоваться величины разных типов.

      _Приоритеты . арифметических операций:

     1. Возведение в степень (^)

     2. Умножение, деление (*,/ )

     3. Деление нацело (\) (например, 5\2 равно 2)

     4. Вычисление остатка от деления (MOD) (например,  45 MOD 19

равно 7)

     5. Сложение, вычитание (+,-)

     1.5. Стандартные функции

  Запись на Бейсике          Математическая запись

      ABS (x)                     │x│

      SIN (x)                     sin x

      COS (x)                     cos x

      TAN (x)                     tg x

      ATN (x)                     arctg x

      EXP (x)                     e 5x

      LOG (x)                     ln x

      LOG2(x)                     log 42  0x

      LOG10(x)                    lg x

      INT (x)                     целая часть  х

      SGN (x)                     знак х (+1 при х > 0,

                                  0 при х=0,  -1 при x < 0)

      SQR  (x)                    квадратный корень из х


                             - 7 -

      LEN (а$)                    количество символов а$

      LEFT$(a$,n)                 выбирает из a$ n символов,

                                  начиная с  первого

      MID$  (a$,m,n)              выбирает из a$ n символов,

                                  начиная с  m-го

      RIGHT$ (a$,n)               выбирает n символов а$,

                                  начиная с последнего

      STR$ (x)                    преобразует число к

                                  символьному виду

      VAL (a$)                    определяет числовое значение а$

      ASC  (a$)                   определяет код первого

                                  символа а$

      TAB (n)                     указывает номер позиции для

                                  вывода следующего  элемента   в

                                  списке вывода оператора PRINT

      SPC (n)                     вывод n пробелов, используется

                                  в списке вывода оператора PRINT

      RND [(x)]                   выдает случайное число из инте-

                                  рвала (0,1)

     Замечания. 1. [] обозначают необязательный  параметр.

2. Если х=0, то повторяется последнее сгенерированное число; если

х < 0,  то для каждого x 2   0генерируется  новая  последовательность

случайных чисел; если x > 0 или отсутствует, то генерируется оче-

редное случайное число,  но при повторном запуске  последователь-

ность  повторяется.  Можно использовать оператор RANDOMIZE (перед

первым использованием функции RND), чтобы при новом запуске прог-

раммы получать новую последовательность случайных чисел.

      _Операции отношения .:  <,  <=, >, >=, <>.

     Левая и правая части отношения - это числовое или символьное

выражение (в последнем случае сравниваются числовые  коды  симво-

лов).  Если отношение удовлетворяется (является истинным), то его

значение равно -1 , если не удовлетворяется (является ложным), то

его значение 0.  Отношения могут быть использованы также в число-

вых выражениях. Например, при выполнении оператора

     PRINT 5 > 6,  5 < 6,  (5 < 6) * 15

будет напечатано 0,  -1 и -15.

      _Логические операции .:  AND (логическое и  ),  OR  (логическое

или),  XOR (исключающее или ), EQV (эквивалентность), IMP (импли-

кация).


                             - 8 -

     Логические операции  осуществляются  над  целыми  числами -1

(TRUE) и 0 (FALSE).

                              -1, если A = -1, B = -1

     A AND B                   0,  в остальных случаях

                               0, если A = 0, B = 0

     A OR B                   -1, в остальных случаях

                              -1, если A и B не совпадают

     A XOR B                   0, если A и B совпадают

                              -1, если A и B совпадают

     A EQV B                   0, если A и B не совпадают

                               0, если A = -1,  B = 0

     A IMP B                  -1,  в остальных случаях

     1.6. Основные операторы

      _Оператор присваивания . имеет вид

      1переменная 0 = 1 выражение

      _Оператор безусловного перехода . имеет вид

     GOTO  1метка

      _Условный оператор . имеет вид

     IF  1условие 0 THEN  1операторы 0 [ELSE  1операторы 0]

Например,

     IF a < b THEN t=15 : V=16 ELSE t=17

В качестве условия может использоваться целое выражение,  которое

интерпретируется как  FALSE,  если его значение равно 0,  и TRUE,

если не равно 0.

     Если после  THEN  или  после ELSE располагается целая группа

операторов,  то можно использовать  _IF блок ., который имеет следую-

щую структуру

     IF  1условие 0 THEN

      1операторы

     ELSE

      1операторы

     END IF

При этом ELSE и операторы за ним могут отсутствовать,  т.е.  воз-


                             - 9 -

можна конструкция

     IF  1условие 0 THEN

      1операторы

     END IF

Если после ELSE необходима проверка условия, то используется опе-

ратор ELSEIF

     IF  1условие 0 THEN

      1операторы

     ELSEIF  1условие 0 THEN

      1операторы

     ELSE

      1операторы

     END IF

      _Оператор конца  END .  используется  для  окончания выполнения

программы.  Может использоваться в программе несколько  раз.  Ис-

пользуется также с IF, SUB, DEF, SELEСT (см.ниже)

      _Оператор очистки экрана CLS  .обычно  располагается  в  начале

программы для очистки экрана перед выводом результатов программы.

      _Оператор ввода INPUT . имеет вид

     INPUT [;] [ 1поясняющий текст 0],  1список переменных

Поясняющий текст заключается в кавычки. Переменные в списке отде-

ляются друг от друга запятыми. ";" после INPUT означает, что кур-

сор останется на той же строке, когда будет нажат "Ввод".

      _Оператор вывода PRINT . имеет вид

     PRINT [ 1список вывода 0]

Элементы списка разделяются "," или ";" или  пробелом.  В  первом

случае  вывод следующего элемента начинается в новую зону (строка

экрана условно разделена на 5 зон по 14 позиций каждая),  во вто-

ром  -  через  пробел  (для чисел) или непосредственно вслед (для

символьных строк) за предыдущим элементом.

     Элементом списка может быть имя переменной,  константа (сим-

вольная  заключается  в кавычки) или выражение (перед выводом вы-

числяется).

      _Оператор вывода PRINT USING . имеет  вид

PRINT  USING  1формат 0;   1список  вывода

     Формат задается  в виде символьной строки (заключенной в ка-

вычки),  задающей форму вывода каждого элемента списка по следую-

щим правилам для чисел :  # - для каждой цифры, ^^^^ - для вывода

в показательной форме.  Остальные символы обозначают  сами  себя.


                             - 10 -

Например 1,

     ##.## -  будет выведено 2 цифры в качестве целой части и две

- дробной.  Если целая часть содержит более двух цифр,  то  перед

числом будет напечатан знак % .

     #.## ^^^^ - вывод будет осуществляться в показательной  фор-

ме.

     Для символьных строк :

     "\ 1  0 \" - (два пробела) - будет выведено четыре символа

     "\\" 1    0- (без пробела) - будет выведено два символа

Вообще количество выведенных символов будет равно числу  пробелов

между двумя наклонными линиями + 2.

     "!"  1    0- будет выведен один символ

     "&"   1   0- будут выведены  все 1  0символы

Например,

     A$= "КОТ" :  GA= 6.5

     B$= "СОБАКА" :  GB= 15.3

     PRINT USING "& ВЕСИТ #.#,\     \ ВЕСИТ ##.# КГ";A$,GA,B$,GB

При выполнении этого оператора на экране появится

     КОТ ВЕСИТ 6.5, СОБАКА ВЕСИТ 15.3 КГ

      _Оператор определения положения курсора

     LOCATE i,j

устанавливает координаты (номер строки i и номер столбца j),  в ко-

торые начнется вывод данных оператором PRINT.

     1.7. Операторы цикла

1.   FOR i=i 4нач 0 to i 4кон 0 [STEP ih]

      1операторы

     NEXT i

     i, i 4нач 0,  i 4кон 0,  ih - соответственно, управляющая переменная

цикла,  ее  начальное,  конечное  значения и шаг изменения.  Если

ih=1, то шаг можно опустить. Например,

     FOR i=1 to 10

     ....

     NEXT i

     FOR i=1 to 10

     FOR j=1 to 20

     ....

     NEXT j: NEXT i


                             - 11 -

или

     FOR i=1 to 10

     FOR j=1 to 20

     ....

     NEXT j,i

2.   DO WHILE  1условие

      1операторы

     LOOP

или

     WHILE  1условие

      1операторы

     WEND

(операторы выполняются 1, 0 пока выполняется условие)

3.   DO UNTIL  1условие

      1операторы

     LOOP

(операторы выполняются до тех пор,  пока не будет выполнено усло-

вие. Как только условие будет выполнено,  осуществляется выход из

цикла).

4.   DO

      1операторы

     LOOP

Выход из цикла в этом случае осуществляется оператором EXIT.

      _Оператор EXIT  . 1( 0выход) используется с SELECT,  DEF,  FOR, IF,

LOOP, SUB, WHILE. Например,

     EXIT FOR осуществляет выход из цикла, организованного опера-

торами FOR/NEXT до его завершения

     EXIT IF    - выход из любого места IF блока

     EXIT LOOP - выход из цикла, заканчивающегося оператором LOOP

или WEND.

Остальные случаи использования EXIT будут  рассмотрены  вместе  с

соответствующими операторами.

      _Операторы выбора . ON/GOTO и ON/GOSUB

     ON n GOTO  1метка 0 [,  1метка 0...]

n может принимать значения от 0 до 255. Переход осуществляется на

метку, определяемую значением n. Например, при n = 2 переход осу-

ществляется на вторую метку в списке. Если n = 0 или n больше ко-

личества меток в списке, то выполняется следующий по порядку опе-


                             - 12 -

ратор.

     ON n GOSUB  1метка 0 [, 1 метка 0...]

n принимает значения от 0 до 255.  Переход осуществляется к одной

из возможных подпрограмм (см.ниже),  определяемых метками в спис-

ке, в зависимости от значения n.

     После выполнения  подпрограммы возврат осуществляется к опе-

ратору, следующему за ON/GOSUB.

     1.8. Подпрограммы, функции и процедуры

      _Подпрограмма . - помеченная последовательность операторов, за-

канчивающаяся  оператором  RETURN.  Выполняется,  когда достигнут

GOSUB.

     ....

     GOSUB aa

     ....

     END

     aa:

      1операторы

     RETURN

Оператор RETURN осуществляет возврат к оператору, непосредственно

следующему за GOSUB.

      _Функция . может быть определена одной строкой  (оператор-функ-

ция) или  несколькими  строками (подпрограмма-функция).

     DEF FN  1имя 0 [( 1список параметров 0)] =  1выражение

(это определение оператора-функции) 1.

Здесь список параметров  может  включать 1  0не более 16 параметров.

     DEF FN  1имя 0 [( 1список параметров 0)]

      1описание переменных

      1операторы

     [EXIT DEF]

     ....

     [FN  1имя 0 =  1выражение 0]

     END DEF

(это определение подпрограммы-функции) 1.

Обращение к функции записывается там,  где нужно получить ее зна-

чение.  При этом параметры заменяются их фактическими значениями.

Например 1,

     DEF FNF (x,y) = x * x + y * y


                             - 13 -

     a = 3 : b = 4

     P = FNF (a,b)

или

     P = FNF (3,4)

Функция возвращает одно значение,  тип которого определяется име-

нем функции. Определение функции может располагаться в любом месте

программы (обычно в начале или в конце). Например,

     F = FNa (1.5)

     PRINT F

     DEF FNa (x)

     FNa = x*x

     END DEF

     END

или

     F  = FNa (1.5)

     PRINT F

     END

     DEF FNa (x)

     FNa = x*x

     END DEF

В результате будет напечатано 2.25.

     Список параметров оператора-функции  может  включать  только

имена  переменных.

      _Процедура . - это последовательность строк программы, располо-

женная между  операторами SUB и END SUB и выполняемая при обраще-

нии к ней при помощи оператора CALL.

     SUB  1имя 0 [( 1список параметров 0)]

      1описание переменных

      1операторы

     [EXIT SUB]

     END SUB

Имя может содержать до 31 символа.  Список параметров  (не  более

16)  может  включать имена переменных и массивов.  Для массивов в

скобках указывается размерность.  Например,  1 - для  одномерного

массива, 2 - для двухмерного и т.д.

     В обращении к процедуре за именем фактического массива  сле-

дуют пустые скобки. Например,

     SUB SUM (x (1), n, S)

     S = 0


                             - 14 -

     FOR I=1 to n

     S = S + x (I)

     NEXT I

     END SUB

     DIM A (3)

     A (1) = 1 : A (2) = 2 : A (3) = 4

     CALL SUM ( A (), 3, S)

     S = S/3

     PRINT S

     END

Эта программа  вычисляет  среднее  значение  элементов массива A,

процедура SUM суммирует элементы массива.

     Основные отличия  процедуры  от  подпрограммы-функции :

1 - процедура не обязана возвращать значение,  она не имеет типа;

2 - вызывается оператором CALL, а не из выражения.

     Отдельные переменные, используемые в процедуре (или подпрог-

рамме-функции), могут быть объявлены локальными, т.е. действующи-

ми  только в данной подпрограмме (оператор LOCAL),  общими,  т.е.

действующими как в подпрограмме, так и в основной программе (опе-

ратор SHARED) и статическими, т.е. действующими в данной подпрог-

рамме как LOCAL, но сохраняющими полученные значения до следующе-

го обращения (оператор STATIC). По умолчанию в подпрограмме-функ-

ции переменная является SHARED, а в процедуре STATIC.

     DEF FNF1

     LOCAL i, S

     FOR i =1 to 10

     S = S + i

     NEXT i

     FNF1 = S

     END DEF

После выхода из подпрограммы-функции переменные i и S теряют свои

значения (при входе в подпрограмму всегда S = 0).  Эти  же  имена

могут использоваться в программе для обозначения других величин.

     DEF FNF2

     LOCAL i

     SHARED S

     FOR i = 1 to 10

     S = S + i

     NEXT  i


                             - 15 -

     FNF2 = S

     END DEF

В этом случае S сохраняет значение после выхода из подпрограммы и

имеет один и тот же смысл во всех частях программы.

     DEF FNF3

     LOCAL i

     STATIC S

     FOR i = 1 to 10

     S = S + i

     NEXT  i

     FNF3 = S

     END DEF

В этом случае S сохраняет значение после выхода  из  подпрограммы

до следующего обращения к ней,  т.е. после первого обращения зна-

чение функции FNF3 будет 55, после второго - 110 и т.д. (S нельзя

изменять в основной программе).


                             - 16 -

                        2. ЦВЕТ И ГРАФИКА

     В графическом режиме экран рассматривается как решетка, точ-

ки в узлах которой могут быть включены (белым или другим  возмож-

ным цветом) или выключены. Точка идентифицируется координатами x,

y; x - номер позиции по горизонтали (от 0 до 319 или до 639 в за-

висимости от режима), y - номер позиции по вертикали (от 0 до 199

или до 349 в зависимости от режима). Точка с координатами 0,0 на-

ходится в верхнем левом углу экрана.

     Графический режим устанавливается (или отменяется)   _операто-

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.