![]() |
|
|
Реферат: Нахождение кратчайшего путиСначала представим алгоритм для общего случая, в котором предполагается только отсутствие контуров с отрицательной длиной. С эти алгоритмом обычно связывают имена Л.Р. Форда и Р.Е. Беллмана. 3. Программа определения кратчайшего пути в графе 3.1. Язык программирования Delphi.Delphi - язык и среда программирования, относящаяся к классу RAD- (Rapid Application Development ‑ «Средство быстрой разработки приложений») средств CASE - технологии. Delphi сделала разработку мощных приложений Windows быстрым процессом, доставляющим вам удовольствие. Приложения Windows, для создания которых требовалось большое количество человеческих усилий например в С++, теперь могут быть написаны одним человеком, использующим Delphi. Интерфейс Windows обеспечивает полное перенесение CASE-технологий в интегрированную систему поддержки работ по созданию прикладной системы на всех фазах жизненного цикла работы и проектирования системы. Delphi обладает широким набором возможностей, начиная от проектировщика форм и кончая поддержкой всех форматов популярных баз данных. Среда устраняет необходимость программировать такие компоненты Windows общего назначения, как метки, пиктограммы и даже диалоговые панели. Работая в Windows , вы неоднократно видели одинаковые «объекты» во многих разнообразных приложениях. Диалоговые панели (например Choose File и Save File) являются примерами многократно используемых компонентов, встроенных непосредственно в Delphi, который позволяет приспособить эти компоненты к имеющийся задаче, чтобы они работали именно так, как требуется создаваемому приложению. Также здесь имеются предварительно определенные визуальные и не визуальные объекты, включая кнопки, объекты с данными, меню и уже построенные диалоговые панели. С помощью этих объектов можно, например, обеспечить ввод данных просто несколькими нажатиями кнопок мыши, не прибегая к программированию. Это наглядная реализация применений CASE-технологий в современном программировании приложений. Та часть, которая непосредственно связана с программированием интерфейса пользователя системой получила название визуальное программирование Визуальное программирование как бы добавляет новое измерение при создании создании приложений, давая возможность изображать эти объекты на экране монитора до выполнения самой программы. Без визуального программирования процесс отображения требует написания фрагмента кода, создающего и настающего объект «по месту». Увидеть закодированные объекты было возможно только в ходе исполнения программы. При таком подходе достижение того, чтобы объекты выглядели и вели себя заданным образом, становится утомительным процессом, который требует неоднократных исправлений программного кода с последующей прогонкой программы и наблюдения за тем, что в итоге получилось. Благодаря средствам визуальной разработки можно работать с объектами, держа их перед глазами и получая результаты практически сразу. Способность видеть объекты такими, какими они появляются в ходе исполнения программы, снимает необходимость проведения множества операций вручную, что характерно для работы в среде не обладающей визуальными средствами — вне зависимости от того, является она объектно-ориентированной или нет. После того, как объект помещен в форму среды визуального программирования, все его атрибуты сразу отображаются в виде кода, который соответствует объекту как единице, исполняемой в ходе работы программы. Размещение объектов в Delphi связано с более тесными отношениями между объектами и реальным программным кодом. Объекты помещаются в вашу форму, при этом код, отвечающий объектам, автоматически записывается в исходный файл. Этот код компилируется, обеспечивая существенно более высокую производительность, чем визуальная среда, которая интерпретирует информацию лишь в ходе исполнения программы. 3.2. Программа «Определение кратчайшего пути в графе»Программа «Определение кратчайшего пути в графе» разработана в среде «Delphi», работает под ОС «Windows»-95,98,2000,NT. Программа позволяет вводить, редактировать, сохранять графы в файл, загружать из файла. Также реализован алгоритм нахождения кратчайшего пути. Интерфейс программы имеет следующий вид: Верхняя панель кнопок предназначена для редактирования графа. Кнопка
«Загрузить» Кнопка «Сохранить» Кнопка «Переместить» Кнопка «Удалить» При нажатии на кнопку «Новый» Кнопка
«Помощь» Для очистки результатов работы алгоритма определения
кратчайшего пути в графе необходимо нажать кнопку «Обновить» При нажатии на кнопку «Настройки» Окно настроек выглядит следующим образом: Нижняя панель кнопок предназначена для установки параметров ввода и запуска алгоритма определения кратчайшего пути в графе. Данная панель состоит из четырех кнопок: При включенной кнопке «Показывать сетку» Для автоматического ввода длины ребра графа необходимо
нажать кнопку При включенной кнопке «Выравнивать по сетке» Если выбрать две различные вершины (щелчком левой
кнопки мыши) и нажать на кнопку Алгоритм определения кратчайшего пути между вершинами графа описан следующим модулем программы: unit MinLength; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Dialogs, StdCtrls,IO,Data,AbstractAlgorithmUnit; type TMinLength = class(TAbstractAlgorithm) private StartPoint:integer; EndPoint:integer; First:Boolean; Lymbda:array of integer; function Proverka:Boolean; public procedure Make; end; var MyMinLength: TMinLength; implementation uses MainUnit, Setting; procedure TMinLength.Make; var i ,j : integer; PathPlace,TempPoint:Integer; flag:boolean; begin with MyData do begin StartPoint:=MyIO.FirstPoint; EndPoint:=MyIO.LastPoint; SetLength(Lymbda,Dimension+1); SetLength(Path,Dimension+1); for i:=1 to Dimension do Lymbda[i]:=100000; Lymbda[StartPoint]:=0; repeat for i:=1 to Dimension do for j:=1 to Dimension do if Matrix[i,j]=1 then if ( ( Lymbda[j]-Lymbda[i] ) > MatrixLength[j,i] ) then Lymbda[j]:=Lymbda[i] + MatrixLength[j,i]; until Proverka ; Path[1]:= EndPoint ; j:=1; PathPlace:=2; repeat TempPoint:=1; Flag:=False; repeat if ( Matrix[ Path[ PathPlace-1 ],TempPoint] =1 )and ( Lymbda[ Path[ PathPlace-1] ] = ( Lymbda[TempPoint] + MatrixLength[ Path[PathPlace-1 ], TempPoint] ) ) then Flag:=True else Inc( TempPoint ); until Flag; Path[ PathPlace ]:=TempPoint; inc( PathPlace ); MyIO.DrawPath(Path[ PathPlace-2 ],Path[ PathPlace -1],true); // ShowMessage('f'); until(Path[ PathPlace - 1 ] = StartPoint); // MyIO.DrawPath(Path[ PathPlace-1 ],Path[ PathPlace ],true); end; end; function TMinLength.Proverka:Boolean; var i,j:integer; Flag:boolean; begin i:=1; Flag:=False; With MyData do begin repeat j:=1; repeat if Matrix[i,j]=1 then if ( Lymbda[j]-Lymbda[i] )>MatrixLength[j,i]then Flag:=True; inc(j); until(j>Dimension)or(Flag); inc(i); until(i>Dimension)or(Flag); Result:=not Flag; end; end; end. Рабочее поле программы предназначено для визуального ввода графов. Рабочее поле с введенным графом выглядит следующим образом: Теория графов находит широкое применение в различных областях науки и техники: Графы и информация Двоичные деревья играют весьма важную роль в теории информации. Предположим, что определенное число сообщений требуется закодировать в виде конечных последовательностей различной длины, состоящих из нулей и единиц. Если вероятности кодовых слов заданы, то наилучшим считается код, в котором средняя длина слов минимальна по сравнению с прочими распределениями вероятности. Задачу о построении такого оптимального кода позволяет решить алгоритм Хаффмана. Двоичные кодовые деревья допускают интерпретацию в рамках теории поиска. Каждой вершине при этом сопоставляется вопрос, ответить на который можно либо "да", либо "нет". Утвердительному и отрицательному ответу соответствуют два ребра, выходящие из вершины. "Опрос" завершается, когда удается установить то, что требовалось. Таким образом, если кому-то понадобится взять интервью у различных людей, и ответ на очередной вопрос будет зависеть от заранее неизвестного ответа на предыдущий вопрос, то план такого интервью можно представить в виде двоичного дерева. Графы и химия Еще А. Кэли рассмотрел задачу о возможных структурах насыщенных (или предельных) углеводородов, молекулы которых задаются формулой: CnH2n+2 Молекула каждого предельного углеводорода представляет собой дерево. Если удалить все атомы водорода, то оставшиеся атомы углеводорода также будут образовывать дерево, каждая вершина которого имеет степень не выше 4. Следовательно, число возможных структур предельных углеводородов, т. е. число гомологов данного вещества, равно числу деревьев с вершинами степени не больше четырех. Таким образом, подсчет числа гомологов предельных углеводородов также приводит к задаче о перечислении деревьев определенного типа. Эту задачу и ее обобщения рассмотрел Д. Пойа. Графы и биология Деревья играют большую роль в биологической теории ветвящихся процессов. Для простоты мы рассмотрим только одну разновидность ветвящихся процессов – размножение бактерий. Предположим, что через определенный промежуток времени каждая бактерия либо делится на две новые, либо погибает. Тогда для потомства одной бактерии мы получим двоичное дерево. Нас будет интересовать лишь один вопрос: в скольких случаях n-е поколение одной бактерии насчитывает ровно k потомков? Рекуррентное соотношение, обозначающее число необходимых случаев, известно в биологии под названием процесса Гальтона-Ватсона. Его можно рассматривать как частный случай многих общих формул. Графы и физика Еще недавно одной из наиболее сложных и утомительных задач для радиолюбителей было конструирование печатных схем. Печатной схемой называют пластинку из какого-либо диэлектрика (изолирующего материала), на которой в виде металлических полосок вытравлены дорожки. Пересекаться дорожки могут только в определенных точках, куда устанавливаются необходимые элементы (диоды, триоды, резисторы и другие), их пересечение в других местах вызовет замыкание электрической цепи. В ходе решения этой задачи необходимо вычертить плоский граф, с вершинами в указанных точках. Итак, из всего вышесказанного неопровержимо следует практическая ценность теории графов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белов Теория Графов, Москва, «Наука»,1968. 2. Новые педагогические и информационные технологии Е.С.Полат, Москва, «Akademia» 1999 г. 3. Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. – М.: Энергоатомиздат, 1988. 4. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. – М.: Наука, 1990. 5. Нефедов В.Н., Осипова В.А. Курс дискретной математики. – М.: Издательство МАИ, 1992. 6. Оре О. Теория графов. – М.: Наука, 1980. 7. Исмагилов Р.С., Калинкин А.В. Матеpиалы к пpактическим занятиям по куpсу: Дискpетная математика по теме: Алгоpитмы на гpафах. - М.: МГТУ, 1995 8. Смольяков Э.Р. Введение в теоpию гpафов. М.: МГТУ, 1992 9. Hечепуpенко М.И. Алгоpитмы и пpогpаммы pешения задач на гpафах и сетях. - Hовосибиpск: Hаука, 1990 10. Романовский И.В. Алгоpитмы pешения экстpемальных задач. - М.: Hаука, 1977 11. Писсанецки С. Технология разреженных матриц. - М.: Мир, 1988 12. Севастьянов Б.А. Вероятностные модели. - М.: Наука, 1992 13. Бочаров П.П., Печинкин А.В. Теория вероятностей. - М.: Изд-во РУДН, 1994 ПРИЛОЖЕНИЕ Текст программы определения кратчайшего пути в графеМодуль управления интерфейсом программы: unit MainUnit; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls,PaintingGraph, ComCtrls, ToolWin, ImgList, Menus, ActnList, ExtCtrls; const crMyCursor = 5; type TForm1 = class(TForm) SaveDialog1: TSaveDialog; OpenDialog1: TOpenDialog; ImageList1: TImageList; ImageList2: TImageList; LoadMenu: TPopupMenu; ControlBar1: TControlBar; ToolBar3: TToolBar; OpenButton: TToolButton; SaveButton: TToolButton; ToolButton15: TToolButton; ClearButton: TToolButton; UpdateButton: TToolButton; HelpButton: TToolButton; ToolButton26: TToolButton; RemovePointButton: TToolButton; ToolButton28: TToolButton; ToolButton32: TToolButton; SettingButton: TToolButton; ControlBar2: TControlBar; AlgoritmToolBar: TToolBar; KommiTool: TToolButton; ToolButton: TToolButton; NotFarButton: TToolButton; MinLengthButton: TToolButton; ToolButton5: TToolButton; MovePointButton: TToolButton; ActionList1: TActionList; AShowGrig: TAction; ASnapToGrid: TAction; ASave: TAction; ALoad: TAction; ADelete: TAction; GridToolBar: TToolBar; Clock: TLabel; Timer1: TTimer; ShowGridButton: TToolButton; AutoLengthButton: TToolButton; SnapToGridButton: TToolButton; PaintBox1: TPaintBox; procedure FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); procedure FormCreate(Sender: TObject); procedure FormMouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); procedure FormPaint(Sender: TObject); procedure FormKeyDown(Sender: TObject; var Key: Word; Shift: TShiftState); procedure ClearButtonClick(Sender: TObject); procedure KommiToolButtonClick(Sender: TObject); procedure PaintingToolButtonClick(Sender: TObject); procedure SnapToGridButtonClick(Sender: TObject); procedure HelpButtonClick(Sender: TObject); procedure AutoLengthButtonClick(Sender: TObject); procedure SettingButtonClick(Sender: TObject); procedure NotFarButtonClick(Sender: TObject); procedure MinLengthButtonClick(Sender: TObject); procedure MovePointButtonClick(Sender: TObject); procedure RemovePointButtonClick(Sender: TObject); procedure Timer1Timer(Sender: TObject); procedure ALoadExecute(Sender: TObject); procedure AShowGrigExecute(Sender: TObject); procedure ASaveExecute(Sender: TObject); procedure PaintBox1Paint(Sender: TObject); procedure UpdateButtonClick(Sender: TObject); procedure EilerButtonClick(Sender: TObject); procedure ClockClick(Sender: TObject); private procedure MyPopupHandler(Sender: TObject); { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation uses IO,Data,Commercial,DrawingObject,Setting,NotFar,MinLength, Eiler, SplashScreen; {$R *.DFM} procedure TForm1.FormMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin if Button=mbLeft then begin MyIO.FormMouseDown( X, Y); if (MyIO.State=msMove)then if MyIO.FirstPointActive then Cursor := crMyCursor else begin Repaint; Cursor := crDefault; end; end else MyIO.MakeLine(X, Y); end; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin Screen.Cursors[crMyCursor] := LoadCursor(HInstance, 'Shar'); MyIO:=TIO.Create(PaintBox1.Canvas); MyData:=TData.Create; MyDraw:=TDrawingObject.Create(PaintBox1.Canvas); SaveDialog1.InitialDir:=ExtractFilePath(Application.ExeName)+'Grafs'; OpenDialog1.InitialDir:=ExtractFilePath(Application.ExeName)+'Grafs'; end; procedure TForm1.FormMouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin MyIO.DrawLine(x,y); end; procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject); begin PaintBox1Paint(Sender); end; procedure TForm1.FormKeyDown(Sender: TObject; var Key: Word; Shift: TShiftState); begin if (Key=vk_Escape) then begin MyData.Remove(MyData.Dimension); MyDraw.Remove(MyData.Dimension); Repaint; end; end; procedure TForm1.MyPopupHandler(Sender: TObject); var s:string; begin with Sender as TMenuItem do begin s:=Caption; MyData.Load(s); System.Delete(s,length(s)-4,5); MyDraw.Load(s+'.pos'); end; Repaint; end; procedure TForm1.ClearButtonClick(Sender: TObject); begin MyData.Clear; MyDraw.Clear; Repaint; end; procedure TForm1.KommiToolButtonClick(Sender: TObject); begin If MyData.Dimension<2 then Exit; MyCommercial:=TCommercial.Create; MyCommercial.Make; MyCommercial.Free; end; procedure TForm1.EilerButtonClick(Sender: TObject); begin If MyData.Dimension<2 then Exit; EilerC:=TEiler.Create; EilerC.Make; EilerC.Free; MyIO.DrawAll; RePaint; end; procedure TForm1.PaintingToolButtonClick(Sender: TObject); begin If MyData.Dimension<2 then Exit; MyPaint:=TPaintingGraphClass.Create; MyPaint.Make; RePaint; MyPaint.Free; end; procedure TForm1.SnapToGridButtonClick(Sender: TObject); begin MyIO.FSnapToGrid:=SnapToGridButton.Down; end; procedure TForm1.HelpButtonClick(Sender: TObject); begin Application.HelpContext(10); end; procedure TForm1.AutoLengthButtonClick(Sender: TObject); begin MyIo.AutoLength:=AutoLengthButton.Down; end; procedure TForm1.SettingButtonClick(Sender: TObject); begin SettingForm.Show; end; procedure TForm1.NotFarButtonClick(Sender: TObject); begin If MyData.Dimension<2 then Exit; MyNotFar:=TNotFar.Create; MyNotFar.Make; MyNotFar.Free; end; procedure TForm1.MinLengthButtonClick(Sender: TObject); begin If MyData.Dimension<2 then Exit; MyMinLength:=TMinLength.Create; MyMinLength.Make; MyMinLength.Free; end; procedure TForm1.MovePointButtonClick(Sender: TObject); begin if MovePointButton.Down then MyIO.State:=msMove else MyIO.State:=msNewPoint; if MovePointButton.Down=false then Cursor := crDefault; end; procedure TForm1.RemovePointButtonClick(Sender: TObject); begin if ReMovePointButton.Down then MyIO.State:=msDelete else MyIO.State:=msNewPoint; Repaint; end; procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject); begin Clock.Caption:=TimeToStr(Time); end; procedure TForm1.ALoadExecute(Sender: TObject); var s:string; begin if OpenDialog1.Execute then try s:=OpenDialog1.Filename; MyData.Load(s); Delete(s,length(s)-4,5); MyDraw.Load(s+'.pos'); finally end; Repaint; end; procedure TForm1.AShowGrigExecute(Sender: TObject); begin MyIO.FDrawGrid:=ShowGridButton.Down ; Repaint; end; procedure TForm1.ASaveExecute(Sender: TObject); var s:string; m:TMenuItem; begin if SaveDialog1.Execute then try s:=SaveDialog1.Filename; MyData.Save(s); Delete(s,length(s)-4,5); MyDraw.Save(s+'.Pos') finally end; m:=TMenuItem.Create(Self); m.Caption:=SaveDialog1.Filename; m.OnClick := MyPopUpHandler; LoadMenu.Items.Add(m); end; procedure TForm1.PaintBox1Paint(Sender: TObject); begin MyIO.DrawCoordGrid(16,16,ClientWidth-30,ClientHeight-140); MyIO.DrawAll; end; procedure TForm1.UpdateButtonClick(Sender: TObject); begin MyDraw.SetAllUnActive; MyIO.DrawAll; MyIO.FirstPointActive:=false; end; procedure TForm1.ClockClick(Sender: TObject); begin Splash.Show; end; end. Модуль управления окном настроек: unit Setting; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |