на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Информационная безопасность и борьба с вирусом


Реферат: Информационная безопасность и борьба с вирусом

Государственный Университет Управления

имени Серго Орджоникидзе

Реферат

по

Информатике

на тему:

«Информационная безопасность.

Борьба с вирусом»

Kaspersky™ Corporate Suite

Выполнил: Студентка 2-ого курса,

                      вечернего отделения,

          факультета нац. Экономики,

                                          группы 1,

                                      Одина М.И.

                                                                                 Проверил:   Болотов А.С.        

Москва 2002 г.    

 

Содержание

Введение

·     Информационная безопасность и общество................................................3

·     Проблемы защиты пользователей и их ПК...................................................3

·     Проблемы защиты предприятий ...................................................................3

·     Защита данных в компьютерных сетях..........................................................4

Основная часть

·     Хакер? – единственная угроза для информации.......................................5-6

·     Методы защиты информации сегодня......................................................6-13

·     Продукты защиты от вирусов...................................................................13-17

·     Российский рынок информационной безопасности....................................18

·     Лаборатория Касперского: продукты для защиты..................................19-25

·     Доктор Web: что нового..................................................................................26

·     Е-токен: ключи............................................................................................26-27

·     Помощь: лечение, защита и восстановление информации...................26-28

Заключение

·     Что происходит в сфере разработок по данной проблеме....................29-30

·     Вывод: главная проблема защиты информации….................................30-31

·     Словарь...........................................................................................................32

Библиография............................................................................................................33


Введение

Информационная безопасность и общество.

XXI век – это не только век новых технологий, прогресса, но и век информационных войн. Общество постепенно включатся в виртуальный мир, поддается соблазнам Интернета, компьютеризируется и не противится процессу увеличения компьютеров в своей жизни. Теперь практически каждый современный человек знает, что такое компьютер, использует его на работе, дома. Современный мир компьютерных технологий позволяет нам решать невероятно большое количество задач, помогает нам обрабатывать огромное количество информации за считанные минуты, секунды. Современная скорость развития компьютерных комплектующих уже не только решает математические, графические задачи. Сегодня мы без особого труда можем обработать видео и аудио информацию, создание видеороликов. Компьютер широко используют от кассиров до аниматоров и так далее.

Несмотря на нестабильность и не очень высокий жизненный уровень в нашей стране, люди все-таки понимают необходимость использования компьютерной техники.

Пользователи и ПК.

Каждый студент сейчас старается сдать красиво оформленный реферат или доклад. Дети стали интересоваться компьютерными игровыми разработками, в том числе широкое распространение получили сетевые игры.  Многие не представляют себе жизнь без Интернета и это понятно. Интернет – огромный мир, который еще не изучен нами, который содержит много увлекательного и интересного.Но где гарантия, что во время онлайна к вам не ворвется какой-нибудь хулиган и не испортит вам систему вирусом?

Корпоративные клиенты.

В связи с новыми процессами происходящими в современном обществе существенно возрастает значение фактор корпоративной культуры. Информатизация российского бизнеса, интернитизация многих сфер предпринимательской деятельности (финансы, реклама, торговля и т.п.), внедрение компьютерных технологий управления выдвигают на первый план проблемы информационной безопасности организации, создают необходимость адаптации традиционной профессиональной и корпоративной культуры к новой информационной ситуации, поэтому неотъемлемой частью корпоративной культуры российского предпринимательства становиться стратегия информационной безопасности. Но, вкладывая средства в информационную безопасность не стоит пренебрегать человеческим фактором. При этом важна опора не на приблизительные оценки, а на результаты специальных диагностических исследований. Проведение таких исследований предполагает разработку теоретических аспектов. Наиболее трудно сейчас уйти от шпионажа, от взлома и порчи информации, которая подчас так необходима.

Защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых открытых проблем в современных информационно-вычислительных системах. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, задачей которой является обеспечение:

- целостности данных - защита от сбоев, ведущих к потере информации или ее уничтожения;

- конфиденциальности информации;

- доступности информации для авторизованных пользователей.

Рассматривая проблемы, связанные с защитой данных в сети, возникает вопрос о классификации сбоев и несанкционированности доступа, что ведет к потере или нежелательному изменению данных. Это могут быть сбои оборудования (кабельной системы, дисковых систем, серверов, рабочих станций и т.д.), потери информации (из-за инфицирования компьютерными вирусами, неправильного хранения архивных данных, нарушений прав доступа к данным), некорректная работа пользователей и обслуживающего персонала. Перечисленные нарушения работы в сети вызвали необходимость создания различных видов защиты информации. Условно их можно разделить на три класса:

- средства физической защиты;

- программные средства (антивирусные программы, системы разграничения полномочий, программные средства контроля доступа);

- административные меры защиты (доступ в помещения, разработка стратегий безопасности фирмы и т.д.).

Несомненно руководители имеют прямое отношение к проблемам информационной безопасности. Руководители принимают стратегические решения о расширении информационной базы и о принятии на работу специалиста по информационной безопасности. Вследствие отсутствия знаний по данной проблеме многие руководители усугубляют проблемы, предполагая, что эксперт по безопасности, находясь в каком-нибудь отдалённом месте, сможет предотвратить, обнаружить или залатать бреши в защите на десятках ПК, рассеянных по всей организации. Не редко руководители осмысливая только часть проблемы и давая команду о повсеместной установке определённого средства защиты, не только не решают проблемы, но и усложняют её решение.
Специалисты по информационной безопасности:
Если организация не велика, то в ней нередко предпринимаются попытки совместить в одном лице обязанности менеджера по информационной безопасности и администратора сети. Это далеко не всегда приводит к успешной защите информационных интересов фирмы, т.к. объём профессиональных обязанностей данных специалистов различен. Администратор сети отвечает за функционирование сети, в том числе и за её безопасность (в технических и программных аспектах), тогда как менеджер по безопасности должен держать в поле зрения все участки информационной среды фирмы и предотвращать все угрозы её информационной безопасности (технические способы несанкционированного доступа - подслушивание, подключение, внедрение, похищение документов, шантаж и подкуп персонала, дезинформация и т.п.). Поэтому менеджер по безопасности должен владеть всем комплексом проблем информационной безопасности, уметь работать с людьми не в меньшей степени, чем с техническими средствами защиты. Цель специалиста по безопасности не в написании памяток или заявлений стратегического порядка, а в повышении безопасности информации.
Администраторы локальных сетей:
Администраторы сети - это, как правило, технически грамотные молодые люди. Они достигли своего положения, благодаря своей кропотливой работе, умению быстро постигать и возможность покупать книги соответствующего содержания.

Администраторы сети сталкиваются с большим количеством проблем связанных с безопасностью сети. У них, как и у специалистов по информационной безопасности, возникает масса конфликтов с пользователями из-за ущемления прав пользователей. Менеджеры сети в большинстве случаев сталкиваются со следующими проблемами:

·     отказ выполнять процедуры управления

·     отказ выполнять процедуры управления надлежащим образом

·     отказ исправлять известные изъяны системы

·     отказ следовать установленным процедурам эксплуатации

·     отказ в дисциплинарном наказании пользователей при нарушении ими информационной безопасности

Пользователи:
Самые типичные угрозы информационной безопасности исходят от "внутреннего врага". Чаще всего компьютеры становятся жертвой небрежного пользователя. Но угроза информационной безопасности исходят не только от небрежного пользователя. Очень компетентные и аккуратные пользователи так же представляют угрозу. Они могут подобрать для работы сложное программное обеспечение, которое с трудом будут использовать другие, списать из сети и установить файл содержащий вирус. Пользователей больше волнуют их личные перспективы, а не нужды организации в связи с этим от них исходит потенциальная угроза информационной безопасности. Особое место занимает группа недовольных обозлённых пользователей. Люди, которые вредят изнутри, наиболее хрупкое место информационной безопасности, поскольку это те люди, которым доверяют.

Хакер? – единственная угроза для информации

Считается, что хакер – это единственная угроза для уничтожения, повреждения или потери важной информации. Попробуем разобраться, кто же такой хакер, и настолько он страшен, как нам его описывают. Так же необходимо установить есть ли еще какие-нибудь «профессии» взломщиков и их подобным люди.
Хакеры:

  Хакер (в переводе с английского) означает - индивидуум, который получает удовольствие от изучения деталей функционирования компьютерных систем и от расширения их возможностей, в отличие от большинства пользователей, которые предпочитают знать только необходимый минимум. Данная трактовка отличается от принятой в средствах массовой информации, и приведших к подмене понятий. Всех профессионалов связанных с информационной безопасностью можно разделить на хакеров (hackers) и кракеров (crackers). И те и другие занимаются решением одних и тех же задач - поиском уязвимостей в вычислительных системах и осуществлением атак на данные системы ("взлом").

Главное различие хакеров и кракеров заключается в преследуемых целях. Основная задача хакера в том, чтобы, исследуя защиту обнаружить слабые места в системе безопасности и проинформировать пользователей и разработчиков, с целью устранения найденных уязвимостей и повышения уровня защиты.

Кракеры непосредственно осуществляют "взлом" системы с целью получения несанкционированного доступа к закрытым для них информационным ресурсам и системам.
Кракеры подразделяются:

вандалы - самая малочисленная часть кракеров, их цель проникновение в систему с целью полного её уничтожения.

"шутники" - основная цель - известность, достигаемая путём проникновения в систему и введением туда различных эффектов выражающих их неудовлетворённое чувство юмора.

взломщики - профессиональные кракеры, основная задача - взлом системы с определёнными целями, как-то кража или подмена информации с целью наживы. Наиболее уважаемая группа в среде кракеров.

Кракеры так же занимаются снятием защиты с коммерческих версий программных продуктов, изготовлением регистрационных ключей для условно бесплатных программ.
Выбор и диагностика этих групп в данный момент ставит перед исследователем множество проблем, самой крупной проблемой в этой области исследования является нежелание многих коммерческих фирм и организаций из-за боязни потерять престиж и клиентуру сделать достоянием гласности проблемы информационной безопасности с которыми сталкивается предприятие на российском рынке. Так до сих пор сложно определить масштабы проблем связанных с кракерами, ощущается явный недостаток фактов по данной проблеме.
В сложившейся ситуации от 80 до 90% злоупотреблений угрожающих информационной безопасности являются внутренними. Опрошенный администратор сети крупного коммерческого банка заявляет, что никогда не встречался с внешними нарушениями системы. "Однако у нас были некоторые действительно глупые внутренние нарушения безопасности. Например, люди оставляли свои пароли на виду в рабочем помещении." Исходя из этого повышение информационной безопасности зависит прежде всего от пользователя, сотрудников фирмы.
Повысив корпоративную культуру, заставив пользователей более серьёзно и осмысленно относится к своим обязанностям можно существенно повысить информационную безопасность. Поэтому топ менеджеры и менеджеры по безопасности фирмы не должны экономить на инвестициях в подготовку персонала фирмы, мероприятия по формированию корпоративного духа, повышение информационной культуры, социальной и профессиональной ответственности каждого сотрудника за соблюдение информационно-безопасного режима

Методы защиты информации сегодня.

Существуют несколько видов защиты информации. Защита выбирается в зависимости от оборудования, возможностей и совместимости.

Рассмотрим некоторые из них.

Одним из средств физической защиты являются системы архивирования и дублирования информации. В локальных сетях, где установлены один-два сервера, чаще всего система устанавливается непосредственно в свободные слоты серверов. В крупных корпоративных сетях предпочтение отдается выделенному специализированному архивационному серверу, который автоматически архивирует информацию с жестких дисков серверов и рабочих станций в определенное время, установленное администратором сети, выдавая отчет о проведенном резервном копировании. Наиболее распространенными моделями архивированных серверов являются Storage Express System корпорации Intel ARCserve for Windows.

Для борьбы с компьютерными вирусами наиболее часто применяются антивирусные программы, реже - аппаратные средства защиты. Однако, в последнее время наблюдается тенденция к сочетанию программных и аппаратных методов защиты. Среди аппаратных устройств используются специальные антивирусные платы, вставленные в стандартные слоты расширения компьютера. Корпорация Intel предложила перспективную технологию защиты от вирусов в сетях, суть которой заключается в сканировании систем компьютеров еще до их загрузки. Кроме антивирусных программ, проблема защиты информации в компьютерных сетях решается введением контроля доступа и разграничением полномочий пользователя. Для этого используются встроенные средства сетевых операционных систем, крупнейшим производителем которых является корпорация Novell. В системе, например, NetWare, кроме стандартных средств ограничения доступа (смена паролей, разграничение полномочий), предусмотрена возможность кодирования данных по принципу "открытого ключа" с формированием электронной подписи для передаваемых по сети пакетов.

Однако, такая система защиты слабомощна, т.к. уровень доступа и возможность входа в систему определяются паролем, который легко подсмотреть или подобрать. Для исключения неавторизованного проникновения в компьютер­ную сеть используется комбинированный подход - пароль + идентификация пользователя по персональному "ключу". "Ключ" представляет собой пластиковую карту (магнитная или со встроенной микросхемой - смарт-карта) или различные устройства для идентификации личности по биометрической информации - по радужной оболочке глаза, отпечаткам пальцев, размерам кисти руки и т.д. Серверы и сетевые рабочие станции, оснащенные устройствами чтения смарт-карт и специальным программным обеспечением, значительно повышают степень защиты от несанкционированного доступа.

Смарт-карты управления доступом позволяют реализовать такие функции, как контроль входа, доступ к устройствам ПК, к программам, файлам и командам. Одним из удачных примеров создания комплексного решения для контроля доступа в открытых системах, основанного как на программных, так и на аппаратных средствах защиты, стала система Kerberos, в основу которой входят три компонента:

- база данных, которая содержит информацию по всем сетевым ресурсам, пользователям, паролям, информационным ключам и т.д.;

- авторизационный сервер (authentication server), задачей которого является обработка запросов пользователей на предоставление того или иного вида сетевых услуг. Получая запрос, он обращается к базе данных и определяет полномочия пользователя на совершение определенной операции. Пароли пользователей по сети не передаются, тем самым, повышая степень защиты информации;

- Ticket-granting server (сервер выдачи разрешений) получает от авторизационного сервера "пропуск" с именем пользователя и его сетевым адресом, временем запроса, а также уникальный "ключ". Пакет, содержащий "пропуск", передается также в зашифрованном виде. Сервер выдачи разрешений после получения и расшифровки "пропуска" проверяет запрос, сравнивает "ключи" и при тождественности дает "добро" на использование сетевой аппаратуры или программ.

Rainbow Technologies, Inc, поставщик решений в области информационной безопасности, и Datakey Inc. (известный разработчик решений на базе смарткарт-технологий для электронного бизнеса), сообщили о получении заказа от госструктур США на сумму 1,2 миллиона долларов. В рамках этого соглашения международному правительственному агентству США будут поставлены электронные идентификаторы iKey и программное обеспечение. Правительственные служащие будут использовать iKey для защиты электронной переписки.

По мере расширения деятельности предприятий, роста численности абонентов и появления новых филиалов, возникает необходимость организации доступа удаленных пользователей (групп пользователей) к вычислительным или информационным ресурсам к центрам компаний. Для организации удаленного доступа чаще всего используются кабельные линии и радиоканалы. В связи с этим защита информации, передаваемой по каналам удаленного доступа, требует особого подхода. В мостах и маршрутизаторах удаленного доступа применяется сегментация пакетов - их разделение и передача параллельно по двум линиям, - что делает невозможным "перехват" данных при незаконном подключении "хакера" к одной из линий. Используемая при передаче данных процедура сжатия передаваемых пакетов гарантирует невозможность расшифровки "перехваченных" данных. Мосты и маршрутизаторы удаленного доступа могут быть запрограммированы таким образом, что удаленным пользователям не все ресурсы центра компании могут быть доступны.

В настоящее время разработаны специальные устройства контроля доступа к вычислительным сетям по коммутируемым линиям. Примером может служить, разработанный фирмой AT&T модуль Remote Port Securiti Device (PRSD), состоящий из двух блоков размером с обычный модем: RPSD Lock (замок), устанавливаемый в центральном офисе, и RPSD Key (ключ), подключаемый к модему удаленного пользователя. RPSD Key и Lock позволяют устанавливать несколько уровней защиты и контроля доступа:

 - шифрование данных, передаваемых по линии при помощи генерируемых цифровых ключей;

- контроль доступа с учетом дня недели или времени суток.

Прямое отношение к теме безопасности имеет стратегия создания резервных копий и восстановления баз данных. Обычно эти операции выполняются в нерабочее время в пакетном режиме. В большинстве СУБД резервное копирование и восстановление данных разрешаются только пользователям с широкими полномочиями (права доступа на уровне системного администратора, либо владельца БД), указывать столь ответственные пароли непосредственно в файлах пакетной обработки нежелательно. Чтобы не хранить пароль в явном виде, рекомендуется написать простенькую прикладную программу, которая сама бы вызывала утилиты копирования/восстановления. В таком случае системный пароль должен быть "зашит" в код указанного приложения. Недостатком данного метода является то, что всякий раз при смене пароля эту программу следует перекомпилировать.

Применительно к средствам защиты от несанкционированного доступа определены семь классов защищенности (1-7) средств вычислительной техники и девять классов (1А,1Б,1В,1Г,1Д,2А,2Б,3А,3Б) автоматизированных систем. Для средств вычислительной техники самым низким является седьмой класс, а для автоматизированных систем - 3Б.

Рассмотрим более подробно приведенные сертифицированные системы защиты от несанкционированного доступа.

Система "КОБРА" соответствует требованиям 4-ого класса защищенности (для СВТ), реализует идентификацию и разграничение полномочий пользователей и криптографическое закрытие информации, фиксирует искажения эталонного состояния рабочей среды ПК (вызванные вирусами, ошибками пользователей, техническими сбоями и т.д.) и автоматически восстанавливает основные компоненты операционной среды терминала.

Подсистема разграничения полномочий защищает информацию на уровне логических дисков. Пользователь получает доступ к определенным дискам А,В,С,...,Z. Все абоненты разделены на 4 категории:

- суперпользователь (доступны все действия в системе);

 - администратор (доступны все действия в системе, за исключением изменения имени, статуса и полномочий суперпользователя, ввода или исключения его из списка пользователей);

- программисты (может изменять личный пароль);

- коллега (имеет право на доступ к ресурсам, установленным ему суперпользователем).

Помимо санкционирования и разграничения доступа к логическим дискам, администратор устанавливает каждому пользователю полномочия доступа к последовательному и параллельному портам. Если последовательный порт закрыт, то невозможна передача информации с одного компьютера на другой. При отсутствии доступа к параллельному порту, невозможен вывод на принтер.

Существует множество причин, которые могут серьёзно повлиять на работу локальных и глобальных сетей, привести к потере ценной информации. Среди них можно выделить следующие:

1. Несанкционированный доступ извне, копирование или изменение информации случайные или умышленные действия, приводящие к:

- искажению либо уничтожению данных;

- ознакомление посторонних лиц с информацией, составляющей банковскую, финансовую или государственную тайну.

2. Некорректная работа программного обеспечения, приводящая к потере или порче данных из-за:

- ошибок в прикладном или сетевом ПО;

- заражения систем компьютерными вирусами.

3. Технические сбои оборудования, вызванные:

- отключением электропитания;

- отказом дисковых систем и систем архивации данных;

- нарушением работы серверов, рабочих станций, сетевых карт, модемов.

4. Ошибки обслуживающего персонала.

Конечно, универсального решения, исключающего все перечисленные причины, нет, однако во многих организациях разработаны и применяются технические и административные меры, позволяющие риск потери данных или несанкционированного доступа к ним свести к минимуму.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.