на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Внедрение информационных технологий в учебный процесс на уровне Чувашской Республики


Перспектива пятая: "Вместе весело шагать по просторам". Ученик часто считает, что учеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология, история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должна научить школа, а их обязанность работать – и платить налоги в бюджет. Учителя считают, что их обязанность – красиво и правильно рассказать и строго спросить, а остальное – проблемы ученика и его родителей. Утрированный круговорот перекладывания ответственности в обучении. Понятно, что в чистом виде такие позиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разные времена перекладывается на разных участников круговорота. В советские времена – в основном на систему образования, после перестройки – в основном на родителей. Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети легко адаптируются к новым реалиям, потихоньку перекладывают ответственность со своих плеч, на детские. И при нынешнем уровне коммуникаций между участниками образовательного процесса иного не будет. Только использование информационных технологий для организации своевременного, полезного и, главное, необременительного общения, способно в корне изменить ситуацию.


Глава 2. Использование информационных технологий в образовании

Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения (Андреев А.А., Ваграменко Я.А., Козлов О.А., Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., Панюкова СВ., Поляков В.А., Роберт И.В., Румянцев И.А., Софронова Н.В. и др.), использование мультимедийных образовательных материалов, информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет: представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать детей находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеклассную учебную и воспитательную работу; предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо. Рассмотрим некоторые возможности применения информационных ресурсов образовательного назначения.

2.1 Программно-технологический комплекс «Электронная учительская»

Программно-технологический комплекс (далее ПТК) «Электронная учительская» – необходимый шаг для успешной реализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учреждений.

«В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Сегодня основными технологическими проблемами на пути развития образовательной инфраструктуры и внедрения автоматизированных систем в организацию работы школы и педагогического персонала, а также кардинального расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, являются:

1.  Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах педагогов – от директора и завуча до классных руководителей и преподавателей-предметников.

2.  Отсутствие аппаратных и программных выделенных серверов, обеспечивающих эффективность организации многопользовательской работы с единой информационной базой данных школы.

3.  Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно важной при организации работы недостаточно опытных пользователей.

ПТК «Электронная учительская», поддерживающий формирование новой модели информационно-образовательной среды школы с использованием серверного оборудования и персональных инструментов учителей, решает все вышеперечисленные проблемы, обеспечивая:

1.  Реальное повышение эффективности использования информационных систем всеми педагогическими работниками общеобразовательного учреждения;

2.  Формирование и внедрение в практику работы школ электронного документооборота как основы реализации системы электронного публичного мониторинга;

3.  Информационную открытость школы за счет предоставления потребителям (учащимся, их родителям и общественности) широких возможностей оперативного получения информации о наиболее значимых событиях образовательной деятельности.

ПТК «Электронная учительская» включает в себя программно-аппаратные решения, базирующиеся на передовых достижениях развития современных информационно-коммуникационных средств с опорой на информационные системы и технологии, массово распространенные в ходе реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ в образовании:

1.  Программный комплекс «1С:ХроноГраф Школа 2.5. ПРОФ» из состава пакета программного обеспечения «Первая ПОмощь», поставленного во все общеобразовательные школы России – решающий задачи формирования единой информационной базы данных общеобразовательного учреждения, автоматизации процессов управления, формирования системы электронного мониторинга и оценки деятельности школы.

2.  Программный комплекс «3Т:ХроноГраф Журнал», получивший практическое внедрение и признание в общеобразовательных учреждениях целого ряда регионов РФ – представляющий персональный инструмент технологизации повседневного педагогического труда преподавателей и оперативного информирования учащихся и их родителей о значимых событиях учебной деятельности.

3.  Современное серверное, сетевое и периферийное оборудование, обеспечивающее интеграцию используемого в школе программного обеспечения и эффективное функционирование мобильных и стационарных рабочих мест – персональных инструментов преподавателей, администраторов и других сотрудников образовательных учреждений.

«В каждом муниципалитете, в каждой школе должны быть обеспечены: информационная открытость школ потребителям через систему открытого мониторинга и публичных отчетов; развитие системы оценки качества, учитывающей все достижения ребят и динамику их развития, в том числе - с использованием паспорта достижений школьника». Министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко

Развернутый в общеобразовательном учреждении комплекс «ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» решает такие актуальные задачи, как:

1.  Установка общешкольного сервера и создание возможности подключения к нему персональных инструментов администраторов и преподавателей для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующей оперативной подготовкой и представлением форм публичной отчетности школы органам государственно-общественного управления образования, родителям учащихся и заинтересованной общественности.

2.  Обеспечение преподавателей-предметников, классных руководителей и других сотрудников школы полноценными автоматизированными рабочими местами на базе мобильных и стационарных компьютерных устройств, оснащенных программным обеспечением для ведения электронных классных журналов и другой организационно-распорядительной и методической документации.

3.  Обеспечение подключения персональных инструментов преподавателей и администраторов школы к сети Интернет для осуществления постоянных и оперативных контактов с родителями учащихся и размещения значимой педагогической информации на страницах школьных сайтов и образовательных порталов, с использованием современных средств защиты информации.

4.  Создание широких возможностей оперативного информирования родителей и учащихся с учетом ведения электронных дневников и портфелей достижений последних, в том числе и в сети Интернет, с учетом обязательности обеспечения защиты конфиденциальной информации (персональных данных учащихся и сотрудников) в соответствии с требованиями федерального законодательства (ФЗ-152 «О персональных данных»).

5.  Оптимизация бюджетных расходов и обеспечение большей стабильности работы ИКТ инфраструктуры школы за счет использования передовых программных разработок, в том числе механизмов синхронизации и удаленного администрирования, не требующих разворачивания в школе полноценных проводных сетей, решающих проблемы нехватки квалифицированных технических специалистов и регулярного централизованного обновления системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения.

Комплекс «ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» разворачивается на базе «штаба» организации учебной и учебно-методической работы – ШКОЛЬНОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ, что полностью оправдано с точки зрения управления школой и педагогической целесообразности.

Размещение комплекса в школьной учительской:

1.  Превратит это традиционное школьное помещение в современный офисный комплекс, расширяющий технологические основы педагогического труда, обеспечивающий педагогов компьютеризированными рабочими местами, а также постоянным и оперативным доступом преподавателей и школьных администраторов к образовательным и нормативно-правовым ресурсам сети Интернет.

2.  Поможет обеспечить психологический комфорт в освоении новых технологий педагогического труда для тех преподавателей и администраторов школ, которые все еще не готовы или только делают первые шаги к реальному освоению современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе на основе наглядного примера их более молодых или более решительных коллег.

3.  Сформирует необходимую базу для модернизации педагогической деятельности на основе преемственности от традиционных видов деятельности к современным информационно-коммуникационным технологиям.

4.  Повысит ответственность учителей и школьных администраторов за корректное и своевременное формирование и хранение данных по учебной деятельности и, в первую очередь, – персональной информации участников образовательного процесса.

«Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Программно-технологический комплекс «ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» - реальный и действенный инструмент, способный решать наиболее актуальные задачи модернизации системы общего образования, в том числе информационного обеспечения оценки качества образовательной деятельности с использованием электронного публичного мониторинга по основным параметрам изменений образовательных учреждений, расширения рынка предоставляемых населению образовательных услуг и формирования электронного документооборота школы.

2.2 Электронный документооборот для управления образованием и образовательных учреждений

Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой деятельности. В числе таких регионов можно выделить образовательные учреждения Мытищинского района Московской области.

Создание системы электронного документооборота предназначено для создания инфраструктуры управления образования и образовательных учреждений, посредством автоматизации документационного обеспечения, управленческой деятельности, поддержки принятия решения и контроля его исполнения.

Создание системы исходит из принципа реализации параллельных потоков, когда юридически значимая часть осуществляется по отлаженной методике движения бумажных документов, в тоже время процесс создания, подготовки, обработки и движения документов по основным маршрутам осуществляется в электронной форме в системе электронного документооборота (СЭД). Причем электронные документы и их карточки должны полностью обеспечивать функциональность «обычного» делопроизводства и документооборота и соответственно упростить и ускорить работу с официальным бумажным документопотоком.

Осуществить реализацию автоматизированной системы управления документооборотом предполагается на основе технологии потока работы, предназначенной для автоматического отслеживания последовательности и содержания процессов, функций, задач и времени их выполнения, маршрутов документов, занятости сотрудников на различных стадиях процесса. Автоматизации управления и планирования в проектируемой системе должны подлежать, в первую очередь, управленческие процессы, в ходе выполнения которых создаются и движутся документы. Следовательно, автоматизация делопроизводства и организация электронного документооборота становится важнейшей подсистемой всего программно-технического комплекса и эффективным средством достижения целей проекта в области управленческой деятельности управления образования.

Перечень объектов автоматизации:

1. Управление образования (приемная начальника управления, начальник и зам. начальника управления, отделы управления образования)

2. Образовательные учреждения;

3. Приемные директоров ОУ

В рамках поставленных целей предполагается решение следующих задач:

Создание унифицированной технологии работы с документами в отделах управления за счет использования средств совместной работы с документами;

Оптимизация потоков документальной информации в бумажном и электронном видах как между ОУ и управлением, так и внутри управления;

Обеспечение информационной прозрачности процессов разработки и прохождения документов, обеспечение возможности получения четкой информации о состоянии запроса, реализация управленческого контроля на любой стадии движения документов;

Обеспечение специализированной обработки и публикации отчетных материалов;

Формирование единого информационного пространства для управленческих потоков работ, автоматического отслеживания последовательности и времени выполнения функций и задач, маршрутов документов и т.д.

Автоматизация всех этапов жизненного цикла документов, размещение принятых документов в справочно-правовой информационной системе, исключение возможности утери информации о местонахождении документов;

Уменьшение объема рутинной работы с документами, предоставление сотрудникам возможности решения содержательных задач управления, повышение ответственности каждого сотрудника за подготовку и принятие управленческих решений.

Совместное использование систем электронного делопроизводства и документооборота, Интернет-портала позволит систематизировать и объединять информацию, что облегчает ее анализ и составление отчетных документов. Даст возможность поиска скрытых закономерностей в больших массивах данных для принятия более эффективных решений и действий, основанных на соответствующих технологиях извлечения информации из данных. Информационные безбумажные технологии облегчают процесс производства и управления знаниями. Они создадут основу решений, которые обеспечат автоматизированный и централизованный обмен сведениями, извлекая лишь необходимую информацию из всех доступных источников. И, безусловно, что данные цели могут быть достигнуты только при условии совместной работы всех сотрудников, участвующих в информатизации ОУ.


Глава 3. Информатизация образования в Чувашской Республике

3.1 Формирование единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии»

В настоящее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности, что способствовало формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса и вызвало необходимость создания единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии».

В результате реализации национального проекта «Образование» и комплексных программ «Развитие единой информационной образовательной среды в Чувашской Республике в 2001–2005 гг.» и «Развитие единой информационной образовательной среды в Чувашской Республике в 2006–2010 гг.» подготовлена хорошая база для внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Одним из таких направлений является создание и развитие единой информационно-образовательной среды Чувашской Республики «Образование Чувашии», призванной обеспечить открытость и общедоступность информационных и образовательных ресурсов. Работа ведется в двух направлениях: построение сетевой инфраструктуры (создание технических и юридических условий построения виртуальной сети) и развитие портала «Образование Чувашии» (единая точка входа для доступа к образовательным информационным ресурсам и получения информационных сервисов).


Построение сетевой инфраструктуры. В рамках национального проекта «Образование» все школы Чувашии в 2006-2007 г.г. были подключены к высокоскоростному каналу Интернет. Перед нами встала задача не только сохранения, но и развития инфраструктуры по предоставлению доступа всех образовательных учреждений к информационным ресурсам. Анализ информационных потребностей участников образовательного процесса показал, что наиболее востребованные ресурсы сети Интернет (сайты республиканских образовательных учреждений, региональные образовательные порталы, электронная почта и т.д.) можно сконцентрировать внутри республиканской сети передачи данных без доступа к внешним ресурсам сети Интернет (Интрасеть Чувашия). В качестве основного оператора для подключения образовательных учреждений к Интрасети Чувашия был определен оператор - ОАО «Волгателеком», который разработал специальный тариф «Офис Республика» со скоростью передачи данных - 6 Мбит/с. На сегодня сеть охватывает 100 % школ.

Портал «Образование Чувашии» стал единой точкой получения разнообразных информационных сервисов.

 


Доступ образовательных учреждений в сеть Интернет с системой контентной фильтрации. Все образовательные учреждения получают доступ в сеть Интернет через единую току входа, что позволяет распределять доступ пользователей сети к ресурсам Интернет, организовать защиту Интрасети Чувашия от внешних вмешательств, гарантировать безопасную работу информационных сервисов портала «Образование Чувашии». Установленная серверная версия системы контентной фильтрации, что позволяет ограничивать доступ к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования, проводить сбор и анализ статистических сведений об использовании ресурсов Интернет учащимися и иными пользователями, а также оперативно настраивать правила фильтрации Интернет-контента. Данная система контентной фильтрации трафика не требует инсталляции у конечных пользователей.

Единый конструктор сайтов ОУ и система мониторинга. На 1 января 2009 г. 100% школ имели собственные сайты и электронную почту, размещенные на различных порталах, предоставляющих как бесплатный хостинг, так и на официальном портале органов власти Чувашской Республики. Начиная с 2003 г. ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения». На сайтах школ создаются методические копилки для учителей, через них идет сетевое общение профессиональных сообществ по разным предметным областям: интернет-клубы, сетевые лаборатории, виртуальные методические объединения. Педагоги активно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы, включая в этот процесс учащихся старших классов, что стимулирует их к дальнейшему овладению интернет-технологиями. На сегодняшний день уже более 2000 педагогических работников республики имеют персональные сайты. В этот процесс сейчас активно включились и дошкольные учреждения.

Вместе с тем существовали некоторые трудности объективного и субъективного характера:

– нерегулярное обновление сайтов (в частности новостной ленты) вследствие отсутствия механизмов мониторинга и единой системы управления контентом;

–– как правило, сайт создавался и поддерживается учителем информатики и отсутствует возможности редактирования отдельных разделов различными пользователями;

– отсутствует единая система адресов;

– информация, представленная на сайтах, как правило, не системна;

– сайты не имеют однородной структуры подачи статистической информации.

Учитывая вышеизложенное, был разработан единый «Конструктор школьных сайтов» основанный на следующих принципах:

– все сайты учреждений образования объединены на портале единой системой управления контентом (ASP);

– внедрено централизованное технологическое администрирование;

– реализована централизованная редакционная политика;

– разработана система стимулирования информационного наполнения (единый регламент, рейтинги);

– проведена интеграция с внутренними информационными системами Интрасети Чувашия;

– реализованная едина система статистической отчетности материально-технического состояния учебных заведений с единым конструктором отчетов;

– внедрена единая система адресации имен сайтов образовательных учреждений.

Единая система e-mail сервиса. В целях упорядочения электронного документообора на портале установлен сервер электронной почты, что позволило внедрить единой систему адресов электронной почты, проводит фильтрацию нежелательных почтовых сообщений.

Единый система видеконференцсвязи. Видеконференцсвязь это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками. Внедряемая система видеоконференцсвязи стало еще одним звеном в построение единой информационно-образовательной среды. Возможности системы позволили организовывать различные мероприятия по обмену опытом, проводить мастер-классы и конференции, внедрять новые формы обучения, как в системе повышения квалификации, так и для обучения учащихся (в частности для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). На образовательном портале установлено «зеркало» Единой коллекции ЦОР. Перенос коллекции позволил не только оптимизировать интернет-трафик (данный ресурс является наиболее востребованным), но и систематизировать ЦОРы, создаваемые педагогами республики.

Система дистанционного обучения. В республике активно внедряется дистанционная форма обучения. В последние три года в республике созданы республиканский Центр дистанционного обучения, межшкольные методические центры, которые дали новый виток в обучении педагогов IT-технологиям. Так, в 2008-2009 учебном году в центрах обучились по разным программам около 4 тыс. педагогов. Чувашским республиканским институтам образования разработано и апробировано 43 дистанционных курса для различных категорий педагогических работников. Появились сетевые учителя, которые активно применяют дистанционные технологии в своей работе. Успешно реализуется проект по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Существующая база используется в организации дистанционных форм непрерывного методического и организационного сопровождения педагогов и управленцев, проведения интеллектуальных игр и олимпиад.

Wiki –Чувашия. Данный социальный сервис позволил создать свободную площадку для учителей, методистов, родителей и обучающихся как для создания различных сетевых сообществ, так и для проведения различных мероприятий организуемых в дистанционной форме. На базе сервиса проведены 4 дистанционных конкурсов для учащихся 8 потоков курсов. Использование средств социального обеспечения, позволяющих создавать сетевой контент и отслеживать деятельность своего ближайшего сетевого окружения, ведет к децентрализации сетевого наполнения. При этом общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Все это открывает новые возможности для участия учителей-предметников и учащихся в профессиональных научных сообществах.

Финансовая и административная поддержка

Весь комплекс сервисов портала «Образование Чувашии» (включая выход в Интернет) представляется образовательным учреждениям на безвозмездной основе. ГОУ «Чувашский республиканский институт образование» совместно Государственным комитетом Чувашской Республики по связи и информатизации осуществляют методическую поддержку и техническое сопровождение проекта.

Выработка управленческих решений

Для внедрения и развития данного проекта в образовательных учреждениях республики требуется вести разъяснительную работу, проводить курсы повышения квалификации.

Для оперативного внедрения данного проекта в мае 2009 года на базе ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» были проведены семинары с методистами межшкольных методических центров и управлений образования. На семинаре обсуждали не только технические и организационные аспекты построение единой информационно-образовательной среды «Образование Чувашии», но и ее содержательное наполнение. Сотрудниками центров дистанционного обучения и технического сопровождения разработаны рекомендации по проведению семинаров по внедрению системы. В настоящее время на базе межшкольных методических центров проведены обучающие семинары по работе с системой и организована консультативная поддержка.

На курсах повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования учителям республики предлагается для выбора модульная программа по работе с «Конструктором школьных сайтов». Надо отметить, что данная программа весьма востребована.

Благодаря проделанной работе удалость оптимизировать доступ образовательных учреждений как к образовательным и информационным ресурсам, так и к различным сервисам, реализуемым в глобальных и локальных сетях; затраты на Интернет. Реализуемый комплекс мероприятий позволил в несколько раз увеличилась скорость доступа, как к внутренним информационным сервисам, так и к сети Интернет, при этом существенно уменьшилась стоимость интернет-трафика. Данные меры позволили зафиксировать рост потребления интернет-трафика, с января по июль 2009 года на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не сомневаемся, что данный процесс кардинально изменит деятельность всех образовательных учреждений республики, позволит сформировать единую информационно-образовательную среду и создаст условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий.


3.2 Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики

Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфере информатизации общего образования министерством образования Пермского края.

Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по следующим направлениям:

1.Предоставление качественной информации об образовательном процессе для учащихся, родителей и различных заинтересованных сторон;

2.Поддержка эффективного группового взаимодействие педагогов при подготовке к урокам;

3.Электронное сопровождение самостоятельной подготовки школьников к урокам;

4.Поддержка социально активных родителей в решении задач общественного управления школой.

Главная цель системы – сделать доступной для родителей и учащихся информацию об образовательном процессе (доступность в любой момент информации о расписании уроков, домашнем задании, оценках), а педагогам облегчить ведение и хранение информации обо всех изменениях в образовательной деятельности школы, в том числе хранение всех заведенных тематических планов.

Директору и заместителям предоставляется возможность получать в любое время более детальную информацию о течении учебного процесса в школе, что позволяет в случае необходимости скорректировать работу школы, предупредить или преодолеть возможные кризисные ситуации.

Учителям предоставляется возможность получать информацию о своей нагрузке, изменениях в расписании, тратить поменьше времени на выполнение арифметических или алгебраических операций для выведения итоговых отметок ученикам, планировать свою недельную нагрузку, делиться опытом с коллегами.

Система электронного журнала призвана помочь педагогу наиболее качественно планировать свою профессиональную деятельность и учебную деятельность учащихся, более тщательно и с экономией времени за счет автоматизации процессов обработки данных анализировать информацию об учебных достижениях учеников.

Система электронных дневников и журналов позволяет уровень успеваемости учащихся школ и результаты образовательной деятельности школ, что в свою очередь служит основой для ранжирования учебных заведений по результатам их деятельности.

Таким образом, система на уровне общеобразовательного учреждения позволяет выстроить систему оценки, контроля и учета учебных достижений школьников и контроля и совершенствования профессиональной деятельности педагогов.


Заключение

Ключевой задачей информатизации образования Чувашской Республики является использование информационных и коммуникационных технологий для достижения качественно новых образовательных результатов. Для этого ведется целенаправленная работа в нескольких направлениях:

1. Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерным и интерактивным оборудованием;

2. Формирование образовательной информационной среды республики;

3. Организация методической поддержки, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров.

4. Формирование инфраструктуры дистанционного обучения.

В Чувашии в результате реализации различных целевых программ и проектов образовательные учреждения оснащаются компьютерной техникой и интерактивным оборудованием. Все сельские и городские базовые школы обеспечены полным учебным классом компьютерного оборудования.

На сегодня в Чувашии 1 компьютер приходится на 9,4 учащихся, в 138 ресурсных центрах (около 30 % от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень – 1 компьютер на 5-8 школьников;

Одной из актуальных задач является – не просто поставить в школы оборудование и программное обеспечение – а сформировать такую среду, чтобы для учителей стало естественным использования компьютеров практически во всех аспектах своей деятельности, как средство коммуникации, и как средство для получения, хранения и представления информации. Организация доступа к сети Интернет один из важных шагов в этом направлении. Учащиеся и педагогические работники всех школ имеют доступ к всемирной сети Интернет. Сделан значительный шаг к внедрению эффективных механизмов использования постоянно развивающихся образовательных Интернет-ресурсов и организации оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Формирование единой образовательной информационной среды, обеспечивающей создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий в значительной мере определяется включённостью школ в единое информационное пространство, в том числе через такие каналы, как собственный сайт и адрес электронной почты. В этом случае школа не только получает разнообразную информацию из сети Интернет, но и становится возможным обмен информацией, получение обратной связи. Через сайт школа напрямую выставляет информацию о качестве предоставляемых услуг, запускаются новые механизмы государственно-общественного взаимодействия:

действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, которые, общаясь виртуально, разрабатывают электронные учебно-методические пособия, повышают квалификацию в индивидуальном режиме и т.д.;

с активным участием учителей чувашского языка республики создан специальный сайт для всех чувашей мира;

все школы и более 25 процентов учителей имеют сайты;

в истекшем учебном году реализовано более 30 социально значимых новых конкурсных проектов («Интернет-версия школьного музея», создание цифровых образовательных ресурсов по наследию И.Я.Яковлева, «Я гражданин Чувашии» и др.);

республиканский конкурс-игра «Инфознайка» получил статус федерального проекта. В январе 2010 года в нем участвовало более 5 тысяч школьников;

в организацию школьной жизни всё больше внедряются интерактивные технологии (электронные расписания, журналы);

домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около 80 процентов учащихся и большинство учителей имеют дома компьютеры;

с открытием республиканского образовательного портала «Образование в Чувашии» все образовательные учреждения подключены к единой точке доступа в сеть Интернет. Благодаря этому более чем в 10 раз уменьшается стоимость трафика, а скорость получения информации возрастет до 800 кбит/с.

В заключение хотелось бы изложить некоторые предложения по взаимодействию различных структур в реализации информатизации сферы образования в республике

1.  Кадровое обеспечение информатизации образования. Главная задача – обеспечить систему образования специалистами, способными эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Во-первых, речь идет об управленческих и педагогических и кадрах. Для них необходимо выстроить действующую и, главное, оперативную систему повышения квалификации в этом направлении. Она должна включать специализированные учебные курсы, обобщение и распространение передового опыта, методическое консультирование, дистанционное обучение. Во-вторых, речь идет о подготовке квалифицированных ИТ-специалистов: учителей информатики, специалистов по обслуживанию средств информационных технологий. В-третьих, речь идет о системе подбора и подготовки кадров для реализации функций управления информатизацией образования на всех уровнях. Здесь можно также организовать стажировки, консультации, круглые столы по обсуждению проблем и обмену опытом.

2.  Мониторинг – социологические опросы: учителей, родителей, учащихся на предмет выявления проблем внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

3.  Выступать инициаторами новых проектов (используя опыт регионов, городов России).

4.  Дальнейшее сотрудничество с другими регионами России. Регионы с развитой наукоемкой промышленностью, большим научным потенциалом и высокой степенью подготовленности административных кадров, такие как Новосибирская, Томская, Иркутская, Пермская области, Красноярский и Алтайский края, становятся экспериментальными площадками для реализации программ информатизации образования, в том числе внедрения информационных технологий в управление образованием.

Выработка и обоснование приоритетных направлений в области информатизации управления образованием возможны лишь на основе анализа состояния работ в данной области. Необходимы четко спланированные инициативы, направленные на адаптацию лучшего опыта и на поддержку начинаний, которые позволят перейти от простого насыщения компьютерной техникой к регулярной комплексной работе по изменению практики работы руководителей образовательных учреждений и органов управления различных уровней.


Список источников и литературы

1.  Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/

2.  Закон Чувашской Республики от 28 января 1993 года «Об образовании»// http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/29003/407916/408664

1.  Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы» // http://www.ed.gov.ru./ntp/pfzp/post-p/656.

2.  Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» // http://www.e-rus.ru/articles/text_programm_1.shtml.

3.  Приоритетный национальный проект "Образование"// http://mon.gov.ru/pro/pnpo/

4.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://mon.gov.ru/pro/fcp/

5.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns-p.pdf

6.  Республиканская целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы" (утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2005 г. № 168 (с изменениями от 20 декабря 2007 г., от 28 июля 2008 г.))

7.  Республиканская целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011–2020 годы»

8.  Авдеева, С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО / Светлана Авдеева // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 187-194.

9.  Ананьев, И. И. Использование информационной системы для модульной организации образовательного процесса / И. И. Ананьев, П. И. Ананьев, А. В. Бобров // Измерение, контроль, информатизация. - Барнаул, 2007. - С. 161-163.

10.  Барабаш, А. Камертон для школы / А. Барабаш // Российская газета. - 2007. - 19 янв. - С. 11.

11.  Босова, Л. Л. К вопросу о формировании навыков исследовательской деятельности на пропедевтическом этапе изучения информатики и ИКТ / Л. Л. Босова // Информатика и образование. - 2008. - № 12. -

12.  Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е. Ы.Бидайбеков// Информатика и образование. - 2010. - №14. - С. 15-25.

13.  Гаряев А.В., Гаряева Т.П., Калинин И.Ю. «Методы развития визуального мышления на учебных занятиях». Тезисы докладов XII Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании «Рождественские чтения». Пермь. ун-т; отв. За вып. Ю.А. Аляев, С.В. Русаков – Пермь, 2008. – 29-31.

14.  Гаряев А.В., Гаряева Т.П. «Слово о физике или грамматика природы». «Информационные технологии в образовании». Сборник тезисов 2 городской конференции «ИТО – Пермь 2008». Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми – Пермь, 2008 – с. 39-41.

15.  Герасимчук, В. С. Заинтересованный взгляд на проблемы фундаментального образования / В. С. Герасимчук // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. - 2005. - № 2. - С. 37-43.

16.  Жарков, А. С. Принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда / А. С. Жарков // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 298. - С. 129-131.

17.  Захарова, Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н. И. Захарова // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 31-34.

18.  Информатизация образования: направления, средства, технологии. Под общей Редакцией С.И.Маслова – М.: МЭИ, 2008, 868 с.

19.  Информационное обеспечение механизмов управления регионом. Мироедов А.А. - М.: Финансы и статистика, 2009г., 128 с.

20.  Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования // Информатика и образование. - 2007. - № 1. - С. 107-109.

21.  Каталог образовательных Интернет-ресурсов // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 74-77.

22.  Латышев, О. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательном учреждении / О. Ю. Латышев // Школьные технологии. - 2005. - № 5. - С. 204-212.

23.  Легостаев, И. И. Об основных закономерностях обучения в дистанционном образовании / И. И. Легостаев, В. И. Овсянников // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 4. - С. 206-217.

24.  Матрос, Д. Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д. Ш. Матрос // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 11-19.

25.  Мухаметзянов, И. Ш. Информатизация образования: здоровьесберегающие аспекты / И. Ш. Мухаметзянов // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 28-32.

26.  Патаракин, Е. Новое пространство для учебной деятельности / Е. Патаракин // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 70-74.

27.  Петренко, М. А. Единое информационное пространство образовательного учреждения / М. А. Петренко // Информационные ресурсы России. - 2008. - № 5. - С. 14-16.

28.  Пруцков, А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения и проверки знаний / А. В. Пруцков // Информационные ресурсы России. - 2005. - № 1. - С. 18-20.

29.  Роберт, И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2008. - № 5. - С. 3-15; № 6. - С 3-11.

30.  Роберт, И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе / Ирэна Роберт // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 19-28.

31.  Сайков, Б. П. Информатизация образования / Б. П.Сайков // Информатика. - 2007. - 16-31 окт.(№ 20). - С. 14-17.

32.  Социальное управление процессами информатизации образования: муниципальный уровень // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 61-69.

33.  Суздальцев, Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - №9. - С. 125-126.

34.  Уваров, А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.

35.  Уваров, А. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 157-163.

36.  Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения / И. Г. Санникова, М. В. Корнилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика (Физическая культура и спорт). - 2007. - Вып.7. - С. 73-76.

37.  Цветкова, М. С. Проект "Информатизации системы образования" и проблемы его методического обеспечения / М. С. Цветкова, Н. И. Неупокоева, В. М. Кирюхин // Школьные технологии. - 2005. - № 6. - С. 166-177.

38.  Эргардт, М. Двоечники будущего будут хакерами / М. Эргардт // Два слова. - 2007. - 21 нояб. (№ 46). - С. 10.

39.  Яблонский, В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 113-116.

40.  Электронные ресурсы

41.  http://www1.ed.gov.ru/edusupp/informedu/ - федеральное агентство по образованию

42.  http://www.cap.ru – официальный портал органов власти Чувашской Республики

43.  http://www.edu.cap.ru/ - единая образовательная информационная среда Чувашской Республики «Образование Чувашии»

44.  http://www.educom.ru/ru/works/informatization/ - департамент образования города Москвы

45.  http://www.distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/sps.htm - лаборатория дистанционного обучения

46.  http://www.openclass.ru/ - сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.