![]() |
|
|
Курсовая работа: Транспортная задача линейного программированиястарые значения: новые значения: т. е. вместо прежнего базисного решения получаем новое базисное решение:
Выбор в качестве х минимального среди чисел, стоящих в отрицательных вершинах цикла, обеспечивает допустимость нового базиса. Если минимальное значение среди базисных неизвестных, стоящих в отрицательных вершинах цикла, принимается не в одной отрицательной вершине, то свободной оставляют только одну из них, а в других клетках с тем же минимальным значением пишут нули. В этом случае новое базисное решение будет вырожденным. Может случиться, что и само минимальное значение среди чисел в отрицательных клетках равно нулю. Тогда преобразование таблицы перевозок сведется к перестановке этого нуля в свободную клетку. Значения всех неизвестных при этом остаются неизменными, но решения считаются различными, так как различны базисы. Оба решения вырождены. Описанное выше преобразование таблицы перевозок, в результате которого преобразуется базис, называется пересчетом по циклу. Заметим, что неизвестные, не входящие в цикл, этим преобразованием не затрагиваются, их значения остаются неизменными и каждое из них остается либо в группе базисных, либо в группе свободных неизвестных, как и до пересчета. Выясним теперь, как пересчет по циклу влияет на общий объем затрат на перевозки и при каком условии эти затраты становятся меньше. Пусть Сложим тарифы, соответствующие положительным вершинам
цикла, и вычтем из этой суммы сумму тарифов, соответствующих отрицательным
вершинам цикла; полученную разность Теперь, очевидно, мы можем, заключить, что в целом при
пересчете но циклу, соответствующему свободному неизвестному Так, например, для цикла
Значит, пересчет по этому циклу снижает расходы. И действительно, осуществив такой пересчет, мы получаем план, по которому объем перевозок в тонно-километрах составляет тогда как по исходному плану он составил Вычисление алгебраической суммы тарифов для каждого из
свободных неизвестных можно производить без построения соответствующего
цикла, пользуясь, так называемыми, потенциалами. Припишем каждой базе
так что
![]() где Зная потенциалы, легко вычислить алгебраическую сумму
тарифов. Действительно, если в алгебраической сумме тарифов по циклу,
соответствующему свободному неизвестному
Так, например, для цикла
Для базисных клеток сумма потенциалов строки и
столбца, в которых находится эта клетка, равна тарифу, соответствующему этой
клетке; если же клетка для неизвестного
![]() называют косвенным тарифом этой клетки. Следовательно,
алгебраическая сумма тарифов для свободной клетки
![]() Из (4.3) следует, что если косвенный тариф для данной свободной клетки больше её истинного тарифа, то алгебраическая сумма тарифов по циклу, соответствующему этой клетке, будет отрицательна; если же косвенный тариф меньше истинного, то алгебраическая сумма тарифов положительна, и, наконец, если косвенный тариф равен истинному, то алгебраическая сумма тарифов равна нулю. Потенциалы можно найти из системы равенств (4.1),
рассматривая их как систему Например, для плана, полученного по диагональному методу в рассмотренной выше задаче, имеем Система содержит семь уравнений с восемью
неизвестными. Выбирая произвольно значение Положив, например,
Найдем теперь косвенные тарифы для свободных клеток и сравним их с истинными тарифами: Для клеток с неизвестными Значение Замечание 1. Подсчитывая косвенные тарифы как суммы соответствующих потенциалов, полезно не пропускать и клетки с базисными неизвестными (заполненные клетки). Для этих клеток сумма потенциалов равна истинному тарифу; последнее может служить проверкой правильности найденных значении потенциалов. Замечание 2. Можно показать, что если сумму всех затрат по данному плану перевозок выразить через свободные неизвестные [для этого надо исключить базисные неизвестные из выражения для S, см. формулу (2.4)], то коэффициент при каждом из таких неизвестных будет равен алгебраической сумме тарифов по циклу, соответствующему ей в таблице перевозок. Это еще раз подтверждает, что пересчет по циклам является специфической формой применения симплекс-метода к решению транспортной задачи. Критерий оптимальности базисного решения транспортной задачи. Методы отыскания оптимального решения. Из сказанного в предыдущем пункте вытекает следующий критерий оптимальности базисного решения транспортной задачи: если для некоторого базисного плана перевозок алгебраические суммы тарифов по циклам для всех свободных клеток неотрицательны, то этот план оптимальный. Отсюда вытекает способ отыскания оптимального решения транспортной задачи, состоящий в том, что, имея некоторое базисное решение, вычисляют алгебраические суммы тарифов для всех свободных клеток. Если критерий оптимальности выполнен, то данное решение является оптимальным; если же имеются клетки с отрицательными алгебраическими суммами тарифов, то переходят к новому базису, производя пересчет по циклу, соответствующему одной из таких клеток. Полученное таким образом новое базисное решение будет лучше исходного – затраты на его реализацию будут меньшими. Для нового решения также проверяют выполнимость критерия оптимальности и в случае необходимости снова совершают пересчет по циклу для одной из клеток с отрицательной алгебраической суммой тарифов и т. д. Через конечное число шагов приходят к искомому оптимальному базисному решению. В случае если алгебраические суммы тарифов для всех свободных клеток положительны, мы имеем единственное оптимальное решение; если же алгебраические суммы тарифов для всех свободных клеток неотрицательны, но среди них имеются алгебраические суммы тарифов, равные нулю, то оптимальное решение не единственное: при пересчете по циклу для клетки с нулевой алгебраической суммой тарифов мы получим оптимальное же решение, но отличное от исходного (затраты по обоим планам будут одинаковыми). В зависимости от методов подсчета алгебраических сумм тарифов для свободных клеток различают два метода отыскания оптимального решения транспортной задачи: Распределительный метод. При этом методе для каждой пустой клетки строят цикл и для каждого цикла непосредственно вычисляют алгебраическую сумму тарифов. Метод потенциалов. При этом методе предварительно находят потенциалы баз и потребителей, а затем вычисляют для каждой пустой клетки алгебраическую сумму тарифов с помощью потенциалов. Преимущества метода потенциалов по сравнению с распределительным методом состоят в том, что отпадает необходимость построения циклов для каждой из пустых клеток и упрощается вычисление алгебраических сумм тарифов. Цикл строится только один – тот, по которому производится пересчет. Применяя метод потенциалов, можно говорить не о знаке алгебраических сумм тарифов, а о сравнении косвенных тарифов с истинными. Требование неотрицательности алгебраических сумм тарифов заменяется условием, что косвенные тарифы не превосходят истинных. Следует иметь в виду, что потенциалы (так же как и циклы) для каждого нового базисного плана определяются заново. Выше рассматривалась закрытая модель транспортной задачи, с правильным балансом, когда выполняется условие (1.3). В случае выполнения (1.4) (открытая модель) баланс транспортной задачи может нарушаться в 2-ух направлениях: 1. Сумма запасов в пунктах отправления превышает сумму поданных заявок (транспортная задача с избытком запасов): å аi > å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n ); 2. Сумма поданных заявок превышает наличные запасы (транспортная задача с избытком заявок): å аi < å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n ); Рассмотрим последовательно эти два случая: Транспортная задача с избытком запасов. Сведем её к ранее рассмотренной транспортной задаче с правильным балансом. Для этого, сверх имеющихся n пунктов назначения В1, B2, ... , Bn, введём ещё один, фиктивный, пункт назначения Bn+1, которому припишем фиктивную заявку, равную избытку запасов над заявками bn+1 = å аi - å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n ) , а стоимость перевозок из всех пунктов отправления в фиктивный пункт назначения bn+1 будем считать равной нулю. Введением фиктивного пункта назначения B n+1 с его заявкой b n+1 мы сравняли баланс транспортной задачи, и теперь ее можно решать, как обычную транспортную задачу с правильным балансом. Транспортная задача с избытком заявок. Эту задачу можно свести к обычной транспортной задаче с правильным балансом, если ввести фиктивный пункт отправления Am+1 с запасом am+1 равным недостающему запасу, и стоимость перевозок из фиктивного пункта отправления во все пункты назначения принять равной нулю. Задача, двойственная к транспортной. Построим задачу, двойственную к транспортной. С этой
целью вспомним, что каждому пункту отправления
![]() В то же время каждому ограничению из (6.1)
сопоставляется определенная неизвестная в двойственной задаче. Тем самым
устанавливается соответствие между всеми пунктами Обозначим неизвестную в двойственной задаче, отвечающую
пункту отправления Каждому неизвестному в транспортной задаче соответствует
ограничение, связывающее неизвестные в двойственной задаче. Неизвестное
Правая часть неравенства (6.2) равна Оптимизируемая форма двойственной задачи имеет вид
![]() Таким образом, задача двойственная к транспортной
формулируется следующим образом. При ограничениях (6.2) максимизировать
формулу (6.3). Подчеркнем, что знак значений неизвестных Предположим, что нам известно некоторое допустимое
базисное решение транспортной задачи, в котором все базисные неизвестные
строго положительны. Это решение оптимально лишь в том случае, когда
соответствующая ей система оказывается совместной. Эта система возникает из
системы (6.2), если в ней все неравенства, отвечающие базисным неизвестным В итоге приходим к соотношению:
![]() ![]() Тем самым мы убеждаемся, что признак оптимальности в работе по методу потенциалов совпадает с необходимым и достаточным условием оптимальности. 7.Пример решения транспортной задачи. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |