на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Информационный рынок


1.  Планировщики – предназначены для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, ведения записной и телефонной книжки.

2.  Переводчики – предназначены для проверки правописания, визуального распознавания текста. Примерами являются Lingvo, Fine Reader.

3.  Коммуникационные программы – предназначены для организации взаимодействия пользователей с удаленными абонентами или ресурсами сети: видеоконференции, факс и телефон, браузеры, электронная почта.

Программное обеспечение автоматизированного проектирования предназначено для поддержки работы конструкторов и технологов, для разработки чертежей и схем, для графического моделирования и конструирования, для расчетов физических параметров конструкции.

Системное программное обеспечение – это совокупность программ для обеспечения работоспособности компьютера и компьютерной сети, для создания сферы решения функциональных задач.

Системное программное обеспечение состоит из базового и сервисного системного программного обеспечения. Базовое программное обеспечение поставляется вместе с компьютером, без него не будет работать аппаратура компьютера. Сервисное программное обеспечение приобретается дополнительно, без него работа на компьютере вызывает трудности и неудобства. [7].

информационный ресурс программный рынок


Глава 2 Становление и текущее состояние информационного рынка в России

 

2.1 Современное состояние информационного рынка в России. Сравнительный анализ информационного рынка России и стран Европы

Перейдем к анализу наиболее значимых информационных ресурсов России.

Библиотечные ресурсы РФ

Библиотечная сеть РФ насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает в себя:

1.  Публичные (общедоступные) библиотеки;

2.  Систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;

3.  Информационно-библиотечную систему Российской академии наук;

4.  Библиотечную сеть высших учебных заведений РФ;

5.  Сеть медицинских, сельскохозяйственных, профсоюзных, школьных, армейских и других библиотек.

Роль библиотечной сети в современной России огромна: важнейшей ее социальной и общественной функцией является поддержка информационного и культурного единства страны.

В настоящее время библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование библиотечно-информационных технологий.

В центральных библиотеках регионов РФ созданы локальные сети, активно создаются электронные каталоги, другие библиографические и реферативные базы данных.

В крупнейших российских научно - технических библиотеках созданы огромные базы данных: база данных института научной информации содержит более двух миллионов записей, в российской научной библиотеке их около миллиона.

В центральных региональных библиотеках сформированы собственные электронные информационные ресурсы, содержащие сотни тысяч записей. Выпускаются компакт-диски, на которых содержится библиографическая информация о книгах, вышедших в стране с 1980 года. Данные ресурсы публикуются и через Интернет.

Архивный фонд РФ

Архивный фонд РФ включает в себя около 460 миллионов документов. Ежегодно он пополняется на 1,6 миллиона единиц. Архивы в любой стране являются важнейшей частью государственного информационного ресурса. Ежегодно в РФ создается 10-12 справочников по архивной информации, часть из них имеет электронные версии. В государственных архивах ведется более 400 баз данных. В этой сфере основная проблема в нашей стране состоит в том, что развитие материальной базы архивных учреждений не успевает за современными требованиями.

Государственная система научно-технической информации в РФ

Государственная система научно-технической информации является исключительно важной для развития страны. В СССР система такого рода была одной из самых развитых в мире. В настоящее время основная часть этой системы продолжает функционировать в РФ, хотя со значительно меньшим размахом. В ее состав входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые и региональные центры научно-технической информации. Из-за недостаточного финансирования огромной проблемой для этой системы является сокращение поступлений в ее фонды зарубежных научно-технических книг и журналов.

Информационные ресурсы государственной системы статистики РФ.

Информационные ресурсы государственной системы статистики включают в себя разнообразную информацию, формируемую как по территориальному, так и по отраслевому принципу. Эта информация отражает:

1.  Экономические показатели;

2.  Динамику экономических преобразований;

3.  Развитие негосударственного сектора;

4.  Инвестиции;

5.  Цены и тарифы;

6.  Трудовые ресурсы;

7.  Заработную плату;

8.  Занятость населения;

9.  Финансы;

10. Внешнеэкономическую деятельность;

11. Доходы и уровень жизни населения;

12. Демографические показатели;

13. Правонарушения;

14. Природные ресурсы и охрану окружающей среды;

15. Социально-экономическое положение регионов РФ и другое.

Органы государственной власти могут принимать обоснованные решения лишь при условии наличия достоверных статистических данных. В системе Госкомстата РФ созданы обширные базы данных, регулярно издаются справочники на бумажных и электронных носителях.

Государственная система правовой информации

Государственная система правовой информации включает в себя Российский научный центр правовой информации и региональные центры правовой информации. Базы данных по правовой информации содержат более 340 тысяч правовых актов СССР, законодательство РФ, Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, базу данных судебной статистики. Помимо государственной системы фонды и банки данных правовой информации создаются и в различных ведомствах.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления включают в себя:

1.  Централизованную часть. Она поддерживается государственным ведомством – Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ);

2.  Части, самостоятельно сформированные федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

В централизованной части системы сосредоточена информация о социально – экономической ситуации в РФ и ее регионах, о чрезвычайных ситуациях на территории РФ, а также правовая информация.

Кроме этого, в органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах создано большое количество информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в автоматизированных информационных системах.

Информационные ресурсы отраслей материального производства

Информационные ресурсы отраслей материального производства достаточно развиты. Электронные массивы информации имеют все предприятия гражданских отраслей промышленности, все предприятия военно-промышленного комплекса, 47 % предприятий агропромышленного комплекса. Основу информационных ресурсов предприятий отраслей материального производства составляют электронные массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы разного рода значений и другое) и традиционные справочно-информационные фонды.

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах.

Такого рода информация требуется для решения множества экономических и социальных задач. Для ее представления используются геоинформационные системы (ГИС). Значительную часть работ в этой сфере ведут местные органы государственной власти. ГИС разного территориального охвата и назначения создаются в университетах, исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно – производственных организациях и учреждениях. Этой работой занимаются и коммерческие фирмы. Основные задачи в этой сфере еще предстоит решить. К ним относятся: перевод в электронную форму информации о недропользовании, геологических фондах, фондах эталонов минерального сырья, гидрометеорологической информации, экологической информации и другое. Объем информации такого рода огромен (измеряется тысячами гигабайт), а формы ее представления весьма разнородны.

Информационные ресурсы социальной сферы

Информационные ресурсы социальной сферы связаны со следующими сферами деятельности:

1.  Образованием;

2.  Здравоохранением;

3.  Службами занятости и социального обеспечения;

4.  Миграционной службой;

5.  Системами пенсионного обеспечения;

6.  Системами медицинского и социального страхования и другое.

В вышеуказанных областях в последнее время много сделано для перевода информации на современные носители и создания современных информационных систем.

Основой системы информационных ресурсов в области образования являются более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 миллионов единиц. Вузы уже создали современные электронные каталоги, к которым открывается дистанционный доступ. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть (RBNet), быстро активируется дистанционное образование.

Современные формы представления информационных ресурсов в других подразделениях социальной сферы создаются в основном на ведомственном уровне и доступны лишь внутри соответствующих ведомств. Создается парадоксальная ситуация: информация о населении оказывается малодоступной широким слоям населения.

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности поддерживаются соответствующими государственными ведомствами.[9, с. 456].

2.2 Правовое регулирование информационного рынка в России

Информационный рынок давно рассматривается государствами и международным сообществом как объект правовых отношений. Очень широк круг проблем, связанных с информацией. Он включает в себя следующие вопросы:

1.  Информация и результаты интеллектуальной деятельности;

2.  Информационные ресурсы как объект правового регулирования;

3.  Базы и банки данных в структуре информационных ресурсов;

4.  Конфиденциальность информации;

5.  Коммерческая информация, служебные, персональные и профессиональные данные;

6.  Массовая информация и массмедиа;

7.  Субъекты информационной деятельности;

8.  Информационные сети и электронные документы;

9.  Договорные связи в информационных отношениях;

10. Информационные ресурсы органов государственной власти и другое.

Первые правовые акты по регулированию проблем, относящихся к охране прав собственности на информацию, появились еще в XIX веке, то есть задолго до появления первых признаков информационного общества и формирования информационного рынка. Первыми шагами на этом пути были охрана авторских прав и регулирование патентных отношений. В настоящее время данные вопросы регулируются Законом «Об авторском праве и смежных правах», принятым в 1993 году. Уже на ранних этапах продвижения к информационному обществу проблемы правового информационного регулирования значительно обострились. Каждая страна идет в данном направлении своим путем, но с другой стороны правительствами и международными организациями прилагаются усилия по созданию в этой сфере международных признанных всеми правил. Юридические вопросы, связанные с информационной сферой, сложны и запутанны. Поэтому законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

В 1995 году был принят Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Данный закон частично разрешает вопросы правового регулирования на информационном рынке: проблему защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанного с порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон создает условия для включения РФ в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В данном законе информационные ресурсы рассматриваются в двух аспектах:

1.  Как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

2.  Как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Наиболее важные статьи из данного закона:

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.

1.  Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2.  Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

·  Порядок документирования информации;

·  Право собственности на отдельные документы и на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

·  Категорию информации по уровню доступа к ней;

·  Порядок правовой защиты информации.

Второй пункт содержит ссылки на многочисленные нормы, которые не устанавливаются самим законом. Часть норм не выработана и в настоящее время. Это подчеркивает сложность правового регулирования в информационной сфере.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности

3.  Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

4.  Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

5.  Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.  Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам.

Положения из данной статьи порождают юридическую основу для прав собственности на информацию и товарные отношения в этой сфере.

Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.

1.  Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

2.  Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

·  Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их регистрации;

·  Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)

1.  Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2.  Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.

1.  Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Статья 13. Гарантии предоставления информации.

1.  Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций.

Значение этих норм с учетом истории нашей страны очень велико, так как практически во все периоды власть старалась монополизировать право на информацию. Особое внимание нужно обратить на положение статьи 11, в которой содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может производиться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

Статья 20. Цели защиты.

Целями защиты являются:

·  Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

·  Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

·  Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

1.  Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

2.  Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. [6].

В целом данный закон является большим шагом вперед в построении правовой базы открытого демократического общества, а также большим шагом на пути к информационному обществу и формированию цивилизованного информационного рынка.

Важным элементом правовой системы РФ, связанным с информационным рынком , стал Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Он дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Данный закон определил, что авторское право распространяется на вышеуказанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Такое положение вещей мешает установлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.

В 1996 году в Уголовный кодекс РФ был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». В данном разделе была определена мера наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными:

1.  Неправомерный доступ к компьютерной информации;

2.  Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

3.  Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Неправомерный доступ к компьютерной информации – это проникновение в чужую ЭВМ с целью использования имеющейся в ней информации (чаще всего в корыстных целях). Для такого проникновения обычно используются компьютерные сети (чаще всего Интернет или корпоративные сети). Людей, которые занимаются подобной деятельностью, называют хакерами. В РФ хакеры чаще всего атакуют банковские учреждения, пытаясь различными способами увести из них деньги.

О компьютерных вирусах знают все, кому приходится работать с компьютерами. Вирусы создаются специально для повреждения программ и данных и распространяются по сетям. Вирусная атака может иметь самые серьезные последствия, приносить огромные убытки как предприятиям и правительственным учреждениям, так и частным лицам. За создание и распространение вирусов, повлекшие тяжкие последствия, по закону в РФ можно получить наказание до 7 лет лишения свободы. В некоторых странах наказание за этот вид преступлений является более суровым.

Тяжкие последствия для информационных систем могут повлечь и ошибки обслуживающего их персонала, нарушившего правила эксплуатации системы. Если подобные ошибки повлекли за собой тяжкие последствия, наказание также может быть связано с лишением свободы. Данный факт является еще одним свидетельством того, что возросла ответственность людей, работающих в информационной сфере.

Правовое регулирование информационного рынка в силу его быстрого развития всегда будет отставать от жизни. Наиболее счастливо живет не то общество, где все действия людей регламентированы и наказания за все противоправные деяния прописаны, а то, в котором люди в первую очередь руководствуются этическими соображениями. Это означает, что государство не злоупотребляет информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом. Информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство в любом проявлении низким поступком, порочащим его самого. Общество должно стремиться именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества.[4, с. 326].


Глава 3 Проблемы и перспективы развития информационного рынка

 

3.1 Основные проблемы информационного рынка

Многочисленные межгосударственные, межрелигиозные, межнациональные противоречия сопутствуют человечеству с первых моментов его истории. Прообразы данных противоречий проявлялись даже на том этапе истории, когда еще не оформились государства, религии, нации. От этих противоречий не может уйти и современное общество. В наше время к традиционным видам противоборства добавился новый вид, порожденный информационными технологиями и информационным рынком. Понятие «информационное противоборство» появилось в середине 1980–х годов. Оно стало активно упоминаться в прессе после проведения США и их союзниками операции «буря в пустыне» против Ирака в 1991 году. Именно тогда новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Информационное противоборство – это открытое или скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. В основе информационного противоборства лежат, прежде всего, психологические и мировоззренческие факторы. Методология информационного противоборства основана на информационных технологиях. Основными объектами воздействия в таком противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство включает в себя комплексное воздействие на систему государственного управления противника, его военно – политическое руководство, средства массовой информации, общественность и иных ключевых деятелей. Некоторые приемы информационного противоборства:

1.  Дезинформация;

2.  Сокрытие информации;

3.  Создание многократно избыточной информации.

Крайнее проявление информационного противоборства – информационные войны. Это понятие также является относительно новым, возникшим в высокоразвитой информационной цивилизации.

Основными объектами воздействия в информационной войне являются:

1.  Сети связи и информационно – вычислительные сети, используемые государственными организациями;

2.  Военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками;

3.  Информационные и управляющие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

4.  Средства массовой информации (в первую очередь, электронные);

5.  Любые другие информационные системы, разрушение или дестабилизация которых может нанести вред противнику.

Как показал опыт последних лет, технологически развитые страны уже прибегают в военных конфликтах ко всем методам информационной войны.

Информационное общество не есть общество всеобщего благоденствия. Технологические факторы, порождающие его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности.

По мере развития информационного рынка все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность, то есть секретность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, где в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, в праве рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для фирм и организаций, и для страны в целом.

В последние годы мы имели возможность видеть, какими тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий. [6].

Некоторые проблемы и опасности, возникающие с развитием информационного рынка:

1.  Реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

2.  Возможность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

3.  Сложность отбора качественной и достоверной информации при наличии большого ее объема;

4.  Сложность адаптации многих людей к среде информационного общества и необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

5.  Появление у некоторых людей (особенно молодых) психологических отклонений при столкновении с виртуальной реальностью, где сложно различимы иллюзия и действительность;

6.  Сохранение социального расслоения людей при переходе к информационному обществу. Информационное неравенство, добавившись к существующим видам неравенства, может усилить социальную напряженность в обществе;

7.  Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран. Если его полностью не компенсировать созданием новых рабочих мест в информационной сфере, появится массовая безработица.

Государственную политику РФ в данной сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской федерации, принятая в 2000 году.

Основные положения доктрины.

Объектами информационной безопасности в РФ являются:

1.  Все виды информационных ресурсов;

2.  Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

3.  Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и другое;

4.  Информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

5.  Система формирования общественного сознания (мировоззрения, моральных ценностей, нравственных оценок, социально допустимых стереотипов поведения и взаимоотношений между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

В сферу национальных интересов РФ входят:

1.  Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления страны, сохранение и укрепление ценностей общества;

2.  Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике;

3.  Развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

4.  Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно – технические и экономические. В доктрине также формулируются особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни. Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Многие отечественные (в основном молодые) ученые эмигрируют за границу, имея перспективу хорошо оплачиваемой научной деятельности. Часть этих ученых являются носителями важной научно – технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств (в том числе и недружественные России) прилагают усилия для привлечения научных работников из стран, входивших ранее в состав СССР. В связи с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны. Доктрина информационной безопасности одной из важнейших объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения, то есть данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление информационного неравенства в образовании, так как:

1.  Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

2.  Велико различие уровней доходов семей учащихся;

3.  Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства в РФ является задачей первостепенной государственной важности.[2, с. 294].

3.2 Перспективы развития информационного рынка

Проблемы информационного рынка как экономического объекта в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. В первую очередь, это недостаточно четкая нормативная база. Однако на информационном рынке данная проблема стоит особенно остро, поскольку для данного вида рынка гораздо более важен вопрос с авторским правом. Адекватным, четким правовым регулированием невозможно решить все проблемы информационного рынка в силу его быстрого развития. Данную проблему можно решить лишь путем постепенного изменения общественного сознания: люди не будут нарушать закон в информационной сфере лишь тогда, когда такой поступок они сами будут считать низким, порочащим их. Данный вопрос связан не только с общественным сознанием, но и с политикой ценообразования на информационном рынке. Именно высокая цена на них подталкивает людей, например, к использованию «пиратского» программного обеспечения. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка необходимо формирование государством благоприятных экономических условий для развития производства в информационной сфере. Увеличение количества производителей данного вида продукции повлечет за собой снижение его цены. Тогда мелких нарушений закона в информационной сфере станет гораздо меньше.

Большой проблемой на информационном рынке остается проблема конфиденциальности информации. В связи с этим необходимо изменение законодательства: ужесточение наказаний за разглашение или распространение конфиденциальной информации. В последнее время нередкими стали случаи распространения конфиденциальной информации из государственной сферы. В связи с этим необходимо ужесточение наказаний в сфере должностных преступлений. Меры государственного вмешательства по ужесточению наказаний за преступления в информационной сфере не являются идеальными. Однако они могут повлиять на общественное сознание.


Заключение

В современном обществе одним из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они становятся товаром.

Понятие информационный ресурс не совсем однозначно: по юридическому толкованию это документы в информационных системах, но люди относят сюда и технические знания, произведения литературы, искусства и другое.

По значимости информационные ресурсы сейчас аналогичны материальным.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы, то есть информационные ресурсы, принадлежащие конкретной стране.

Российский информационный рынок пока уступает информационному рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Одна из причин этого – массовое «пиратское» копирование программ (если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается основа рынка.).

Информационный рынок можно условно разделить на 3 части: техническая (аппаратные средства), программная (программные средства) и коммуникативная (сети и передача данных).

Информационный рынок является объектом правовых отношений. Основными законами, регулирующими в настоящее время информационный рынок в России, являются Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В целом нормативно – правовая база по информационному рынку в России не является совершенной. Основным методом снижения и искоренения преступности в данной сфере является изменение общественного сознания. А на это может повлиять ужесточение законодательства.

В связи с развитием информационного рынка возникают и глобальные проблемы. Это информационное противоборство и информационные войны. Страны проводят такие действия в адрес друг друга с целью получения выигрыша в материальной сфере. Основными объектами воздействия в информационном противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство осуществляется через дезинформацию, сокрытие информации, создание многократно избыточной информации. Основными объектами воздействия в информационной войне являются сети связи, информационно – вычислительные сети, военная информационная инфраструктура, информационные и управляющие структуры банков, предприятий, средства массовой информации. К проблемам информационного общества относится и вопрос о защите права личности, общества и государства на конфиденциальность информации. Наличие большого объема информации приводит к сложности отбора достоверной и качественной информации. В связи с виртуальной реальностью у некоторых людей появляются психологические отклонения. При переходе к информационному обществу усиливается социальное расслоение в нем. В экономике развитых стран происходит сокращение числа рабочих мест в связи с развитием информационной сферы. Таким образом развитие информационного рынка в стране приводит как к множеству положительных, так и к отрицательным последствиям.


Литература

1.  Готт В.С., Семенюк Э.П., Уршул А.Д. Социальная роль информатики – М.: Знание, 1999 – 429 с. – ISBN 5 – 75965 – 308 – 4.

2.  Громов Р.Г. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования – М.: Наука, 2002 – 364 с. – ISBN 5 – 64037 – 836 – 7.

3.  Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура – М.: Высшая Школа Экономики, 2005 – 526 с. – ISBN 5 – 28507 – 537 – 3.

4.  Информатика: учебник/ под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 768 с. – ISBN 5 – 279 – 02202 – 0.

5.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Ресурс

6.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15130

7.  Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: МГУ, 2006 – 530 с. – ISBN 5 – 62056 – 648 – 7.

8.  Могилев А.В. Информатика – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 438 с. – ISBN 5 – 64896 – 936 – 6.

9.  Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 645 с. - ISBN 5 – 75643 – 934 – 5.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.