![]() |
|
|
Курсовая работа: Информационное обеспечение управления школойВыводы по главе I Управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования. Таким образом, можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между: возросшими требованиями к обеспечению качества образования и реально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителя школы; необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса; между наличием большого количества специальных программных продуктов и стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой. Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы. Глава II. Теоретические основы разработки информационного обеспечения в управлении школы 2.1 Сущность информационного обеспечения в управлении школы Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы. Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой состоят в следующем: удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии; информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей; передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им; систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся; информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом. Управленческая практика показывает, что определение состава функций правления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования. Существуют два канала информационного обеспечения руководителей: формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности); стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответы и др.). В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, поступающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала. Промежуточное положение в системе информационного обеспечения руководителей системы образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций, целевых анализов. При правильной организации информационного обеспечения потребность в них значительно уменьшается. Логическая структура информационных потоков в общем случае не связана с физической структурой транспорта информации и связи, которая имеет звездообразную структуру типичной региональной образовательной сети. Для осуществления транспорта информации в системе мониторинга используют следующие каналы связи: Интернет-каналы - для передачи данных от коммуникационного сервера региональной образовательной сети в Министерство образования, а также из районных и городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений, находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемым телефонным каналам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточно надежной и устойчивой; Коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up - для связи в черте регионального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникационный сервер региональной образовательной сети, а также для передачи данных общеобразовательными учебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет; При небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школ в сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управления образованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сервер региональной образовательной сети; В отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети) для передачи данных могут использоваться радиосредства - радиомодемы, однако, при высокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаются неэффективными. Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющих - этический аспект; аспект доверия. Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принести значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выделяя те или иные типологические группы. Второй аспект проблемы - аспект доверия. Как правило, обследование проходит в конкретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т.д. Попав к руководителю более высокого уровня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю. Вся информация, накапливаемая в школе подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - директивы и нормативные документы о системе управления в городе, округе, школе (приказы, распоряжения и др.), учебные планы и программы, общественно политическая и научно-педагогическая информация. Внутренняя информация помогает представить состояние и результаты обучения, воспитания и развития учащихся, сведения о руководителях школы и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы и других учреждениях. Вся информация еще делится по времени на оперативную и стратегическую (тематическую и школьную). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении. Это те данные, которые нужны руководителю школы, чтобы оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть. Стратегическая информация - это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития школы, директивные документы государственной Думы, постановления правительства и др. Тематическая и оперативная информация как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию являются составной частью итоговой информации. В последнее время в управлении большое распространение получает использование телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении, что позволяет более оперативно осуществлять: дифференцированный подход к обучению; разрабатывать новые системы контроля; проводить групповые занятия; организовывать интерактивное общение для обобщения и обмена мнениями с педагогами других регионов; обучаемые получат возможность с помощью компьютера связаться с учителем-консультантом (тьютором), участвовать в международных олимпиадах, конференциях. Дистанционное обучение станет хорошим инструментом как для повышения квалификации, так и для самообразования учителя, воспитателя и руководителя школы. Технологии управления школой приобретает новую модель. 2.2 Особенности использовании информационных систем для решения задач управления школойПри формировании информационного обеспечения управления школой необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизационных задач и принятия управленческих решений. В противном случае - это балласт, на который затрачен самый невосполнимый ресурс - время. Улучшению качества информации способствует ее упорядочение. А упорядоченная совокупность фактов и статистических данных и формирует тот самый информационный массив, который мы используем для анализа и принятия управленческих решений. Основным инструментом создания системы информационного обеспечения управления школой, является педагогический мониторинг, ставший основой для педагогического коллектива школы для практической реализации идеи дифференциации в рамках школы с дифференцированным подходом к обучению. В связи с необходимостью отслеживать эффективность дифференцированного подхода одним из важнейших аспектов явился выбор системы сбора информации и обеспечение системы управления образовательным учреждением (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема распределения информационных потоков среди субъектов управления школой Само собой разумеется, что любая деятельность в сфере информационно-компьютерных технологий как, впрочем, и любая другая деятельность, основывается на ряде объективных предпосылок, делающих эту деятельность возможной. К сожалению, просто желания видеть конечный продукт интеллектуальной деятельности одного, или даже нескольких людей не достаточно для появления данного продукта. Требуется ряд объективных и субъективных предпосылок. Естественно, что для реализации данной системы, необходимо создание ряда условий, коими с нашей точки зрения на данном уровне являются: Правовые Поддержка инновационной деятельности Поддержка разработки и распространения программных продуктов Организационные Рассмотрим также нововведения в основных видах управленческой деятельности и в процессе создания оптимальной системы информационного обеспечения управления школой. Эффективность управления во многом зависит от качества управленческой информации, которой владеет руководитель. Качество управленческой информации определяют: а) ее полнота и минимальная достаточность; б) системность, структурированность; в) объективность, достоверность; г) значимость, востребованность; д) своевременность, оперативность поступления, обработки и передачи исполнителям. Создание комплексного банка управленческой информации, модель которого представляет собой матрицу, где номера строк определяют виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а номера столбцов обозначают виды информации по содержанию управленческой деятельности, позволяет реализовать все указанные требования и тем самым значительно повысить эффективность управления школой. Рассмотрим один из вариантов управленческой информации руководителя школы. В 1 строке (нормативно-правовая информация) помещается перечень нормативных документов в следующей последовательности: 1. по общим вопросам управления школой; 2. по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка, повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), а также определяющих требования к профессиональной компетентности педагогических кадров; 3. по материально-финансовому обеспечению; 4. по социально-правовой защите детей; 5. по организации учебного процесса; 6. по организации воспитательной работы и дополнительного образования детей; 7. по национальному образованию; 8. определяющих требования (нормативы) к уровню обученности, воспитанности и развития учащихся. Во 2 строке (научно-методическая информация) определяется перечень ключевых научно-методических публикаций также по 8-ми направлениям. В 3 строке (планово-прогностическая информация) помещается список всех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов в этой же последовательности. В 4 строке (контрольно-аналитическая информация) составляется перечень всех справок, актов по итогам различных проверок. Сбор и хранение управленческой информации в соответствии с этой моделью облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, ибо здесь уже установлены логические (причинно-следственные) связи. Результат (уровень обученности и развития учащихся) зависит от социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса. А образовательный процесс в свою очередь зависит от ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы). И все это в конечном счете определяет эффективность системы управления. Сбор информации по данной схеме возможен как в компьютерном, так и безмашинном вариантах. Современные компьютеры (а также дополнительные приборы типа "сканнер") позволяют легко и оперативно вносить в память компьютера не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация. Выводы по главе IIРазработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы. Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований. Заключение Управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования. Особенности современной ситуации таковы, что самое низшее звено системы управления образованием - образовательные учреждения - приходят к выводу о необходимости использования информационных систем управления в образовательном процессе. Параллельно этому процессу, идет активный процесс накопления статистической информации и формирование баз данных на муниципальных и региональных уровнях. В связи с этим остро встает вопрос об интеграции существующих и создаваемых баз данных в единую информационную сеть, позволяющую получить и проанализировать объективную информацию "из первых рук" на всех уровнях: от федерального до муниципального. При подобном варианте внедрения информационных систем управления, необходимо будет лишь дополнить существующие базы необходимой информацией. Можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между: возросшими требованиями к обеспечению качества образования и реально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителя школы; необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса; между наличием большого количества специальных программных продуктов и стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой. Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы. Разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы. Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований. Таким образом, изучив довольно обширный теоретический и практический научный и методический материал по теме нашего исследования, мы решили следующие задачи: изучили состояние проблемы оптимизации управленческой деятельности руководителя школы; рассмотрели вопросы совершенствования управления школой; изучили сущность информационного обеспечения в управлении школы; проанализировали особенности использовании информационных систем для решения задач управления школой. Список литературы 1. Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте "Информатизация системы образования" // Мастер-класс: прилож. к ж. "Методист". - 2008. - №3. - С.2-10. 2. Андрианова, Е.П. IV Всероссийский научно-методический симпозиум "Информатизация сельской школы" ("ИНФОСЕЛЬШ-2006") // Директор сельской школы. - 2007. - №1. - С.44-47. 3. Аницына, Т.М. Единое информационное пространство ОУ // Методист. - 2007. - №7. - С.10-13. 4. Анохин, С. Интернет в образовании: смещение фокуса с аудитории на личность // Директор школы. - 2006. - №3. - С.33-36. 5. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994. - 227 с. 6. Белякова, И.А. Компьютер - организатор, учитель и делопроизводитель // Директор школы. - 2007. - №9. - С.29-32. 7. Васильев, В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд. ВГУ, 1990. 8. Воронина, О. Главная задача ЦОР - повышение эффективности урока // Директор школы. - 2008. - №4. - С.58-60. 9. Гершунский, Б.С. Компьютеризации в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 10. Дзюбенко, А.А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000. - 104 с. 11. Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. - 2008. - №2. - С.261-267. 12. Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическое руководство. - М., 1995. 13. Латышев, О.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательном учреждении // Школьные технологии. - 2005. - №5. - С. 204-211. 14. Матрос, Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения // Педагогика. - 2007. - №6. - С.11-18. 15. Меламуд, В.Э., Фастовский И.А. Информационное пространство управления школой // Информатика и образование. - 2007. - №8. - С.3-12. 16. Первин, Ю.А. Информатизация школы: взгляд из сельской глубинки // Директор сельской школы. - 2007. - №1. - С.48-62. 17. Поташник, М.М. Оптимизация управления школой. - М., 1991. 18. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с. 19. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008. - №5. - С.3-15. 20. Саютина, О.Я. Реализация программы "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий" // Управление качеством образования. - 2008. - №1. - С.22-32. 21. Ткачева, Т.П. План мероприятий по информатизации образовательного процесса в школе // Практика административной работы в школе. - 2007. - №8. - С.17-18. 22. Управление развитием школы. /Под ред.М. М. Поташника, В.С. Лазарева. - М., 1995. 23. Харисов, Т., Харисова А. Система информационного обеспечения управления школой // Директор школы. - 2007. - №5. - С.35-43. 24. Якушкина, Е. Информационные технологии директору школы // Народное образование. - 2006. - №9. - С.121-129. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |