![]() |
|
|
Упрощенная система налогообложениястроках или графах; - после записи итогов в форму расчета единого налога никакие исправления в книге не допускаются. Необходимые уточнения оформляются специально составляемой справкой. На ее основании составляется уточненный расчет. 1.2.2 УЧЕТ ДОХОДОВ Доходами признаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся: - суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов; - полученные суммы авансов и предоплат (при этом суммы авансов и предоплат, в счет которых отгрузка товаров или оказание услуг так и не были произведены, следует рассматривать как кредиторскую задолженность, которую по истечении срока исковой давности следует включить в налогооблагаемую базу); - суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам); - стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия. 1.2.3 УЧЕТ РАСХОДОВ К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся: - стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость). - эксплуатационные расходы (К эксплуатационным расходам следует относить расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности). Ни Федеральный закон, ни Порядок детально не раскрывают понятие "расходы на содержание и эксплуатацию". Возможно, под расходами на эксплуатацию понимаются затраты, возникающие в процессе непосредственной эксплуатации средств труда, без которых их функционирование становится невозможным. Исходя из экономического смысла, расходы на содержание оборудования и других рабочих мест представляют собой затраты, связанные с содержанием средств труда, без которых они не могут быть приведены в рабочее состояние (например, энергоресурсы, газ, вода и пр.) и соответственно не могут быть использованы. - текущий ремонт (затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности); - затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, - затраты на аренду транспортных средств, - расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), - оказанные услуги (можно применять перечень услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, согласно Постановлению 552 - ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04- 02-10/1). - суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, - налог с продаж, уплаченный поставщикам; - ЕСН и другие отчисления в государственные внебюджетные фонды, - уплаченные таможенные платежи, - государственные пошлины и лицензионные сборы. Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг. Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной и оплаченной продукцией ( ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04-02-10/1). Спорным является включение в затраты расходов на приобретение канцтоваров и ряда других, традиционно относимых к общехозяйственным, но напрямую не указанных в перечне. В перечень не включены такие виды расходов, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме, арендная плата за землю, командировочные расходы. Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций. 1.3 ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца (то есть не позже 19-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога , а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению 1.4. ВОЗВРАТ К ПРЕЖНЕЙ (ТРАДИЦИОННОЙ) СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих или суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть, представлен отчет. Плательщики единого налога в этих случаях решением территориальной налоговой инспекции переводятся на общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть, представлен отчет. Таким образом, если превышение предельного уровня среднесписочной численности или размера выручки произошло в I квартале, то возврат на принятую ранее систему налогообложения осуществляется, начиная с III квартала. При этом последний отчет по упрощенной системе представляется за I полугодие. 1.5.УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА Отражение выручки (доходов) малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, для целей налогообложения производится только по мере оплаты, то есть кассовым методом. При этом в расчет должны приниматься фактически поступившие средства, отражаемые в Книге учета доходов и расходов. (ПИСЬМО МФ РФ от 29 октября 1997 г. N 04-02-11/1 и другие разъяснения) Что касается включения в состав валовой выручки сумм по сделкам при совершении товарообменных (бартерных операций), то указанные суммы должны учитываться организацией в составе валовой выручки того отчетного периода, в котором осуществлена указанная сделка. При кассовом методе под расходами подразумеваются фактически произведенные затраты по оплате стоимости материалов, товаров, сырья и пр. использованных в производственной деятельности. Соответственно если у предприятия возникает разница во времени между датой приобретения товара и датой их оплаты, то при расчете единого налога стоимость приобретенных товаров, материалов, работ, услуг, использованных в производственной деятельности, будет приниматься, только если она фактически оплачена поставщику. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Предприниматель без образования юридического лица Иванов Андрей Константинович зарегистрирован в органах исполнительной власти 14 июня 2001года. (свидетельство № 15005 от 14.06.2001г., выдан Администрацией г. Южно-Сахалинска) (Приложение 1). Предприниматель осуществляет следующие виды деятельности: торгово- закупочная, коммерческо-посреднеческая, транспортные услуги по перевозке грузов, продажа, установка, обслуживание и ремонт систем кондиционирования. Причем, основным видом деятельности является установка, обслуживание и ремонт систем кондиционирования. Получена лицензия в Департаменте строительства Сахалинской области, на осуществление данного вида деятельности. (СХ2642-С от 25 апреля 2002г.) Расчеты с покупателями за оказанные услуги ведутся только безналичным способом. Счета и счета-фактуры, выписываются в установленном порядке. Хозяйственные средства образуются за счет собственных и заемных средств. К источникам заемных средств относятся заемные средства краткосрочного и среднесрочного характера, а также кредиторская задолженность. 2.2. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПБОЮЛ ИВАНОВА А.К. ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Предприниматель без образования юридического лица Иванов А.К. попадает под действие Федерального Закона «Об упрощенной система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Предельная численность работающих составляет 4 человека. Просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей нет (приложение 2). Все необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность сдавались и сдаются в налоговые органы своевременно. Все условия для перехода на упрощенную систему налогообложения соблюдены. Предприниматель подал заявление на выдачу патента в I квартале 2002года. (за месяц до начала II квартала 2002г.), в котором просил перевести его на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с 1 апреля 2002г. По истечении 15-дневного срока на данное заявление предприниматель получил решение Инспекции МНС по г. Южно-Сахалинску о выдаче патента. При получении патента в налоговом органе ПБОЮЛ Иванов А.К. предъявил для регистрации книгу учета доходов и расходов (далее- Книга), в которой указывается имя, место нахождения, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банка. Налоговый орган на первой странице Книги фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи (АС-65 895598, приложение 3). При выдаче патента заполняется его дубликат, который хранится в налоговом органе и выдается решение о выдаче патента (приложение 4). В патенте указывается годовая стоимость патента, сроки ее уплаты. В нашем случае годовая стоимость патента составила 15000 рублей. Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей устанавливается Администрацией Сахалинской области на основании предоставленных финансовыми органами совместно с налоговыми органами расчетов стоимости патентов по видам предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Сахалинской области. 30% от годовой стоимости патента погашается сразу при его получении (4500 рублей), остальная часть оплачивается равными долями ежеквартально в срок до 1 числа 1 месяца текущего квартала. (3500 рублей) Согласно закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Сахалинской области», принятого Сахалинской Думой 22 октября 1998 года объектом налогообложения единым налогом устанавливается валовая выручка, полученная за отчетный период (квартал). Предприятие же по итогам хозяйственной деятельности за отчетный квартал предоставляет в налоговый орган в срок до 20 числа, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего к уплате единого налога с учетом оплаченной стоимости патента, а так же выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода с указанием валовой выручки, полученной за отчетный период). Расчеты составляются нарастающим итогом с начала года. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом и отчетность не предусмотрена, но ведение книги учета доходов и расходов у предпринимателя обязательно должно присутствовать. (Приложение 5). Если валовая выручка, как в моей случае составила 215 005-80, то по установленной ставке 10%, сумма единого налога составит 21 500 рублей, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет 3,33%, в областной бюджет 3%, и в местный 3,67%. На моей примере годовая стоимость патента 15 000 рублей, является фиксированной, и доначислению не подлежит. А порядок отчетности и оплаты годовой стоимости патента для предприятий, работающих на патенте описан выше. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В последнее время много говорится о необходимости снижения налогового бремени на малый бизнес. Вот уже и правительство взялось за подготовку нового законопроекта, призванного привести к реальному сокращению взимаемых налогов. Что ж, подождем - увидим. Сейчас же я хочу еще раз окинуть критическим взором упрощенную систему налогообложения малого бизнеса, выделить ее недостатки и подчеркнуть достоинства. ПРЕИМУЩЕСТВА: По процедуре ведения 1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов. 2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности. 3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов. В сфере налогообложения 1. Юридические лица (далее юрлица.) платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. 2. Индивидуальные предприниматели (далее ИП) не платят налог на доходы физлиц (п. 3 ст. 1 ФЗ № 222 от 29.12.95). Для них уплата налога на доходы физлиц заменяется стоимостью патента на занятие предпринимательской деятельностью, в которой уже заложена ставка единого налога (размер зависит от вида деятельности). 3. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это может быть либо совокупный доход (который определяется как разница между валовой выручкой и конкретным перечнем расходов), либо валовая выручка. 4. Юрлица не платят НДС и налог с продаж (основание: п. 2 ст. 1 ФЗ № 222 от 29.12.95). НЕДОСТАТКИ: По процедуре ведения: 1. Ведение бухучета усложняется, если: а) организация (ИП) занимается несколькими видами деятельности (например, производством и торговлей) и ведет их раздельный учет, а это сложно отображать в Книге доходов и расходов; б) необходимо отражать хозяйственные операции, возникшие до перехода на упрощенную систему (к примеру, авансы, полученные от покупателей), но нет определенной ясности, как это сделать, так как отражение подобных операций в упрощенной системе не предусмотрено; в) необходимо перейти к традиционному учету. Возникают сложности в отображении множества хозяйственных операций, которые в упрощенной системе не фиксируются, но необходимы при обычном ведении. К тому же сложно просчитать, насколько эффективно работает компания, так как упрощенная система учета не дает представления об основных показателях финансовой деятельности, которые лежат в основе оценки. 2. Нет конкретных инструкций отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. В законе четко прописан только перечень расходов, тогда как состав доходов не уточнен. В сфере налогообложения: Для юрлиц: 1. Отсутствует перечень налогов, замененных единым налогом с совокупного дохода (валовой выручки). 2. Никакие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу в том случае, если в качестве объекта налогообложения выбрана валовая выручка. 3. Сумма НДС, включенная в цену товара поставщика, не предъявляется к возмещению из бюджета, а относится на издержки. 4. На практике партнерам часто не выгодно работать с организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Они вынуждены платить весь "входной" НДС, а не разницу между "входным НДС" и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам. ("Входной НДС" - сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги). 5. Утрачивается право применять льготы к выплатам в пользу работников, произведенным за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль. Для физлиц: 1. Происходит ущемление прав ИП, которые, в отличие от юрлиц, вынуждены платить НДС (основание: п. 3 ст. 1 ФЗ № 222 от 29.12.95). В Законе говорится о замене уплаты налога на доходы физлиц стоимостью патента. Но в то же время это противоречит принципу "недопущения дискриминации налогоплательщиков" (п. 1.2 ст. 3 НК), согласно которому не допускается различное применение одного налогового режима (в нашем случае - упрощенной системы) в зависимости от организационно-правовой формы его участников (то есть для ИП и юрлиц). 2. Увеличивается налоговое бремя на ИП. Он платит ЕСН как с выплат в пользу работников, так и с дохода от предпринимательской деятельности, исходя из стоимости патента (п. 3 ст. 236 НК). ПРЕДЛОЖЕНИЯ Как показала моя практика, многочисленные достоинства упрощенной системы налогообложения сводятся на нет одним существенным недостатком, а именно - малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Происходит это потому, что покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС, уплаченный малым предприятием поставщику. Кроме этого контрагенты субъекта малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку последний не является плательщиком НДС. Попробую предложить следующее решение проблемы. Субъекты малого предпринимательства, не становясь плательщиками НДС, рассчитывают специальную часть единого налога в размере 20% от валовой выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Одновременно с этим субъект малого предпринимательства уменьшает сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет на сумму НДС, полученного от поставщиков. Таким образом, сохраняется действительно единый налог для субъектов малого предпринимательства и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС. Кроме этого, было бы неплохо дать возможность налогоплательщику выбирать в качестве налогооблагаемой базы, как совокупный доход, так и валовую выручку. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями. [pic] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. - М.: “Ось-89”, 1996 2. Приказ Госналогслужбы РФ от 24.01.96г. № ВГ-3-02/5 “Об утверждении форм документов необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства” 3. Гражданский кодекс РФ 4. Федеральный Закон №222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства” от 29.12.1995г. 5. Федеральный Закон “О государственной поддержке предпринимательства в РФ” от 14.06.1995г. 6. Закон № 88 от 22 октября 1988 года «Об упрощенной система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Сахалинской области», принятый Сахалинской Думой 22.10.1988года, в редакции от 1 января 1999 года. 7. Электронная база данных «Консультант Плюс». 8. ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.02.1996 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" 9. ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 03.10.1996 N 02-01-17 "О некоторых вопросах применения федерального закона РФ от 29.12.1995 n 222-фз" 10. ПИСЬМО МНС РФ от 05.07.99 N ВГ-6-02/531 "О налогообложении единым налогом организаций - комиссионеров, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" 11. ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации федерального закона от 29 декабря г. n 222-фз "об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" ПРИЛОЖЕНИЯ Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |