на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совершенствование политики укрепления налоговой базы регионов


недвижимости, основанной на согласованной системе государственного учета,

оценки и регистрации недвижимого имущества.

2.4 Существующие проблемы и недостатки в региональном налогообложении

Говоря о существующих проблемах укреплении доходной базы

территориального бюджета, можно отметить следующее.

В 2000 г. продолжали сохраняться большие различия в распределении

консолидированных бюджетов территорий по видам бюджетов.

По субъектам Российской Федерации доля отчислений в федеральный бюджет

от общей суммы поступлений налогов и сборов в январе-августе текущего года

колеблется от 17% (Республика Татарстан) до 86% (Республика Алтай) /27, с.

27/.

Более 60 % от общей суммы поступлений налогов и сборов перечислили в

федеральный бюджет 7 регионов (в частности, г. Москва – 27%). В то же время

11 субъектов Российской Федерации перечислили в федеральный бюджет менее 30

% общей суммы полученных налогов и сборов. Такое изменение соотношения в

ходе исполнения соответствующих бюджетов произошло в результате реального

воздействия нескольких факторов, оказывающих существенное влияние на темпы

и объемы поступлений налогов и сборов как в федеральный бюджет, так и в

бюджета субъектов Российской Федерации, в том числе:

- проведение денежных и безденежных взаиморасчетов;

- предоставление льгот в виде возмещения НДС по операциям от экспорта;

- принятие субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов,

освобождающих налогоплательщиков от уплаты федеральных регулирующих налогов

в части доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской

Федерации (льготы);

- предоставление отсрочек (рассрочек) по федеральным регулирующим

налогам и сборам, в части доходов, подлежащих зачислению в разные уровни

бюджетов;

- нарушение установленного порядка зачисления федеральных налогов и

сборов на счета органов федерального казначейства, выражающееся в

зачислении федеральных налогов и сборов на счета по учету доходов бюджетов

субъектов Российской Федерации и др.

Основных причин сложившейся ситуации несколько. Проблемой номер один

являются проводимые денежные и неденежные зачеты.

Как видно из выше приведенных данных, пропорция, исчисленная в "живых

деньгах", значительно ближе к равновесному значению, предусмотренному

законом о бюджете. Существенная разница в приведенных цифрах определяется в

первую очередь проблемой разного рода денежных и неденежных зачетов по

бюджетам территорий.

Общая сумма целевого финансирования, а также всех денежных и

безденежных взаиморасчетов за 8 месяцев 2000 г. составила 70,8 млрд. руб.

Из них по бюджетам территорий - 55,4 млрд. руб.

Не проводились безденежные взаиморасчеты только в 5 регионах. Это

Курская область, г. Санкт-Петербург, Карачаево-черкесская Республика,

Республика Марий Эл и Республика Саха (Якутия). В то же время по отдельным

регионам доля неденежных (при том, как правило, самых грубых - безденежных)

форм взаиморасчетов остается существенной. Так, в Ямало-Ненецком АО доля

безденежных взаиморасчетов в общем объеме поступлений составляет 72 %.

Вывод очевидный: наиболее значительный резерв роста бюджетного

потенциала большинства регионов лежит в отказе от анахронизмов, которыми

сегодня становятся неденежные налоговые расчеты.

Следующей важной проблемой является проблема потерь бюджета в связи с

предоставлением налоговых льгот.

По оценке МНС России, потери консолидированного бюджета за 2000 г. в

связи с предоставлением налоговых льгот составили более 200 млрд. руб. При

этом более половины суммы составили потери консолидированного бюджета,

связанные с предоставлением льгот по налогу на прибыль.

При этом следует отметить одну пропорцию. Если считать по ставкам,

установленным законодательством, то пропорция распределения налога на

прибыль между федеральным бюджетом и бюджетом территорий в среднем

составляет 36,7 % к 63,3 %. В реальности в среднем по России за январь-

август текущего года она составила 44,5 % к 54,5 %.

Дело не в том, что федеральный бюджет что-либо приобрел, а в том, что

бюджеты 72 регионов очень много потеряли за счет различных и чрезвычайно

многообразных местных механизмов освобождения "своих" предприятий от уплаты

налога на прибыль в территориальные бюджеты. Так, более 90 % налога на

прибыль поступило в федеральный бюджет в республиках Калмыкия (99 %), Алтай

(98 %), Мордовия (96 %). То есть в этих регионах территориальная компонента

налога на прибыль практически отменена, и их бюджеты не нуждаются в

дополнительных бюджетных средствах. И тогда возникает закономерный вопрос:

стоит ли дотировать бюджеты указанных субъектов Российской Федерации

финансовой помощью из федерального бюджета?

Если по налогу на прибыль по вновь принятому законодательству уже

имеется нормативная основа предоставления льгот, то по регулирующим налогам

идет грубое нарушение всех налоговых и бюджетных законов.

Имеется информация о том, что в ряде субъектов Российской Федерации

приняты нормативные правовые акты, изменяющие порядок исчисления и уплаты

налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и акцизов. Между тем

это является нарушением требований законодательства о налогах и сборах.

Существенное влияние на перекосы при поступлении налогов и сборов как

в федеральный бюджет, так и в бюджеты территорий оказывает также большой

объем отсрочек и рассрочек по федеральным и региональным налогам,

являющимся источниками формирования бюджетов субъектов Российской

Федерации.

Объем отсроченных (рассроченных) в установленном порядке платежей в

целом в консолидированный бюджет России составил на 1 сентября 2000 г.

свыше 73 млрд. руб., или 15 % от задолженности по налоговым платежам.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут

приниматься решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) только по тем

федеральным налогам и сборам, по которым законодательством Российской

Федерации о налогах и сборах установлены ставки зачисления федерального

налога или сбора в доходы бюджетов другого уровня (налог на прибыль (доход)

предприятий и организаций, налог на игорный бизнес и единый налог на

вмененный доход).

Однако на практике имеют место случаи, когда исполнительные органы

власти субъектов Российской Федерации принимают решение об изменении срока

уплаты по регулирующим налогам в части, зачисляемой в бюджет субъекта

Российской Федерации, что является грубым нарушением действующего

законодательства.

Обследование показало, что по состоянию на 1 января 2000 г. отсрочками

в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 65 пользовались

735 предприятий и организаций, из которых 125 имели нарушения условий их

предоставления.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникшие при осуществлении

реструктуризации налоговых платежей в территориальные бюджеты. В 2000 г.

впервые за последние годы принесла плоды работа по реструктуризации этой

налоговой задолженности. Теперь главной задачей является мобилизация данных

налоговых платежей, как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения

графиков реструктурируемой задолженности. Это требует слаженной работы

налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.

Представляется, что реализация всех перечисленных мер и совместные

согласованные действия позволят привести единую государственную политику по

укреплению доходной части территориального бюджета в соответствие с

нормами, предусмотренными II частью Налогового кодекса.

3. ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ И ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Практика взимания налогов и сборов в Курской области

Поступление платежей в консолидируемый бюджет области за 2001 год

характеризовалось следующими показателями /29/.

За истекший год налоговыми органами области активно и целенаправленно

велась работа по повышению собираемости налогов, укреплению налоговой

дисциплины, дальнейшему совершенствованию форм и методов по принудительному

погашению задолженности.

Много внимания уделялось работе по совершенствованию налогового

законодательства, направленной на устранение пробелов создающих лазейки для

уклонения от уплаты налогов, получения незаконных налоговых льгот, что

позволило привлечь дополнительные поступления доходов в бюджет.

В результате принятых мер удалось значительно увеличить объемы

поступлений налогов и сборов, при этом темпы их роста опережали темпы

инфляции.

Исходя из налоговой базы за 2001 год начислено налогов и других

обязательных платежей на 6531,9 млн. руб. или на 8,6 % больше, чем за

соответствующий уровень прошлого года.

При этом налоговые поступления возросли за этот же период на 52,3%, в

консолидированный бюджет области поступило 7630,3 млн. руб.

В соответствии с установленными нормативами распределения платежей

между бюджетами различных уровней в территориальный бюджет направлено

3481,1 млн. руб., что составляет 46,0 % к общему поступлению в

консолидированный бюджет. Поступления денежных средств в территориальный

бюджет составили 113,5 % к соответствующему уровню 2000 года, или больше на

412,9 млн. руб.

Поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет были

обеспечены налогом на добавленную стоимость на 42,0 %, налогом на прибыль –

на 19,0 %, налогом на доходы физических лиц – на 14,0 %, акцизами – на 5,0

%, налогом на имущество – на 6 %.

Более детально структура собираемых налогов представлена в следующей

таблице:

Таблица 3.1.

Поступление налогов и сборов по видам по Курской области на 01.01.02 /30/.

| |В бюджеты всех |Удельный вес|В том числе в бюджет|

| |уровней |в общей |территории |

| | |сумме | |

| | |поступле-ний| |

| | |, в % | |

| | | | | |Удельный вес|

| | | | |млн. |в общей |

| |На |На | |руб. |сумме |

| |01.01.01|01.01.02| | |пос-туплений|

| |, млн. |, млн. | | |в % |

| |руб |руб | | | |

| | | |2002 |2001 | |2002 |2001 |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|Всего: в т.ч. |4966,8 |7630,5 |100,0|100,0|3481,3|100,0|100,0|

|Налог на доб. | | | | | | | |

|стоимость |1448,6 |3187,9 | | | | | |

|Налог на прибыль | | |41,8 |29,2 |-- |-- |7,7 |

|предприятий и | | | | | | | |

|организаций |1212,3 |1415,5 | | | | | |

|Подоходный налог с | | |18,6 |24,4 |887,3 |25,5 |27,4 |

|физ. лиц |662,4 |1103,8 | | | | | |

|Платежи за | | |14,5 |13,3 |1092,8|31,4 |18,2 |

|пользование | | | | | | | |

|природными | | | | | | | |

|ресурсами |258,7 |369,6 | | | | | |

|Акцизы |124,1 |151,5 |4,8 |5,2 | |5,4 |5,4 |

|Налоги на имущество| | |2,0 |2,5 |187,1 |2,2 |2,0 |

| |428,6 |421,9 | | |75,8 | | |

|Прочие |733,1 |701,1 |5,5 |8,6 | |12,1 |13,8 |

| | | |9,2 |14,8 |421,6 |17,0 |22,4 |

| | | | | |591,4 | | |

Возрос уровень собираемости налогов и сборов, который в целом по

области составил 116,8 % против 83,3 % в 2000 году.

Задание по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет выполнено

на 110,5 %.

Успешно проведена работа по администрированию единого социального

налога, поступления которого возросли на 14,4 % и составили почти половину

всех налоговых платежей, или 3108,5 млн. руб. Задание по его сбору

обеспечено на 110,2 %.

Усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции

позволило добиться повышения уровня собираемости акцизов с 60,6 % в 2000

году до 88,7 % в 2001 году, при этом объемы их поступлений возросли в 1,2

раза, впервые за последние годы наметилась положительная тенденция снижения

сумм задолженности.

Хотя абсолютная сумма задолженности по налоговым платежам, налоговым

санкциям и пени остается значительной и составляет на 01.01.2002 г. 8819,6

млн. руб., наметилась положительная тенденция снижения темпов ее роста с

3,3 % в 2000 году до 0,4 % в текущем 2002 году.

Общая структура задолженности может быть представлена в таблице 3.2.

Налоговые органы области принимают комплекс мер, определенных

Налоговым кодексом, с целью сокращения объема задолженности.

На постоянной основе осуществляется деятельность межведомственных

комиссий, которые заслушивают руководителей предприятий – недоимщиков о

принимаемых мерах по погашению накопленной задолженности.

В 1,5 раза в сравнении с 2000 г. возросло количество направленных

требований на уплату налогов; на 25 % больше выставлено к счетам

недоимщиков инкассовых поручений, в результате чего взыскание недоимки со

счетов увеличилось в 1,8 раз и составило 284,4 млн. руб.; вынесено и

передано судебным приставам – исполнителям 736 постановлений на взыскание

недоимки через арест имущества на сумму 1005,8 млн. руб., в результате

привлечено в бюджет от реализации арестованного имущества 7,8 млн. руб.

Таблица 3.2.

Задолженность по видам налогов и сборов в бюджетную систему /30/.

| |Ha 01.01.02 |Удельный вес |

| | |задолженности |

| | |по |

| | |видам |

| | |налогов,в % |

| | | |

| | | |

|Виды налогов | | |

| | | |

| | |В том числе | | |

| |Задолженность | |2001 |2002 |

| | |Недоимка |Отсрочен| | |

| | | |платежи | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Всего: в т.ч. |3555,0 |1622,2 |1284,4 |100,0 |100,0 |

|НДС |1830,3 |664,1 |779,1 |51,5 |64,4 |

|Налог на прибыль |399,0 |203,6 |138,9 |11,2 |10,8 |

|предприятий и | | | | | |

|организаций | | | | | |

|Платежи за пользование |60,2 |41,6 |14,5 |1,7 |8,4 |

|природными ресурсами | | | | | |

|Акцизы: из них |195,7 |37,0 |134,0 |5,5 |4,4 |

|На алкогольную |184,5 |35,7 |124,4 |5,2 |4,2 |

|продукцию и | | | | | |

|этиловый спирт | | | | | |

|Прочие |1069,8 |675,9 |2 1 7,9 |30,1 |12,0 |

Под арестом в соответствии со ст. 77 НК РФ находится имущество 999

организаций на сумму 1633,3 млн. руб.

За указанный период с предприятий-недоимщиков в погашение

задолженности в принудительном порядке взыскано 2149,6 млн. руб. или 28,2 %

всех налоговых поступлений.

Указанные мероприятия позволили обеспечить снижение суммы

задолженности по налоговым платежам на 16,7 % или на 710,9 млн. руб.

В отношении реструктуризации задолженности предприятий и организаций

можно отметить следующее.

Успешно проведена работа с налогоплательщиками с целью привлечения их

к реструктуризации задолженности в соответствии с постановлениями

Правительства РФ от 23 мая 2001г. № 410 «О внесении изменений и дополнений

в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999г. №

1002» и от 8 июля 2001г. № 458 «О порядке и условиях проведения в 2001г.

реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов,

пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по

федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты

государственных внебюджетных фондов».

Налоговые органы продолжают проводить разъяснительную работу с

налогоплательщиками с целью привлечения их к реструктуризации в

соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2001г. № 699 «О

порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым

взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням

и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001г.».

В результате за 2001 год реструктурировано 5826,7 млн. руб.

просроченной задолженности. Благодаря своевременному и полному внесению

текущих платежей крупнейшими налогоплательщиками (ГП «Курская АЭС», ОАО

«Михайловский ГОК», ЗАО «Курскрезинотехника», ЗАО «Аккумулятор», ЗАО ЛВЗ

«Курский»), получившими право на реструктуризацию задолженности, а также

исполнению графика погашения недоимки, в области созданы предпосылки по

обеспечению стабильного роста поступлений платежей в бюджет.

Необходимо отметить итоги контрольной работы налоговых органов за

соблюдением законодательства о налогах и сборах за 2001 год.

Результатом контрольной работы стало выявление и пресечение налоговых

нарушений у 1334 юридических лиц и 513 физических лиц. Уровень взыскания

доначисленных сумм по юридическим лицам увеличился в 2,2 раза, а по

физическим более, чем в 5 раз. В государственную казну возвращено 313,0

млн. руб., еще свыше 400,0 млн. руб. находятся в стадии взыскания.

3.2. Совершенствование политики формирования доходной части бюджета Курской

области

Ниже рассмотрим основные особенности политики формирования доходной

части бюджета Курской области, имевшие место в последние годы.

Налог с продаж (НСП) – один из основных налогов, обеспечивающих

финансовые поступления в бюджет Курской области. Его взимание регулируется

законом Курской области «О налоге с продаж», последняя редакция которого

датируется 26.02.2001.

Налог с продаж в области устанавливается в соответствии со статьей 20

Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах

налоговой системы в Российской Федерации" и обязателен к уплате на

территории Курской области.

Плательщиками налога с продаж являются:

а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством

Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные

подразделения;

б) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные

образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в

соответствии с законодательством иностранных государств, международные

организации, их филиалы и представительства, созданные на территории

Российской Федерации;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность

без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары

(работы, услуги) на территории Российской Федерации).

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость

товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

В законе прямо перечислены виды товаров услуг, являющиеся объектом данного

вида налогообложения, и виды товаров и услуг, таковым не являющиеся (в

основном предметы первой необходимости, основные продукты питания).

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением

расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным

чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических

лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению

в обмен на другие товары (работы, услуги).

Ставка налога с продаж устанавливается в размере от стоимости товаров

(работ, услуг), реализуемых оптом за наличный расчет.

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в областной и местные

бюджеты в размере соответственно 40 и 60 процентов и направляются на

социальные нужды малообеспеченных групп населения области.

Анализируя конкретные положения этого закона, можно отметить: его

основные положения прямо дублируют соответствующие положения Налогового

кодекса.

Интерес представляет конкретная ставка налога, которая с момента

введения и до сегодняшнего времени составляла 5 %, т.е. являлась предельно

допустимой согласно существующему законодательству.

Не секрет, что данный налог ложится тяжелым бременем в первую очередь

на субъекты малого предпринимательства, которые в большей степени, нежели

средний и крупный бизнес, имеют дело с продажей за наличный расчет. Между

тем развитие малого предпринимательства в области проистекает весьма

медленно даже по сравнению с соседними областями Черноземья. В этой связи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.