на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Подоходный налог с физических лиц


Подоходный налог с физических лиц

Введение

Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много

лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части

налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо

всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”.

Так лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно просто

знать законы страны, в которой живешь, какими бы странными и

несправедливыми они порой не казались.

Таким образом, определив актуальность моей темы, можно сформулировать

основную цель данной работы и определить задачи. Цель моей работы

заключается в том, чтобы рассмотреть и попытаться проанализировать

нововведения в налоге на доходы физических лиц с 2001 года. Для выполнения

этой цели можно поставить следующие задачи:

рассмотреть истоки и причины появления подоходного налога, дать краткую

историческую справку. Остановиться на изменениях подоходного налога в 90-е

годы.

также в первой главе рассмотреть значение подоходного налога при

формировании доходной части бюджета РФ и тенденции изменения;

вторую главу посвятить непосредственно анализу главы 23 Налогового кодекса

«Налог на доходы физических лиц», то есть провести сравнительный анализ

действующей методики определения подоходного налога и методики с 2001 года,

здесь же рассмотреть недостатки и достоинства исчисления налога с 2001

года, дать экономическое обоснование нововведениям, в частности ставки

налога с 2001 года;

в третьей главе рассмотреть некоторые альтернативы налоговому кодексу в

части налога на доходы физических лиц, указать причины того, что был

принят именно правительственный проект налогового кодекса; здесь же по

причине ограниченности работы в объеме кратко рассмотреть зарубежный опыт

взимания подоходного налога с физических лиц.

В своей работе я буду опираться на главу 23 Налогового кодекса «Налог

на доходы физических лиц», закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

от 7.12.1991 (в редакции от 2.01.2000), на инструкцию №35 от 25.06.1995г.

«По применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (с

изменениями на 4.04.2000г.). Помимо этого я буду пользоваться

преимущественно периодической литературой.

1.Экономическая сущность подоходного налога.

1.1. Историческая справка взимания подоходного налога.

Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет

возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах

экономической деятельности индивида.

Поэтому, когда в 1907 году в России встал вопрос о введении

подоходного налога, товарищ министра финансов Н.Н. Покровский настаивал,

что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость,

не связывая его с опасными вопросами общественной и политической

организации.

Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но

принят лишь в 1916г. Это был единственный из всех налогов, который

предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных

доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным

по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и

официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога

на главу семьи).

Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала

декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика

раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что

каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с

пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а

прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой

систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был

обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к

налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.

Английская система фактически представляло собой смесь отдельных

налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.

Российское правительство решило контролировать все аспекты

экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно

предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое

заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все

финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому

физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и

право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы

не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс

сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко

обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут

следовать оба сменивших его режима.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В

1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело

его до 30,5%.Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму

необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству

населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко

увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а

государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с

целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и

бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что

получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через

насильственное включение в число налогоплательщиков.

Итак, мы рассмотрели причины введения подоходного налога в России в

1916 году и его особенности. Для более полной его характеристики рассмотрим

особенности взимания подоходного налога в настоящее время. Начиная с выхода

7 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц», он

изменялся и дополнялся 2-3 раза в год, то не имеет смысла рассматривать

все эти изменения. Я остановлюсь только на последних трех годах, то есть

1998-2000гг. с целью проследить динамику изменения подоходного налога.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета

налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений

учитывается момент возникновения прав и обязательств, когда доходом

признаются все суммы, право на получение которых возникает у

налогоплательщика в данный налоговый период, независимо от того, получены

ли они фактически. Такой метод применялся с 1992 по 1997г. включительно. С

1998г. налоговая база исчисляется с использованием кассового метода, при

котором учитывается момент получения средств и производство выплат. В

1998г. исчисление подоходного налога предполагало шкалу из 6 ступеней.

Таблица 1

Ставки подоходного налога с доходов, полученных с 1.01.1998г. [8, с.

30]

|Размер облагаемого дохода |Ставка налога |

|До 20 000 руб. |12% |

|От 20 001 до 40 000 руб. |2 400 руб. + 15% с суммы превышающей 20 000 |

|От 40 001 до 60 000 руб. |5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000 |

|От 60 001 до 80 000 руб. |9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 |

|От 80 001 до 100 000 руб. |14 400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000 |

|100 001 руб. и больше |20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000|

При этом весьма существенно увеличился размер дохода, облагаемого по

минимальной ставке 12%. Введен новый достаточно щадящий промежуточный

процент налогового изъятия в интервале от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Максимальная ставка осталась на прежнем уровне в размере 35%, но при этом

возрос размер дохода, облагаемого по этой ставке с 48 тыс. до 100 тыс. руб.

Особое место в подоходном налогообложении занимают налоговые льготы.

Они имею одну цель – сокращение размера налогового обязательства

налогоплательщика. В 1998г. изменился размер вычетов на налогоплательщика и

иждивенцев:

при доходе до 5000 руб. вычету подлежали 2 МРОТ (до 1998г – 1 МРОТ);

при доходе от 5000 до 20 000 руб. – 1 МРОТ;

при доходе более 20 000 руб. вычетов не производилось.

Таким образом, физические лица, получающие низкие доходы, будут

платить налог в очень небольшой сумме. По мере увеличения дохода сумма

налога будет возрастать и, таким образом, будет в большей степени

привлекаться к формированию доходов местных бюджетов, которые, в свою

очередь, финансируют из налоговых поступлений социальную инфраструктуру

своего региона.

В 1999г. первоначально предусматривалась 6-тиступенчатая шкала ставок

подоходного налога. Но 31.03.1999г. было принято очередное изменение к

закону «О подоходном налоге», которое отменяло максимальную ставку 42%

подоходного налога при доходах свыше 300 000 руб. и, таким образом, вводило

5-тиступенчатую шкалу исчисления подоходного налога.

Таблица 2

Шкала ставок подоходного налога с доходов, полученных после 1.01.1999г. [4,

с. 40]

|Доходы |Ставка в |Ставка в бюджеты субъектов РФ |

| |федерал. Бюджет | |

|До 30 000 руб. |3% |9% |

|30 001 – 60 000 |3% |2 700 + 12% с суммы, превышающей 30 000 |

|60 001 – 90 000 |3% |6 300 + 17% с суммы, превышающей 60 000 |

|90 001 – 150 000|3% |11 400 + 22% с суммы, превышающей 90 000 |

|150 001 и более |3% |24 600 + 32% с суммы, превышающей 100 000 |

Таким образом, в 1999г. был введен новый порядок уплаты подоходного

налога: он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3%

независимо от дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также

с 1999г. было предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм

коэффициентов и надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог

взимался отдельно от других доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в

бюджеты субъектов РФ по ставке 9%.

С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.

В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога –

федерального и местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию

необходимо перечислять на счет соответствующего органа Федерального

казначейства, которое само будет распределять поступающую сумму по

различным бюджетам. Так, 16% поступивших налогов отчисляется в Федеральный

бюджет, а 84% - в региональный бюджет.

Полностью изменена шкала подоходного налога.

Таблица 3

Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г. [1, ст.6]

|До 50 000 руб. |12% |

|От 50 001 до 150 000 |6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000. |

|руб. | |

|От 150 001 руб. и выше |26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.|

В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления

стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С

1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:

- материальная помощь, если она оказывается физическим лицам,

пострадавшим от террористических актов на территории РФ (независимо от

размера выплаты);

- суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся

достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1998-

2000гг., можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения

налогом, а также о расширении вычетов и увеличении их размеров. Однако

эти изменения затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет

РФ.

1.2. Значение подоходного налога при формировании

доходной части бюджета РФ

Формирование проекта бюджета на 2000г. сопровождалось разработкой

пакета законопроектов об изменении налогообложения. В частности

предлагалось снизить с 45% до 30% предельную ставку подоходного налога, а

также резко упростить шкалу этого налога. Был принят Федеральный закон «О

внесении изменений в закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»,

которым предусмотрены по доходам, полученным после 1.01.2000г. лишь 3

ставки налога, в том числе 12% при совокупном годовом доходе до 50 тыс.

руб. Отказ от запретительной ставки 45%, которая могла вступить в действие

начиная с 2000г., можно рассматривать в качестве наиболее серьезной из всех

налоговых мер, принятых при рассмотрении бюджета на 2000г. в

Государственной Думе.

Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма

подоходного налога с физических лиц. Его величина определяется в сумме 23,9

млрд. руб. [См. Таблицу 4]. В соответствии с принятым согласительной

комиссией по рассмотрению проекта бюджета на 2000г. решением, ставка

зачисления этого налога в Федеральный бюджет против 1999г. снижена с 3% до

2%. Это соответствует доле в 15% от всей суммы подоходного налога.

Таблица 4

Структура налоговых доходов бюджета.

| |В млрд. руб. |В % к итогу |

| |1999г.(у|1999г.(о|2000г.|1999г.(утв|1999г.(ож|2000г|

| |твержден|жидаемое| |ерждено |идаемое) |. |

| |о) |) | | | | |

| | | | | | | |

|Налоговых доходов |456,03 |467,78 |675 |100% |100% |100% |

|всего | | | | | | |

|1.Прямые, в том числе | | | | | | |

|1.1. Налог на прибыль |39,45 |73,59 |63,45 |8,1% |15,7% |9,4% |

|1.2. Подоходный налог |25,24 |21,43 |23,93 |5,5% |4,6% |3,5% |

|2.Косвенные, в том | | | | | | |

|числе | | | | | | |

|2.1. НДС |179,36 |197,24 |277,49|39,3% |42,2% |41,1%|

|2.2. Акцизы |101,64 |77,22 |119,9 |21,3% |16,5% |17,8%|

Одновременно можно отметить постепенное, но неуклонное увеличение как

общей суммы, так и доли подоходного налога в доходах консолидированного

бюджета. На 2000г. общая сумма этого налога в расчетах бюджету определена в

159,8 млрд. руб., что только на 14% ниже общей суммы налога на прибыль; по

отношению ко всей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета доля

подоходного налога с физических лиц в 2000г. должна составить 11,6%.

Итак, рассмотрев кратко историю становления подоходного налога в

России, его роль при формировании доходов бюджета и тенденции изменения,

посмотрим, к чему же они привели, то есть рассмотрим особенности исчисления

и взимания подоходного налога с 2001г.

2. Анализ методики определения подоходного налога с 2001г.

2.1. Налоговая база и налоговые ставки налога

на доходы физических лиц.

Для более полного освещения особенностей исчисления данного налога

приведу основные понятия. Налогоплательщиками налога признаются физические

лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица,

получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся

налоговыми резидентами РФ. В НК впервые определен перечень доходов,

получаемых от источников в РФ и от источников за пределами РФ (за рубежом).

По сравнению с действующим в настоящее время законодательством главой 23 НК

РФ значительно расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ.

Так, начиная с 01.01.2001 к таким доходам в числе прочих доходов относятся

и вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную

работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. Такая

формулировка свидетельствует о том, что доходом от источника в РФ будет

являться не только доход, полученный в результате определенных действий -

за выполненную (совершенную) на территории РФ работу, но и любой доход,

полученный в результате совершения иных действий (бездействий) в РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы

налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной

формах, а также доходы в виде материальной выгоды. С 2001г. изменен порядок

определения налоговой базы. Теперь она будет определяться отдельно по

каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые

ставки.

Несомненно, самым значительным нововведением является введение единой

ставки налога с 2001г. – 13%. На этот счет существуют противоположные

мнения. Сначала я приведу мнения против такой ставки налога.

Противники единой ставки подоходного налога считают, что она не

позволит реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в

мире не используется единая ставка подоходного налога, так как в этом

случае образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации

доходов физических лиц. В настоящее время в России разрыв между группой

лиц с наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и

более, в то время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3.

Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные

слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт.

Необходимо повысить налоговые изъятия в бюджет от высокооплачиваемой группы

лиц.

Однако, для того, чтобы понять, почему был принят именно этот проект

налогового кодекса, необходимо рассмотреть причины, которыми

руководствовались разработчики Налогового кодекса.

Ставка 13% не означает увеличение налогооблагаемых доходов

низкооплачиваемых граждан, уплачивающих сейчас 12% подоходного налога и 1%

в Пенсионный фонд. Для этой категории граждан (90% работников) реформа

сохранит нынешнее налоговое бремя. Однако, тот факт, что при действующем

законодательстве только 0,1% доходов облагается по ставке 30%, означает,

что с богатых налоги не собираются. Это и требует принятия радикальных мер

для выведения фонда оплаты труда из теневого оборота. Единая низкая ставка

налогообложения доходов граждан – главная (но не единственная) мера,

призванная решить эту сложную задачу. На других мерах, например, о введении

новых вычетов, призванных вывести доходы физических лиц из теневого

оборота, я остановлюсь ниже.

По ставке сделано несколько исключений. Налоговая ставка в размере 35%

устанавливается в отношении следующих доходов:

выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов;

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы

товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;

страховых выплат по договорам добровольного страхования в части

превышения страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из

действующей ставки рефинансирования ЦБ;

процентных доходов по вкладам банка в части превышения суммы,

рассчитанной исходя из ѕ действующей ставке рефинансирования ЦБ по рублевым

вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных

средств в части превышения размеров, указанных выше.

Налоговая ставка в размере 30% устанавливается по следующим доходам:

дивидендов;

доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами

РФ.

По применению пункта 4 статьи 210 Кодекса можно привести следующий

пример:

Пример. Физическое лицо от участия в лотерее выиграло денежный приз в

сумме 500 000руб. Н для таких доходов установлена статьей 224 части 2

Кодекса в размере 35% от суммы выигрыша. Организатор лотереи в соответствии

с п.1 ст.226 части2 Кодекса обязан исчислить в бюджет налог с доходов

физического лица в размере 175 000 руб.(500 000*0,35). Физическому лицу

выплачивается 325 000 руб.(500 000 руб. – 175 000 руб.).

Таким образом, кодекс намерен запретить распространенную сейчас

депозитную схему ухода от налогообложения и резко упростить

администрирование подоходного налога. Достаточно отметить, что резко

уменьшатся масштабы декларирования доходов гражданами. По оценкам МНС

количество подаваемых деклараций уменьшится с 4 млн. до 150 тыс.

Декларации будут связаны с покупкой недвижимости или с налогообложением

недобросовестных процентов, но это ничтожный слой. Работа в нескольких

местах перестанет быть основанием для декларирования доходов.

Собираемость подоходного налога по ставке 13% оценивается

специалистами на уровне 90%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены ставки 30% и 35%,

налогооблагаемая база определяется как денежное выражение таких доходов.

При этом не применяются налоговые вычеты. Они применяются при определении

налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая

ставка 13%. Здесь налоговая база уменьшается на сумму вычетов.

2.2. Налоговые вычеты: виды и порядок расчета.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.