![]() |
|
|
Налог на прибыльпитания, а также на суммы, направленные на техническое перевооружение производства остальных отраслей народного хозяйства, строительство. 2.2.Целевые налоговые льготы. Целевые налоговые льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами РФ. Для льготного налогообложения малого бизнеса установлены два важных принципа: - налоги Федерации и субъектов Федерации должны быть направлены на поддержку малого бизнеса в приоритетных областях; - налоговые льготы субъектов Федерации для малого бизнеса должны быть скоординированы с региональными программами поддержки малого бизнеса и не приводить к уменьшению доходов федерального бюджета. Правительственные меры по поддержке малого предпринимательства предусматривают постепенное внесение в налоговое законодательство следующих налоговых льгот: - освобождение от налогообложения суммы прибыли, накопленной за определенный период времени и используемой для развития собственного производства; - установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы с момента их регистрации; - освобождение от налога на прибыль средств негосударственных лиц, направляемых в федеральные фонды субъектов Федерации для поддержки предпринимательства; - сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации; - зачисление налога на прибыль малых предприятий, работающих по приоритетным направлениям, полностью в местные бюджеты. 2.3.Инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит является одной из налоговых льгот. Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами. В соответствии со статьей 2 Закона «Об инвестиционном налогом кредите» предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в промышленности и строительстве до 100 человек; в науке и научном обслуживании до 60 человек), имеют право уменьшать сумму налогового платежа на 10 % от цен: • закупленного и введенного в действие оборудования, используемого непосредственно и полностью для замены оборудования, проведения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятием, в том числе для продажи результатов этих работ, защиты окружающей среды от загрязнения отходами; • закупленного и введенного в действие оборудования со сроком службы более восьми лет; • закупленных и введенных в действие автоматических линий и автоматизированных участков, управляемых ЭВМ; • оборудования для создания рабочих мест инвалидов. Во всех случаях предоставления предприятию налогового кредита условия кредитного соглашения (до его заключения) согласовываются налоговым органом с финансовым органом, отвечающим за исполнение соответствующего бюджета. 2.4.Налоговые освобождения. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливает налоговые освобождения при исчислении налога на прибыль. 1.Облагаемая налогом прибыль при фактически произведенных предприятием затратах и расходах уменьшается, на суммы направленные: - предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения ( в том числе в порядке долевого участия), а так же на погашение кредитов банков, полученных и использованных ан эти цели, включая проценты по кредитам; - предприятия всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а так же на погашение кредитов банков, полученных и использованных ан эти цели, включая процент по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющих соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. 2. Ставки налога на прибыль предприятий и организаций понижаются на 50%, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%. 3. Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов. 4. В первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие: производство и переработку сельскохозяйственной продукции, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного социального назначения - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции. Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. 5. Для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет. 6.Не подлежит налогообложению прибыль: религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, а также иная прибыль указанных предприятий, используемая на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. Эта льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых; общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов; предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов; предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивных загрязнений - вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно- конструкторских, строительно-монтажных работ с объектами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50% от общего объема, а для предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50% от общего объема, - часть прибыли, полученной в результате этих работ; от производства продуктов детского питания; государственных и муниципальных музеев, библиотек, театров, цирков, зоопарков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности; организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, и направленная на обеспечение пожарной безопасности в РФ; организаций (предприятий) от производства пожаро-технической продукции, предназначенной, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности в РФ; предприятий потребительской кооперации, расположенных в районах Крайнего Севера. Органы государственной власти, национально-государственных и административно- территориальных образований помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты. 3.Порядок уплаты налога на прибыль. Законодательством РФ однозначно определена ставка налога на прибыль только в части, зачисляемой в федеральный бюджет - 13%. Ставки налога в части, зачисляемой в бюджет субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т.д.), могут быть разными, они определяются самостоятельно органами государственной власти субъектов РФ, но в пределах ставки, установленной законодательством РФ. Таблица 3. Действующие ставки налога на прибыль (в %). | |В части, зачисляемой| | |Плательщики налога |в бюджет |Суммарная | | | | | | | | | | |ФБ |Субъектов | | | | |РФ | | |Банки, страховщики, биржи, |13 |До 30 |До 43 | |брокерские конторы, любые | | | | |организации по прибыли от | | | | |посреднической деятельности. | | | | |Предприятия промышленности, |13 |До 22 |До 35 | |строительства, торговли, | | | | |бытового | | | | |Обслуживания и все прочие | | | | |организации. | | | | Субъекты РФ могли бы устанавливать ставки налога ниже предельных, но при напряженности, а во многих случаях дефицитности их бюджетов этого почти не происходит, почти везде общие ставки налога составляют 35% и 43%. Субъекты РФ могут дифференцировать ставки налога, но не по отдельным плательщикам. А лишь по категориям плательщиков и видам деятельности. Необязательно, например, банкам, страховщикам, брокерским конторам устанавливать единую ставку налога 30%, можно одним установить 30%, другим 25%, третьим 28% - это дело органов государственной власти субъектов РФ. Этой возможность субъекты РФ практически не пользуются. Таблица 4. Ставки налога на доходы от отдельных видов деятельности. |№п/п |Виды деятельности |Ставка |Примечание | | | |налога,% | | |1 |Доходы от долевого участия|15 |Налог взимается| | |в | |у | | |деятельности других | |Источника | | |предприятий | | | |2 |Дивиденды по акциям, |15 |Налог взимается| | |проценты и дисконтный | |у источника | | |доход по Государственным | | | | |ценным бумагам | | | |3 |Доходы казино, игорных |90 |- | | |домов и другого игорного | | | | |бизнеса | | | |4 |Доходы от |70 |В составе | | |видеодеятельности: | |доходов | | |видеосалонов, видеопоказа,| |учитываются | | | | |доходы от | | |прокат видео- и | |аренды и других| | |аудиокассет | |видов | | | | |использования | | | | |виеосалонов и | | | | |др. | Примечание: термин «Налог взимается у источника» означает, что начисляет сумму налога и перечисляет в бюджет организация, выплачивающая доход (а не получающая его), она несет ответственность за полноту уплаты налога. По п. 3 и 4 табл. налогом облагается не прибыль, а доход. Доход определяется в виде разницы между выручкой и расходами, включаемыми в себестоимость продукции, учитываемых при налогообложении прибыли, за исключением расходов на оплату труда. Исчисление налога на доходы, указанные в п. 3 и 4 табл. производиться ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Расчет суммы налога представляется в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а уплата налога производиться в пятидневный срок со дня представления расчета (т.е. не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным). В течение квартала плательщики налога на прибыль производят авансовые платежи налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период (квартал) и установленной ставки налога. В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций »» от 31 декабря 1995 года №227-ФЗ от уплаты авансовых взносов налога на прибыль освобождены: предприятия, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни; малые предприятия; бюджетные организации. При изменении в течение квартала суммы предполагаемой прибыли предприятие - налогоплательщик по согласованию с финансовыми органами может пересмотреть сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов налога на прибыль и предоставить справку об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Авансовые взносы налога на прибыль производятся не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети предполагаемой квартальной суммы налога. До начала каждого квартала предприятия представляют налоговому органу по месту своего нахождения справку о предполагаемой сумме прибыли в предстоящем квартале. По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот с ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей. При этом расчет суммы налога на прибыль по фактической прибыли может отличаться от исчисленного, исходя из предполагаемой прибыли. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной предприятием прибыли и суммой авансовых взносов налога за истекший квартал уточняется (увеличивается или уменьшается) на сумму, рассчитанную исходя из процентной ставки за пользование банковским кредитом, установленной в истекшем квартале Центральным банком РФ: в течение квартала ставка ЦБ могла меняться, поэтому берется ставка на середину квартала: на 15 февраля, на 15 мая, на 15 августа, на 15 ноября. Корректировка дополнительных платежей в бюджет на процентную ставку Центрального банка РФ основана на том, что при занижении авансовых взносов сумм налога на прибыль предприятие использовало в своем обороте средств, которые должны были принадлежать бюджету, то есть, как бы использовало бюджетный кредит. Правда корректировка производиться в обе стороны: как в сторону дополнительных платежей в бюджет (при занижении авансовых взносов, когда расчет суммы налога по фактической прибыли оказался больше суммы авансовых платежей за истекший квартал), так и в сторону возврата предприятию излишне внесенных средств в бюджет (при завышении авансовых взносов, когда расчет суммы налога по фактической прибыли оказался меньше суммы авансовых платежей налога за истекший квартал). Но при определении дополнительных платежей в бюджет никаких ограничений не установлено, а при определении сумм, подлежащих возврату из бюджета (или зачислению предприятию в счет предстоящих платежей), установлены определенные ограничения: возврат из бюджета излишне внесенных сумм производиться в пределах фактически внесенных в бюджет авансовых платежей налога на прибыль за отчетный квартал, но не более суммы оставшейся после возврата налога по результатам перерасчета по фактически полученной прибыли за отчетный период с начала года. Если с предприятия, исходя из расчета налога по фактически полученной сумме прибыли за квартал, причитаются дополнительные платежи в бюджет, то они распределяются между бюджетами разных уровней пропорционально распределению между ними налога на прибыль. Авансовые платежи налога на прибыль предприятия производит за себя и отдельно - за свои структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета и находящиеся на территории другого субъекта РФ. За себя предприятие производит авансовые платежи в федеральный бюджет, а также в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет; за свои структурные подразделения предприятие производит авансовые платежи только в бюджет соответствующих субъектов РФ и в местные бюджеты. Сведения о суммах авансовых взносов по каждому территориально обособленному структурному подразделению предприятие сообщает соответствующим субъектам РФ по месту нахождения структурных подразделений до начала квартала. При этом в расчет принимается предполагаемая среднесписочная численность работающих (или предполагаемый фонд оплаты труда) и предполагаемая средняя остаточная стоимость основных производственных фондов на соответствующий период. Выбор одного из двух показателей - численность работающих или фонд оплаты труда предприятие производят по своему усмотрению. Начиная с 1 января 1997 года предприятия, которые до этого времени производили авансовые платежи, имеют право отказаться от них и перейти на ежемесячную (вместо квартальной) уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Расчеты налога по фактически полученной прибыли производятся ежемесячно нарастающим итогом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется за вычетом ранее начисленных сумм платежей расчеты представляются в налоговые органы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, по квартальным расчетам - пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. На базе балансовой прибыли определяется валовая прибыль, а на ее основе прибыль, облагаемая налогом. Кроме того, следует иметь в виду, что прибыль, принимаемая в расчет для целей налогообложения, отличается от балансовой прибыли на суммы нормируемых затрат, представительских расходов и др., то есть валовая прибыль больше балансовой на сумму превышения установленных нормативов. При возникновения у предприятий задолженности по платежам в бюджет к ним могу применяться меры бесспорного взыскания недоимки в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов. Эта мера осуществляется в соответствии с установленным Госналогслужбой РФ, Минфином РФ ЦБ РФ «Порядком бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов». Юридические лица, независимо от формы собственности и организационно -- правовой формы хозяйствования, а также их филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, должны вести учет дебиторской задолженности и ежеквартально составлять перечень организаций и предприятий дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Платежи по налогу на прибыль предприятие осуществляет на счет отделений федерального казначейства. В дальнейшем казначейства осуществляет распределение суммы, уплаченного налога по уровням бюджетов с учетом предоставленных льгот и проведенных взаимозачетов данным налогоплательщиком. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»» от 31.03.99 года № 62-ФЗ изменилась ставка налога на прибыль: Таблица 5. Ставка налога на прибыль с 31.03.99 г. (%). |Ставка налога |Федеральный бюджет |Бюджета субъектов РФ | |Налог на | | | |прибыль |11 | | |организаций и | | | |предприятий | | | | | |19 | |Прибыль банков | | | |и страховых |11 |27 | |компаний | | | Вследствие прошедших изменений изменился порядок уплаты в бюджета РФ налога на прибыль. Налогоплательщик самостоятельно разбивает сумму уплачиваемого налога на 11 % - зачисляется напрямую на счет казначейства «Доходы федерального бюджета», и на 19% (для предприятий и организаций), либо на 27% (для банков и страховых компаний) - зачисляется на счет казначейства «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства ». Заключение. Тяжесть налогового бремени в России очевидна. В настоящее время, хотя и понизилась ставка налога на прибыль, предприятиям и организациям очень сложно выжить в условиях рыночной экономике при действующем налогообложении, так как основная часть доходов ( до 90%) перечисляется в уплату налогов. Предприятиям и организациям невыгодно показывать прибыльность предприятия, и с помощью соответствующих бухгалтерских проводок предприятие сводит прибыль до нуля или убыточности. На первом этапе функционирования новой налоговой системы налог на прибыль был наиболее приоритетным в доходах консолидированного и местных бюджетов. В последующие годы значение этого налога заметно падало, оставаясь на достаточно высоком уровне. Снижение поступлений налога на прибыль можно объяснить тем, что в 1992 - 1995 гг. у данного налога была широкая налогооблагаемая база. В нее, кроме сомой прибыли входили: доходы от внереализационной деятельности, сумма превышения фонда оплаты труда в сравнении с нормируемой величиной, курсовая разница. С 1 января 1996 г. налог на превышение фонда оплаты труда был отменен. Этот искусственный приток налога на прибыль, введенный в целях сдерживания заработной платы, составлял в 1992 - 1995 гг. 20 - 23 % в общей сумме налога на прибыль. Еще одной причиной снижения доли налога на прибыль являются более высокие темпы поступлений других налогов; так введение ряда местных налогов, уплата которых производится перед расчетом налога на прибыль или заметное превышение их ставки. На снижение налога на прибыль существенное влияние оказало сокращение поступлений от банков. В 1993 - 1994 гг. доля банков в общей сумме налога на прибыль составляла 20 - 22 %. В последующие три года в связи с финансовыми трудностями, снижением учетной ставки, ужесточением финансовой политики ЦБ РФ. Эти факторы привели к снижению налогооблагаемой базы и поступлению налогов от банков. Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирование законодательных и нормативных актов делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. В то же время в налоговом законодательстве установлена довольно жесткая ответственность за нарушение законов. Во многих случаях эти нарушения связаны с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и особенно с происходящими в нем изменениями, дополнениями и т.п. Какой-либо разъяснительной работы среди налогоплательщиков органами власти, в том числе налоговыми органами, по сути дела не проводится. В результате у предпринимателей и населения создается стереотип о несправедливости существующих налогов, оправдывающий уклонение от налогообложения. Массовое сокрытие доходов от налогообложения и крайне низкая финансовая дисциплина стали в настоящее время одной из острейших проблем. Это подтверждается тем, что только в ФБ недопоступает по некоторым данным до 40% прогнозируемых доходов. Планируемые меры по укреплению налоговой и платежной дисциплины: - снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет укрупнения налогов и отмены низкоэффективных налогов; - расширение налоговой базы за счет отмены ряда налоговых льгот, расширение круга плательщиков налогов и круга облагаемых доходов; - недопущение двойного налогообложения за счет четкого определения налогооблагаемой базы; - постепенное перемещение налогового бремени с доходов предприятий на доходы физических лиц; - повышение роли имущественных налогов; - усиление контроля за соблюдением налогового законодательства. Литература. 1. Налог на прибыль. Сборник нормативных документов с комментариями. - М:Агенство «Бизнес-Информ», 1996. 2. Балабин В. Разрешение споров о применении льгот/Хозяйство и право. - 1998. - № 3. - С.72-82. 3. Никонов А. О применении льгот не закрепленных в налоговом законе.// Хозяйство и право. - 1998. - № 9. - С. 79-83. 4. Фомина О. Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц в зарубежных странах.// Хозяйство и право. - 1998. - № 10. - С.82 - 88. 5. Галимзянов Р.Ф. Постатейные комментарий к инструкции ГНС от 10.08.95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».// Налоги и платежи. - 1999. - № 1.-С. 84-108. 6. Петрова Г.В. Правоотношения по освобождению от налогообложения.//Право и экономика. - 1997. - № 23/24. - С.31 - 42. 7. Петров А.В. Исчисление и уплата налога на прибылью/Главбух. - 1995. -№ 10.-С.44-65. 8. Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (Оптимизация и минимизация налогообложения). - М: 1997. Том -l.C.22-24,215-289. 9. Полторак А.Ф. Порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций, имеющих в своем составе дочерние предприятия, филиалы, подразделениям/Финансы. — 1996. - № 4. С.26 - 28. 10. Ю.Рагимов С.Н. Зигзаги налога на прибыль. //Финансы. - 1998. - № 1. С.27 - 28. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |