на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития


региональной собственности, определения основ государственности и выборы

стратегии, и развитие Федерации. Всё это ещё раз подтверждает положение о

том, что налогообложение важнейшая область экономико-правовых отношений и

одними налоговыми законами её не решить.

Россия конца 90-х годов переживает период становления обновлённых

основ государственности, укрепление её федеративных отношений. Учёными и

практиками широко обсуждаются проблемы бюджетно-налогового федерализма.

Предлагаются самые различные варианты бюджетно-налоговых отношений, вплоть

до полярных. Существует мнение о необходимости переименования республик и

других административных единиц в губернии (А. Солженицын и др.). Напротив,

ряд областей и краёв выдвигают себя на статус республик. Процесс

суверенизации в России внёс много противоречий в решение бюджетно-налоговых

проблем. Негативно оценивается политиками договорная система решения этих

вопросов. Заключение договоров между центром и отдельными республиками

ставит последние в приоритетное положение перед другими, которые лишаются

прежней финансовой помощи из центра в силу того, что республики,

заключившие договора, не производят отчислений налогов в федеральный бюджет

или отчисляют минимальную долю. Данная проблема требует своего решения,

пока же ведутся «бюджетно-налолговые баталии», укрепляются лоббистские

течения в парламенте при отставании сумм бюджетного финансирования,

осуществляются огромные, зачастую экономически не оправданные,

государственные расходы в виде финансовой помощи территориям. Многие учёные

и практики, заинтересованные в процессе стабилизации бюджетно-налоговых

отношений, видят выход из создавшейся ситуации в принятии Налогового и

Бюджетного кодексов.

В условиях федеративного государства налоговая система состоит из

федеральных, региональных и местных налогов. В России местное

налогообложение – не только наименее разработанная область научно-

практических знаний, но и самая противоречивая область правовых отношений.

Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и

мест, Закон о местном самоуправлении проблемы не решает, а Закон о местных

налогах так и не принят. Механизм распределения налогов по звеньям

бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между

центральной властью и властью на местах. Такие же проблемы существуют и во

взаимоотношениях региональных и местных властей.

Местные финансы и их составную часть – местные налоги необходимо

относить к государственным и их нельзя сбрасывать со счетов при выработке

стратегии экономической политики государства, не совершая при этом большой

ошибки. В этой связи следует рассматривать необходимым утверждение в

законодательном порядке социального налога в виде суммарной величины

отчислений в государственные социальные фонды по типу западных стран. Это

будет способствовать сопоставимости уровня налогового гнёта в России и в

других странах при установлении закономерностей развития налогообложения,

используемых в научном анализе при выработке экономической стратегии.

Современное состояние российского налогообложения свидетельствует о

том, что в нём переплетены рыночные и административно-командные принципы

организации взаимоотношений плательщиков с государством. Поэтому реформу

российского налогообложения в 90-х годах отличает поступательно-возвратное

движение. Это свойство сохранится до тех пор, пока не будут осуществлены

структурные преобразования во всём хозяйственном механизме страны.

В основу построения налоговой системы РФ по состоянию на 1 января 1998

г. положены требования, предписываемые положениями новой редакции Закона РФ

«Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и двусторонними

договорами федерального центра и некоторыми регионами. Правила, по которым

строится налоговая система, приведены на рис. 1.

Представленные на рис. 2 способы сочетания принципов единства и

децентрализации межбюджетных отношений обычно используются на этапе

перехода от централизованной системы управления государством к

экономическим методам регулирования экономики. По мере укрепления реальных

федеративных основ государственности в России актуальной ставится проблема

становления реального налогового федерализма.

Налоговый федерализм представляет собой правовую систему

разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и

управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы

в качестве определяющего при её изначальной организации или в процессе

дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашён в качестве исходного

и в проекте Налогового кодекса, где определена стратегия налогообложения,

унифицирующая национальный подход к организации налоговых отношений с

требованиями, широко применяемыми в зарубежных странах.

Вместе с тем, как бы ни были унифицированы национальные системы

налогообложения, в них сохраняется экономическая и политическая специфика

развития общества. Отражает эту специфику реальный налоговый механизм, при

формировании которого решаются 3 основных вопроса:

- С кого брать налоги? Брать их в большей мере с юридических лиц, чем

с физических? Или, возможно, равномерно раскладывать налоговое

бремя между юридическими и физическими лицами?

- Какими должны быть налоговые основания, т.е. базисные показатели

производства и домашнего хозяйства, служащие основой для

возникновения налоговых обязательств?

- Сколько брать с каждого базисного показателя (ставки налогов)?

Решение этих вопросов в разных странах различно, что не нарушает

принципиальных основ организации фиска в соответствии с классическими

правилами налогообложения. Исходя из принятых в каждом государстве условий

организации налоговой системы, существуют следующие подходы к выбору

основной налоговой базы.

1. Налогообложение результатов производства.

2. Налоги, формирующиеся на основе ренты (земельной, горной лесной и

т.п.).

3. Налогообложение торговых оборотов.

4. Обложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ.

5. Обложение потребления.

В зависимости потребления тех или иных видов налогов (больше прямых,

меньше косвенных или наоборот) определяются особенности национального

налогообложения. Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех

или иных налоговых форм (видов налогов), определение условий их сбора,

зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой

ответственности при нарушении положений налогового законодательства – всё

это характеризует зрелость национальных налоговых систем.

Таким образом, при разработке финансовых, бюджетных и налоговых

законов важное значение имеет выбор, наряду с фундаментальными

(экономическими) принципами, и организационно-правовых принципов построения

налоговой системы. Как известно, налоговая система создаётся сообразно

общественно-политическому устройству общества, типу государства, его

задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политики. При

построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов

управления ими, т.е. конкретный налоговый механизм. Именно с выбора

налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категорий

«налог» и «налогообложение». Теоретически функциональное предназначение

налога как такового распространяется на все его формы, в которых он может

быть использован на практике. Практически эта зависимость соблюдается в том

случае, если имеются все необходимые предпосылки для применения налоговых

форм, отражающих его внутренний потенциал. В рациональном налогообложении

не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала

накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае

отдельные налоги будут только носить название «налоги», а в

действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из

хозяйственного оборота финансовых ресурсов.

Налоговая система должна быть свободной и от малоэффективных налоговых

форм, т.е. таких видов налогов, значительно превышающих величину налоговых

поступлений. Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение,

затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников и электронные системы

учёта от действительно серьёзных налогов.

Дореволюционная Россия имеет богатый опыт использования налогов.

Древнейшим источником государственных доходов служили домены

(государственные имущества: казённые земли, производства, леса). В то время

налоговые взаимоотношения сторон носили частноправовой, а не публично-

правовой характер. С древности и такие формы формирования казны государя

(государства), как регалии. Считается, что регалии являются переходной

формой к налогам. Поступления такого рода формируются в виде доходов от

различного рода деятельности, монопольное право на которое принадлежит

исключительно государству. В настоящее время во многих государствах регалии

также используются как источник формирования государственных доходов. В

России памятники и многие произведения искусства, клады можно назвать

регалиями, монопольное право государства на владение ими закреплено в

Конституции РФ [1]. Государственное монопольное право владения и извлечения

из этого доходов реализуется при лицензировании использования недр, лесных,

земельных, водных богатств. Это и есть типичные регалии. Формы извлечения

средств и регалий различны. Это могут быть их государственная эксплуатация

и прямое поступление средств в виде арендной платы, а также передача на

условиях долевого пользования с частными предприятиями. Доходы в данном

случае распределяются соразмерно соотношению государственных и частных

долей в акционерном капитале.

С первых лет существования советского государства уже существовали

налоговые платежи в бюджет: подоходный налог с граждан, налог на одиноких и

малосемейных граждан, налог с оборота, сельскохозяйственный налог, налог со

строений, налог со зрелищ, подоходный налог с организаций потребительской

кооперации, колхозов, налог с владельцев транспортных средств и др. Кроме

них в систему взаимоотношений с государством входили в другие формы:

нормативные отчисления от прибыли, плата за фонды и нормируемые оборотные

средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др.

Возникает вопрос – можно ли говорить в данном случае о системе

налогообложения, существующей в нашем государстве с 20-х годов? Многие

учёные и практики отрицательно отвечают на этот вопрос. По их мнению,

система налогообложения начала формироваться с 1991 г. С этим нельзя

согласиться, поскольку до 1930 г. в казну государства поступало около 80

налогов, а после налоговой реформы 1939 г.[2] осталось примерно 20.

Разумеется, 1991 год является судьбоносным для налогообложения, поскольку

налоги получили системное и законодательное оформление. Но это только этап

налогового ренессанса, о чём мы говорили выше.

Главной проблемой в создании рациональных систем налогообложения

всегда считался выбор источников обложения ставок налогов, от которых

зависит развитие всей хозяйственной системы. К установлению налогового

режима для каждого отдельного налоговедения предъявляет жёсткое правило: ни

одна налоговая форма (конкретный вид налога) не должна внедряться практику,

если она не несёт в себе стимулирующей нагрузки, свойственной налогу как

экономической категории. Адекватность базису определяется наличием

причиноследственной зависимости между системой налогообложения и состоянием

экономики в целом. Налогообложение индикативно, поскольку его недостатки

неминуемо приводят к перекосам в экономическом базисе и, наоборот, прогресс

базисных основ хозяйствования приводит к сбоям в системе налогообложения,

требует её совершенствования. В связи с этим большое значение имеет

качественный состав платежей, включаемых в налоговую систему.

При утверждении законом конкретных налоговых форм, т.е. состава и

структуры налоговой системы, большую роль играет однозначная трактовка

понятий «налог», «пошлина», «сбор», «цена». Различать эти понятия

необходимо не только с позиций чистой теории. Различая между ними,

проявляются на практике и оказывают существенное влияние на эффективность

действия налогового режима, распределение налоговой нагрузки по вертикали и

по горизонтали. Наконец, состав платежей сам по себе задаёт условия

организации налоговых правоотношений и свидетельствует о соответствии

национального налогообложения податным системах наиболее развитых стран.

Различия важны и для осуществления юридических доктрин в рамках единой

налоговой системы. В российской практике эти понятия смешиваются не только

чиновниками, но и законодателями. Это не допустимо при решении проблем

создания объективной системы взаимоотношений плательщиков с государством,

базирующейся на равенстве экономических интересов и паритете разных форм

собственности. Различать эти понятия необходимо ещё и потому, что к ним

применяются различные правовые режимы. Отличительные характеристики

собственно налога, пошлины, сбора и цены предоставляемые государством

услуги предоставлены на рис. 3.

Налоги в реальном налоговом механизме – безвозвратная,

безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с

налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с

целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с

налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во

времени определённое место занимают пошлины и сборы.

Пошлина – соответствующая обязательная плата за совершение

государственными и другими органами юрисдикции действий в интересах

заявителя.

Сбор – платёж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства

органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для

финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

1.5. Классификация налогов.

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин

и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по

определённым критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия

перелагаемости налогов, который первоначально ещё в привязан к доходам

землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные -

косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля,

труд капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и

соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль

владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же

налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и

перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подходно-

расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки

степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы)

предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических

лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и

пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги

вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых

сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары,

таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный

налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы и др.

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют

прямые налоги: США – 91,1%, Япония – 71,2%, Англия – 54,3% (1987 г.).

Однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1%. В России на долю прямых

налогов приходится примерно 45% (1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной

системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В

федеративном государстве (США, ФРГ, России и др.) бюджетная система

представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из

критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются

налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко

распространение получила статусная классификация налогов. В Российской

Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы

(вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краёв, областей и автономных

образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3) налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) таможенная пошлина;

6) отчисления на воспроизводство минирально-сырьевой базы;

7) платежи за пользование природными ресурсами (в том числе за

загрязнённые окружающей природной среды и другие виды вредного

воздействия);

8) подоходный налог с физических лиц;

9) налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том

числе: налог на реализацию горюче- смазочных материалов, налог на

пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств,

налог на приобретение транспортных средств;

10) транспортный налог;

11) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»

и образованных на их основе слов и словосочетаний;

12) лицензионный сбор за право производства, розлива и хранения

алкогольной продукции;

13) лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;

14) гербовый сбор;

15) государственная пошлина;

16) налог с имущества, переходящего в порядок наследования.

Налоги субъектов РФ включают:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной доход;

3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из

водохозяйственных систем;

4) сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц);

К местным налогам относятся следующие налоги[3]:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

4) налог на строительство объектов производственного назначения на

курортной зоне;

5) курортный сбор;

6) сбор за право торговли (уплачивается путём приобретения разового

талона или временного патента);

7) целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории,

на нужды образования и другие цели;

8) налог на рекламу;

9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и

персональных компьютеров;

10) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

11) сбор на парковку автотранспорта;

12) сбор на право использования местной символики;

13) сбор на участие в бегах на ипподроме;

14) сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15) сбор на право проведения кино- и телесъёмок;

16) сбор за уборку территории населённых пунктов (с юридических и

физических лиц – владельцев строений);

17) сбор с владельцев собак (кроме служебных);

18) лицензионный сбор на право торговли спиртными напитками;

19) сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20) сбор на выигрыш на бегах;

21) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

Налоги, указанные в пп. 4 и 5, устанавливаются только на территории

курортной зоны. Остальные налоги (пп. 6 - 21) могут вводиться повсеместно

решениями органов местного самоуправления. Несмотря на широкий перечень

местных налогов, полный их сбор вряд ли может быть установлен на территории

конкретного муниципального образования, а если это и случается, то таковым,

скорее всего, станет курортный город с расположенным в нём действующим

ипподромом.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается

перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 –

1995 гг., благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О

некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов

различных уровней», налоговое творчество региональных и местных властей

довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2

местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ

предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов - 12

федеральных, 8 региональных и 12 местных.

Оценивая классификацию налогов по уровневому

критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и

носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных

источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие –

лишь частично (по нормативам либо путём расщепления ставки). Учётно-

экономическая целесообразность диктует другую группировку налогов,

взимаемых с предприятий и организаций:

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

- налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения

прибыли);

- налоги на прибыль и за счёт прибыли, остающейся в распоряжении

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.