на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система Африки


налогом.

Во франкоязычных странах Африки для обложения доходов населения

используется, как правило, так называемый шедулярный подоходный налог.

Этим налогом облагается не весь доход налогоплательщика, а только какой-

нибудь конкретный его вид (по источнику входа). Например, в Кот-д ' Ивуаре

существует три шедулярных подоходных налога. Это, во-первых, налог на доход

от предпринимательской деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и

торговле. Уплачивается он главным образом мелкими товаропроизводителями,

торговцами и фермерами. Ставка налога составляет 35%, при этом 25%

мобилизуется в бюджет, а 10% поступает в Национальный фонд

капиталовложений. Во-вторых, - налог на коммерческие доходы, (сюда

относится прибыль от недвижимости, рента). Ставка этого налога, так же как

и налога на доход от предпринимательской деятельности, составляет 35%,

однако она может быть уменьшена до 15%, если доход используется на

приобретение ценных бумаг выпускаемых местными банками. В-третьих, - это

налог на заработную плату, пенсии и другие выплаты, которым облагается 80%

полученной заработной платы по ставке 1,5%.

Кроме того, в Кот-д Ивуаре имеется общий, или, глобальный, подоходный

налог, взимаемый по прогрессивным ставкам (максимальная-60%). Им облагается

также не весь доход налогоплательщика, а его определенные составляющие.

Налоговые законодательства разных стран включают в эту категорию различные

виды доходов с учетом персональных льгот. Например, в соответствии с

налоговым законодательством Кот-д Ивуара, при обложении глобальным

подоходным налогом к разрешенным вычетам из валового дохода относятся:

проценты по займам; периодические выплаты некоторым лицам (например,

родителям, детям), осуществляемые в добровольном или принудительном

порядке; все прямые налоги; вклады в пенсионные фонды и страховые премии. В

Кот-д' Ивуаре и в большинстве франкоязычных стран Африки, отсутствуют

персональные льготы. Вместо этого облагаемый доход делится на части по

числу членов семьи налогоплательщика. Например, доход женатого человека без

детей делится на две части. Если налогоплательщик имеет двоих детей и жену,

его доход делится на три части (на каждого из детей приходится по половине

доли) и т.д. Затем налоговая ставка по прогрессивной шкале применяется к

полученный в результате деления долям дохода, после чего определяется сумма

налога.

Такая система подсчета налога достаточно сложна что делает практически

невозможным использованы формы налоговых деклараций. В результате данный

налог затрагивает главным образом рабочих и служащих относительно крупных

компаний. Это сужает сферы применения общего подоходного налога,

уменьшает объем ресурсов, которые он может мобилизовать. Обложение доходов

населения дважды - шедулярным и общим подоходным налогом - приводит к

удорожанию соответствующего административного аппарата, усложняет контроль

за уплатой, предоставляя тем самым возможность уклонения от нее.

В англоязычных странах используется, как правило, глобальный подоходный

налог, взимаемый по прогрессивной шкале ставок. Так, в Нигерии в начале 80-

х годов ставки подоходного налога были следующими:

первые 2000 найр 10%

следующие 2000 найр 15%

следующие 2000 найр 20%

следующие 2000 найр 25%

следующие 2000 найр 30%

следующие 5000 найр 40%

следующие 5000 найр 45%

следующие 10 000 найр 55%

доход, превышающий

30 000 найр 70%

При определении облагаемого дохода в соответствии с налоговым

законодательством английского образца налогоплательщику предоставляются

персональные льготы. Например, в Нигерии в 1980 г. существовали:

персональная скидка в размере 1200 найр или 10% дохода зависимости от того,

какая сумма больше; скидка на детей - по 250 найр на каждого (максимальная

сумма скидки - 1000 найр); скидка на жену - 300 найр, на близких

родственников, которые не могут работать по состоянию здоровья или получают

не более 400 найр в месяц; скидка на страхование жизни.

Долгое время во всех африканских странах применялся подушный налог. Он

был одним из первых налогов, которым колониальные власти обложили

африканское население с целью изъятия доходов и стимулирования работы по

найму. Это был массовый налог - им облагался, каждый мужчина, достигший

совершеннолетия. Для всех налогоплательщиков была установлена единая

фиксированная сумма платежей, не связанная с размерами доходов. Поступления

от этого вида налогов были невелики из-за очень низких ставок, а с ростом

различий в доходах населения росло и неравенство обложения. К настоящему

времени подушный налог сохранился лишь а Либерии, Гвинее-Бисау, Мали, Чаде,

ЦАР и некоторых других африканских странах.

В ряде государств Африканского континента используется так называемый

африканский персональный налог который занимает как бы промежуточное

положение между подушным и подоходным налогами, являясь переходной ступенью

от первого ко второму. Так же, как и при подушном налогообложении, данный

налог взимается в виде фиксированной суммы, однако при определении этой

суммы делается попытка учесть доходы налогоплательщика африканский

персональный налог не является специфическим африканским явлением. Такое

название в африканских странах он получил из-за того, что в колониальный

период этим налогом облагались африканцы, а белое население платило

подоходный налог по европейскому образцу. Аналогичный вид налогов

существует и в развитых капиталистических странах (Франция, Англия) и

используется там для ''самозанятых'': мелких и средних торговцев,

таксистов, сапожников, парикмахеров, лиц свободных профессий.

Население развивающихся и капиталистических стран, принадлежащее к

категории «самозанятых», естественно, отличается по уровню доходов,

грамотности и т.д. Общим для них, с точки зрения налогообложения, является

то что они:

А) нерегулярно ведут бухгалтерские счета ( в африканских государствах

счета у этой группы населения, как правило, вообще отсутствуют);

Б) не указывают в налоговых декларациях соответствующих доходов. В

результате их трудно обложить обычным подоходным налогом. Доходы этой

категории налогоплательщиков оцениваются приблизительно или

предположительно на базе так называемых внешних факторов таких, как объем

продаж, стоимость собственности, число занятых, характер торговых сделок,

характер применяемого оборудования.

Недостатком этой системы является то, что налог взимаемый в виде

фиксированной суммы, единой для всех лиц одной профессии или для большой

группы лиц, часто не учитывает реальных доходов налогоплательщиков.

Особенно это проявляется при обложении тех групп населения, внутри которых

сильна дифференциация. В частности, этот недостаток сказался при

обложении доходов мелких торговцев в Аккре (Гана). Там были установлены три

группы налогоплательщиков, которым соответствовали три налоговых ставки:

50, 100 и 200 седи. Однако, как выяснилось, они неточно отражали

возможности налогоплательщиков что вызвало серьезное недовольство

последних. В результате в 1969 г. правительство было вынужденно отменить

данный налог для этой группы населения.

Проблема связи с величиной доходов налогоплательщика является общей

для всех разновидностей африканского персонального налога. Решается

она по-разному - либо путем установления прогрессивных ставок, как,

например, в Уганде, где африканский персональный налог, взимается по

прогрессивной шкале: 65 шиллингов с дохода до 500 шилл. в год и от 80 до

600 шилл. С дохода, превышающего 500 шилл. в год, либо путем обложения

целого коллектива с последующим делением суммы налога на всех членов этого

коллектива всего сельской общины .

В Камеруне на ''предположительной'' основе облагаются предприятия с

годовым оборотом не 20 млн. фр. КФА. Ставка устанавливается ежегодно

Национальной ассамблеей дифференцированно по районам. Например, если в

районе с самым низким уровнем жизни она составляла 250-1400 фр. КФА, то в

других районах - в два, три и т.д. раза больше.

Несмотря на то что техника обложения персональным налогом обладает рядом

недостатков, связанных со сложностью определения доходов, начисления

налогов и т.д., «предположительной» оценке дохода в африканских странах

придается большое значение. На опыте ее применения страны Африки ищут формы

обложения, которые были бы в большей степени приспособлены к специфическим

местным условиям. В большинстве африканских стран корпорации

рассматриваются как самостоятельные юридические лица и их прибыль

облагается особым налогом— так называемым налогом на корпорации или на

компании. Прибыли предприятий, находящихся в единоличной собственности, и

партнерств облагаются, как правило, по ставкам подоходного налога на

население, если на этот счет нет специальных оговорок в налоговом

законодательстве. С точки зрения техники налогообложения, налог на

компании обладает значительными преимуществами по сравнению с другими

видами подоходных налогов. Все крупные компании, как правило,

зарегистрированы, их доходы просто учесть - они регулярно ведут счета и не

могут избежать уплаты налога путем быстрой смены местонахождения.

Для определения облагаемой прибыли из чистой прибыли предприятия

исключаются так называемые допустимые вычеты. К ним относятся, как правило,

проценты по государственным облигациям, а также суммы, имеющие целевое

назначение, расходы и потери, связанные исключительно с производством,

вклады в одобренные правительством фонды, сомнительные; долги и некоторые

другие виды расходов. Кроме этих вычетов, суммы облагаемых прибылей

уменьшаются за счет льгот, предоставляемых инвесторам: освобождение от

налогов части прибыли, предназначенной для реинвестиций и компенсации

потерь, понесенных в предшествующие годы, инвестиционные скидки,

позволяющие освобождать от обложения налогом в первый год функционирования

предприятия часть прибыли в размере до 20% суммы инвестиций, использование

механизма ускоренной амортизации и т.д.

Ставки налогов на корпорации в государствах Африки находятся в среднем

на уровне 45-50% прибыли, что соответствует среднему уровню ставок в разе

капиталистических странах, В некоторых странах налог на прибыль компаний

взимается по прогрессивной шкале, например, в Либерии ставки составляют от

20% (на доход до 10 тыс. долл.) до 50% (на доход с 100 тыс. долл.).

Существуют специальные ставки налогов для мелких предприятий, для

компаний, занятых добычей минерального сырья, нефти т.д. Особенностью

франкоязычных стран Африки является существование минимального налога на

корпорации, взимаемого в размере 1% товарооборота прошлого года. При

обложении подоходным налогом компаниям предоставляется скидка, равная

сумме уплаченного налога. Однако, если уплаченная сумма превышает

сумму подоходного налога, разница между ними компенсируется.

В настоящее время в африканских странах используется ряд налогов на

собственность, однако они не имеют пока серьёзного значения ни как источник

доходов, ни как инструмент регулирования. Этими налогами охвачен

небольшой процент населения из больших сложностей, связанных с их

изъятием.

Под термином «собственность», или «богатство», в налоговых

законодательствах понимается что весь основной капитал, принадлежащий тому

иному лицу, а также его имущество, жилище и т.д. Общий налог на богатство,

применяемый в развитых капиталистических странах, в Африке, как правило

отсутствует. Наиболее распространенным является налог на недвижимость,

причем во многих странах облагаются лишь городские строения и земля, или ,

городской и сельской местности устанавливаются разные ставки. В Либерии,

например, налог на недвижимость взимается со строений и составляет от 0,5

до 1% оценочной стоимости зданий. Иногда устанавливаются специальные

ставки для неиспользуемой городской земли с целью предотвращения

спекуляций. Такой налог существует, например, в Габоне.

Довольно широкое распространение в Африке получил налог на передачу

наследств и дарение. Например, в Нигерии такой налог взимается при передаче

собственности на сумму свыше 100 тыс.найр, ставки его составляют от 10 до

60% стоимости собственности, в Кении и Танзании- от 1 до 50%. Кроме того,

достаточно широко распространен налог на автомобили.

Поскольку все африканские страны стремятся стимулировать накопления, в

них, как правило, не применяется специальный ежегодный налог на капитал.

Налогом облагается лишь увеличение капитала (по существу, его прирост)

вследствие биржевых операций, спекуляции землей и собственностью, инфляции

и т.д. Например, если на рынке продаются акции, цена которых выросла с

момента их приобретения, с полученной прибыли взимается налог. Этот налог

используется сравнительно недавно и далеко не во всех африканских странах.

В Гане, например, он существует с 1975 г. С целью воспрепятствовать

спекулятивным, переливам капитала ставки налога на его прирост

устанавливаются дифференцированно в зависимости от того, какое время

находились те или иные активы в руках данного индивидуума. Например, в

соответствии с налоговым законодательством Ганы, если со времени

приобретения акций прошло 20 и более лет, налог взимается по ставке 15%

прибыли, полученной в результате реализации, а если не более 5 лет - ставка

составляет 55%.

Использование этого вида налогов представляет большие сложности для

африканских государств. Его применение - скорее подражание опыту развитых

капиталистических стран, чем реальная мера по мобилизаций финансовых

ресурсов. Важной составной частью налогового механизма является управление

налогами, включающее в себя учет доходов налогоплательщиков, начисление и

сбор налогов, контроль за их уплатой. Налоговое законодательство никогда не

сможет выполнить своих зад при неэффективной работе налоговых органов.

Для африканских государств совершенствование системы управления налогами

имеет особое значение, так к уклонение от налогов достигло в них

чрезвычайно больших масштабов. По мнению многих специалисте доходы от

прямых налогов в большинстве стран континента составляет в настоящее время

менее 50% потенциально возможных поступлений.

Достаточно точные сведения о размерах неуплаты налогов по отдельным

странам, как правило, отсутствуют. О них можно судить лишь по имеющимся

разрозненным данным. Так, обследование, проведенное 70-х годах в

Западной Нигерии, показало, что в этом районе около 1/3 взрослого мужского

населения совершенно не платило прямых налогов. Не менее важной проблемой

является частичное уклонение от налогов результате сокрытия части дохода.

То же обследование показало, что благодаря этому от 80 до 9

налогоплательщиков облагалось по минимальной ставке.

В африканских странах имеет место уклонение только от подоходного

налога, изъятие которого представляет большие трудности в условиях слабо

учета, но и от косвенных налогов. Так, по имеющим оценкам, в начале 70-х

годов в Либерии поступлений от таможенных пошлин составляли 40-70% сумм,

подлежащих изъятию. Потеря доходов возникала из-за н правильной

классификации товаров, недооценки стоимости. В целом по Африке от 40 до

50% доходов от налога на продажи поступает в государственную казну из-за

сокрытия предпринимателями объема своих продаж.

Такие масштабы уклонений от налогов не только: уменьшают объем ресурсов,

мобилизуемых государством, но и ограничивают регулирующую роль налогов.

Заключение

Недостатки в области управления налогами в африканских странах

вызваны в значительной степени объективными причинами. Неграмотность

большинства, населения затрудняет использование налоговых деклараций,

значительно упрощающих процесс исчисления подоходных налогов.

Квалификация налоговых чиновников, как правило, не отвечает необходимым

требованиям. Вместе с тем уже сейчас может быть принят ряд мер,

направленных на увеличение эффективности функционирования налогового

механизма. Налоговое законодательство может быть упрощено, в большей

степени приспособлено к возможностям африканских государств. Во многих

из них в настоящее время нет четкого разграничения между отдельными видами

налогов - один и тот же товар может облагаться различными налогами,

уплачиваемыми в разное время, с разной налоговой базой. Используются налоги

с таким количеством скидок и исключений, что их практически никто не

уплачивает. Политика стимулирования капиталовложений и регулирования

отраслевого размещения капитала страдает от отсутствия четких критериев на

основании которых могут быть предоставлены льготы. В результате этот вопрос

часто приходится рассматривать отдельно для каждого конкретного случая что

при недостаточно высокой квалификации налогового аппарата приводит к

необоснованным потерям в доходах государственного бюджета.

В последние годы правительства ряда африканские государств придают

большое значение вопросам управления налогами. Так, в Нигерии в конце 70-х

годов работала специальная рабочая группа, внесшая ряд предложений по

совершенствованию организациям налогообложения . В соответствии с

этими предложениями для всех предпринимателей был введен обязательный

образец счетов. Те, кто не ведет счетов, платят налог по стандартной

ставке. Создан банк данных, касающихся налогообложения. Предусмотрено

также начисление коммерческого процента за задержку уплаты налога и штраф,

составляющий 10% суммы налога. Если в течении двух лет задолженность не

ликвидируется, налогоплательщик привлекается к судебной ответственности.

Ряд мер по борьбе с уклонениями от налогов предусмотрен в

Программе восстановления экономит: Уганде. Там, в частности, отмечается,

что налоговая реформа - это длительный процесс. Она включает в себя как

изменения в структуре налогов, так и совершенствование управления ими.

Предложен ряд мер по упорядочению налоговых систем. Отменен специальный

налог, которым ранее облагался импорт товара, если аналогичный товар

начинал производиться внутри страны. Это сделано с целью упрощения

налогообложения, так как импорт и без того перегружен налогами (таможенные

пошлины, налог с оборота).

В отношении подоходных налогов отмечается, что действовавшие с 1966 г.

ставки были слишком высокими и это вело к широкому уклонению от налогов. В

программе предусмотрено сокращение ставок: минимальной - с 12,5 до

10%, максимальной на доход свыше 300 тыс. шилл - с 77,5 до 60%.

Вместе с тем для обеспечения контроля уплатой налогов приняты специальные

меры: запреты покупка и продажа недвижимости, а также использование

транспортных средств до предоставления сертификатов об уплате налога.

Контроль за правильностью уплаты налогов - важное условие реализации

задач налоговой политики. Очевидно, в дальнейшем правительства

африканских государств будут уделять этому все большее внимание. Учет

взаимосвязи между налоговым законодательством и средствами его

практического применения, также совершенствование того и другого могут уже

на данном этапе повысить эффективность функционирования налоговых систем.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.