на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая политика


или продукцией, относящейся к предметам массового спроса или роскоши.

При этом наиболее льготный режим устанавливается для ввозимых технико-

технологический изделий, важных для развития отечественного производства,

не в России не выпускаемых. Максимально же жесткий, с исключительно

высокими таможенными пошлинами, режим(по отношению к импорту предметов

роскоши и предметов повышенного комфорта. В данном вопросе нельзя допускать

таможенной уравниловки.

Сугубо дифференцированный подход требуется при решении вопросов

экспорта. Вполне возможно улучшить обеспечение потребностей отечественных

производителей в сырье, манипулируя экспортными таможенными пошлинами.

Взвешенно поднимая пошлины на некоторые виды сырья и материалов, можно уже

сегодня затруднить их вывоз в необработанном виде, стимулируя тем самым

хотя бы первичную переработку внутри страны. Режим же наибольшего

благоприятствования целесообразно предоставить для экспорта тех видов

продукции, в производстве которых Россия имеет соответствующие конкурентные

преимущества.

г) дополнить традиционно используемое прогрессивное налогообложение

общих сумм личных доходов граждан дифференцируемым обложением различных его

частей этих сумм в зависимости от характера их использования.

Дополнительное взимание части налогов с той части доходов физических лиц,

которая используется ими на личное потребление ( имеется в иду косвенное

обложение покупок предметов роскоши и предметов повышенного комфорта)

способно оказать определенное противодействие немедленному (проеданию(

личных доходов и стимулировать их использование в качестве инвестиционных

ресурсов.

г) ввести ощутимый налог на имущество предприятий и всех юридических

лиц, имеющих отношение к хозяйственной деятельности. Данный налог будет:

- способствовать наиболее рачительному распоряжению имеющимися на

предприятии производственными фондами и товарно-материальными запасами;

- стимулировать оперативную реализацию ее излишков;

- обложить налогами (многоимущих(, но мало легально зарабатывающих

граждан

Налог на имущество может повысить ответственность собственников за

соразмерное с объемами принадлежащего им имущества их участие в пополнении

казны. Поскольку с введением данного налога расходы на приобретение

недвижимости превратятся в систематические. решения о таком приобретении (

в порядке приватизации, и посредством обычных актов купли-продажи ) станут

более обоснованными.

2. Улучшение сбора налогов ( первоочередная мера. По оценке Минфина РФ

в бюджет не поступает 40-50 % сумм налогов, подлежащих к уплате. Устойчивое

уклонение от уплаты налогов наблюдается в сфере торговли и услуг, на

предприятиях малого бизнеса. Первичный профицит бюджета будет возможным,

если налоговые и прочие его доходы составят не менее 12-13 % ВВП.

Уменьшение бремени налогообложения доходов юридических лиц должно

компенсироваться расширением налоговой базы за счет свертывания (теневой

экономики(. Ее выхода из теневого необлагаемого сектора

Налоговая реформа должна включать также следующие меры:

( уменьшение налогового бремени до уровня не более 35 % совокупных

ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда (согласно

кривой Лаффера);

( резкое упрощение налоговой системы. Эта мера предполагает сокращение

числа налогов, однако реализовать ее окажется очень сложным, поскольку уже

после принятия первой части Налогового кодекса были изданы нормативные

акты, вводящие новые налоги и платежи;

( использование автоматических процедур уплаты налогов вместо

декларативных. В частности, НДС, акцизы и прочие косвенные налоги,

подоходный налог с начислениями на фонд оплаты труда должны при любой

операции зачисляться на соответствующие налоговые субсчета, а не

расходоваться предприятиями по собственному усмотрению. Возврат НДС по

приобретенным ценностям следует осуществлять путем зачета в обязательства

по уплате налога на прибыль и на имущество, экологических платежей и других

прямых налогов, а излишек должен возвращаться по истечении налогового года;

( упрощение налогового законодательства, придание налоговым законам

большей прозрачности. Добиться этого можно с помощью введения второй части

Налогового кодекса в самое короткое время. Параллельно с этой мерой также

следует внести поправки в соответствующие законы: об акцизах, НДС, налогах

на прибыль и имущество, о подоходном налоге и в другие нормативные акты;

( основной прирост доходов бюджета следует обеспечить за счет

значительного сокращения количества налоговых льгот, компенсируемых в

необходимых случаях прямыми ассигнованиями из бюджета, например льгот по

уплате налоговых пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на

импортные товары;

( снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

( объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу.

Еще одна мера ( усиление налогообложения социально и экологически

вредных видов деятельности. Пока экологические налоги незначительны, что

приводит к завышению эффективности (грязных( производств. За счет

экологических налогов должны финансироваться расходы не только на охрану и

восстановление природной среды, ликвидацию последствий экологических

катастроф, но и на лечение и профилактику заболеваний, вызванных

загрязнением окружающей среды и вредными условиями труда. Увеличение

налоговой нагрузки на предприятия, использующие экологически грязные

технологии, должно быть компенсировано снижением стандартного налогового

бремени на оплату труда работников и на прибыль предприятия. Увеличение

экономических налогов поможет создать стимулы к модернизации устаревших

производств, развитию отечественной обрабатывающей промышленности,

телекоммуникаций и информатики.

Необходимо также наведение порядка на рынке алкоголя в соответствии с

Федеральным законом (О государственном регулировании оборота этилового

спита и алкогольной продукции(. Здесь имеется в виду создание действенной

системы взимания акцизов на алкоголь, позволяющей увеличить доходы бюджета

примерно на 10 млрд. долл. в год и довести эту величину до 20-25 млрд.

долл.

Особое значение следует уделить также активизации неналоговых

источников бюджетных доходов. Среди них важное место занимает природная

рента, основная часть которой должна изыматься в доходы государственного

бюджета посредством различного рода ресурсных платежей и введения

экспортного тарифа для изъятия ее с экспортируемого природного газа и

некоторых других сырьевых товаров низкой степени переработки. Целесообразно

было бы установить экспортные пошлины на нефть, газ, черные и цветные

металлы, продукты деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и

нефтехимической промышленности в размере 5-15 % стоимости. Чтобы поощрять

экспортеров-законопослушных налогоплательщиков таможенные пошлины можно

устанавливать только на операции с применением форм расчетов, не приводящих

к поступлению средств на расчетный счет экспортера ( бартера, толлинга и

взаимозачетов, расчетов векселями. в кредит т. п. ). Также следовало бы

практиковать антидемпинговые экспортные пошлины в размере 50- 70 %

превышения фактических экспортных цен. Все эти меры позволят ежегодно

получать в бюджет еще 5-7 млрд. долл.

Как дополнение или альтернатива экспортному тарифу может быть

установлена госмонополия на экспорт подобно тому, как это сделано в

большинстве газо - и нефтедобывающих стран, включая станы европейского

союза. Опыт этих стран однозначно свидетельствует в пользу государственной

монополии на экспорт природного газа, сырой нефти, необработанных

драгоценных камней и на импорт наиболее доходных подакцизных товаров.

В области бюджетной политики должно быть пресечено использование всех

явных и скрытых форм легального казнокрадства, в данном случае имеется

замена бюджетных ассигнований вексельными кредитами коммерческих банков под

поручительства Минфина.

По оценкам специалистов перечисленные меры могут увеличить доходы

федерального бюджета на 1/4 при таком же сокращении непроизводительных

расходов.

Необходимой мерой в современных условиях бюджетного дефицита является

детализация очередности платежей с гарантией условий поддержания текущей

производственно-финансовой деятельности предприятий. Выплата зарплаты в

размере прожиточного минимума, как и оплата энерго - и теплоэнергии,

коммунальных услуг и приобретения материалов и комплектующих в счет

себестоимости ( в пределах установленных нормативов) должны осуществляться

в приоритетном порядке.

Одна из основных коллизий, сложившихся в налоговой системе,(сочетания

тяжелого налогового бремени на российские предприятия с массовым уклонением

от уплаты налогов. Решение этой проблемы лежит в изъятии через налоговую

систему части доходов (теневого сектора(, в первую очередь путем пресечения

незаконного оборота алкоголя, безналогового импорта и экспорта, вывоза

капитала.

Бюджетный дефицит диктует необходимость перехода к системе бюджетно-

налоговых процедур, обеспечивающих равновесность налоговых ставок и

структуры бюджетных расходов, своевременность принятия бюджетных решений и

безусловное соблюдение законодательства. В частности предстоит освоить

современную концепцию налогов, как платы за общественные блага. Суммарная

ставка подоходного налога должна соответственно складываться из ставок

отчислений в целевые бюджетные фонды на финансирование производства

соответствующих благ.

В заключении хотелось бы отметить, что бюджетный кризис, порожден не

только недостатками правовой базы, сколько неудовлетворительной работой

органов исполнительной власти и управления. Необходимо усилить контроль за

деятельностью налоговых и правоохранительных органов, а также создать

специализированные подразделения по борьбе с противоправной деятельностью в

наиболее криминогенных областях экономики.

Глава 3. Проблемы развития налоговой реформы и их взаимосвязь с

налоговой политикой

Неадекватность налоговой системы конца 80-х годов в значительной мере

обусловила системный экономический кризис, в который попал Советский Союз в

последние годы своего существования. После реформы 1991-1992 годов эта

налоговая система была коренным образом трансформирована с целью

обеспечения устойчивого и эффективного развития посткоммунистической России

и в целом стала соответствовать условиям рыночной экономики. Первые полтора

пореформенных года за счет совершенствования техники налогообложения

Правительству удавалось обеспечить достаточно высокий и даже

увеличивающийся уровень налоговых изъятий. Однако с середины 1993 года

обозначилась тенденция неуправляемого падения налоговых доходов

государства, продолжающих расти до сих пор. Опыт России подтверждает

закономерность, наблюдаемую в большинстве стран с переходной экономикой,

которая заключается в значительном падении уровня налоговых изъятий через

некоторое время после разрушения командной экономики.

Что касается сегодняшнего дня, то налоговой политикой, похоже, сейчас

никто не занимается: Минфин и правительство заняты только ее фискальной

стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также не

требуют анализа их воздействия на экономическую жизнь, налоговое ведомство

практически отставлено от участия в этом процессе.

По всем вопросам и в правительстве, и в финансовых органах, и в самой

Госналогслужбе России существуют разные точки зрения. Согласно одной из

них, сейчас следует воздерживаться от резких перемен в налоговой системе,

дать предприятиям время привыкнуть к действующим правилам - и за это время

отгладить налоговые механизмы и процедуры, а также сформировать жесткую

систему налогового контроля, с помощью которого добиться более равномерного

распределения налогового бремени и на этой основе в дальнейшем перейти к

общему снижению налоговых ставок.

Другая точка зрения основывается на том, что при действующих налоговых

ставках и порядках преодолеть экономический кризис невозможно, и для того,

чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо максимально уменьшить

налоговое бремя прежде всего для производственной сферы, т.е. либо снизить

налоговые ставки, либо эффективно перераспределить налоговое бремя.

Первым путем можно лишь смягчить действующие в России кризисные

явления, перевести их из острых в ослабленные, вялотекущие формы. Чтобы

выйти из кризиса и перевести экономику в стадию стабильного развития,

необходимы более радикальные меры.

Первостепенное значение налоговой политики на современном этапе

заключается в том, что она служит инструментом реализации экономической

политики страны. Объективности ради следует заметить, что налоговая

политика не является панацеей от кризисных явлений в экономике.

Экономический рост - центральный пункт экономической политики

государства. Именно с ним связываются показатели развития производства и

его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества

жизни.

Августовский кризис 1998 года обострил кризисное положение экономики,

вызвал бедственное положение широких народных масс и окончательно уничтожил

возможность становления в России среднего класса, поэтому цели адекватной

налоговой политики на данном этапе должны сводится к следующим.

Главным является всемерное стимулирование производства и инвестиций в

производительном секторе.

Для этого следует гарантировать производственным предприятиям защиту

от налогов их основного и оборотного капитала - в форме адекватных ставок

амортизационных отчислений и снижения (или отмены) НДС, с дополнением

последнего всеобщим налогом с продажи, которого не смогут избежать никакие

формы посреднических и иных подставных фирм. Кроме того, следует по

возможности ограничить применение обложения по чистой прибыли, заменяя его

в ряде отраслей (в добывающих в первую очередь) акцизами, таможенными

пошлинами, налогами на валовую выручку и т.д. Следует признать, что для

этой формы в стране еще не созданы необходимые условия.

В сфере налогообложения граждан необходимо прежде всего освободить от

налогообложения минимально необходимые доходы граждан - за счет

установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания

самого работника и его семьи. Ориентировочно это должно составить порядка

20 тыс. руб. в год, имея в виду, что одновременно будет снижено

предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет

государственного бюджета (в форме установления соответствующих социальных

минимумов) и будет установлен льготный режим для частного пенсионного

обеспечения (при гарантировании государством только минимального размера

пенсии). При этом должны стимулироваться все формы зарабатывания

дополнительных пенсий - через посредство страховых фирм, частных пенсионных

фондов (в том числе иностранных при условии инвестирования ими

соответствующих средств в нашей стране), за счет средств предприятий и т.д.

Одновременно в зачет должны приниматься и все формы разовых выплат,

получаемых гражданином от государства: так, к минимальной социальной пенсии

могут быть установлены солидные надбавки в случае возврата государству,

например, приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, получаемых

в порядке льготной приватизации, и т.д. Иначе говоря, в сфере пенсионного

обеспечения будет осуществлен переход к такой политике, при которой

гарантированная государством пенсия должна обеспечивать только минимальный,

базовый уровень проживания, добавки к которому будут реализовываться

исключительно за счет собственных усилий граждан: страховок, частных

пенсий, накопленного имущества, вкладов, а также помощи работающих членов

семьи (при соответствующем снижении ставок страховых взносов).

Реальное осознание фискальной природы налогов позволяет переоценить

некоторые принципиальные подходы. К примеру, по подоходному налогу следует

пересмотреть некоторые исходные позиции и включить часть поступлений по

нему в федеральный бюджет (это основообразующий налог, ибо прямо

затрагивает главный фактор экономики - человека и задает настрой всей

системе налогов. Кроме того - подоходный налог самый перспективный в смысле

продуктивности, поэтому центру неразумно отказываться от него).

В целом финансовую ситуацию в стране можно характеризовать как остро

критическую. Обычные меры бюджетной политики на этой стадии уже не могут

дать результата, а возможности внешнего заимствования можно считать

исчерпанными. Крах российского монетаризма в августе 1998 г. окончательно

подорвал доверие инвесторов к России. Какие бы клятвы правительство не

озвучило, какие бы льготы не обещало, скорее всего несколько лет российское

государство останется один на один с экономикой. Если исходить из

сохранения демократических основ в стране, то на добровольную помощь

населения ему рассчитывать не придется, но и откладывать экономический рост

до восстановления доверия невозможно!

Таким образом, проблема инвестиций, структурной перестройки и

экономического роста остается по преимуществу государственной проблемой.

Для этого нужны большие доходы и большие налоги.

Реанимировать инвестиционный процесс и рост экономики, по всей

вероятности, придется непопулярными сегодня протекционистскими мерами, а

также какими-то экстраординарными способами, к примеру, такими, как: для

предприятий - полное списание на текущие затраты покупаемого и

устанавливаемого оборудования; для граждан - введение специальных

инвестиционных счетов, куда доходы частных лиц поступают без налогов. Если

деньги с таких счетов тратятся на определенные цели (скажем, покупка

квартиры), налог не взимается. Во всех других случаях облагается снимаемая

сумма.

Категорическое возражение вызывает требование существенного снижения

финансовых санкций за уклонение от налогов. Необходимо сместить акцент в

ответственности за налоговые нарушения с предприятий на конкретных

должностных лиц, отвечающих за их финансовое состояние. Воруют не

предприятия, а люди.

Следует продолжить текущий контроль за крупнейшими плательщиками.

Кроме того, необходимо создать группу быстрого реагирования на

обнаруживающиеся пробелы в налоговом законодательстве.

Однако стабильность закона и стабильность налога - вещи разные.

Хороший закон - не тот, который упоминает об общечеловеческих ценностях и

равен международным стандартам, а тот, что помимо всего прочего отвечает

современному российскому уровню нравственности, как бы он не отличался от

“цивилизованного”. И применение его должно быть справедливым, то есть

вестись в соответствии с волей законодателя, который заведомо обязан быть в

высшей степени порядочным.

К сожалению, в принятой недавно первой части Налогового кодекса

заложены положения, влекущие весьма тяжелые последствия для налогов.

Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации является

принятие некоторых чрезвычайных мер,которые должны, во-первых, остановить

сползание к общему краху финансовой системы (резкий рост задолженности

бюджета, рост неплатежей в национальном хозяйстве, обострение проблемы

государственного долга и т.д.) и, во-вторых, заложить основу для

восстановления экономической и инвестиционной активности в стране.

Заключение

Беспрецедентный экономический спад все более переходит из финансово-

экономической и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ

бросают тень на все прогрессивные хозяйственные и демократические

преобразования последних лет, подрывая доверие инвестора населения к

государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под

сомнения исторические перспективы России в целом. Тем самым проблема

оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в

жизни людей становится первостепенным условием существования и развития

российского общества и государства.

Главное, что могут и должны сделать налог для выхода из катастрофы,

это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы

государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских

забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный

инструмент. Специфика России в том и состоит, что жизненноважный для нее

экономический подъем может обеспечить только государство: других денег,

кроме государственных, на инвестиции, да и на необходимое потребление у нее

в ближайшее время не будет. В свою очередь, оставляя в стороне эмиссионный

вариант, такие деньги могут дать только налоги. Таким образом, судьба

России находится в руках налогов, их фискальной функции.

Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на

классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу

нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для

сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса,

неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.

Усиление государственного регулирования экономики, повышение роли

бюджета и налогов в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения

контроля. Особое значение будут иметь финансовый контроль, объединение

усилий Минфина, ГНС, ФСНП. Здесь важно защитить финансовые и налоговые

органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных

амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.

Осуществление на практике приведенных конкретно мер позволит

обеспечить решение трех основных задач:

устранение неплатежей и взаимной задолженности во всех ее видах;

нормализация бюджетной политики;

снижение налогового бремени в сфере производства.

При этом условие только одно: решение этих задач не должно вестись за

счет нарушения стабильности денежного обращения.

Исходя из всего вышеизложенного, сегодня будут полезны любые законные

меры. Поэтому временно придется отложить разговоры об общечеловеческих

ценностях и ограничиваться человеческими - речь идет о выживаемости людей,

производства, страны.

Список используемой литературы:

1. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ “О первоочередных

мерах в области бюджетной и налоговой политики”

2. Горский И.В. Налоговая политика и экономический рост - Финансы - №1,

1999 - С. 22-26

3. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики -

Аудитор - № 9, 1998 - С.3-7

4. Юткина Т. Налоговое право, налоговая политика России и управление

налогообложением - Аудитор - № 1, 1998 - С.36-44

5. Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества -

Налоговый вестник - № 3, 1997

6. Налоговая реформа и направления налоговой политики - ЭКО - № 1, 1999

- С. 115-119

7. Кашин В., Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность

России - Аудитор - № 3, 1998- С. 12-14

8. Синельников С., Анисимова Л., Баткибеков С. Проблемы налоговой

реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития - М:

“Евразия”, 1998г.

9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение - М: Инфра-М, 1998г.

10. Окунева Л.П Налоги и налогообложение в России - М, 1998 г.

1 В. Кашин, И. Мерзляков Налоговая политика и оздоровление экономики России

- Аудитор - 1998 - №9 - С. 3-7

2 там же

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.