на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоги и налоговая система


фирмы, так и всей экономики страны.

Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является

ориентирование налоговой системы, а в ней – каждого налога на «свой»

объект, что позволяет устранять двойное налогообложение.

В налоговой системе также должна быть определена ответственность за

уклонение от уплаты налогов.

Наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный,

муниципальный (местный) и т. п.

Выбирая конкретный вид налога, применяя различные налоговые ставки,

дифференцируя принципы взыскания налогов, определяя разных плательщиков

налогов, государство имеет возможность построить такую налоговую систему,

которая поможет не только формировать госбюджет, но и проводить

экономическую политику в зависимости от конъюнктуры макроэкономического

развития.

Действующая налоговая система Российской Федерации введена в

хозяйственную практику с 1992 года законом РФ «Об основах налоговой

системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г., № 2118) с учетом

последующих дополнений и изменений. В указанном законе установлены

основные принципы налогообложения, состав налогов и налоговая

ответственность.

Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно

разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они

вводятся и в какой бюджет поступают. В ней выделяют: «федеральные»,

«субъектные» и «местные» налоги.

Федеральные налоги, их состав, размер налоговых ставок, плательщики

налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления

налогов в бюджет определяются законом РФ. Они взимаются на всей территории

России по одинаковым правилам.

По налогам субъектов Федерации и местным налогам в законе определены

лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер

налоговых ставок (или общей величины налоговых обложений). В компетенции

органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей,

городов) вводить в действие на своей территории те или иные налоги из

рекомендованного общего списка или дополнительные, устанавливать размер

ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и т. п. Это позволяет

учесть особенности социально-экономического развития регионов страны,

делает налоговую систему более гибкой, приспособленной к местным условиям.

Подобный принцип реализован и в других странах.

Плательщики представлены тремя группами: «юридические лица»,

«физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей» и

«физические лица».

В структуре налогов РФ применительно к юридическим лицам ведущую роль

(по величине изъятия, частоте уплаты, кругу плательщиков) играют «налог на

прибыль», «налог на добавленную стоимость», «налог на имущество».

Налог на прибыль

Налог на прибыль юридических лиц был введен в действие с 1.01.1992

года законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Порядок

применения этого закона изложен в Инструкции Госналогслужбы РФ от 6 марта

1992 г. с последующими к ней изменениями и дополнениями. Налог на

прибыль, как отмечалось выше, является одним из основных элементов

налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30 % всех налоговых

поступлений в бюджет.

В соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на

прибыль являются:

- предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (в том числе

филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие

отдельный баланс и расчетный счет),

- банки и страховые организации,

- иностранные юридические лица,

- организации, финансируемые из бюджета, по доходам от

предпринимательской деятельности.

Объектом обложения налогом является «валовая прибыль» предприятия,

скорректированная в соответствии с порядком, предусмотренным в законе.

При исчислении этого налога используют следующие показатели прибыли:

«валовая», «налогооблагаемая» и «чистая» прибыль (остающаяся в

распоряжении предприятия после уплаты налогов).

Валовая (балансовая, общая) прибыль складывается из прибыли от

реализации продукции (работ, услуг) и реализации иного имущества, также от

внереализационных доходов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это разница между

финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции, работ, услуг

(без НДС и спецналога) и затратами на их производство.

К внереализационным доходам относятся доходы от прочей деятельности

предприятия, помимо основной. Например, доходы от сдачи имущества в

аренду, положительная курсовая разница по валюте, доходы по ценным

бумагам.

Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, которые

освобождены от налогообложения или облагаются в особом порядке. Так,

освобождена от налогообложения прибыль, полученная от реализации

произведенной сельскохозяйственной продукции. Это сделано с целью

стимулирования производства сельхозпродукции в стране. В инструкции по

налогообложению прибыли приведен перечень видов деятельности, который

льготируется в той или иной степени.

В особом порядке облагаются такие виды внереализационных доходов, как

доходы от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и доходы от долевого

участия в других предприятиях.

С целью развития в России фондового рынка предусмотрено

налогообложение доходов от ценных бумаг по более низким ставкам по

сравнению с основной ставкой налога на прибыль.

В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно широкий перечень

льгот. Из имеющих наибольшее применение отметим уменьшение прибыли на

суммы, направленные на финансирование капитальных вложений (осуществленных

с целью производственного и непроизводственного развития предприятия), а

также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели;

налоговая база уменьшается на 30 % от капитальных вложений на

природоохранные мероприятия. Ставка налога на прибыль предприятий

понижается на 50 % и в том случае, если на этом предприятии инвалиды и

(или) пенсионеры составляют не менее 70 % от общего числа работников.

Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия (МП).

К этой категории относят предприятия любой организационно-правовой формы со

следующей среднесписочной численностью работающих: в промышленности и

строительстве – до 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100

человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в

отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле – до 15 человек. В

первые два года после создания не уплачивают налоги на прибыль МП,

производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары

народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными

работами (при условии, что выручка от указанных видов деятельности

превышает 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции).

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно на

основании бухгалтерского учета и отчетности.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога,

исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки

налога (некоторые категории плательщиков освобождены от авансовых платежей,

в частности малые предприятия). По окончании первого квартала (далее –

полугодия, девяти месяцев и года) налогоплательщик исчисляет сумму налога

нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной им

прибыли, подлежащей налогообложению. С учетом ранее заплаченного аванса

осуществляется окончательный расчет по налогу в пятидневный срок со дня,

установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по

годовым расчетам – в десятидневный срок (после дня, установленного для

представления бухгалтерского отчета за год).

Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих

видов доходов и прибыли:

- дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным

бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям (за исключением

доходов, полученных по государственным облигациям и другим ценным

государственным бумагам),

- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на

территории РФ.

Эти доходы взимаются по ставке 15 % у всех предприятий (кроме банков,

у которых ставка равна 18 %).

Ставка налога на прибыль установлена дифференцированно: 13 % от

облагаемой прибыли для перечисления в федеральный бюджет и до 25 % от

облагаемой прибыли (на усмотрение субъектов Федерации) по части прибыли,

зачисляемой в бюджет краев, областей и местные (так, в Ростовской области

в 1995 году предусмотрена ставка налога на прибыль 25 %, таким образом,

общая ставка составила 38 %).

Кроме налога на прибыль и другие виды доходов юридические лица должны

платить налог на превышение фактических расходов на оплату труда над их

нормируемой величиной.

Эта мера носит регулирующий, антиинфляционный характер. Государство

косвенными (экономическими) средствами регулирует расходы на оплату труда,

взимая налог с тех предприятий, которые выплачивают заработную плату выше

установленной нормы (в качестве допустимого предела принята шестикратная

норма минимальной заработной платы). Данный налог исчисляется по ставке

налога на прибыль. Его платят все предприятия, допустившие превышение (в

том числе и те, которые освобождены от налога на прибыль).

Таким образом, именно налог на прибыль и налог с превышения расходов на

оплату труда реализуют задачи государственного регулирования экономики.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в действие в РФ с

1.01.1992 г. законом о «Налоге на добавленную стоимость». Подобный налог

сегодня применяют во многих странах (впервые в практику налогообложения он

был введен во Франции в 1958 году).

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Добавленная стоимость

определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ,

услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки

производства и обращения.

НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к

цене товара и оплачивается покупателем.

Источником уплаты НДС являются средства, поступающие от покупателей

продукции. В итоге его оплачивает конечный потребитель товара, т. е.

население.

В мировой практике известны два способа исчисления НДС: «сложения» и

вычитания».

По первому способу налогооблагаемая база исчисляется как сумма

добавленных стоимостей по каждому виду производимой предприятием продукции

(работе, услуге), а налог рассчитывается по ставке от суммы добавленных

стоимостей. Для того, чтобы использовать этот способ, на предприятии

необходимо вести учет по отдельным видам продукции.

Второй способ заключается в том, что на общую сумму выручки от

реализации продукции начисляется налог, а затем из него вычитается сумма

налога на добавленную стоимость, оплаченная при покупке исходных

материалов.

В РФ используется второй способ исчисления НДС, что объясняется

особенностями бухгалтерского учета, не позволяющими реализовать на

большинстве предприятий – плательщиков НДС первый способ.

Плательщиками налога являются все юридические лица (включая

предприятия с иностранными инвестициями), индивидуальные частные

предприятия, а также филиалы (отделения) предприятий, которые

самостоятельно реализуют товары.

Объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и

оказанных услуг (включая бартер), и безвозмездную передачу другим

предприятиям и физическим лицам средств и имущества,

- товары, ввозимые на территорию РФ.

К облагаемому обороту относятся обороты (выручка) от реализации товаров

как собственного производства, так и приобретенных, а затем проданных, а

также стоимость выполненных строительных, ремонтных, научно-

исследовательских работ, выручка от оказания услуг пассажирского и

грузового транспорта, связи, бытовых и жилищно-коммунальных и т. д.

Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он

выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.

Однако имеется значительное число товаров (работ, услуг), которые

освобождаются от НДС. Среди них: экспортируемые товары (как собственного

производства, так и приобретенные), услуги городского пассажирского

транспорта (кроме такси), квартирная плата, операции по страхованию и

перестрахованию, выдача ссуд, операции, связанные с обращением валюты

(денег, а также ценных бумаг), образовательные услуги (при наличии

лицензии), плата за посещение театров, кинотеатров, цирка, товары (работы

и услуги), выполненные и реализованные учебными предприятиями

образовательных учреждений. С целью социальной защиты от уплаты НДС

освобождены предприятия, производящие и реализующие товары, работы и

услуги, в численности персонала которых работающие инвалиды составляют

более половины.

Декларация о доходах

Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является

введение в качестве объекта налогообложения всего дохода, полученного

гражданами за весь календарный год, представленного в виде «декларации».

Законом о подоходном налоге предусматривается обязанность граждан вести

учет получаемых ими в течение года доходов, места их получения, учет

расходов, связанных с получением таких доходов. В подоходном налоге с

физических лиц использован прогрессивный метод обложения: вместе с ростом

дохода плательщика возрастает и процент взимаемого с него налога. Вместо

прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого налогом совокупного

дохода сумм, кратных пяти, трем и одному размеру минимальной месячной

оплаты труда, – в зависимости от категорий граждан, и сумм расходов (на

содержание детей и иждивенцев в размере минимальной месячной оплаты труда

за каждого).

Декларация о совокупном доходе состоит из четырех разделов:

- раздел первый предусматривает сообщение гражданином сведений обо

всех своих доходах, полученных им в течение года, произведенных расходах,

связанных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов с

этих доходов у источников выплат доходов или уплаченных авансом;

- раздел второй содержит сведения о вычетах, на которые имеет право

гражданин;

- в третьем разделе указываются сведения о фактическом совокупном

доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению, и сообщается облагаемый

доход, который предполагается получить в следующем году;

- в четвертом разделе производится расчет подоходного налога,

причитающегося с совокупного годового дохода, причем расчет производится

как самим гражданином, так и налоговой инспекцией.

Лучший способ сэкономить на уплате налогов законным способом – хорошо

знать, что не включается в декларацию.

Подается декларация в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля

следующего за отчетным года.

Главная обязанность налоговой инспекции – взимание налогов и других

обязательных платежей в бюджет. Законом им дано право проверки денежных

документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов,

связанных с исчислением и уплатой налогов, право требовать необходимые

документы, изымать их в случае уклонения от уплаты налогов, проверять

достоверность данных об источниках получения средств, применять к

недисциплинированным налогоплательщикам финансовые санкции. Уклонение от

уплаты налогов всегда было заманчиво для предпринимателей, однако при этом

нужно хорошо представлять себе цену уклонения от налогов: она не должна

быта больше самого налога.

Недавно принят Закон о налоговой полиции. Это еще один инструмент, с

помощью которого государство будет пресекать правонарушения и преступления

в области налогового законодательства. Налоговая полиция наделена широкими

полномочиями. Она может вести оперативно-розыскную деятельность, внедрять

своих агентов в коммерческие и другие структуры в том случае, если есть

обоснованные подозрения в нарушении налогового законодательства.

Аудит – специфическая форма финансового контроля за деятельностью

предприятий, фирм, организаций в форме независимых ревизий бухгалтерской

отчетности. Аудиторские проверки проводятся по желанию клиента на

коммерческой основе высококвалифицированным инспектором. Аудитор –

независимый эксперт – анализирует состояние бухгалтерского учета и

внутрихозяйственного контроля, устанавливая соответствие финансово-

хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности. Ни один

предприниматель, ни один банк за рубежом не станет сотрудничать с новым

для него партнером, если у него нет балансового отчета, завизированного

аудитором. По желанию клиента аудитор может не только проанализировать

хозяйственную и финансовую деятельность его предприятия, но дать

консультации, рекомендации, позволяющие улучшить деятельность предприятия,

повысить эффективность его работы за счет выявления внутрихозяйственных

резервов, ликвидации потерь, уменьшения непроизводительных расходов. В

условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране слабость

бухгалтерских кадров на предприятиях ведет к росту спроса на услуги

аудиторской службы, способной помочь избежать неприятностей с налоговой

инспекцией, уплаты штрафов и т. п. Если аудитор завизировал неверно

составленный документ с ошибочно указанной суммой налоговых платежей, то

разницу в бюджет доплачивает он сам, а не предприятие.

Вывод.

Ю.Петров

Нынешняя отечественная налоговая система, с одной стороны,

формировалась путём механического копирования западных образцов. С другой

стороны, в реализации заимствуемых принципов с самого начала

предусматривалось множество существенных исключений, призванных учесть

особенности переходного периода, а также интересы влиятельных политических

и финансовых сил. Неудивительно, что результат этого стихийного процесса не

удовлетворяет ни государство, ни предприятия, ни население.

Государство не в состоянии обеспечить нормальную собираемость налогов

и вынуждено действовать в условиях хронического бюджетного кризиса, урезая

свои расходы даже по сравнению с необходимым минимумом. Предприятия –

налогоплательщики справедливо ссылаются на крайне высокое налоговое бремя.

Законопослушные граждане – налогоплательщики отдают государству больше

половины созданной ими добавленной стоимости даже при доходах ниже

прожиточного минимума, а при доходах, облагаемых, например, в США по

минимальным ставкам, они вынуждены отдавать уже около двух третей.

Граждане, нуждающиеся в социальной поддержке (дети, пенсионеры,

безработные), бедствуют вследствие мизерных размеров пенсий и пособий.

Увеличить же эти размеры не удаётся вследствие бюджетного кризиса.

Список литературы:

1) Современная экономика для студентов вузов

Ростов –на – Дону “Феникс”

Москва “Зевс” 1997 г.

2) Журнал “Вопросы экономики” №5, 7 1998 г.

г. Москва

Институт экономики РАН

3) Российский экономический журнал №4 1998 г.

г. Москва

4) “Коммерсант” №155,156,157,159,160,161,164,173,174,180 за 1998 г.

Газета издательского дома “Коммерсант” daily

г. Москва

5) Газета “Известия” №187,188 за 1998 г.

г. Москва

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.