на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитательная проблематика фольклора


(перевод Г.Ф. Юмарта)

русская: «Не шуми, мати, зеленая дубрава,

не мешай мне, добру молодцу, думу думати».

Много общего в начале песен, но, естественно, надо предположить и

особенное, индивидуальное, переломленное через национальную психологию,

национальный характер. Поэтому не должно возникать мнения о простом

копировании чувашских исторических песен у русских. Вероятно, они возникли

в среде совместного проживания русских и чуваш, или совместной

деятельности. Нельзя игнорировать и то, что русский человек у чуваш был

уважаем, об этом гласит пословица: «Выр?сла зын ур?хла» («Человек не

русский лад иной», т.е. приобретший лучшие человеческие достоинства,

образованный – перевод Н.В. Никольского) [21;79].

Пример еще одного жанра устного музыкально-поэтического творчества

чувашского народа – частушек, тоже убедительное подтверждение

взаимовлияний, контактов в фольклоре разных народов.

Частушка – это импровизация на злобу дня, часто отражение мгновенных

жизненных ситуаций. Место их исполнения, рождение-посиделки, народные

праздники. Если сравнить метроритм, форму стихосложения русских и чувашских

народных песен, то здесь мы видим огромную разницу: особенность ритмики

чувашских народных песен: примерный размер, «ритмические затягивания», …При

этом размер такта обязательно меняется, особым образом организованные

ритмические окончания фраз, - все это требует исполнения в движении (в

танце), ритмического подыгрывания (на ударных инструментах). Но в частушках

чувашского народа мы видим сходство в форме, в композиции с русскими

частушками и с частушками других народов: почти всегда это четверостишие.

Исследователь чувашской частушки «такмак» Е.С. Сидорова также отмечает

параллелизм как общую черту в частушках разных народов, где, к примеру, из

4-х строк 1-2 – о природе, 3-4 – из жизни человека; или 1-2 строки – о

предметах быта, 3-4 – из жизни человека.

Например:

Пахчи, пахчи, зырла пахчи,

Зырла зисе уср?м?р,

Эх, уср?м?р,

Зампа сыра пулт?м?р.

Сад-огород, ягодный сад,

Ягоды поевши выросли.

Эх, выросли,

Оттого рыжими стали.

Такой параллелизм дает возможность сегодня сочиняя частушки с детьми

проявлять гораздо больше фантазии, частушка становится при этом более

поэтичной формой народного музицирования.

В детской среде, особенно в подростковой популярны частушки на

классных вечерах, капустниках, на уроках музыки. Их исполнение и сочинение

представляет собой своеобразный, по словам Г.Н. Волкова «интернациональный

художественный опыт» [8;51].

Художественный опыт, багаж художественных впечатлений детей,

включающий народное искусство, позволяют использовать их в воспитательных

целях вследствие особой эмоциональности, образности не только содержания,

но и форм и способов исполнения. Коллективная театрализация, игра,

состязательность высвечивают личные качества участников через систему

взаимоотношений в деятельности. Содержательная часть и формы игр создают

воспитывающие ситуации, в которые попадают дети. Таким образом,

традиционное народное искусство становится важнейшим фактором воспитания

подрастающего поколения.

Итак, все вышесказанное позволяет практически использовать чувашский

фольклорный материал как педагогическое средство в воспитательных целях:

воспитание любви к родной чувашской культуре, к народному искусству;

понимание взаимосвязи культур разных народов через знание исторического

прошлого чувашского народа.

Использование в воспитательной работе воспитательных, педагогических

возможностей народных музыкальных традиций трудно переоценить. Изучение,

освоение народных музыкальных традиций – путь к формированию творческой

личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной

культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу

общечеловеческой духовной культуры.

Глава 2. ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ШКОЛЕ.

2.1 Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора.

Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов

духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную, но и

моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи. В

этой связи одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания

является определение соответствующего педагогического музыкального

материала, с которого целесообразнее начинать первые шаги в освоении

музыки.

В прогрессивных зарубежных методиках музыкального воспитания Акико

Сэки (Япония), З.Кодаи (Венгрия), К.Орфа (Австрия), Пьера ван Хауве

(Голландия), Б.Тричкова (Болгария) на первоначальном этапе музыкального

обучения основным художественно-педагогическим средством служит

народная музыка.

Отечественная музыкальная педагогика, используя опыт лучших

педагогов-исследователей также основывается на применении в процессе

начального музыкального обучения народной музыки. «Начинать работу надо от

той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни» [31;21].

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты

народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Как-то

на одной из дружеских встреч герой-космонавт Андриян Николаев сказал:

«Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет

быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским

языком... Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают

на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их

памяти».

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической,

эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве.

Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные

песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только

на добро, на счастье человека.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем

загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к

прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и

воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том,

что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и

доброму.

При изучении чувашского детского музыкального фольклора необходимо

учесть его некоторые особенности:

- во-первых – к детскому фольклору относится не только то, что бытует

в детской среде, но и музыкально-поэтические жанры, исполняемые

взрослыми, однако, предназначенные для детского слушания. Они

исполняются при укачивании в люльке младенца – колыбельные (с?пка

юррисем); при развлечении ребенка и игре с ним – потешки, прибаутки

(й?патм?шсем); занимательные, обольстительные стихи при приеме пищи

(зитермелли чух ил?ртмелли с?в?сем);

- во-вторых, очень много заимствований из фольклора взрослых,

бытующие в детской среде и входящие в их устно-поэтический

репертуар;

- в-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни едва ли не

исключительно потребностями педагогики. Как известно, в понятие

«детский

музыкальный фольклор» входят произведения, созданные взрослыми для

детей: они исполняются при укачивании в люльке младенца – колыбельные,

при пестовании его – пестушки, при игре с ребенком – потешки,

прибаутки. Но есть еще творчество самих детей – считалки, дразнилки,

заклички, приговорки и т.д. Все это составляет их музыкальный

репертуар, и он исполняется, как правило, только самими детьми.

В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное,

утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать ее.

Песни, игровые припевы иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход

эмоциональной энергии детей, их темпераменту, ведь в основе их

миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент. Исполняя

песенный напев, следует учитывать его роль в той или иной игре:

сопровождается ли он движениями, фиксируются ли ритмические акценты

хлопками в ладоши, прыжками, подскоками.

Многие занятия детей являются шуточным подражанием серьезному делу

взрослых, средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение

производственно-хозяйственные, национально-психологические черты и

социальная жизнь чувашского народа.

В характеристике чувашского детского фольклора мы придерживаемся

взглядов В.Г.Родионова, который в своем исследовании не разделяет

музыкально-поэтический фольклор от собственно поэтического. Согласно его

концепции, чувашский детский устно-поэтический фольклор делится на

различные жанры:

- с?пка зял?сен поэзий? (колыбельная поэзия), которая предназначена

для убаюкивания ребенка. Образцы этого жанра характеризуют тихое и

спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся

короткий напев, обусловленные практическим действием и приобретают

художественную образность, которая составляет эстетическую

ценность;

- календарь поэзий? (календарная поэзия). Произведения этого жанра

тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашского народа, так

как чуваши с давних пор считали, что именно детская невинность и

чистота способны воздействовать на силу природы;

- ч?ня-йыхрав с?вви (заклички-приговорки). Это самый распространенный

жанр детского фольклора. Заклички – это стихотворное обращение

детей к различным явлениям природы: солнцу, дождю, а приговорки – к

животным и растениям. Присуще закличкам прямое обращение,

утверждение обусловило преобладание в их напевах интонаций зова,

клича; а также образование определенной сложившейся мелодической

структуры, характерной лишь для этого жанра. Заклички особенно

полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость,

эмоциональную темпераментность.

Х?вел тух, х?вел тух!

Ачу шыва кайн?, тет.

Турч?купа туртса ил,

Милкяпелен ш?лса ил.

- кулленхи с?в?-юр? (повседневные стихи-песни) – предназначались для

развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и

декламировали как во время игр, так и вне детского коллектива;

- в?й? юррисем (игровые). Многие игры, как было упомянуто выше, имели

прямую связь в подготовке молодого поколения к взрослой жизни.

Здесь имеет место синтез слова, движения и музыки. И они

способствовали трудовому, умственному, нравственному и физическому

воспитанию подрастающего поколения;

- витлешя такмак?сем, шятсем (дразнилки, шутилки). В них дети

критикуют ленивых, нечистоплотных и жадных ребят:

Й?ван, Й?ван, й?валанч?к

Х?йма зиме хыпаланч?к;

- х?в?рт калани (с?мах) (скороговорки). Они исполнялись при помощи

трудно выговариваемых словосочетаний:

Кант?р в?рри картара

Хура Макар урамра

Макар хуре картара;

- в?ртт?н ч?лхе, юмах-халап (загадки - сказки);

- калавсемпе юптарусем (рассказы-притчи). В произведениях этого жанра

детей привлекают юмор, задор, живость, ритмический характер, так

как рассказывают о нереальных событиях.

Чувашский детский фольклор интересен и доступен для представителей

юного возраста. Можно отметить тесную связь с детской поэзии с обрядами

взрослых и молодежи, подчеркнуть что многие тексты образцов детского

песенного фольклора имеют архаичную форму стиха – речитативную. Собственно

песни, оказываются более близкими речитативу, чем к напевным образцам

“взрослого” музыкально –поэтического фольклора. Наследие, создаваемое

тысячелетиями пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя

просто и ясно на уровне детской игры.

Таким образом, детский фольклор - это специфическая область народного

творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему

поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни,

нельзя этого сказать: пословицы, сказки, загадки становятся понятными,

начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются

преимущественно в определенный период жизни. Конечно, и песни имеют свой

«любимый возраст»: девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен,

сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни.

В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она

обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые

категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно,

большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по

возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением.

Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных

песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу,

поет ее мать.

Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами

колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются

ими все, кто нянчит детей.

Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего

материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто

исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе

стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за

маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели,

слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова

пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные

условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь -

величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с

практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда

ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого

внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее

мечты о его счастливом будущем [9;90]. Колыбельные песни народов собирались

плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно

полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни. В устах

мамушек и сенных девушек, вынянчивших не одного ребенка, массовые

колыбельные песни получили особенно богатую художественную обработку. Эти

талантливые исполнители и создатели колыбельных песен - баюкалы,

баюкальщицы, баюкалки, пестуны, припеваши - всегда были выходцами из

народа.

Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким образом,

шел процесс постоянного обогащения песенного арсенала.

Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно

были и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, что

без любви к детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в их

непосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется в

реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не

исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение

таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если

лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей,

то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. В

этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку

народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство,

самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия

являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает

внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать -

нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми

сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом -

легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой

незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк,

вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры

ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и

педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания

маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждает у них

трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о

первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего – труд, и самый

маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых.

Мешать работающему – самый недостойный поступок. Так считалось в чувашской

среде.

В потешках в занимательной форме рассказывали детям о копнах сена,

козлятах, отбеливании холста на снегу, об охоте и о многом другом [9;27].

Отрочество - период детства, наименее богатый песнями. Младшие

подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности.

Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов,

повстанцев, разбойников и т.п. Девочек интересуют более всего посиделочные

и хороводные песни.

Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это - жеребьевки,

скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В

считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их -

именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость

и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо

простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной

известной детской песни.

Дети нередко пользуются дразнилками и поддевками. Это своебразная

форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок,

неподчиняющийся правилам игры.Содержание дразнилок почти всегда смешное. В

редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей

мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость,

храбрость, решительность и т.п.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены

веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни

оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от

общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных

детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре

подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям

моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия,

искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и

человеческое достоинство.

Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает

несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-

видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и

трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к

юности.

2.2 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок

музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого ученика.

Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в

работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку

искусством, обладающим мощной силой воздействия на личность и коллектив в

целом. Это возможно, когда учитель музыки будет чувствовать, переживать и

размышлять вместе с детьми. Это возможно у учителя, испытывающего

постоянную потребность в самосовершенствовании, в росте вместе со своими

учениками.

Всем этим требованиям отвечает деятельность учителя музыки

общеобразовательной школы № 9 г.Чебоксары - Глякиной Розы Вениаминовны.

Сегодня использование чувашского музыкального фольклора на уроках

музыки не редкость. Пение, родное слово, игра на музыкальных инструментах,

национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется

комплексно, тем самым обогащая кругозор детей.

Уже с первого класса Роза Вениаминовна приобщает детей к народным

музыкальным традициям используя на своих уроках игровые народные попевки.

Роза Вениаминовна старается не только познакомить ребят с родной музыкой,

но и привить им любовь к чувашской народной песне. Чувашская народная песня

воспитывает такие качества личности как вежливость, уважение к старшим,

верность и справедливость, аккуратность, любовь к учению и скромность.

На уроках Розы Вениаминовны дети всегда становятся главными

действующими лицами. Например, в игре «Хоровод» ребята изображают

танцевальные действия: девочки - плавные движения рук, а мальчики -

притоптывание, при этом каждый ученик ощущает себя частицей единого целого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.