на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ЧТО ПРИДУМАЛ КОМПОЗИТОР ИЛИ ПОИСК СПОСОБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ К СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ. Курсовая Работа.


ЧТО ПРИДУМАЛ КОМПОЗИТОР ИЛИ ПОИСК СПОСОБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ К СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ. Курсовая Работа.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение - 3 стр.

Глава 1 - 5 стр.

Рассуждение о симфонии

Вывод - 10 стр.

Глава 11 - 11 стр.

Что придумал композитор

Заключение - 17 стр.

Примечание - 18 стр.

Литература - 19 стр.

-3-

ВВЕДЕНИЕ.

Со времен Й. Гайдна, т. е. со второй половины восемнадцатого века,

название «симфония» прочно закрепилось за сложными четырёх частными

произведениями для симфонического оркестра.

Некоторые считают, что эта музыка сегодня устарела. Поэтому вопрос о

развитие симфонии очень актуален в наше время. Так как многие люди на него

совсем не обращают внимание, многим кажется, что жанр сложен и с первого

взгляда не понятен, значит он не нужен.

Может симфония сложна… Может фактура написана не понятно… Но ведь есть

симфонии тех композиторов, которые писали языком более понятным для нашего

слуха, ведь жанр симфонии развивался и не стоял на месте, и композиторы

искали много способов привлечения внимания к симфонической музыке. И

творцы сегодняшним языком пытаются довести до нас всё, что они хотели бы

рассказать в более благородном выражении мыслей.

Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить некоторые способы,

которыми пользовались композиторы для усовершенствования симфонии и для

привлечения к ней внимания.

Наша задача:

1. Понять что такое симфонизм и симфония, в общем (что это означает, что

это за музыка, как она появилась).

2. Рассмотреть творчество композиторов в области симфонии.

На основании изученной мною литературы и обобщенных материалах, я пришла к

выводу, что большенство авторов рассуждают в своих работах о симфонизме, о

его определении, о его основоположниках примерно одинаково (Б. Асафьев,

1981; Тамчюк, 1984; Тараканов, 1983;1989; Гульянс, 1996; Очаковская, 1996;

Риппа, 1986; Бернстайн, 1991; Вернон, 1996; Кленов, 1994; Рыцарева, 1994).

Так Асафьев в своей работе1 рассматривает творчество различных русских

композиторов.

Тараканов (1989) в своей работе2 рассматривает взаимодействие двух ведущих

жанров в советской музыке 60-х - 70-х годов - симфоний и концертов.

Бернстайн в своей книге3 освещает основопологающие проблемы музыкального

искуства (стиль музыки, програмность, симфонизм).

-4-

Тараканов (1983) в своей работе4 рассказывает о развитии жанра симфонии,

об особенностях современной симфонической драматургии и музыкального

языка.

-18-

Примечание.

1. Асафьев Б. О симфонической и камерной мезыке.

Лен. 1981 с.96

2. Тараканов М. Симфонии и инструментальный концерт

русской и советской музыке. М. 1989 с.27 3. Бернстайн Л. Концерты для

молодежи. Лен. 1991 с.120

4. Тараканов М. Русская советская симфония.

М. 1983 с.98

5. Очаковская О. Беседы о музыке. М. 1996 с.20-27

6. Гульянц Е. Детям о музыке. М. 1996 с.97-103

7. Асафьев Б. Симфонической и камерной музыке. Лен. 1981 с.96

8. Вернон Р. Эпоха творчества Великобритания 1994-1996 с.63-70

9. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Лен. 1981 с.100

10. Тараканов М. Русская советская симфония. М. 1983 с.3

11. Бернстайн Л. Концерт для молодежи. Лен. 1991 с.127

12. Тараканов М. Симфонии и инструментальный концерт

русской советской музыке. М. 1989 с.97

13. Смирнов М. Энциклопедический словарь юного

музыканта. М. 1985 с.175

14. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Лен. 1981 с.98

15. Очаковская О. Беседы о музыке. М. 1996 с.29

16. Смирнов М. Энциклопедический словарь юного

музыканта М. 1985 с.200

17. Калинина Н. Рахманинов С.В. М. 1989 с.17

18. Прохорова И. Советская музыкальная литература М. 1978 с.54

19. Михайлова М. Русская музыкальная литература. Лен. 1969 с.145

20. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Лен. 1981 с.14(40)

-19-

ЛИТЕРАТУРА.

1. Астафьев В.В. О симфонической и камерной музыке. Музыка. Лен. 1981.

2. Беристайн Л. Концерты для молодежи. Советский композитор. Лен. 1991.

3. Вернан Р. Эпоха творчества. «Belitha PressLimited» Великобритания

1994-1996.

4. Гульянц Е. Детям о музыке. М. 1996.

Аквариум. М. 1996.

6. Калинина Н. Рохманинов С. Детский мир. М. 1989.

7. Очаковская О. Беседы о музыке. Музыка. М. 1996.

8. Прохорова И. Советская музыкальная литература»

Музыка. М. 1978.

9. Михайлова М. Русская музыкальная литература. Музыка. Лен. 1969.

10.Смирнов М. Энциклопедический словарь

юного музыканта. Педагогика. М. 1985.

11.Тараканов М. Симфонии и инструментальный концерт

в русской советской музыке. Советский композитор. М. 1988.

12.Тараканов М. Русская советская симфония. Знание. М. 1983.

-10-

ВЫВОД.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: симфония очень

сложный жанр, поэтому трудно понимается. Со временем менялась симфония.

Композиторы стремились сделать симфонию интересной, понятной и к тому же

привлечь внимание слушателя.

Из этого вытекает моя II глава в которой я хочу рассказать про те способы,

к которым прибегали композиторы разных времен, эпох, как они изменяли

симфонию.

-5-

РАССУЖДЕНИЕ О СИМФОНИИ.

В наши дни слово «симфония» (буквально- созвучие, благозвучие) для многих

звучит как бы из далека, лишь касаясь воображения и слуха: эпоха

дисгармонии и «благозвучие» - какая между ними связь? Да ведь и все, что

стоит за этим не вполне понятным словом, чаще кажется чем-то

малоподвижным, постоянно и безнадежно отстающим от бега времени.

Казалось бы, так оно и есть. Ведь наш непредубежденный и вечно спешащий

соотечественник привычно желает получить информацию как можно быстрее и

как можно полнее. Найдет ли он в произведениях Бетхов ена, Чайковского,

Прокофьева впечатления столь же «быстрые», сколь и «острые»? Едва ли. Не

такова уже эта музыка, и вовсе не на такие впечатления она была рассчитана

их создателями.

- Ну что ж, - вздохнет наш современник, - значит, симфония не для меня.

Однако не будем торопиться. Легко противопоставлять симфонию нашим вкусам

и нашему времени, а композиторов-симфонистов упрекать в самолюбовании и

безразличии ко всему окружающему. Гораздо труднее хотя бы попытаться

понять симфонический жанр, его язык, его мир, наконец, - его пользу, если

так можно выразиться. И сделать это можно, лишь усвоив для начала, что с

«классикой» (музыкой европейской профессиональной традиции, к которой

принадлежит и симфония) нельзя обращаться таким же образом, как, например,

с фольклором, джазом, роком, музыкой отдыха. Чтобы взять от нее максимум

возможного и получить удовольствие не меньше, чем от рока, требуется

прежде всего значительное время. Кто не пожалеет этого времени, не

испугается «истратить» его, тот приобретет гораздо больше, нежели

потеряет.

Но что же именно?

Наследница и носительница великой культуры, великой духовности, симфония

говорит со слушателем о вечных ценностях, о философских вопросах бытия, о

жизни и смерти, о трагедиях

-6-

триумфах, о личности, о природе, обществе, об истории. Наконец, о Земле и

самом мироздании. Чем ярче и привлекательнее музыка симфонии, ее мелодии и

тембры, тем убедительнее для нас ее речь,

непередаваемые словом, но необычайно притягательные мысли. Вслушиваясь в

звучание симфонии, мы и не замечаем, как это таинственное чувство

притяжения постепенно переходит в переживание звуков симфонии. Оно то как

раз и делает человеческое существо, его душу более восприимчивыми и

отзывчивыми, открытыми, небезразличными, тонко чувствующими.

В этом и заключается главное обретение. Ведь слушатель симфонии проходит

своего рода «музыкальную терапию», курс гуманизма, которую читают ему

выдающиеся гуманисты XVIII. XIX. XX столетий: Моцарт, Бетховен, Шуберт,

Берлиоз, Брамс, Чайковский, Малер, Онеггер, Прокофьев, Шостакович. Такова

истинная цель симфонии. Истинная, но не единственная.

Дело в том, что композитор, как и любой художник, ищет прежде всего не

стороннего отклика и взаимопонимания (такая цель подразумевается, однако

не руководит творческим процессом), но самое истину, правду. И в этом

отношении работа музыканта - творца напоминает деятельность ученого,

стремящегося докопаться до смысла жизни, до сущности вещей, и в

определенном смысле становиться путем познания окружающей нас

действительности, духовного мира человека. Композитор обуреваем страстью

познания и передает нам плоды своего труда, детище свое именно затем,

«чтобы по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар» (А.

Блок).

Симфония - как правило, многочастное произведение, напоминающее своей

цикличностью архитектурный ансамбль, отдельные постройки которого

дополняют друг друга, образуя неразрывное целое. Вспомните, например,

индийский храм Тадж-Махал с четырьмя минаретами, площадь св. Марка в

Венеции, улицу Росси в Санкт-Петербурге. Как архитектура, музыка отражает

восприятие мира людьми своей эпохи. Симфонии Бетховена потрясают наше

воображение острыми жизнеподобными контрастами и конфликтами эпохи «Бури и

Натиска». В «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза - отчаяние и бурные

страсти художника - романтика рождены противоречием между мечтой и

реальностью. Есть симфонии, названия которых говорят сами за себя: «Фауст

- симфония» Ф. Листа, симфония «Гармония

-7-

мира» П. Хиндемита, «Литургическая симфония» А. Онеггера, «1905 год» и

«1917 год» Д. Шостаковича.

Композитор, обратившийся к симфонии, должен иметь что сказать. Он подобен

оратору, выступающему перед очень большой

аудиторией. Можно понять Густава Малера (одного из крупнейших

симфонистов), когда он сказал: «Для меня написать симфонию - значит всеми

средствами существующей музыкальной техники построить мир». И не меньше!

Нетрудно догадаться, что сложное содержание симфонии не может быть

преподнесено слушателю наипростейшим образом и наипростейшими средствами.

Тем не менее очень многим видится в этой сложности нечто неестественное.

Можно ли, например, в одном произведении примерить «холодный», точный

расчет с «горячим» чувством и мощными эмоциями? Возможно ли, чтобы большая

пьеса, состоящая из множества разнохарактерных частей, была связана единой

организующей мыслью? Наконец, в состоянии наш слух воспринять, а сознание

осмыслить такие сложности? Достижимо ли все это?

Легче ответить нет: нет, хотя живая музыка сотни раз говорила: да !

Поборов в себе леность, слушатель сделает очень важное движение навстречу

симфонии, если отнесется к ней не как к развлечению или отдыху, но скорее

как к определенной работе. Да, контакт с симфонией - это своего рода

работа для той неуловимой, но живущей в нас субстанции, которая, по словам

поэта Н. Заболоцкого, «обязана трудиться и день и ночь». Всей душой

придется нам прожить с симфонией ее звучащее время. Поможет в этом знание

или хотя бы ощущение порядка, согласно которому выстраивается здание

симфонии, понимание ее логики. Ведь симфония вне порядка и логики все

равно что живописное полотно, лишенное стройной композиции. Придется с

этим считаться и твердо усвоить, что для постижения симфонического

произведения требуется эмоциональное и интеллектуальное напряжение.

Недаром такое искусство называют серьезным.

Но всегда ли симфония была такой? Неужели и в младенчестве она отличалась

беспримерным глубогомыслием? Нет, в годы возникновения и становления ей

трудно было в этом конкурировать с жанром концерта, с органной и клавирной

музыкой, с оперой. А происходило это более 250 лет назад, в первой

половине XVIII века. И современники не редко с пренебрижением

высказывались о юном создании, находя его то тупым, то просто

-8-

никчемным, а то и глупым. «Симфония - часть наименее значительная в

музыке», - говорили они. «В симфонии музыка существует только на половину

своего бытия», - утверждали другие. «Когда симфония господствует во все

продолжение пьесы, она

сперва хоть и нравится, но в конце концов подавляет нас», - это уже мнение

Ж. Ж. Руссо.

И вправду, симфония той поры - существо легкомысленное, сродни

танцевальной сюите. Танцевальность отпечаталась в ней на долгие годы,

прорастая в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена и их современников.

Композитор XIX века Р. Вагнер верно подметил, что «в основе симфонии -

танец», а Седьмую симфонию Бетховена назвал «апофеозом танца».

Непосредственные родители симфонии - французская и итальянская оперные

увертюры. От каждой из них симфония брала больше или меньше -

торжественные выступления - от французов, название (sinfonia) - от

итальянцев. Отделившись от оперного спектакля, увертюра начала

самостоятельную жизнь, она исполнялась рядом с развлекательными

дивертисментами, кассациями, серенадами, сюитами. Лишь с годами она

приобрела свою «серьезность».

Хотя в XVIII веке было немало мастеров - симфонистов (Ф. К. Рихтер, Я.

Стамиц, И. Хальцбауэр, Ф. Э. Бах, И. К. Бах, А.-Ж. Рижель), все же «отцом

симфонии» назвали Йозефа Гайдна.

Со временем Гайдн убедился, что наилучшая композиция симфонии - четыре

части. Первая часть - быстрая (но с неторопливым вступлением), где

решаются судьбы двух «персонажей». Вторая - медленная, спокойная,

рассудительная; и в ней свои «действующие лица», решающие всевозможные

психологические проблемы. Третья - танец (обычно менуэт) или скерцо

(шутка). Четвертая - наиболее решительно настроенная часть, подводящая

итог всем происшествиям и переживаниям в новом столкновении новых

персонажей.

Так выглядит это лаконичная и насыщенная композиция, в ней встретились и

безграничные возможности для творческой фантазии. Поэтому она получила

наименование «классической». Четыре части симфонии, подобно

основополагающим состояниям материи, способны принять любые формы,

воплотиться в события, страсти, в музыкальные «пейзажи». Они - словно

различные грани бытия, элементы единой картины мира.

-9-

Универсальность этой схемы оказалась невероятно стойкой. На протяжении

двух столетий создавались и по сей день возникают множество симфоний, и

среди них очень много настоящих шедевров. С годами число частей цикла

становилось произвольном и колебалось от одной до шести.

Наше столетие не освободило человечество от главных проблем бытия. Мало

того, цивилизация подверглась испытаниям, каких не знала история: мировые

войны, тиранические режимы, уносящие десятки миллионов жизней, гибель

природы, падение ценности человеческой личности. И все эти катастрофы

парадоксальным образом сопутствуют бурному развитию и обогащению мира.

Может ли художник - мыслитель и не равнодушный человек пройти мимо столь

вопиющего противоречия, оставить без внимания крики и зовы о помощи? У

многих симфонистов ХХ века потребность взять на свои плечи проблемы мира

связанных с тяжкой личной судьбой. Повествуя в симфониях об испытаниях,

выпавших на их долю, композиторы не отделяют себя от судеб этого мира.

Своими произведениями они подтверждают способность подлинного художника -

творца чувствовать и передавать боль другого человека как свою

собственную, видеть в трагедии маленького человека драму большого

общества.

По сей день симфония остается серьезным жанром, исследователем духовной

жизни человека и общества.

-11-

ЧТО ПРИДУМАЛ КОМПОЗИТОР.

Основоположником классической симфонии был именно Гайдн (он определил

состав симфонического оркестра). Он внес много ясности и точное

определение симфонизма, которое дошло и до нашего понимания. Поэтому

именно он первый начал экспериментировать с симфониями которые он пишет.

Гайдна можно заслуженно назвать композитором - симфонистом. Именно в

Гайдновских симфониях присутствует юмор, именно он пользовался им, чтобы

разбудить заскучавших слушателей. Он изобретатель звуковых иллюзий:

неожиданных поворотов лукавых отводов в сторону, забавных концовок,

суровых нарастаний, приводящих к игровой и шаловливой теме, шуточных

выступлений инструментов под маской серьезности, многообещающих

приготовлений, кончающихся взрывом хохота. Гайдн любит задорничать. Он

художник жанра.

Гайдн до сих пор привлекает к себе внимание слушателей. Инструменты -

живые фигуры с характерными желаниями, тембром голоса и «отличительной

походкой».

Воображение Гайдна неистощимо в придумывании возможных остроумных,

затейливых сочетаниях и чередованиях.

Одна из программной музыки: симфония G - dur известная под именем

Paukenschtag (удары литавр). Она открывается Allegro, сжато и напряженно

развернутое. Значительная часть симфонии - средняя - тихо, коротко и мягко

движущаяся основная милодия завершается неожиданно сильным и резким

аккордом всего оркестра, откуда и название симфонии. Вариации на данную

милодию - одна другой лудше. Менуэт - пишется парадными каллоритами. Финал

симфонии - веселый и не прихотливый, смесь шаловливого добродушия с

лукавыми витушками. В целом стройное и ясное произведение - одно из самых

лудших среди наиболее ценных образцов симфонической музыки Гайдна.

-12-

Продолжателем и наследником Гайдна стал Моцарт. Он так же искал пути

развития симфонической музыки. Пытался сроднить не сочитаемое и

обрабатывал это хедожественно. Моцарту удавалось выполнять те сложнейшие

художественные задачи, оставаясь кристалически ясным и экономно мудрым в

своем творчестве. Быть одновременно теплокровным (ярко жизненным и даже

житейско уютным), и хладнокровным (мастерство ремесла).

Моцарт искал, творил, думал, пытался найти то, что именно симфонично,

красиво, нравилось ему художественно и одновременно бвло понятно всем.

Моцарт привлекал в своих симфониях непосредственностью, простотой и

лудшими качествами творения. К примеру: g - moll - ная симфония. Ее

мелодичность меняется, то ласковая и трепетная,то напряжено упругая,

привлекает даже утонченный слух. Музыка волнует слушателя именно своей все

еще неизученной сердечностью, душевной болью - музыка скорбит.

Но Моцарт живет в нас не только своей лучезарной музыкой, но и своей

печалью. Он может писать обсолютно разнохарактерные симфонии. Он может

писать даже скорбно душевные симфонии когда не закончил лучезарно -

шутливую.

Продолжателем наследия Гайдна и Моцарта стал Бетховен. Бетховен был

учеником Гайдна, и страстным поклонником Моцарта и Баха. Это дало

Бетховену верно определить свой путь в музыке.

Бетховен непрерывно работал, постоянно совершенствовался в искустве, что

было суровой борьбой за существование. Сочинение музыки превратилось в

непримиримую борьбу за жизнь во имя творчества. Он был деятельно -

энергичной личностью, упорно борющемся за свои идеалы. Идеализм - это

качество которым прониклось все его творчество, непревзойденным

профессионализмом и оптимистическим толком.

Бетховен искал в своей музыке чего - нибуть героическое, направленное на

победу. Поэтому его музыка пронизывала существенным напряжением и борьбою

к освобождению - к светлому победному ликованию. К примеру «Пятая

симфония» (c - moll) - это характерная «бетховенская симфоническая идея» -

сопряжено с поразительным нагнетанием звучностей и пластически ясным

построением.

Девятая симфония (d - moll) - величайшее создание Бетховена по размаху и

грандиозности построенных на глубине мыслей. Он пытается провести

слушателей сквозь суровые этапы борьбы, через

-13-

различные эмоциональные состояния, к мощному гимну радости, объединяющих

людей в едином порыве.

Симфония №3 - известна под названием «Героическая» - его самая любимая

симфония. Бетховен написал эту симфонию с мыслью о Наполеоне. Это

произведение не похоже ни на одно, которое было написано ранее и поэтому

стало переворотным моментом в истории создания музыки. «Героическая» -

длиться в два раза дольше, чем симфонии Моцарта или Гайдна. Это

непревзойденное творение в котором ощущается «гром», который завораживает

слушателя и несет его по волнам сильнейших душевных переживаний. Бетховен

вступает в единоборство с этой музыкой, а не просто развлекает слушателей.

Когда в 1804 году Наполеон провозгласил себя императором Франции, Бетховен

был так разочарован, что уничтожил посвящение «Бонапарту» со своего

произведения. Наполеон стал тем, кого так ненавидел Бетховен - еще одним

тираном.

Берлиоз - старший современник Листа, Вагнера, Шумана, Шопена, Глинки,

зарожавший всех их своим огненным темпераментом и будто - романтическим

жизниощущениям, редчайшей симфонией - революционер французкой музыки,

приемник революционных идей, страсти, поклонник Бетховена. Жизнь Берлиоза

- великая трагедия художника «надоевшего» эпохе своим беспокойным нравом,

и вместе с тем в нем есть черта «авантюрного романа».

Остроумный, пылкий, страстный, колкий, дерзкий и лукавый, шаловливый и

едкий Берлиоз - писатель был подленным журналистом своей эпохи. Он знал

цену выдумке, иронии, фантастики, причудам и раскатистому смеху, блестящим

остротам и злой саркастической улыбке.

Удивительно, что среди нервно - напряженной музыки Берлиоз, при всем этом,

умел создать ряд копитальных произведений, как «Фантастическая симфония»

(1829), «Реквием» (1837), «Горальд в Италии» (1834) - чисто романтический

вид симфонии - путешествия, или «авантюрные симфонии», с чередованием

пейзажа и парковых картин. Затем «Ромео и Джульетта» - теотрально -

лирическая симфония (1839), грандиознейший «Те Осит», драмматическая

легенда «Гибель Фауста», «Траурно - триумфальная» симфония (1840). Он

писал музыку как сильный декоратор: мощными мазками.

-14-

Берлиоз первый из симфонистов пользовался тембром и красочными комплектами

как конструктивными элементами, как организующими форму факторами. В

симфонии «Ромео и Джульетта» все это проявляется особенно сочно и особенно

ярко. Любовная лирика Берлиоза от скромных признаний до страстного экстаза

звучит здесь с особенной проникновенностью и теплотой. Берлиоз в «Ромео»

одинаково чарует и выдумкой, и силой чувств, мужественностью и строгостью.

Берлиоз был одним из самых лучших композиторов програмистов.

Лист - композитор, великий мастер тонального колорита, нашедший многое

множество новых гармонических и инструментальных соотношений - этот Лист

живет среди нас, ибо далеко еще не исчерпаны сокровища, сокрытые в его

созданиях.

Невероятно сложна, гипка, но замкнута натура Листа. Блестящая карьера

вертуоза, умное, глубокая и захватывающая жизнь.

Революционный подъем и благородное стремление идти на встречу разрешению

социальных вопросов, свегдашнее готовность помочь собрату.

Эта разносторонность заслоняла и заслоняет внутренную сторону Листа, его

душу и духовный рост. Лист - противоположность Вагнера.

Второй паралельный путь Листа - путь к гениальному воплощению в музыке

идеи зла. Лист вовлекший в музыку философские идеи.

Симфонию развивали не только зарубежные композиторы, но и русские. Ярким

представителем был М. И. Глинка. Он первый с необыкновенной силой выразил

русский характер в музыке. Значение творчества Глинки огромно. В его

творчестве заключена вся русская симфоническая школа - это первый этап в

истории русской классической школе.

П. И. Чайковский - великий русский симфонист, организатор нашей

эмоциональной стихии. Он большой мастер, сильной непосредственностью

чувства. Чайковский познается в непрестанной борьбе стихийно - творческого

инстинкта. Симфонические концепции, рождающиеся в итоги такой борьбы,

отличаются жизниупорством и устойчевостью. От того они и ценны.

Чайковский, че творчество динамично по существу, остался до наших дней,

художником темпираментным и своевольным, не

-15-

боявшимся и не стыдившимся своего чувства и вместе с тем понемающий, что

только в упорной борьбе за органическую форму, насыщенную эмоционально -

напряженной музыкой, это последняя получила и силу и убедительность.

Симфонизм - процесс роста, накоплений и преобразований музыкальной

энергии, а симфонические формы - ее крастализовавшиеся образования.

Симфонии Чайковского живы в силу присущих ем только, что указанных

свойств.

«Пятая симфония» - произведение нервное не технически, а в отношении

эмоциональной жизненной насыщенности.

«Шестая симфония» - высшее проявление гения Чайковского в области

инструментальной музыки. В ней он достиг потрясающей силы музыкальной

выразительности.

Мир музыки Чайковского - сложный мир. Его жизнь в музыке - трагическая

проблема. Чайковский не знал душевного равновесия, сосредоточенного покоя

и поры размышления. Однако он нашел путь постепенного восхождения

композиции.

Бородин является в своей музыке нечто поистине неразгаданное: среди

нервного и скорбного напряжения, в котором живут люди, так странно было

услышать музыку, в которой все пышит здоровьем, целостностью быта и

простым, непосредственным приятием жизни во всей ее полноте, красоте и

приложности.

Как могла вырасти эта здоровая сила в хилом, сером Петербурге, да еще в

человеке, который в детстве и здоровьем не отличался, и даже был

приговорен к чахотке.

Ведь Бородин поведал нам о подленной силе, здоровье и крепости русского

народа; о том, что народ этот внесет и вносит в мир и культуру свое

стойкое и твердое понимание жизни, как светлой и солнечной силы, в которую

надо лишь жадно верить, чтобы сохранить подленную целостность духа. Надо

удивляться силе и мощности здоровью Бородина.

Деятельность и творчество Н. А. Римского - Корсакого вмещает в себе

стройную полноту многообразных, скрещивающихся и сплетающихся жизненных

стремлений, направлений и целидостиганий.

Не один из русских музыкантов не раскрывает перед нами в течении своей

жизни столь яркой картины сознательного отношения к искуству.

-16-

А. К. Лядов - воплотил в жизнь маленькие сказочные образы, его творчество

- это маленькие жемчужины.

Но зато сколько Лядовской музыке не донеслось до нашего времени:

композитор не записывал много или уничтожал записанное с течением времени,

так как воображении его, творя все новые и новые образы, увлекая к иным

мечтам и думам, глушило обояние его минувших звуковых грез. Он использовал

темы из чужого творчества, или из народных песнопений. В мечте и

созарцании прошла вся жизнь Лядова. Лядову удавалось производить природные

звуки (шум леса, пение птиц, шум моря) «Волшебное озер».

Композиторы поняли, что пониманию симфонической музыке надо учить с

детства, именно детей нужно учить слушать, любить симфоническую музыку.

Богатейшее наследие оставил детям, и маленьким и большим,

С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала, по существу,

удивительным справочником для знакомства детей с различными музыкальными

инструментами. В шуточном рассказе о смелом пионере Пете все действующие

лица имеют яркие музыкальные характеристики, свои инструментальные

лейтмотивы.

-17-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Симфония - сложный жанр, поэтому трудно понимается. По сей день симфония

остается серьезным жанром, исследователем духовной жизни человека и

общества.

Со временем менялась симфония. Композиторы стремились сделать симфонию

интересной, понятной и к тому же привлеч внимание слушателя.

Композиторы разных эпох, стилей, школ привлекали внимание слушателей

содерханием, актуальным для того времени (что не уменьшает интнрес

сегодня) вечными темами (добро и зло, любовь и смерть, борьба за

спроведливость и т.д.) яркостью, образностью.

Была музыка програмная, детская. Композиторы использовали

популярныемелодии, песни цетировали других компазиторов. Цель

же у них была одна - как говорил Глинка: «Музыка должна быть

равнодокладной всем».

Это остается актуальным до сего дня и над этим будут задумываться и

композиторы в будующем.

+------------------------------------------------------------------------+

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

+------------------------------------------------------------------------+

+------------------------------------------------------------------------+

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

+------------------------------------------------------------------------+

+------------------------------------------------------------------------+

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

+------------------------------------------------------------------------+

ЧТО ПРИДУМАЛ КОМПОЗИТОР?

ИЛИ

ПОИСК СПОСОБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ВНИМАНИЯ К СИМФОНИЧЕСКОЙ

МУЗЫКЕ.

+------------------------------------------------------------------------+

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

+------------------------------------------------------------------------+

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ЖУКОВА О.В.

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

АНТИПКИНА А.И.

+------------------------------------------------------------------------+

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

+------------------------------------------------------------------------+

+------------------------------------------------------------------------+

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

|------------------------------------------------------------------------|

+------------------------------------------------------------------------+

Калининград 2002 год.


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.