на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Бортнянский Дмитрий Степанович


столицы в качестве образца для исполнения, написано придворным композитором

Дмитрием Бортнянским

Обаяние хоровой музыки Бортнянского — в ее возвышенной простоте и

сердечности. Однако, чем строже исполняется эта музыка, тем рельефнее

выявляются ее детали и тем более она выигрывает. Строгостью исполнения

отличался хор Капеллы, к чему немало располагал его состав, в котором

верхние голоса пелись мальчиками. Серебристый и звонкий тембр дискантов

сливался с глубокими, бархатистыми басами и мягкими тенорами и альтами. К

этому прибавлялась богатая динамика с плавными и свободными мазками от

тончайшего пианиссимо (которым до сих пор славится исполнительская традиция

Капеллы) до форте любой мощности.

Уже само звучание такого «инструмента» пленяло современников,

производило неизгладимое впечатление. Об Этом свидетельствует фрагмент из

мемуаров И. М. Долгорукого: «Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши

послом в Вене, имел своих певчих... Они учились в России у Бортнянского и у

превосходных мастеров в чужих землях. .. Дисканты еще слабы, недавно

набраны и требуют навыков, а прочие голоса образованы с наилучшим

искусством. .. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие

нежные голоса! Какая музыка! Какое выражение в лице каждого из них! Всякий

не только ноту берет и не голос возвышает: он в это время чувствует,

восхищается, восторг одушевляет все его черты». А исполнение музыки

Бортнянского под управлением автора представляло собой высочайшее

художественное явление, неоднократно воспетое в стихах. Имя «Орфей реки

Невы» Бортнянский получил еще в молодые свои годы. Если представить себе

хор Бортнянского в первозданных звуковых красках, то можно легко поверить

Г. Берлиозу, который, прослушав много лет спустя после смерти Бортнянского

(в 1847 г.) его концерт в исполнении хора Капеллы, испытал потрясение: «..

.Однажды, когда ее императорское высочество великая княгиня Лейхтенбергская

оказала мне честь, пригласив прослушать в Санкт-Петербургской дворцовой

церкви обедню, исполнявшуюся для меня, я имел возможность судить о той

изумительной уверенности, с какою эти предоставленные самим себе певчие

модулировали из одной тональности в другую; переходили от медленных темпов

к быстрым; неукоснительно соблюдали ансамбль даже при исполнении ритмически

свободных речитативов и псалмодии. Восемьдесят певчих, облаченных в

нарядные костюмы, располагались по обе стороны алтаря двумя равными по

составу хорами, лицом друг к другу. Задние ряды занимали басы, перед ними

находились тенора, а впереди теноров дети — альты и сопрано. Все они стояли

неподвижно с опущенными глазами, ожидая в полной тишине момента, когда им

надлежит начать. По совершенно незаметному для присутствующих знаку, без

сомнения, поданному кем-то из запевал, но без указания тона и темпа, они

начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В

этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые

представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то

неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться;

время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие

крик души, способный пронзить сердце и прервать спершееся дыхание в груди.

А вслед за тем все замирало в беспредельно-воздушном небесном decrescendo;

казалось, это хор ангелов, возносящихся от земли к небесам и исчезающих

постепенно в воздушных эмпиреях. К счастью, великая княгиня не

расспрашивала меня в этот день ни о чем, так как иначе я, по всей

вероятности, показался бы ей смешным, находясь в том состоянии, в которое я

впал к концу богослужения...» (Берлиоз, 323—324).

По отзывам современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичный

человек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый и

снисходительный к людям.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА

Самый плодотворный в жизни Бортнянского период приходится на 80-е — 90-е

годы. В этот период он написал большую часть своих хоровых сочинений.

Композитору приходилось не только сочинять, но и заниматься постоянной

исполнительской практикой, что было полезно, поскольку написанное им тут же

и распевалось. Он работал с хором Капеллы, руководил хором воспитанниц

Смольного института.

Хоровое творчество Бортнянского было выдающимся и самобытнейшим явлением

русской музыкальной культуры конца XVIII века, не имевшим аналога в

западноевропейском искусстве. Анализ стилистических особенностей его

произведений помогает не только раскрыть причины их жизненности, но в

некоторой степени шире раскрыть картину музыкальной жизни того времени.

Большая часть хоровых сочинений Бортнянского написана для обычного

четырехголосного состава. В связи с особо торжественными случаями

сочинялись двухорные произведения. Двухорное пение подразумевает не только

определенный исполнительский состав, но и своеобразный принцип музыкальной

композиции: хоры попеременно то перекликаются (так называемое антифонное

сопоставление), то объединяются (Несмотря на такую взаимозависимость

музыкальной формы и состава, изредка практиковались две редакции

(четырехголосная и двухорная) одного и того же сочинения. Здесь, впрочем,

есть особое обстоятельство. Двухорный состав содержит восемь голосов. Но в

XVIII веке понятия «двухорный» и «восьмиголосный» не были синонимами.

Восьмиголосие, так же как шести- или пятиголосие, означало усиленное,

обогащенное четырехголосие. Двухорность же всегда предполагает свой,

антифонный принцип композиции).

Есть у Бортнянского и трехголосные литургические сочинения, жанр и

состав которых также традиционен. Наряду с одночастными произведениями

Бортнянский писал и многочастные хоровые композиции — концерты. Хоровой

концерт — жанр барочный, предполагавшый патетику, контрастность,

многозвенность структуры с преобладанием богато развитой полифонии. В

творчестве Бортнянского этот иделал сменяется стилем, сочетающим строгую

грасоту классицизма с интонационной мягкостью национальной лирики.

Исторически сложилось так, что наиболее известной частью его хорового

наследия стали именно концерты. Масштабные и эффектные, они первыми вошли в

концертно-исполнительскую практику, затмив более скромные, одночастные

литургические хоры. Те и другие, принадлежа перу одного автора, имеют,

конечно, много общего и в образном содержании, и в стиле хорового письма.

Есть, однако, и различия, которые представляют особый интерес. Уступая

концертам в многообразии и яркости красок и контрастов, одночастные хоры

нередко превосходят их в тонкости лирических образов, отточенности

тематизма, изысканности фактуры и изяществе формы. Многочастные концерты

характеризуются контрастом частей по темпу, метру (четному-нечетному),

фактуре (аккордовой-полифонической), тональнымсоотношением (обычным

доминантовым или медиантовым). Все эти черты в сочетании с типичным для

гомофонно-гармонического мышления интонационным строем нередко подсказывают

исследователям мысль о сходстве концертного цикла Бортнянского сонатно-

симфоническим.

Двухорные концерты сочетают черты формообразования четырехголосных

концертов и одночастных двухорных сочинений, которые будут рассмотрены

ниже. С концертами их роднит тематическая разомкнутость и текучесть, а с

одночастными хорами — принцип антифонности.

Несмотря на то, что большая часть музыкального материала излагается

дважды, поочередно в обоих хорах (типичный прием антифонного диалога в

двухорной музыке), по общей протяженности двухорные концерты не превышают

больших однохорных.

К концертам принято относить однотипные циклические композиции на а

текст «Тебе бога хвалим». Произведения сугубо прикладного жанра, они

оказались наименее интересной частью хорового наследия Бортнянского. Их

стиль соответствует ранним концертам и отличается несколько поверхностным и

однообразным характером выражения. Большая часть «Хвалебных»— двухорные,

что связано с парадной функцией этого жанра.

Другой аспект композиторского дара Бортнянского раскрылся в его

деятельности в качестве великокняжеского капельмейстера. В конце 1783 Дж.

Паизиелло испросив отпуск уехал чтобы более не возвращаться в СПб и часть

его обязанностей была возложена на Бортнянского. Он должен был сочинять

инструментальную музыку и устраивать концерты в Павловске и Гатчине, давать

клавирные уроки Марии Федоровне, писать марши для военных экзерциций Павла

Петровича. Очевидно для занятий с великой княгиней Бортнянский написал

альбом клавирных пьес. От этого альбома сохранились лишь 3 сонаты для

клавесина из 5. Утрачены 2 сонаты для клавесина и скрипки, 1 соната для

фортепиано и скрипки, 4 пьесы (Larghetto canta bile Capriccio di Cembalo

Rondo Allegro) и 3 двуручных переложения хоровых произведений Бортнянского.

Уцелевшие сонаты показывают, что хотя композитор был ограничен техническими

возможностями княгини, ему удалось создать музыку вполне отвечающую идеалу

его великого учителя — Галуппи: "vaghezza chiarezza e buona modu lazione" (

изящество ясность и хорошая модуляция). Помимо сонат от этого периода

деятельности Бортнянского сохранились Квинтет № 2 С dur для фортепиано,

арфы, скрипки виолы да гамба и виолончели в 3 ч (1787 партитура в РНБ) и

Концертная симфония В dur для fortepiano organise, 2 скрипок, арфы виолы да

гамба, фагота и виолончели в 3 ч (1790 партитура в РНБ). Мастерское

владение ансамблевым письмом, легкость, блеск, праздничность отличает эти

произведения, в которых явственно слышатся отзвуки итальянских путешествий

композитора.

Начиная с последнего десятилетия 18 века жизнь Бортнянского значительно

изменилась. 1796 год стал для Бортнянского годом больших перемен. 11

ноября, на пятый день правления Павла, Бортнянский одновременно получил чин

коллежского советника и должность директора Придворной певческой капеллы.

Через полгода (28 апреля 1797 г.) ему был пожалован чин статского

советника. Действительным статским советником композитор стал только 18

ноября 1806 года. Одновременно с деятельностью в капелле преподавал в

Смольном институте благородных девиц, участвовал в работе Петербургского

филармонического общества. Растет его благосостояние, и он покупает себе

дом в Петербурге.

В начале своей деятельности по управлению Капеллой Бортнянский удерживал

старые позиции, завоеванные бывшим директором - М. Ф. Полторацким. Как

известно, император Павел стремился к упразднению дворцовой роскоши (даже

полковые оркестры новый император сократил до пяти человек). На

рекомендацию Н. П. Шереметьева о сокращении количества певчих Бортнянский

ответил пространным обоснованием необходимости большого состава хора:

«Сиятельнейший граф, Милостивый государь!

По объявлении мне от вашего сиятельства высочайше конфирмованного штата,

выбрал я из числа ныне состоящего девяносто трех придворного хора певчих,

предписанное число двадцать четыре отличного достоинства, о которых при сем

прилагаю реэстр с показанием остальных.

А как вашему сиятельству угодно было при том требовать моего мнения,

может ли быть достаточно сего числа в пении церковного обряду, то должен

дать на то некоторое объяснение.

Когда сей хор по церковному чиноположению разделится на два клироса, то

несомненно окажется не достаточен, а нарочито в торжественные дни. При том

вашему сиятельству небезызвестно, что некоторое число певчих отделяется

обыкновенно к службе в малую церковь, а может впредь во время походов

должно будет делать еще большие отделения для высочайшей императорской

фамилии, следственно в присутствии Его Императорского Величества. По мнению

моему понадобится положить число певчих по двадцать четыре на каждой

клирос, а двадцать четыре для отделения в малую церковь, для иных впредь

непредвиденных случаев, так и в дополнение тех оной из числа двух хоров по

причине болезни могут не в состоянии исправлять их должность.

Сии три хора составят семидесяти двух человек, к которым за необходимо

нужно почитаю прибавить для учения малолетних, так как и ныне находящихся в

должности учителей пения, Василия Пашкевича и Федора Макарова.

В прочем все состоит в высочайшей воле Его Императорского Величества и

не инако представляю сие мое мнение, как примерное начертание, в таком

только случае, когда бы по ответу оказалось положенное по штату число

недостаточным!

Правящий хором придворных певчих Коллежский советник

Дмитрий Бортнянский. Генваря... дня 1797 г.»

Последующие мероприятия Бортнянского, такие как отделение хора а капелла

от оперного, упорядочение и повышение певчим жалования, строительство для

них новых жилых корпусов, стали возможны, вероятно, уже в александровскую

эпоху и при содействии Марии Федоровны, широко занимавшейся всевозможной

благотворительной деятельностью. Пока же Бортнянский застал хозяйство и

организацию Капеллы в удручающем состоянии. На получаемое от казны

жалование певчие не могли содержать свои семьи и зарабатывали кто как мог в

свободное от службы время. Сопровождая императорские походы и отрываясь от

этих заработков, певчие разорялись. В апреле 1797 года они вынуждены были

подать императору коллективное прошение о материальной помощи. Тогда еще

Бортнянский, по-видимому, бессилен был помочь им.

Выхлопотанное позднее Бортнянским увеличение жалования также не смогло

до конца решить материальное обеспечение певчих. Недостаток их содержания

под влиянием Бортнянского в какой-то мере компенсировался

благотворительными пособиями Марии Федоровны. В летние месяцы часть певчих

отзывалась из Петербурга в Павловск, где они жили при дачном доме

Бортнянского. В конце сезона Бортнянский получал традиционную тысячу рублей

ассигнациями для раздачи певчим.

Большая часть служебного времени Бортнянского уходила на бесконечную

канцелярщину. Через него шли всевозможные ходатайства, прошения,

аттестации, справки, связанные с певчими. Характерен, например, такой

документ:

«Свидетельство.

Команды моей придворный певчий коллежский регистратор Михаиле Витковский

желание имеет совокупиться законным браком с девицей Римско-католического

исповедания Елисаветой Михайловной дочерью Вердерского,— в сем его желании

от меня ему позволяется, и что действительно он еще холост в том сим за

подписей моим с приложением герба моего печати и свидетельствую. Ноября...

дня 1808 года.

Действительный Статский Советник Бортнянский».

Прошения певчих к Марии Федоровне о денежных пожалованиях или о принятии

от купели их новорожденных детей также препровождались к Бортнянскому. Его

мнение о достоинствах того или иного человека и определяло "Ее

императорского величества императрицы-матери".

Помимо крупных достижений в финансовом и бытовом отношении, Бортнянский

старался разумно организовывать общее образование певчих, чтобы "по

спадании с голоса" они легко могли поменять профессию. Главной

профессиональной заботой Бортнянского в Капелле был, естественно, вокал.

Здесь он бережно хранил и развивал традиции. Из поколения в поколение

певчие воспитывались на вокальной школе (первейшим ее мастером был сам

Бортнянский), обеспечивавшей стабильную тембровую ровность и слитность хора

от дискантов до басов, что облегчало техническую работу с ансамблем и

давало ему огромные выразительные возможности.

Учителя вырастали из певчих же, подобно самому Бортнянскому или

многолетнему его сотруднику Федору Федоровичу Макарову.

В начале 1800-х годов Бортнянский широко проявил себя в музыкально-

общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы

(еженедельно, по субботам) и в течение многих лет сохранял эту традицию.

Концертами всегда дирижировал сам, даже в последние свои годы, несмотря на

преклонный возраст. По свидетельству современников, эти концерты

пользовались неизменным успехом у петербургской публики и зал всегда бывал

переполнен.

Чрезвычайное собрание совета академии I сентября 1804 года приняло

Бортнянского в почетные академики.

Немалое место в его жизни занимала исполнительская работа с хором

Капеллы для концертов Петербургского филармонического общества, основанного

в 1802 году. Большая и даже подавляющая часть концертных программ общества

состояла из вокально-симфонических произведений, начало чему было положено

открывшим его деятельность исполнением «Сотворения мира» И. Гайдна. В

дальнейшем в филармонических концертах прозвучали «Четыре времени года»

Гайдна, Реквием Моцарта, Реквием Керубини, «Мессия» Генделя и многие другие

сочинения. Общество было широко известно высокохудожественной пропагандой

лучших образцов современной музыки. В 1824 году здесь состоялась премьера

Торжественной мессы Бетховена (известно, что Бетховен рассчитывал на это

исполнение, ждал его).

Сам Бортнянский никогда не дирижировал филармоническими концертами. Но

не кто иной, как он, мог решать вопросы репертуара и осуществлять общее

художественное руководство. В 1815 году Бортнянский был избран почетным

членом Петербургского филармонического общества.

Творчество Бортнянского в этот большой последний период его жизни

развивалось в песенно-хоровом жанре. Еще появлялись отдельные духовные

хоровые сочинения, написанные по заказу Марии Федоровны, любившей украшать

свои семейные торжества «новыми молитвами господина Бортнянского». И новые

и старые одночастные хоры приобрели в те годы большую популярность. Не

уступая концертам по красоте, они значительно проще для исполнения и

доступны самому широкому кругу любителей музыки. Почти все эти сочинения —

от трехголосных до двухорных — были напечатаны в середине 1810-х годов.

Печатался Бортнянский в основном у Дальмаса, одного из известнейших русских

нотоиздателей того времени.

В историю русской культуры, в летопись русского музыкального искусства

вошло и знаменитое сочинение композитора - "Певец во стане русских воинов".

Бортнянский здесь превзошел самого себя. Он создал хоровую застольную

песню. Исполнять ее можно было и вместе, и врозь. Хоровой общий припев

придавал произведению мощную, разительную силу. Седовласый маэстро выполнил

свой долг перед родной землей. Известно, какую роль в подъеме национально-

патриотического духа сыграло его произведение. "Певец во стане русских

воинов" - одно из завещаний Бортнянского

В 1816 году на Бортнянского, как на «директора вокальной музыки», были

возложены обязанности цензора духовной музыки. Высочайший указ Александра I

гласил: «Все, что поется в церквах по нотам, должно быть печатное и

состоять или из собственных сочинений директора Придворного певческого хора

действительного статского советника Бортнянского, или других известных

сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с

одобрения г. Бортнянского» (Александровский указ 1816 года был подготовлен

рядом мер, начавшихся еще указом Павла I от 10 мая 1797 года: «О пении в

церквах вместо концертов, приличных псалмов или каноников, сочиненных по

произволению стихов отнюдь не употреблять.

Нашед в нынешнее мое путешествие, что в некоторых церквах во время

причастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению, желаю,

чтобы от Синода предписано было всем Епархиальным Архиреям, дабы никаких

выдуманных стихов в церковном пении не употребляли, но вместо концерта пели

бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник»).

В том же году с его визой «Печатать позволяется. Д. Бортнянский» вышли в

свет сочинения для хора а капелла на русские тексты Галуппи и Сарти.

Бортнянский, очевидно, сам подготовил к печати их произведения, воздав,

таким образом, дань уважения своим старшим коллегам. В этой же серии были

изданы некоторые сочинения младшего современника Бортнянского П. И.

Турчанинова.

В 1814 году Бортнянскому было предложено сочинить узаконенную в

государственном масштабе литургию. Это должно было быть «простое пение,

божественной литургии Златоустого, издревле по единому преданию

употребляемое при высочайшем дворе». Под «простым пением» понималось

одноголосие. Надо понимать, что, видимо, понятие «простое» в те годы

трактовалось уже не буквально, как в XVIII веке, а условно — как

противопоставление сложному партесному многоголосию.

Бортнянский выполнил этот заказ. Его «Простое пение» по существу

является двухголосной литургией. Для нее характерно чередование свободной

внеметровой речитации, номеров песенного характера и мелодики

промежуточного, полураспевного-полуречитативного типа. По свободе и

тонкости ладового освещения напевов в двухголосной вертикали «Простое

пение» приближается к принадлежавшим Бортнянскому переложениям старинных

напевов.

Узаконенность литургии подчеркнута отсутствием в изданиях указания

автора музыки (Сохранились три издания 1) выполненное Дальмасом в августе

1814 года в количестве 138 экземпляров по просьбе Бортнянского для

представления двору; 2) отпечатанное на средства Кабинета в количестве 3600

экземпляров и разосланное по епархиям в 1815 году (гравировано В. П.

Пядышевым); 3) перепечатанное Дальмасом на основе первого его издания

(тираж и дата неизвестны)).

В те же годы Бортнянский предпринял грандиозное дело по редактированию и

изданию своих четырехголосных концертов (Было подготовлено тогда 35

концертов, откуда и пошла эта известная цифра).

Рукописные копии, в которых по традиции распространялись концерты

(публикация их была нерентабельной, потому что слишком дорогое издание не

могло окупиться), грешили массой ошибок. Понимая, что рано .или поздно

напечатать их нужно и что никто, кроме него, этого не осуществит,

Бортнянский исполнил дело (не только личное, но и государственное), вложив

в него большой труд и средства. К гравировке он привлек талантливого

гравера из Депо карт Василия Петровича Пядышева, работа которого отличалась

ювелирной красотой. В 1820-х годах, судя по газетным объявлениям, концерты

поступили в продажу (Полное собрание концертов имеется в ЛГИТМиК, отдельные

концерты есть в ГБЛ и в ГЦММК). Это издание отличается точностью,

тщательностью и содержит несвойственное партитурам того времени большое

количество динамических оттенков. П. И. Чайковскому, редактировавшему эти

концерты для издания Юргенсона 1881 —1882 годов, оставалось лишь сделать

подстрочный клавир.

Задача, вставшая перед композитором при сочинении «Простого пения»,

должна была навести его на размышления об огромной художественной ценности

и неисчерпаемом мелодическом богатстве древних русских напевов. Вполне

возможно, что, сделав для себя это открытие, Бортнянский углубился в

изучение этого музыкального пласта. В 1878 году в приложении к «Протоколу

годичного собрания Общества любителей древней письменности» был напечатан

«Проект об отпеча-тании древнего российского крюкового пения», известный

как «Проект Бортнянского». В 1901 году мнения об авторстве «Проекта»

разделились. В. В. Стасов опровергал, а С. В. Смоленский защищал

принадлежность его Бортнянскому, считая, что никто кроме него не мог в то

время быть создателем такого документа.

Основная идея «Проекта» заключается в том, что тщательная научная

публикация крюковых напевов сможет, с одной стороны, запечатлеть это

искусство как ценный и самобытный памятник отечественной культуры, а с

другой стороны, послужить изучению его для того, чтобы положить в основание

современной и будущей профессиональной отечественной музыки и развивать с

помощью контрапункта.

Сама по себе идея «Проекта» как забота о судьбе национального

музыкального искусства в высшей степени благородна и достойна Бортнянского.

Скорее всего, она именно ему и принадлежит. Но в изложении этой идеи, в

самом тексте документа многое с Бортнянским не согласуется. Стиль часто

грешит совершенно не свойственными Бортнянскому витиеватостью и

напыщенностью. Текст «Проекта» грешит и некоторым пренебрежением к

западноевропейской культуре, намеками на западничество Сумарокова и т. п.

Для Бортнянского все это означало бы отречение от его прежних

художественных убеждений, от собственного музыкального прошлого. Это не

вяжется и с осуществлением издания сочинений Галуппи, Сарти, своих

концертов. Вероятно, «Проект» писал человек, не Знавший светского

творчества Бортнянского 1770—80-х годов. (В те годы о нем действительно

почти никто не знал, кроме нескольких свидетелей павловско-гатчинских

оперных спектаклей). Можно привести еще много аналогичных доводов.

Гипотеза о происхождении этого документа заключается в «истине

посередине». Основные мысли «Проекта» вполне могут принадлежать

Бортнянскому. Но если бы они сложились в твердое и законченное убеждение,

он бы скорее взялся прямо за дело, чем стал взывать к общественному мнению

(тем более с помощью рукописных копий, в то время как тогда в России не

было недостатка в периодических изданиях разных направлений). Более

вероятно, что Бортнянский высказывал их устно, расценивая это не как

проект, а как «прожект», не реальный в ближайшем будущем, и, быть может,

сетуя при этом на свои пожилые годы и адресуясь к молодым. В этом случае

автором «Проекта» мог быть кто-нибудь из окружения Бортнянского, кто либо

считал своим долгом бескорыстно проводить его идеи в жизнь и решился, не

надеясь на собственный авторитет, на невинную с его точки зрения

фальсификацию, либо преследовал какие-то свои цели. В любом случае это

должно было произойти без ведома Бортнянского.

Одним из возможных авторов «Проекта» представляется П. И. Турчанинов. Он

был близок к Бортнянскому и увлекался переложениями старинных напевов,

всегда подчеркивая свою искреннюю любовь к ним. Гармонизуя их, Турчанинов

принципиально оставлял мелодии в неприкосновенности, в отличие от

Бортнянского, который подвергал их значительной переработке.

Что же касается творческого отношения Бортнянского к древнерусскому

певческому искусству, то оно реализовалось в виде переложений старинных

напевов.

Переложения старинных напевов широко вошли в исполнительскую практику

еще при жизни композитора.

Бортнянский создал свой стиль обработки старинных напевов. Его сущность

— в чутком синтезе наиболее своеобразных черт их мелодики с современными

ему принципами функциональной гармонии.

Сведения, касающиеся создания переложений, скудны. Лишь такие косвенные

данные, как отсутствие названий переложений в «реестрах сочинений

Бортнянского» 1796 и 1804 годов, а также замечания В. Аскоченского о том,

что смерть помешала Бортнянскому увеличить их количество, позволяют

предположить, что композитор занимался ими в конце жизни.

Все переложения были напечатаны и продавались в 1822 году (о чем

сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях»), кроме одного («Ныне силы», ми-

бемоль мажор): это переложение было напечатано в середине 1810-х годов, а

написано значительно раньше — до 1784 года, так как имеется в клавирном

варианте уже в альбоме, посвященном Марии Федоровне.

Интерес Бортнянского к переложениям старинных напевов возник, как

известно, еще в молодые годы, в итальянский период, когда он писал хоралы с

немецким текстом; некоторые из них являются переложениями мелодий так

называемых «киевского» и «греческого» распевов (Из известных впоследствии

переложений там предвосхищаются «Под твою милость» («Bekennen will ich

dich, o Herr») «Слава отцу и сыну» («Wo ist ein Gott») и «Приидите,

ублажим» («Ehre sei dem Vater»)).

Существующие у разных авторов и в нотных изданиях сочинений Бортнянского

ссылки на оригинальные напевы не всегда достоверны. Постепенно, с развитием

науки о древнерусском певческом искусстве, стало возможным более точно

установить источники переложений и дать научное объяснение происхождению

названий распевов. Названия «греческий», «болгарский», «киевский» в разное

время и разными исследователями объяснялись по-разному. В исследовании Н.

Д. Успенский доказывает, что названия этих напевов в значительной степени

условны, а по происхождению напевы довольно поздние (Успенский, 93—96).

Исследователь русской церковной музыки Д. Разумовский писал

(Разумовский, 233—235), что Бортнянский брал эти напевы из «Печатных нотных

книг Синода» (Ирмолога, Октоиха, Праздников и Обихода издания 1772 года).

Однако в этих изданиях удалось найти лишь некоторые из оригинальных напевов

(«Слава и ныне», «Дева днесь» и «Помощник и покровитель»). Обратившись к

украинским Ирмологам XVIII века, которые в силу украинского происхождения и

украинского контингента певчих Капеллы могли иметь существенное значение в

музыкальной практике Бортнянского, были найдены еще два оригинальных

напева: «Чертог твой» и «Ныне силы небесныя» № 2. Сравнивая переложения

Бортнянского с оригиналами, не всегда можно с полной уверенностью

утверждать, что именно данный напев был положен Бортнянским в основу его

переложения. Но такое сравнение представляется допустимым, так как многие

напевы имеют различные варианты, связанные с местными и временными

условиями их бытования, а изменяя их в своих переложениях, Бортнянский,

вполне возможно, обобщал их наиболее яркие черты. Справедливыми кажутся

предположения В. Металлова и А. Преображенского о том, что Бортнянский

опирался на устную традицию существования некоторых напевов. Эти же

исследователи (первый из них Металлов) отмечают южнорусское преломление

напевов, к которым обращался Бортнянский (Металлов В.М., 103).

К 1811-1816 гг. относятся внецерковныйе духовные гимны Бортнянского,

например "Предвечный и необходимый" на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого. В

этих произведениях сложился музыкальный стиль русского героико-

патриотического гимна.

Из другой музыкальной сферы вышла хоровая патриотическая песня

Бортнянского "Певец во стане русских воинов" на слова В.А.Жуковского.

Стихотворение было написанно в 1812 г. "после отдачи Москвы перед сражением

при Тартуне". Бортнянский написал песню для солиста (тенор), хора (альты,

басы), оркестра. Это произведение было весьма популярно. Шестидесятилетний

Бортнянский сумел найти ключ к эстетическим запросам нового поколения.

Бортнянский принадлежал к числу известнейших людей своего времени. Этому

способствовала не только популярность музыки, но и притягательное обаяние

его личности, широта интересов.

Примечательна близость Бортнянского к столичной художественной среде.

Справедливо отмечалось обилие живописных и скульптурных его изображений

(Доброхотов). В Академии художеств Бортнянский был «своим человеком»

задолго до того, как стал ее почетным членом. От Академии Бортнянскому были

рекомендованы архитекторы Захаров и Паульсен, руководившие постройкой и

отделкой его дома.

Принятие Бортнянского в почетные члены Академии художеств на

Чрезвычайном собрании совета 1 сентября 1804 года прошло даже без обычного

заявления, какие были представлены А. Н. Олениным, П. Л. Вельяминовым и

принцем Вольцогеном, принятыми в почетные члены тогда же. Через некоторое

время Бортнянский в знак признательности подарил Академии две живописные

копии: с картины Рафаэля «Брак Александра Великого с Роксаной» и «с

древнегреческой живописи из дому Альдебрандина, представляющей свадьбу

тогдашнего времени».

Президент Академии А. С. Строганов и директор ее И. П. Мартос были с ним

в дружеских отношениях. Существует мнение, что Строганов нередко

советовался с Бортнянским при выборе и оценке картин (Долгов).

Бортнянский и сам имел картинную галерею. Следы ее, вероятно, можно было

бы отыскать по газетным объявлениям о продаже имущества после смерти

композитора.

Письма и документы Бортнянского Анна Ивановна хранила. После ее смерти

Дмитрий Долгов, очевидно по поверхностному ознакомлению с бумагами, написал

биографический очерк о Бортнянском для журнала «Нувеллист». Возможно, он

забрал архив к себе. Где Долгов жил — неизвестно, в адресных книгах

Петербурга сведений о нем нет.

Благородная жизнь Бортнянского породила красивую легенду о его кончине,

происшедшей якобы под звуки собственного концерта, петого певчими.

Рассказывают, что в день кончины Бортнянский призвал к себе хор капеллы и

приказал петь свой концерт "Вскую прискорбна еси, душа моя", под звуки

которого тихо скончался.

Свидетельство врачей о смерти Бортнянского (28 сентября 1825 года от

апоплексического удара) выглядит, конечно, прозаично. Но за врачом послали,

когда композитора уже не стало в живых, так что свидетельство само по себе

эту легенду не опровергает. Даже если легенда полностью вымышлена, она

ценна тем, что в ней проявилось трогательное уважение современников к

цельной творческой натуре и жизни этого незаурядного человека и

замечательного деятеля русской культуры.

Похоронили Бортнянского на Санкт-Петербургском Смоленском кладбище. Ни

могила, ни скромное надгробие, поставленное «скорбящей женой его», не

сохранились. Скульптурное изображение композитора имеется на памятнике

«Тысячелетие России» (скульптор М. О. Микешин, 1861, Новгород). А строгая

мраморная плита, которую можно увидеть ныне в Александро-Невской лавре

среди памятников русским композиторам-классикам — это уже дань нашего

времени.

В Нью-Йорке, в новом епископальном соборе св. Иоанна Богослова

поставлена статуя Бортнянского.

Из сочинений Бортнянского наибольшей известностью пользуются концерты:

"Гласом моим ко Господу воззвах"; "Скажи ми Господи кончину мою"; "Вскую

прискорбна еси, душа моя"; "Да воскреснет Бог и расточатся врази его";

"Коль возлюбленна селение твоя, Господи"; великопостные песнопения - "Да

исправится молитва моя", "Ныне силы небесные", пасхальные песнопения -

"Ангел вопияше", "Светися, светися"; гимн - "Коль славен наш Господь в

Сионе". Сочинения Бортнянского стали издаваться лишь с 1825 г. под

наблюдением прот. Турчанинова [pic].

Кроме издания капеллы (неполного) имеется издание П. Юргенсона : "Полное

собрание духовно-музыкальных сочинений", под редакцией П. Чайковского. Сюда

вошли 9 трехголосных сочинений (в том числе "Литургия"); 29 четырехголосных

отдельных песнопений из церковных служб (в том числе 7 "Херувимских"); 16

двухорных песнопений; 14 "Хвалебных песен" ("Тебе Бога хвалим"; 4

четырехголосных и 10 двухорных); 45 концертов (35 четырехголосных и 10

двухорных); гимны и частные молитвы (в том числе "Коль славен").

Многочисленные сочинения Бортнянского в области светской музыки не изданы.

Два из них имеются в рукописях в Императорской Публичной Библиотеке в СПб.:

1) квинтет C-dur, соч. в 1787 г., для фортепиано, арфы, скрипки, виолы ди

гамба и

виолончели; 2) симфония ("Sinfonie concertante") B-dur, соч. в 1790 г.,

для фортепиано, двух скрипок, арфы, виолы ди гамба, фагота и виолончели.

Эта симфония в сущности немногим отличается от квинтета по форме, стилю и

инструментовке. В списке, приложенном к Высочайшему повелению 29 апреля

1827 г., о покупке у наследников Бортнянского его сочинений, значатся между

прочим: "Сретение Орфеево Солнце", "Марш всеобщего ополчения России",

"Песни Ратников", "Певец во стане русских воинов"; 30 арий и дуэтов

русских, французских и итальянских с музыкой и оркестром; 16 хоров

российских и итальянских с музыкой и оркестром; 61 увертюр, концертов,

сонат, маршев и разных сочинений для духовной музыки, фортепиано, арфы и

других инструментов, 5 опер итальянских, а также "Ave Maria", "Salve

Regina" с оркестром, "Dextera Domini" и "Messa". - О Бортнянском, кроме

упомянутых источников, см.: Д. Разумовский , "Церковное пение в России"

(Москва, 1867); Н.А. Лебедев, "Березовский и Бортнянский как композиторы

церковного пения" (СПб., 1882); собрание статей разных авторов под

заглавием: "Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и

Львова" (СПб., 1908; статьи прот. М. Лисицына и Н. Компанейского ).

Лучшим памятником композитору является, однако, живое, одухотворенное

звучание его произведений в наши дни, свидетельствующее о праве музыки

Бортнянского на бессмертие.

Лит.: Долгов Д. Д.С. Бортнянский. Биографический очерк. - Литературное

прибавление к журн. "Нуввелист", 1857, март; Берни Ч. Музыкальные

путешествия. Дневник путешествия 1779 г. по Франции и Италии. Л., 1961;

Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956;Успенский Н.Д. Образцы древнерусского

певческого искусства. Л., 1968; Разумовский Д. Церковное пение в России.

М., 1867; Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в

России. Изд. 4-е. М., 1915; Доброхотов Б.В. Д.С. Бортнянский. М.-Л., 1950

В реферате использовался материал: М.Г. Рыцарева. Композитор

Д.Бортнянский. Л., 1979; А. Л. Порфирьева. Бортнянский Дмитрий Степанович

// Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. 18 век. Книга 1. СПб.

2000. С. 146-153.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.