на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива


ближайшие задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную

систему различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора

вплоть до полного его освоения. Художественному совершенствованию

исполнительского процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого

произведения должны иметь определенные границы. Для разучивания

произведение следует разделить на несколько частей. Очередность их

разучивания может быть различной. Не обязательно начинать работать над

произведением с его начала. Обычно на репетиции разучивается несколько

произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии

освоения, это объясняется различной сложностью произведений,

неодновременностью включения их в репетиционный процесс. Поэтому на каждой

репетиции должен решаться широкий круг учебно-методических задач. Не

следует на одной репетиции заниматься только самыми сложными задачами в

работе над репертуаром, а на другой наиболее простыми. Каждая рабочая

репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить разнообразный

характер их решения.

Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе

над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала.

На начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и

технологический процессы, на заключительной — процесс художественно-

выразительный. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен

ясно и четко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с

хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу,

какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.

Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания —

процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приемов,

приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение

хормейстером степени впевания произведения достигается опытом работы с

хором.

"Педагогика сотрудничества"

Репетировать с хоровым коллективом нужно интенсивно, эмоционально,

энергично, но не суетливо, чётко реагируя на реакцию хора. Хормейстер,

работая с самодеятельным хором, обязан всегда помнить, что он занимается с

людьми, добровольно и бескорыстно отдающими свое время любимому искусству.

В работе с хором недопустима грубость, раздражительность,

невыдержанность. Наряду с требовательностью к коллективу хормейстеру нужно

уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряженную репетиционную

работу хорового коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса

руководителя самодеятельного хора — "Старший среди равных". При этом в

деятельности хора должна доминировать аксиома — и дирижёр и артисты хора

делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.

Психолого-педагогические особенности расположения хора

Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного

расположения его участников на репетициях и концертной эстраде.

В самодеятельных хорах участвуют певцы, имеющие не только различные

вокальные данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в

хоре. Помимо этого они различаются по возрасту, образованию, роду основной

трудовой деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и

культурному уровню. Успех репетиционной работы хорового коллектива

определяется не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и

психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к

артистам хора, находящимся на репетиции и концертной эстраде рядом друг с

другом. Они в первую очередь должны ощущать дружескую эманацию внутри

хоровой партии. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении

певцов внутри каждой хоровой партии. Непонимание руководителем

исключительной важности этого аспекта приносит коллективу множество

неприятностей. При нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта

руководителю следует принять все меры для его погашения или вынесения за

пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени это не

представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта

конфликтующие певцы не должны располагаться в зоне "личного пространства"

друг друга. "Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она

кошка. Просто не следует сажать их в один ящик", — пишет Роберт Шоу в соей

педагогической монографии "Хор. Маленькие инструкции". Безусловно, маэстро

утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен

руководствоваться руководитель самодеятельного хора в подобных ситуациях.

Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора

нужно руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся

певцов должны быть предельно органичны между собой по тембру и силе. При

расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-

хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность участников хора.

Хороший результат, получается, когда вместе собрана группа певцов с

хорошими певческими и хоровыми навыками, но при этом не должны быть

изолированы и начинающие, малоопытные артисты хора.

С целью успешного и наиболее скорого преодоления отставания одних

певцов от других в самодеятельных хорах распространена система

наставничества. К опытному, музыкально грамотному певцу прикрепляются один-

два начинающих артистов хора. На репетиции они должны располагаться вместе.

Такое размещение певцов в хоровой партии создает благоприятные условия для

активного процесса самообучения участников хора, способствует не только

ускоренному изучению репертуара, но, что особенно важно, росту вокально-

хорового мастерства малоопытных участников хора.

В начинающих хорах случается так, что опытных певцов очень мало или их

нет совсем. В этих случаях следует наиболее способных, голосистых певцов

располагать вместе, учитывая и их товарищеские интересы. Это будет

способствовать быстрому созданию прочной основы хора.

Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с

краю, с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались

в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский

процесс.

Необходимо, чтобы участники хора располагались на репетициях и

концертной эстраде в строго определенном руководителем хора порядке. Все

перемещения певцов осуществляются только с разрешения и по указанию

руководителя хора.

На концертной эстраде следует вместе располагать артистов, хорошо

спевшихся друге другом в процессе репетиций. Наиболее квалифицированные

певцы с хорошими вокальными данными размещаются в центре хорового

коллектива.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ

Под музыкально-педагогической работой в самодеятельном хоре

подразумевается:

. занятия по постановке голоса (хоровой вокал)

. обучение нотной грамоте;

. обучение пению по нотам;

. общая музыкальная эрудиция.

Артисты большинства самодеятельных хоров слабо знают нотную грамоту и

плохо умеют петь по нотам. Исключение составляют артисты хора, имеющие

специальное музыкальное образование. Наиболее высоких творческих

результатов возможно добиться с хором, когда его участники умеют петь по

нотам и владеют основами элементарной теории музыки. Любители хорового

пения чаще всего неохотно занимаются овладением музыкальной грамотой, так

как это требует дополнительных усилий; поэтому руководителю хора следует

находить такие формы и методы обучения нотной грамоте и элементарной теории

музыки, которые бы носили интересный, увлекательный, а не скучный,

изнурительный характер.

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы

Существуют различные педагогические приемы и методы обучения

музыкальной грамоте и пению по нотам.

В нашей стране широкую известность получила венгерская система

относительного сольмизирования, основоположником которой является известный

композитор и педагог З.Кодай; болгарская система — "столбица", созданная

еще в 20-е годы Б.Тричковым; чешская (пальцевая) система профессора

Ф.Лысека; немецкая школа К.Орфа, создавшего систему всеобщего детского

музыкального воспитания. Немало различных пособий по методике обучения

пению по нотам и нотной грамоте создано и в нашей стране.

Однако, перечисленные системы и методы обучения главным образом

рассчитаны на детское музыкальное воспитание и плохо отвечают требованиям в

работе со взрослыми коллективами.

В большинстве случаев рекомендуется незамысловатая, но достаточно

эффективная система овладения навыками пения по нотам, заключающаяся в

том, что каждое разучиваемое с хором произведение на каждой репетиции нужно

петь по нотным партиям (а лучше — по партитурам) с самого начала создания

самодеятельного хорового коллектива. Участникам хора раздаются на каждой

репетиции нотные партии или партитуры (желательно отпечатанные) изучаемых

хоровых произведений (нельзя начинать работать с хором по плохо написанным

нотным партиям). Первое время певцам, не знающим нотной грамоты, хоровые

партии (или партитуры) помогают следить за линеарным движением мелодической

линии, быстрее осваивать литературный текст. Реальное освоение музыкального

материала на начальном этапе происходит только с голоса хормейстера или с

помощью музыкального инструмента. В дальнейшем по мере приобретения

артистами хора музыкально-слухового опыта и овладения начальными певческими

навыками можно отказаться от дублирования хоровых партий на музыкальном

инструменте. Однако полностью отказываться от подыгрывания на инструменте в

процессе разучивания особенно сложных элементов хоровых сочинений не

следует.

"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора

Помимо разучивания хорового репертуара по нотным партиям необходимо

отводить специальное время для изучения базовых музыкальных дисциплин.

Традиционно проблематика музыкальной педагогики в самодеятельных хоровых

коллективах нацелена на формирование "фундамента музыкальности" у артистов

хора, включающего:

. музыкальный слух;

. чувство ритма;

. нотную грамоту;

. ориентацию в музыке (первичная эрудиция);

. вокально-хоровое исполнительство и хоровой вокал (индивидуальная

постановка голоса при коллективной форме обучения).

Занятия по базовым дисциплинам (элементарной теории музыки, сольфеджио,

хоровому вокалу и т.д.) можно проводить после распевания хора, отводя для

этого 10-15 минут репетиционного времени.

Участники хора должны усвоить, что нотная запись фиксирует высоту и

длительность звука. Их следует познакомить с основами метроритма, понятиями

лада, тональности, интервалами и др. Теоретические сведения необходимо

систематически подкреплять пением, чтобы как можно скорее накопить

минимальный запас слуховых ощущений, соотношений звуков по высоте и ритму.

Для обучения нотной грамоте вновь приходящих в хоровой коллектив

следует использовать знания и опыт старших участников хора (в

педагогической терминологии —наставничество). Эту работу нужно проводить

корректно и последовательно.

Музыкально-педагогическая работа должна проводиться в хоровом

коллективе систематически на протяжении всей его творческой деятельности.

Очень важно, чтобы она не носила наукообразный характер, а преследовала

чисто практические цели, особенно на начальном этапе. Каждый участник и

коллектив в целом должны реально ощущать от такой работы практическую

пользу.

В процессе освоения хором сложных по фактуре хоровых сочинений следует

углублять музыкально-теоретические знания его участников, знакомя их с

основами гармонии и полифонии. Исполнение произведений, изложенных в

различных музыкальных структурах, требует от участников хора знаний из

области музыкальной формы.

Исполняя произведения различных эпох и народов, артисты хора должны

иметь представление о стилистических особенностях и жанрах музыки и т.д.

Следует подчеркнуть, что самым важным навыком для артиста хора является

умение чисто петь по нотам (сольфеджио) и со словами. Совершенствовать этот

навык необходимо постоянно в процессе работы над хоровым репертуаром и

специальными упражнениями.

Большую практическую пользу в развитии гармонического,

ладофункционального слуха и мышления участников самодеятельного хора

приносят специальные упражнения с элементами хорового (гармонического)

сольфеджио.

Различные несложные упражнения по хоровому сольфеджио для постепенного

развития у участников гармонического и ладофункционального слуха и мышления

могут (при необходимости) составить для своих коллективов сами руководители

самодеятельных хоров.

Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) должны проходить по

классической методике пения, с академическими стандартами: диапазон, сила,

тембр, неутомляемость. Постановка голоса требует определенного времени, что

позволяет одновременно осваивать предметы музыкально-теоретического цикла

на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования "фундамента

музыкальности" артистов хора

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой

работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех

репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового

коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое

психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью,

взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от

соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых

они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень

большое значение для артистов хора..

Каждое концертное выступление хора должно быть тщательно подготовлено.

Плохо подготовленное выступление хора, малое количество слушателей в

концертном зале порождает разочарование участников хора,

неудовлетворенность деятельностью хорового коллектива. Неудачное

выступление хора приносит глубокие переживания его участникам, а иногда

приводит и к распаду коллектива.

Концертно-исполнительская деятельность хора является одним из активных

средств музыкально-эстетического воспитания широкой слушательской

аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хора концертный зал

не пустовал. Для этого следует проводить большую организационную работу.

Распространение билетов, организация рекламы концертных выступлений -

важнейшая часть работы совета хора. Этому должен уделять большое внимание и

руководитель хора.

Виды и особенности концертных выступлений

Виды концертных выступлений хорового коллектива могут быть различными

как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее

распространенным видом выступления хора является участие его в сводкой

концерте наряду с другими творческими силами, когда хор исполняет 2-3

произведения. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется

творческим замыслом режиссера. Часто сборные концерты посвящаются какому-то

событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хора нужно

добиваться того, чтобы репертуар хора в таких концертах не был

одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать

в концертных выступлениях.

Нередко хору приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-

встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с

кем встречаются в зале. В таких выступлениях хору также важно иметь успех,

свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный

концерт хора в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно

длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое

отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте хор

исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть

разнообразной. Это достигается подбором разноплановых произведений

контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала,

стилю изложения и т.д. Концертная программа может быть построена или в

хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической

принадлежности составляющих ее произведений. Руководитель хора при

составлении программы должен иметь в виду, что интересу слушателей к

выступлению хора должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной

программы хору следует иметь одно-два произведения, которые могут быть

исполнены по настоятельным просьбам слушателей в конце концерта. Особенно

понравившееся слушателям произведение из концертной программы

(продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том

случае, если дирижер уверен, что при повторении оно прозвучит не хуже

первого исполнения.

Поведение дирижера хора на сцене, его артистичность, обаяние в

значительной степени влияет на успех концерта.

За 10-15 минут до выхода на сцену желательно провести стоя, в

концертных костюмах короткую 5-7-минутную настройку хора, во время которой

следует спеть одно-два упражнения, настраивающие хор на начало концерта, а

главное, сосредоточить внимание коллектива к выходу на сцену, снять

излишнее напряжение, естественно возникающее у певцов перед началом

концерта.

Концертно-исполнительскую деятельность хора следует планировать.

Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-

творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством

и количеством подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной

эстраде с недоученными или плохо впетыми произведениями. Малое количество

концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика

показывает, что подготовленный самодеятельный хор должен выступать не более

10-12 раз в год.

Каждое концертное выступление хора должно анализироваться, обсуждаться

с хоровым коллективом. Следует отмечать положительные стороны, обращать

внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-

исполнительской деятельности.

ВЫВОДЫ

Работа дирижёра самодеятельного академического хора сложна и

многогранна. Руководитель хора должен быть не только

высококвалифицированным, одаренным хормейстером и дирижёром, но и умелым,

талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он

не добьется ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать

дружный, увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение

является важной духовной потребностью.

Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом

является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения,

воспитания и организации. В этом разрезе педагогическую и психологическую

образованность руководителя самодеятельного хора невозможно переоценить.

Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает

серьёзный кризис по трём основным направлениям — экономический, социальный

и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность

не только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего,

педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный

исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не

пострадало творчество.

Всё это представляет собой проблемы прежде всего педагогического

характера — нужно научить людей петь в хоре, понимать, хор, любить хор и,

главное, — не предавать хор ни при каких обстоятельствах.

Использованная литература и источники

1. Б.В. Баранов, "Курс хороведения", М., ПОП Музфонда, 1991

2. П.Г. Чесноков, "Хор и управление им", М., Музгиз, 1961

3. Э.М. Суханова, "Педагогика как наука и искусство воспитания, Лекция, М.

МГУК, 1997

4. Б.И. Тараканов, "Разработка положений по подготовке специалистов в сфере

менеджмента хорового искусства", М., 1997

5. В. Морозов, "В помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 1965

6. С. Сагитов, "Методика музыкально-теоретического образования участников

коллективов хужожественной самодеятельности", М., Музыка, 1972

7. С. Попов, "Организационные и методические основы работы самодеятельного

хора", М., Профиздат, 1964

8. Сеть ИНТЕРНЕТ, базы данных по музыкальной педагогике.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.