на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)


минимально необходимые напряжения мышечных групп плечевого пояса, особенно

зоны лопатки - плечевого сустава, удерживающих руку на весу. Особенно важно

в процессе мини-бросков научиться максимально расслаблятьмышечные группы

плечевого пояса.

В тех случаях, когда у ученика своевременно не воспитано стабильное

ощущение свободно падающей руки, фактор «настороженной реактивности»

препятствует первичному импульсу свободного падения руки. Рука опускается в

рабочее положение, не освободившись в должной мере от сопутствующих

напряжений, и ученик не сможет в дальнейшем почувствовать ее подвешенное

состояние, а, следовательно, ощущение ее веса при контакте с инструментом -

ощущение оптимальной опоры руки на инструмент.

В процессе подготовительных занятий необходимо добиваться такого

состояния руки, при котором ощущение ее в опущенном и поднятом положениях

были бы максимально идентичными. Стабильное ощущение руки в подвешенном ее

положении позволяет ученику легче регулировать степень ее нажимающих

действий на струну и тем самым регулировать плотность (силу) извлекаемого

звука, предохраняя звук от форсирования. Ощущение веса руки должно

неизменно сохраняться при любой динамике и служить первичной базой, на

основе которой формируются действия нажима руки.

На этой основе формируется весь начальный период работы.

Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон-силовой и игровой

Завершает цикл предпостановочного периода воспитание в единой системе

руки двух взаимозависимых зон. Одна из них - активная или силовая -

мышечные группы плечевого пояса и плечевой части руки, вторая -

относительно активная или игровая - предплечье, кисть и пальцы - полностью

подчиненная генератору силы. Относительно активной зоне руки

противопоказаны все самостоятельные (изолированные) силовые двигательные

действия. Практически воспитание двух взаимозависимых зон основано на

принципе подвешенного состояния всей руки. При этом формируется система

двух подвесок: подвеска силовой зоны руки, о чем говорилось выше, и

подвеска игровой зоны руки - предплечье, кисть и пальцы - за счет активных

усилий мышечных групп силовой зоны руки. В свою очередь, в игровой зоне

также возникает система двух подвесок: подвешенное положение предплечья

формирует ощущение подвешенного состояния кисти и пальцев.

Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон способствует их

координации, достижению в руке предпосылок для фазы наивысшей

физиологической проводимости и координации активных и пассивных движений -

основы технического мастерства исполнителя.

Таким образом основополагающий принцип единой двигательной системы рук -

от общего к частному. Любое локальное движение какой-либо части руки должно

быть всегда подчинено общему ее действию. На этой основе воспитывается

максимальная управляемость руками.

Двигательные действия частей руки

Сгибания и разгибания локтевого сустава как неотъемлемая часть общих

двигательных действий руки

На передней стороне плечевой части руки расположены бицепсы - мышечные

группы, сгибающие руку в локтевом суставе. Они функционируют в тесном

контакте с определенными мышцами плечевого сустава, расположенными на

передней его стороне, и грудными мышцами, приводящими руку вперед. Все они

принимают активное участие в сгибании локтевого сустава и синхронном выносе

руки вперед.

На тыльной стороне плечевой части руки расположены трицепсы - мышцы-

разгибатели локтевого сустава. Они функционируют в тесном контакте с

определенными мышечными группами задней стороны плечевого сустава и зоны

лопатки, отводящими руку назад. Таким образом, естественное разгибание

локтевого сустава непосредственно связано с синхронным отведением руки

назад.

Существует единственный естественный вариант взаимодействия всех мышечных

групп, участвующих в сгибании и разгибании локтевого сустава, особенно в

период нахождения руки в поднятом рабочем положении. Этот вариант

предполагает синхронное движение всей руки вперед при сгибании локтевого

сустава и назад - при его разгибании. В данном случае все мышечные группы

функционируют согласованно, а выполняемые ими силовые действия требуют

минимальных затрат и в должной степени управляемы.

Все значительно усложняется в том случае, когда при сгибании или

разгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном -

статичном положении. Неизбежно происходит раскоординирование действий всех

мышечных групп, участвующих в этих движениях. В областях сгибателей и

разгибателей локтевого сустава возникают мало управляемые перенапряжения,

мгновенно резонирующие на все мышечные группы плечевого пояса.

При изолированном сгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается

в неподвижном состоянии, и ее мышечные группы теряют должный контакт с

мышечными группами плечевого сустава и грудной области. Не имея силовой

поддержки перечисленных мышечных групп, сгибатели плечевой части руки

работают - со значительным перенапряжением - в изолированном,

самостоятельном режиме (имеются в виду активные изолированные движения

предплечья). Мышечные группы плечевого пояса вместо активных полезных

двигательных действий, направленных на вынос руки вперед и сгибание

локтевого сустава, напрягаются «вхолостую». В этой зоне мышц появляются так

называемые «иррадиирущие напряжения», которые, не находя выхода на полезную

работу, непроизвольно распространяются на близлежащие мышечные группы, и

негативно влияют на всю мышечную сферу организма. Таким образом,

эффективность двигательных действий руки, находящейся в статичном

положении, при изолированном сгибании локтевого сустава значительно

понижается.

Аналогичная картина наблюдается и при изолированном разгибании локтевого

сустава. Мышцы-разгибатели плечевой части руки работают изолированно - вне

действий мышечных групп всей руки. Они не контактируют с мышечными группами

плечевого сустава и лопатки. Возникающие повсеместно перенапряжения

значительно понижают эффективность двигательных действий руки.

Еще более мышечные группы руки перенапрягаются при неестественных

направлениях движения ее частей; отведении руки назад при сгибании

локтевого сустава или выносе вперед - при его разгибании. В этой связи

вызывает возражение культивируемый некоторыми педагогами прием - нарочитый

вынос предплечья вперед при неподвижном положении плечевой части руки и

изолированное, автономное разгибание локтевого сустава, мотивируемое

необходимостью вести смычок параллельно подставке. Это насильственный

прием, противоречащий физиологическим закономерностям движений руки. В

результате неизбежны перенапряжения всех мышечных групп плечевого пояса и

плеча, а также раскоординирование двигательных действий частей руки.

Поэтому с первых же занятий необходимо воспитывать у ученика при сгибании и

разгибании синхронные движения всех частей руки, не идущие в противоречие с

усилиями мышечных групп зоны лопатки - плечевого и локтевого сустава. Итак,

сгибания и разгибания локтевого сустава, не входящие в противоречие с

физиологическими закономерностями двигательного процесса, - одна из

фундаментальных основ двигательных действий как всей руки, так и отдельных

ее частей. Активные изолированные движения предплечья, направленные на

самостоятельные (вне двигательных действий всей руки) сгибание и разгибание

локтевого сустава, неправомерны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения

всех частей функционирующей руки, а также их нескоординированные действия.

В этой связи в функционирующей руке нарушается принцип размахового

движения.

Сгибания и разгибания кистевого сустава и пальцев

Двигательные действия кистевого сустава и пальцев - их сгибания и

разгибания должны отличаться особой точностью, ибо от этих действий

полностью зависит исполнительское мастерство музыканта. Однако эта область

- самая слабая и уязвимая часть руки. Необходимо добиваться ее максимальной

гибкости и эластичности, строго соблюдая при этом двигательные

физиологические закономерности.

Сгибатели кистевого сустава расположены на передней (ладонной) стороне

предплечья, а его разгибатели - на внешней. Там же соответственно

расположены сгибатели и разгибатели пальцев. Мышцы, отводящие кистевой

сустав влево и приводящие его вправо, расположены на соответствующих

боковых сторонах предплечья; там же находятся мышцы, отводящие и приводящие

большой палец и мизинец влево и вправо.

Двигательные действия кистевого сустава - его сгибание и разгибание,

ведение влево и вправо-должны быть строго подчинены силовым действиям

соответствующих мышечных групп, расположенных на предплечье. Так как

амплитуда естественных движений кистевого сустава весьма небольшая, а

мышечные группы, организующие эти движения, не отличаются достаточной

силой, все перечисленные двигательные действия не должны быть нарочито

преувеличенными - они должны всегда носить вторичный, относительно

пассивный характер. Как было отмечено выше, все двигательные действия

кистевого сустава должны строго подчиняться силовым действиям мышечных

групп предплечья.

Приступая к организации двигательных действий кистевого сустава, необходимо

руководствоваться следующими правилами:

1) избегать крайних положений кистевого сустава при любых формах его

движений;

2) помнить, что мышцы-сгибатели от природы более развиты, чем мышцы-

разгибатели;

3) учитывать, что для кистевого сустава естественны движения круговые или

по дугообразной линии, но не нарочито (сугубо) прямолинейные.

Пальцы: основные принципы их функционирования и взаимодействий;

хватательный рефлекс

Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ладонной) стороне

предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы

сгибают и разгибают каждый из пальцев поочередно или вместе.

На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторонах ладони -

возвышениях большого пальца и мизинца - расположены мышцы, отводящие

большой палец и мизинец в стороны и приводящие их обратно; эти мышечные

группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгибании

большого пальца и мизинца.

При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют

основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-

разгибатели, педагог в работе над пальцевыми движениями должен уделять

особое внимание противодействиям пальцев - их активному разгибанию.

При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного

рефлекса. В большой степени хватательный рефлекс обнаруживает себя также

при игре на музыкальных инструментах, связанной с необходимостью постоянно

приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его

сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку инструмента, держать

смычок или медиатор и т.п.)

Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в

результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сложенными в

кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой.

Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближении

большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная

потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными

пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных

мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса

весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент,

когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его

на большие трудности. Если ребенка предварительно не подготовить к новым,

непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контакты с

инструментом - его шейкой, тростью - будут неизбежно жесткими.

Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения,

разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные

детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и

с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия

приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло.

Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить

руку ребенка к новым нестандартным ощущениям, необходимым для мягкого

контакта пальцев с инструментом - особенно большого пальца. Избавиться от

хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его

действие поможет изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в

кулак. В этой связи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при

сжатии их в кулак - традиционный и нетрадиционный.

Цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака,

совершенно различные:

традиционный кулак направлен на силовые действия, нетрадиционный - па

эластичные.

Традиционный метод заключается в том, что пальцы сжимаются в кулак для

совершения определенных силовых действий или их усиления. Все пальцы с

силой прижимаются к ладони, а большой палец - к указательному. При этом

взаимодействия между мышечными группами большого и остальных пальцев

проявляются слабо.

Естественно, что пальцы, сжатые подобным образом в кулак, создают в зоне

кисти-предплечья не только очаг чрезмерного напряжения, но и провоцируют

быструю утомляемость всей руки. При данном варианте значительное усиление

хватательного рефлекса неизбежно, ибо он способствует силовым действиям

пальцев, сжатых в кулак. Разобщенность пальцевых действий и отсутствие их

должного контакта с большим пальцем препятствуют необходимому

автоматическому мышечному освобождению. Этому мешает также и усиление при

сжатии кулака действий мышечных групп-сгибателей, и без того более сильных,

чем мышцы-разгибатели.

После разжатия кулака в зонах кистевого сустава, пальцев и предплечья

неизбежно сохраняются значительные остаточные напряжения, которые

необходимо постоянно контролировать и компенсировать. Когда ученик впервые

берет в руки инструмент, тенденция к встречным движениям большого пальца к

остальным, особенно к указательному, провоцирует его совершать действия,

аналогичные складыванию пальцев в традиционный кулак и усиливающие

хватательный рефлекс. Педагогу приходится длительное время бороться с этой

тенденцией ученика.

Как уже было отмечено, избавиться от хватательного рефлекса или в

значительной мере уменьшить его действия поможет нетрадиционный метод

складывания пальцев в кулак.

Расположение большого пальца вдоль ладони (по направлению к мизинцу)

ведет к сближению мышечных групп большого и оснований всех остальных

пальцев. Сближение всех мышечных групп способствует непосредственным

контактам всех пальцев и координации их действий. Большой палец, лежащий

вдоль ладони, служит своего рода амортизатором, предохраняющим остальные

пальцы от непосредственных контактов с ладонью (кистью), чем в значительной

степени уравновешивает действия мышц-сгибателей и разгибателей пальцев.

Сближение отводящих мышц большого пальца и мизинца во время сжатия кулака

во многом способствует координации их действий. После разжатая кулака между

крайними пальцами не возникает зоны напряженности, что дает возможность

сохранить ощущение эластичности между всеми пальцами и ненапряженное

состояние кистевого сустава. При таком состоянии пальцев увеличивается

возможность их естественных растяжек - особенно между крайними пальцами.

Непосредственный контакт всех пальцев с большим дает возможность не

только ощутить единство их действий, но и легче контролировать степень

напряжений, как в самих пальцах, так и в кисти. Предложенный вариант сжатия

и разжатая кулака аналогичен действию пружины - активному ее сжатию и

автоматическому разжатию.

Таким образом, вместо искусственно создаваемой малоуправляемой силовой

зоны в области кистевого сустава и пальцев возникают предпосылки,

позволяющие развитие свободных управляемых двигательных действий.

Эластичное расположение пальцев позволяет мгновенно расслаблять все

мышечные группы.

При нетрадиционном расположении пальцев создаются условия для оптимальных

контактов между большим пальцем и остальными; максимально нейтрализуется

хватательный рефлекс;

воспитывается мгновенная реакция на расслабление всех мышечных групп

указанной зоны при разжатии кулака, и в сознании ученика фиксируются

оптимальные ощущения второй, крайней точечной зоны руки - кисти и пальцев.

Заключение

Рука - сложнейшая часть человеческого организма, имеющая свои

специфические анатомо-физиологические особенности. Все подвижные части руки

- от лопатки до пальцев - единая от природы, взаимосвязанная и постоянно

взаимодействующая система мышечных групп. На каких принципах основано

единство действий и ощущений всех частей руки? Какие основные факторы

необходимо учитывать при воспитании руки как единой двигательной системы,

чтобы не нарушить ее баланс?

Мышечные группы руки, двигающие ту или иную ее часть, всегда расположены

на один сустав выше того сустава, который они приводят в движение. Так,

движение пальцев и кистевого сустава осуществляется мышечными группами,

расположенными на предплечье; мышечные группы, двигающие плечевую часть

руки, расположены в зонах лопатки плечевого сустава.

Как видим, цепочка двигательных ощущений, формирующих то или иное движение

частей руки, стремится снизу вверх:от пальцев к зоне лопатки - через

предплечье - плечо, то есть к основному силовому центру руки. Благодаря

восходящей цепочке, все двигательные ощущения, возникающие в любой из

частей руки, взаимосвязаны, и каждый двигательный импульс, возникающий, к

примеру, в пальцах или другой части руки, непременно направлен на зону

лопатки.

Что же касается силовых импульсов, осуществляющих непосредственно

двигательные действия любой из частей рук, то они идут в противоположном

направлении: сверху вниз, от лопатки до пальцев.

Рассмотрим трехфазовый двигательный цикл на примере движения пальцев -

кистевого сустава:

1. Подготовка действия.

Осознание направления и характера движения определенного пальца или

группы пальцев; от ощущений в конкретных пальцах запрограммированный

двигательный импульс идет по цепочке кверху на мышечные группы лопатки;

2. Действия после достижения двигательного импульса зоны лопатки.

Включение в активное действие силовых мышечных групп лопаточной зоны,

посылающих силовой импульс по проводящим путям вниз через мышечные группы

плечевого сустава -плечевой части руки - предплечья. При условии ощущения

единства всех частей руки силовой импульс, идущий от лопатки,

беспрепятственно достигает рабочих органов, т.е. пальцев. Благодаря такой

последовательности действий запрограммированный двигательный импульс

формирует необходимое целесообразное движение как всей руки, так и

отдельных ее частей;

3. Расслабление после действия.

Максимальное освобождение активно действующих мышечных групп является

подготовкой их к следующему действию. Однако регулируемая цикличность

возможна только на основе постоянного ощущения всех частей руки как единой

двигательной системы на основе оптимального взаимодействия всех суставов:

кистевого, локтевого и плечевого.

Таким образом, любое локальное действие какой-либо из частей руки не

должно нарушать общего - объединяющего движения всей руки, а также ощущений

руки как единой, целостной двигательной системы. Оно должно подчиняться

единому принципу: от общего - целого к частному - единичному.

В то же время автономные, изолированные двигательные действия какого-либо

из суставов вне контактов с остальными частями руки неизбежно приводят к

нарушениям взаимодействий всех частей руки, перенапряженному состоянию

мышечных групп, окружающих данный сустав. В результате - в зоне

изолированного сустава возникает непроходимость любых импульсов и создается

фаза физиологической рефрактерности,

которая провоцирует перенапряженное состояние мышечных групп всей руки. К

примеру: активные изолированные локальные действия кистевого или локтевого

суставов приводят к перенапряжениям мышечных групп в их зонах и неизбежной

изоляции их от действий всей системы руки.

Таковы объективные закономерности, которые необходимо неукоснительно

соблюдать при воспитании двигательного процесса рук музыканта. На этих

кардинальных принципах должна основываться вся система начального

музыкального образования. К сожалению, подавляющее количество ошибок,

возникающих в постановочный период, связано с недооценкой или

недопониманием специфических природных особенностей двигательных действий

руки. Педагог, приступая к постановке рук ученика, как правило, не

учитывает тот факт, что в обыденной жизни у ребенка постоянно происходит

разбалансирование всех частей руки. Основная причина этого явления в том,

что у ребенка в процессе всех его действий руками возникает чрезмерная

активизация кистевых суставов, их постоянная перегрузка и, вследствие

этого, изоляция кистевых суставов от остальных частей рук.

Более всего провоцирует изоляцию кистевого сустава и его постоянно

напряженное состояние хватательный рефлекс. Как показывает практика,

собрать руку воедино после многих лет изолированных действий-движений

отдельных ее частей - процесс весьма сложный. Однако без этого невозможно

формирование единства всех двигательных действий руки в процессе игры на

инструменте.

Литература

Н.Бернштейн, «Очерки по физиологии движений и физиологии активности»,

М.,1966г.

И. Лесман, «Пути развития скрипача», Л., 1934г.

Ф. Штенгаузен, «Физиология ведения смычка», М., 1930г.

Г. Холл, «Ваш позвоночник», М., 1998г.

Л. Ауэр, «Моя школа игры на скрипке», М., 1965г.

В. Григорьев, «Вопросы исполнительского искусства», М., 1981г.

В. Мазель, «Музыкант и его руки», Тель Авив, 2001г.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.