![]() |
|
|
ОстафьевоОстафьево|ОСТАФЬЕВО | | От станции "Щербинка" Московской железной| |дороги Курского направления до Остафьева четыре | |версты. Обширный, спокойной архитектуры главный | |корпус дома с двумя боковыми флигелями белеет среди| |темной зелени старых деревьев. Сзади дома - парк. | |Старая липовая аллея примыкает прямо к середине | |главного корпуса. Среди вековых деревьев нет ни | |увеселительных скульптур, ни беседок, вместо них - | |памятники тем, кто сделал Остафьево знаменитым: | |Жуковскому, Вяземскому, Пушкину, Карамзину. | | Сам дом был построен отцом поэта Петра | |Андреевича Вяземского, а последними владельцами его| |перед революцией были Шереметьевы. В этом здании на| |2-м этаже 12 лет, начиная с 1804 года, писал 8-й | |том "Истории государства Российского" Карамзин. Эта| |книга стала основоположницей новой русской | |литературы. Поэтому-то Остафьево на карте нашей | |культуры занимает место рядом с Михайловским и | |Ясной Поляной. В XIX веке усадьба Остафьево | |принадлежала Петру Андреевичу Вяземскому - | |блестящему поэту пушкинской плеяды. Русский Парнас | |- такую славу оно приобрело в то время. Имение дало| |первоначальный импульс богатой умственной жизни | |Остафьева. Построил его отец поэта - князь Андрей | |Иванович Вяземский. Сам он был одной из интересных | |фигур в то время. Служебные неудачи он так объяснил| |в письме императору Павлу I: "Природа влила в душу | |мою непреодолимое омерзение от кривых дорог". | |Образованный, остроумный, он был звездой первой | |величины на московском общественном горизонте и | |собирал вокруг себя интеллектуальную элиту | |первопрестольной столицы. Духовные интересы его | |определялись французскими энциклопедистами. Его | |библиотека был одной из самых обширных в Москве. В | |памяти сына он запечатлелся целые дни сидящим с | |книгою в большом кресле у камина. | | Приобретение Остафьева связано с | |женитьбой стареющего князя Вяземского на | |жизнерадостной ирландке Евгении О’Рейли, которую он| |встретил во время одного из своих заграничных | |вояжей, увез от мужа в Россию и с большим трудом | |добился для нее развода (она-то и стала матерью | |будущего поэта). Этот брак рассорил его с | |родственниками. Тогда-то Вяземский и купил | |Остафьево и начал его переустраивать. | | Князь Вяземский был большим другом и | |покровителем Карамзина. Великий писатель и историк | |породнился с ним, женившись в 1804 году на его | |старшей дочери (от первого брака) Екатерине. После | |его смерти в 1807 году Карамзин на несколько лет | |становится фактическим хозяином Остафьева. Здесь | |двенадцать лет "остафьевского затворничества" (с | |1804 по 1816 г.) он посвятил главному "труду | |жизни". День за днем он внимательно шлифовал каждую| |фразу, подчинив себя самому строгому режиму. | |Великие произведения требуют великих трудов. | |Карамзин сам говорил, что, начав работу над " | |Историей государства Российского", он принял | |монашеский постриг. Весь строй жизни в Остафьеве | |был подчинен главному труду. Целыми днями он | |создавал свой труд. Он почти не отдыхал, и только | |редкие посещения нарушали его затворничество. Он | |был очень воздержан в пище. В писании не терпел | |неопрятности, неряшества, безвкусия. | | В жизни он был совсем другим. До своего | |добровольного затворничества он был желанным гостем| |в московских гостиных. Всегда веселый и остроумный,| |он быстро подчинял окружающих своему обаянию. | |Обходительным и добрым отношением ставил | |собеседника на равных. Любил шумные споры. С | |неумолимой последовательностью он отказался от | |многолетних привычек. Погрузившись в прошлое, он | |начал избегать общества, которое раньше было для | |него острой потребностью. "Служенье муз не терпит | |суеты" - было его девизом. Обстановка его кабинета | |была аскетичной: голые штукатуреные стены, | |выкрашенные белой краской, у окна большой сосновый | |стол, ничем не прикрытый, около него деревянный | |стул, на козлах и досках разложены рукописи. Вот | |почти и вся мебель. Ничего лишнего, все только для | |работы. Удалена любая мелочь, которая могла бы | |отвлечь или рассеять внимание. Благородная | |простота. | | Брак Карамзина наделал много шума в | |Москве: невеста обладала изрядным приданым, а жених| |жил лишь литературным заработком. Но брак оказался | |счастливым. Брат его жены - будущий поэт Вяземский | |- сочувствовал сопернику Карамзина, Струкову. Когда| |брак был уже решен, он с сестрой изливал грусть | |стихами самого Карамзина. | | Вооружались против Карамзина собственным | |его оружием. У детей были с ним свои счеты: в те | |редкие вечера, когда не было посетителей, а было | |всего лишь несколько человек, отец ужинал с детьми.| |Эти вечера особо ожидались детьми. Карамзин | |оказывался гостем именно в эти исключительные дни. | |Беседы и прения с ним длились долго. В ожидании | |ужина дети дремали, а ужин откладывался. За это | |дети и имели на него зуб. | | Одно время казалось, что Карамзин как | |художник устарел. Но его "Бедная Лиза" уже почти | |двести лет переиздается. Переживают свое | |возрождение и "Письма русского путешественника". | |Мысли о России, о ее грандиозном прошлом, | |становятся все навязчивее. Зреет великий замысел. | |"Говорят, что наша история сама по себе | |занимательна... можно выбрать, одушевить, | |раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, | |Никона могло выйти нечто привлекательное, сильное, | |достойное внимания не только русских, но и | |чужеземцев… у нас был свой Карл Великий - Владимир,| |свой Людовик XI - царь Иоанн, свой Кромвель - | |Годунов, и еще такой государь, которому нигде не | |было равных - Петр Великий". Карамзин поставил | |своей целью создать первую по-настоящему народную | |книгу: "Что библия для христиан, то История для | |народов", - занес он в свою записную книжку. Пушкин| |писал о его труде, что он "открыл Россию, как | |Колумб Америку" для русских читателей. Все с | |огромным интересом читали доселе неизвестные | |широкому кругу людей исторические события, | |описанные понятным, простым слогом. Все первое | |издание было раскуплено сразу же. Это было | |"открытие отечества". Русский человек взглянул на | |себя другими глазами: он впервые познал свой | |великий и мучительный исторический опыт. | |Современникам казалось, что Карамзин "спас Русь от | |забвения". Его не раз сравнивали с Кутузовым - | |победителем Наполеона. Русский писатель, по | |крылатому выражению Полонского, "есть нерв великого| |народа": "Ему дано остро чувствовать биение пульса | |времени". Это справедливо относится к Карамзину. | | В начале 1816 года Карамзин выехал в | |Петербург. Поездка была связана с хлопотами по | |поводу печатания "Истории государства Российского".| |Это пребывание затянулось на десять лет до самой | |смерти историка. В Остафьеве больше он никогда не | |был. Там же все оставалось полным воспоминаниями о | |благородной жизни великого затворника. В одной из | |комнат сосредоточены предметы, напоминающие | |литературных друзей П.А. Вяземского, начиная с | |Пушкина. Все стены этой комнаты увешаны портретами | |- современниками Пушкина - Жуковского, Державина, | |Баратынского, Тютчева, Гоголя, Крылова, Дениса | |Давыдова. Многие портреты с надписями. Под одним из| |портретов Жуковского знаменательная надпись: | |"Победителю - ученку от побежденного учителя в тот | |высокоторжественный день, в который он окончил свою| |поэму "Руслан и Людмила" 1820 г марта 26. Великая | |пятница". Рядом портрет Наталии Николаевны | |Пушкиной. У окна стоит простой дубовый стол на | |высоких точеных ножках - стол А.С. Пушкина, на | |столе его письменные принадлежности и гладкая | |камышовая трость, в верхний конец которой вделана | |золоченая пуговица с мундира Петра I. Эта пуговица | |была подарена Петром арабу Ганнибалу - прадеду | |Пушкина, от которого по наследству она перешла | |Александру Сергеевичу. Здесь же хранится жилет, | |снятый с поэта после дуэли, и мелкие щепы дерева с | |того памятного места. На окне у стола под | |стеклянным колпаком стоит букетик высохших полевых | |цветов. Этот букетик был собран Пушкиным на | |Остафьевских полях и подарен дочери Вяземского. В | |наше время в Остафьево проводятся пушкинские | |мероприятия, в связи с 200-летием поэта все места, | |где он был, приводятся в порядок. Уходят на второй | |план те люди, которые творили здесь до него, и о | |которых мы сегодня вспомнили. | | Хотелось бы закончить рассказ об | |Остафьеве стихами П.А. Вяземского, жившего и | |творившего в этих стенах, который был, с одной | |стороны, предтечей Пушкина, а с другой, остался | |самобытной фигурой, стихи которого звучат и по сей | |день (вспомним, например, песню на его стихи "Я пью| |за здоровье немногих, не многих, но верных | |друзей"). | | | |Моя вечерняя звезда, | |Моя последняя любовь! | |На потемневшие года | |Приветный луч пролей ты вновь! | |Средь юных, невоздержных лет | |Мы любим блеск и пыл огня; | |Но полурадость, полусвет | |Теперь отрадней для меня. | |(1855) | | | |Все сверстники мои давно уж на покое, | |И младшие давно сошли уж на покой; | |Зачем же я один несу ярмо земное, | |Забытый каторжник на каторге земной?.. | |(1872) | | | |ДРУЗЬЯМ | |Я пью за здоровье не многих, | |Не многих, но верных друзей, | |Друзей неуклончиво строгих | |В соблазнах изменчивых дней. | |Я пью за здоровье далеких, | |Далеких, но милых друзей. | |Друзей, как и я, одиноких | |Средь чуждых сердцам их людей. | |В мой кубок с вином льются слезы, | |Но сладок и чист их потом; | |Так, с алыми -черные розы | |Вплелись в мой застольный венок. | |Мой кубок за здравье не многих, | |Не многих, но верных друзей, | |Друзей неуклончиво строгих | |В соблазнах изменчивых дней. | |За здравье и ближних далеких, | |Далеких, но сердцу родных, | |И в память друзей одиноких, | |Почивших в могилах немых. | |(1862) | | | |Жизнь наша в старости - изношенный халат: | |И совестно носить его, и жаль оставить; | |Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат; | |Нельзя нас починить и заново исправить. | |Как мы состарились, состарился и он; | |В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже, | |Чернилами он весь расписан, окроплен, | |Но эти пятна нам узоров всех дороже. | |…Еще люблю подчас жизнь старую свою | |С ее ущербами и грустным поворотом, | |И, как боец свой плащ, простреленный в бою, | |Я холю свой халат с любовью и почетом. (1875-77) | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |