на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История становления социологии в России


Будучи ортодоксальным марксистом, Плеханов всегда выступал сторонником решительной борьбы с самодержавием, что особенно ярко проявилось после начала первой революции в России. Так, он призывал к массовым выступлениям, вплоть до народного восстания против самодержавия, подчеркивая, однако, необходимость его всесторонней подготовки. Этим объясняются и предостережения Плеханова в канун декабрьских событий 1905 г. в Москве от импульсивных действий, от преждевременного столкновения с правительством, которое, в случае неудачи, может стать поводом для разгрома участников революционной борьбы. Известный вывод: "не нужно было и браться за оружие", сделанный после поражения московского восстания (см. Там же. М., 1926. Т.15. С.12), отнюдь не свидетельствовал, вопреки утверждениям Ленина, о проявлениях "оппортунизма" Плеханова. Он никогда не был анемичным мыслителем и всегда сохранял веру в высокий потенциал пролетариата как революционного класса, как главной силы в борьбе с самодержавным режимом. Отметим также, что Плеханов во время революции не исключал возможность проведения отдельных террористических актов против гражданского, полицейского и военного "начальства" для дезорганизации сил неприятеля.

В период отступления революции Плеханов выступал за участие социал-демократов в работе Государственной думы, начиная с ее первого созыва в 1906 г., допускал создание блока с кадетами при выборах, поддерживал отдельные внедумские действия социал-демократов с буржуазными либералами. Свою приверженность общей схеме расстановки классовых и политических сил Плеханов сохранял и в дальнейшем. Надеясь на новый подъем революционной волны, он призывал не форсировать события, а сосредоточиться на воспитании политической сознательности пролетариата, на собирании и умножении всех антисамодержавных сил. В целом же, революция 1905 - 1907 гг. и последующие события выявили, что ортодоксальный марксизм Плеханова в ряде случаев сдерживает поиск новых творческих решений, не всегда учитывает возросшую динамику и особенности классовой борьбы в России и в мире в начале XX в. В этой связи показательно, что даже видный идеолог германских социал-демократов К. Каутский, пользовавшийся большим авторитетом у Плеханова, при оценке революционных событий в России проявил в то время больше смелости и реализма (см., например, брошюру Каутского "Движущие силы и перспективы русской революции", 1906). В целом можно согласиться с выводом Н.А. Бердяева, который писал, что Плеханов был "революционером более книжным, чем практическим. Он мог быть вожаком марксистской школы мысли, но не мог быть вожаком революции, как это и выявилось в эпоху революции" (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С.78).

Взгляды Плеханова служили одним из важнейших компонентов идеологии меньшевизма как более умеренного течения в РСДРП. Однако Георгий Валентинович оставлял за собой право на идейную самостоятельность и отнюдь не всегда поддерживал меньшевиков, что проявилось, например, после завершения первой революции в его совместной с Лениным борьбе против так называемого ликвидаторства. При этом прочный союз с большевиками, которых Плеханов предлагал называть не марксистами, а бланкистами, им исключался. В 1908 - 1909 гг. имел место конфликт в редакции многотомного издания "Общественное движение в России в начале XX века" (М., 1909 - 1914. Т.1 - 4). Плеханов объявил А.Н. Потресова (автора статьи в первом томе) в проявлениях "ревизионистских" взглядов, выразившихся, по его мнению, в умалении роли группы "Освобождение труда" и, наоборот, в преувеличенно высоких оценках деятельности "легальных марксистов". Конфликт как таковой вероятно можно было разрешить, но за ним, однако, скрывалась неудовлетворенность Плеханова состоянием меньшевизма, в котором, в частности, развивалось "ликвидаторство". Упреки в идейной нестойкости деятелей меньшевизма сочетались у Плеханова со стремлением утвердить свою точку зрения как единственно правильную. В результате конфликт послужил фоном фактического разрыва Плеханова с меньшевистским руководством (П.Б. Аксельродом, Ю.О. Мартовым, А.Н. Потресовым и др.). Плеханов возглавил течение "партийного", или революционного меньшевизма и стал его главным идеологом, стремясь, как и прежде, выступать под флагом марксистской ортодоксальности, против крайностей "ликвидаторства" и революционного максимализма большевиков. При этом он выражал надежды на восстановление единства РСДРП на основе общепартийной программы 1903 г. Эти надежды, однако, были иллюзорными, что стало особенно очевидным после проведения большевиками фракционной Пражской конференции (январь 1912) и Венской конференции организаций РСДРП (август - сентябрь 1912) их противниками. Отмеченное не дает, однако, оснований говорить о центризме Плеханова; вообще сомнительно, вопреки бытовавшим в историографии утверждениям, что в социал-демократическом движении России в ходе или после первой революции сложился центризм как идейно-политическое течение со своей системой взглядов (как это было, например, в Германии, Австро-Венгрии и некоторых других европейских странах).

Годы Первой мировой войны (1914 - 1918) подтвердили кризис европейской социалистической мысли, дав в то же время толчок для ее дальнейшего развития. Как и многие другие социалисты, Плеханов не смог совместить в условиях войны приверженность пролетарскому интернационализму с патриотизмом. Если во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Плеханов выступал за поражение царской России в интересах приближения революции, то теперь он занял социал-патриотические позиции "вынужденного оборончества", обоснованием которого стали утверждения, что победа кайзеровской Германии и ее союзников замедлила бы экономическое развитие, положила бы конец процессу европеизации России, увековечив "старый порядок" и отбросив завоевания пролетариата. Однако все эти аргументы, ссылки на заинтересованность международного пролетариата в перспективах новой полосы активной борьбы с самодержавием после победного (для России и ее союзников) завершения войны не могут заслонить фактический, пусть даже "временный", отход Плеханова от пролетарского интернационализма в прежнем марксистском понимании. О возможностях новой, национально-патриотической революции в России Плеханов стал говорить, и то достаточно осторожно, только с осени 1915 г., при этом выступая против инициатив о сепаратном мире, за продолжение войны. Основной публицистической трибуной для него стала газета "Призыв", издававшаяся с октября 1915 г. на русском языке в Париже. В годы войны углубился кризис марксистской ортодоксальности Плеханова, выход из которого им так и не был найден.

Февральская революция 1917 г. (ее по оценке Плеханова "осуществила страна" в целом) открыла ему дорогу для возвращения из 37-летней эмиграции: в ночь с 31 марта на 1 апреля (13 - 14 апреля) он прибыл в Петроград. Последующие события, возрастание революционного максимализма опровергали надежды на воплощение в жизнь двухстадиальной модели революции в ранее предлагавшимся им варианте. Призывы о необходимости компромиссного соглашения между предпринимателями и рабочими, примирения и единения общественно-политических сил во имя "закономерного" буржуазно-демократического развития свободной России и спасения ее от внешнего врага не находили поддержки в массах. Плеханов не поспевал за динамичным развитием событий, серьезно влиять на которые ни он, ни его единомышленники по малочисленной социал-демократической группе "Единство" не могли. Революционер-практик из Плеханова не состоялся, да и серьезных возможностей в то время у него для этого не было. Резко отрицательно он отнесся к захвату власти большевиками в октябре 1917 г. В "Открытом письме к петроградским рабочим", датированном 28 октября, он утверждал, что рабочий класс "…еще далеко не может, с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть, значит, толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы, в то же время, величайшим несчастьем и для всей России" (Плеханов Г.В. Год на родине. Полное собрание статей и речей, 1917 - 1918 гг. Paris, 1921. Т.2. С.246; курсив Плеханова. - А. С.). Реальный ход истории во многом разочаровывал Плеханова. Это не дает, однако, никаких оснований утверждать, ссылаясь на так называемое "Политическое завещание Г.В. Плеханова" (опубликовано в "Независимой газете" 30 ноября 1999, признано большинством авторитетных специалистов апокрифом), что в последний год жизни он выступил против стержневых положений марксизма, поставив тем самым под вопрос и содержание своей предшествующей деятельности как мыслителя и революционера.

Ленин.

Ленин Владимир Ильич* (настоящая фамилия Ульянов, псевдоним Н. Ленин с января 1901) (10 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, деревня Горки, Московская губерния) - один из основателей РСДРП, идеолог большевизма, политический деятель. Из семьи инспектора, затем директора народных училищ Симбирской губернии, потомственного дворянина. После окончания гимназии (1887) поступил в Казанский университет, но в том же году - после участия в студенческой сходке - был вынужден его оставить. В 1891 г. экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета.

Революционно-социалистический радикализм Ленина формировался постепенно. Показательно, что в 1887 г., когда был казнен старший брат Александр за участие в подготовке покушения на императора Александра III, его внимание почти не занимала политическая проблематика. Однако семейная драма, наряду с чтением "демократической литературы", послужила толчком для невосприятия власти и восприятия революционных идей. Так, молодого Ленина привлек тезис Н.Г. Чернышевского, что всякий правильно думающий и порядочный человек должен быть революционером, который во главу ставит не личные, а общие интересы. Интеллектуально одаренного Ленина не могли миновать идеи не только народничества (зимой 1888/1889 в Казани он посещал кружки народовольческой направленности), но и марксизма с его революционным пафосом и претензиями на высокую научность. По собственному признанию он "начал делаться" марксистом в начале 1889 г. после усвоения I-го тома "Капитала" К. Маркса и "Наших разногласий" Г.В. Плеханова, а завершил марксистское самоопределение в 1892 - 1893 гг. Проживая с конца августа 1893 г. в Петербурге, Ленин ярко проявил себя как социал-демократический пропагандист и организатор. Его первое пребывание за рубежом приходится на май - сентябрь 1895 г. Будучи посланцем петербургских марксистов, Ленин в Швейцарии установил связи с группой "Освобождение труда"; познакомился с европейскими социалистами, в частности с П. Лафаргом во Франции и В. Либкнехтом в Германии.

После возвращения из-за границы Ленин вместе с Ю.О. Мартовым участвовал в создании нелегального петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", содействовавшего распространению марксизма в среде рабочих и активизации стачечного движения (в декабре Ленин был 1895 арестован; по приговору суда с мая 1897 по февраль 1900 находился в ссылке в селе Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии). Уже с середины 1890-х гг. проявилось стремление Ленина стать интеллектуальным лидером социал-демократов в России, оно утверждалось, в частности, в ходе активной полемики с "либеральными" (реформаторскими) народниками, "легальными марксистами" и "экономистами". До эмиграции Владимиром Ильичом были написаны крупные работы: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894), "Развитие капитализма в России" (1899). Еще находясь в ссылке Ленин не исключал возможность, что революционной работой придется руководить из-за границы.

В последующем, вынужденное пребывание за рубежом заняло значительный временной отрезок в его биографии, подтверждая, что "революционная борьба часто бывает невозможна без эмиграции революционеров" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.30. С.270). Первая эмиграция продолжалась с июля 1900 по ноябрь 1905 г. (жил в Швейцарии, Германии, Великобритании). Вторая полоса эмиграции приходится на декабрь 1907 - апрель 1917 г. (жил в Швейцарии, Франции, Австро-Венгрии); Ленин посещал и другие европейские страны. Пребывание в эмиграции Ленин всегда рассматривал как составную часть революционной работы в России, интересы которой первичны; его общественная мысль была обращена, прежде всего, к российским реалиям.

Особенность Ленина как мыслителя в том, что теория - в отличие, например, от Плеханова - никогда не довлела над ним; его мысль менее скована, она подвижна, восприимчива к движению истории, новизне перемен в России и за рубежом. Ленинской мысли не свойственно излишнее теоретизирование, она преимущественно направлена на решение задач политической практики, революционной борьбы. Ленин неизменно подчеркивал приверженность марксизму, он всегда, включая годы эмиграции, отстаивал его целостность и революционное содержание от разного рода ниспровергателей и "ревизионистов". Вместе с тем признание марксизма единственно верной революционной теорией не означало, что его отдельные положения не могут уточняться, дополняться и даже пересматриваться, и в этом отношении Ленин проявлял достаточную смелость. Для Ленина характерно новое прочтение марксизма, исходившее из его понимания не только особенностей развития России, но и общемировой переломной, во многом противоречивой, обстановки начала XX в. Если при анализе общественной мысли в России использовать понятие "русский марксизм", то следует признать, что его теоретиком и идеологом был Ленин. При этом "русский марксизм" предстает как радикальный вариант прочтения марксизма, нацеленный на непосредственное воплощение в жизнь революционных идеалов. "Русский марксизм" Ленина - это марксизм революционной страсти и активного революционного действия.

В начале первой эмиграции Ленин значительное внимание уделял сплочению российских социал-демократов, подготовке программы РСДРП, других документов ко II съезду партии. Ведущую роль в решении этих задач сыграла общероссийская марксистская газета "Искра", одним из инициаторов издания которой был Ленин (издавалась с декабря 1900, при участии Ленина до № 52; редакция в разное время в Мюнхене, Лондоне, Женеве, Вене). "Искра", согласно формуле Ленина, сумела стать "не только коллективным пропагандистом и агитатором", но и "коллективным организатором". В "искровский период" были определены стержневые положения концепции социал-демократической партии российского пролетариата. Они изложены в книге Ленина "Что делать?" и "Письме к товарищу о наших организационных задачах" (1902). Исходная установка состояла в построении не просто революционной по своей доктрине и программатике партии, а партии политического авангарда рабочего класса, нацеленной на прямые революционные действия, "делающей революцию". В качестве элитного ядра партии должна была выступать жестко централизованная, конспиративная организация профессиональных революционеров, которую дополняет сеть местных партийных организаций, объединяющая людей идейно выдержанных и на деле участвующих в революционной работе. Партия должна была компенсировать малочисленность и относительную незрелость рабочего класса России в качестве субъекта сознательной революционной борьбы. Поэтому партия, по мысли Ленина, должна вносить в пролетарскую среду революционное "сознание извне", мировоззрение и идеологию, выработанные социалистической интеллигенцией, быть не столько выразительницей во многом стихийной борьбы, а силой, направляющей, руководящей, которая ведет рабочий класс, а желательно и всех "трудящихся и эксплуатируемых", за собой. В связке "рабочий класс - партия" роль ведущего субъекта, определяющего основные параметры революционной борьбы, Ленин всегда отводил партии, а в самой партии профессиональным революционерам. Отсюда его знаменитая формула: "…дайте нам организацию революционеров - и мы перевернем Россию!" (Там же. Т.6. С.127). Не случайно, что оппоненты, прежде всего "экономисты", а позднее и меньшевики, усматривали в ленинской концепции партии умаление самодеятельности рабочего движения и обвиняли Ленина - во многом справедливо - в волюнтаристском стремлении построить партию как заговорщическую, бланкистскую организацию.

На II съезде РСДРП (Брюссель - Лондон, июль - август 1903) Ленин возглавил так называемых твердых искровцев, наиболее последовательно отстаивавших революционно-радикальные позиции в построении и деятельности РСДРП. Одним из итогов этого съезда стал раскол партии на фракции большевиков (наименование после того, как сторонники Ленина получили большинство при выборах в центральные партийные органы) и меньшевиков. Съезд стал важной вехой в формировании большевизма, в котором нашел свое воплощение "русский марксизм" Ленина. Тезис отдельных авторов, что большевизм (наряду с меньшевизмом) вырос из марксизма в интерпретации Плеханова выглядит необоснованным. Своим рождением и развитием большевизм как наиболее радикальное течение в российской социал-демократии обязан, прежде всего, Ленину.

Для большевизма, возникшего в стране преимущественно феодальной, недемократичной, масса населения которой сохраняла приверженность архаике в сознании и традициях, было характерно стремление к решению общественных проблем революционно-насильственным путем и, желательно, в сжатые сроки. Оставаясь на словах сторонником марксистского "экономического детерминизма", Ленин фактически допускал возможность преодолевать этот детерминизм, погонять историю ради достижения революционных целей. Среди субъективных факторов особая роль отводилась партии, в рядах которой большевики во главе с Лениным выступали от имени "сознательных рабочих". На практике, однако, интересы рабочего класса в значительной степени формулировались исходя из представлений самих большевиков; в рабочую среду (отчасти в крестьянство и другие слои населения) внедрялась конфронтационная, допускавшая экстремизм и насилие, субкультура большевиков. В новой исторической обстановке сознательно и последовательно культивировалось бунтарство как главный путь борьбы за "социальную справедливость".

Себя и своих единомышленников Ленин оценивал как носителей "подлинного марксизма", обвиняя меньшевиков и других оппонентов в проявлениях "оппортунизма" и "ревизионизма". При этом Ленин претендовал на главенствующую роль в РСДРП, а во фракции большевиков и позднее партии (на Пражской конференции РСДРП в январе 1912 большевизм фактически оформился в самостоятельную партию) действовал не только как лидер, а как авторитарный, непогрешимый вождь. Объективно большевизм выражал субъективное стремление части интеллигенции, проникнутой революционно-социалистической идеологией, и примкнувших к ней трудовых низов к "скачку" для быстрейшего разрешения общественных противоречий и построения новой, "социалистической" реальности.

Для Ленина всегда, включая годы эмиграции, приоритетной выступала проблематика классовой, революционной борьбы. Так, с учетом особенностей России им была предложена новая схема расстановки классовых сил на этапе буржуазно-демократической революции, которая исходила из признания ведущей роли промышленного пролетариата (роль гегемона); активного участия в ней крестьянства (тем самым снимался бытовавший среди марксистов тезис об его инертности и консерватизме); нерешительной позиции либеральной буржуазии (ее роль как весомой политической силы в революции Ленин не признавал). Эта схема стала основой для тактических решений большевиков на III съезде РСДРП (Лондон, апрель - май 1905). Во время первой эмиграции Ленин также выдвинул гипотезу, что в случае решительной победы революции станет возможным установление нового типа власти - революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства, при которой возникнут условия не только для полной демократизации страны, но и для перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (см. работу "Две тактики социал-демократии в демократической революции", 1905). Прообраз органов нового, революционно-демократического типа власти, он увидел в Советах рабочих депутатов, впервые созданных самоорганизацией масс в 1905 г.

В теории перерастания проявился революционный максимализм Ленина, поскольку допускалась - в противовес "классическому", ортодоксальному марксизму - вероятность социалистической революции в стране, в которой для нее еще не созрели материальные и социокультурные предпосылки. Ленин, ранее явно преувеличивавший уровень развития капитализма в России ("средний уровень"), глубину его проникновения в промышленность и, тем более, в сельское хозяйство, допускал сокращение сроков - максимальное при благоприятной динамике событий - движения страны по пути капитализма и буржуазной демократии. Однако революцию в России Ленин рассматривал в контексте мировой революции, связывая "внутреннюю" перспективу с "внешней": свержение самодержавия, как он надеялся, послужит сигналом для начала революционных событий в передовых странах Европы, где и будет находиться эпицентр интернациональной пролетарской борьбы. Акценты о взаимосвязи "внутренней" и "внешней" перспектив несколько изменились после спада первой революционной волны в России. Ленин, вновь оказавшийся в эмиграции, повышенное внимание стал уделять проявлениям начавшейся борьбы за власть "передовым пролетариатом Европы", не исключая, что именно в более развитых странах, еще до свержения самодержавия в России, произойдут решающие события. Фактически вождем большевиков применительно к началу XX в. разрабатывались решения, причем в революционно-практической плоскости, о взаимообусловленности мировой и национальных революций. При этом для построений Ленина характерно расширение ареала мировой революции, в рамках которого он пытался выстроить в одну "цепочку" различные типы революций: социалистические, демократические, национально-освободительные. Однако мировая революция, о которой многократно говорил и писал Ленин, оставалась по сути иллюзорным идеологическим представлением: переломные, кризисные явления в общественном развитии действительно сопровождались волнообразным подъемом классовой борьбы в разных странах, вовлечением в нее новых, "разбуженных" масс населения, но не революционной борьбой мирового масштаба, острие которой направлено против капитализма.

Поборником революционного максимализма для разрешения общественных проблем Ленин оставался и в дальнейшем. Его убеждения не поколебали ни обновление государственного строя России в 1905 - 1906 гг., ни думский парламентаризм, ни реформы П.А. Столыпина. По-прежнему для Ленина реформы - "побочный результат" классовой борьбы; более того, они, по его мнению, не могли быть успешными в современной ему царской России. Вместе с тем Ленин, проявляя определенную гибкость в тактических решениях, признал необходимость использования - с учетом опыта германских и других западноевропейских социал-демократов - новых, легальных и полулегальных возможностей в интересах революционной борьбы в России. Им были разработаны основы тактики большевиков в Государственной думе (начиная с ее 2-го созыва в 1907) и в массовых организациях (профсоюзах, кооперативах, рабочих клубах), в которых, по утверждению Ленина, должна проводиться партийная линия. Несмотря на изменения обстановки в России в условиях "третьеиюньского режима", вождь большевиков жестко отстаивал необходимость развития РСДРП как партии-авангарда, для которой, как и прежде, приоритетна нелегальная деятельность. Отсюда острый характер его борьбы в союзе с Плехановым против "ликвидаторства", сторонники которого из числа меньшевиков выступали за глубокое реформирование РСДРП, вплоть до изменения ее типа путем создания, по примеру стран Западной Европы, "открытой", легальной рабочей партии. На фракционно-большевистской Пражской конференции 1912 г., объявленной общепартийной, "ликвидаторские" группы по настоянию Ленина были исключены из РСДРП.

В общественной мысли Ленина заметное место занимал национальный вопрос. Еще при разработке первой программы РСДРП (1903) он рассматривался с позиций интернационализма, в интересах сплочения трудящихся разных наций (национальностей) и вероисповеданий в революционной борьбе. Однако обострение национального вопроса побудило Ленина в годы новой эмиграции еще раз к нему специально вернуться, что нашло отражение в работах "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "О праве наций на самоопределение" (1914). Ленин в частности защищал точку зрения, что право на самоопределение должно допускать возможность отделения национальных территорий от России и образования самостоятельных государств. Вместе с тем отделение рассматривалось как исключительный вариант, если из-за политики царизма, поощряющей национализм и шовинизм, будет невозможно "сожительство" отдельных наций в рамках единого государства, но даже в этом случае позиция партии по вопросу о возможном конкретном отделении должна была определяться интересами "борющегося пролетариата". Предпочтительным вариантом решения национального вопроса Ленин считал создание крупными нациями национально-территориальных автономий (варианты федеративного устройства России в то время отвергались). Лениным и большевиками отклонялись требования еврейского Бунда, а также кавказских социал-демократов о признании культурно-национальной автономии, как противоречащие пролетарскому интернационализму. В контексте дискуссий по национальному вопросу Лениным была выдвинутая концепция о двух культурах - буржуазной и пролетарской - в каждой национальной культуре, которая, утверждая постулат о классовом характере культуры, не учитывала ее многих особенностей как духовно-творческого феномена.

Внимание Ленина к философии в годы новой эмиграции объяснялось необходимостью борьбы в защиту марксизма и материализма, против "идеалистического поветрия". В 1909 г. он выступил с философским трудом "Материализм и эмпириокритицизм". В нем резко и со значительной долей упрощений критиковались новомодные философы (включая А.А. Богданова с его "идеалистическим" эмпириомонизмом). Не менее важно, что Ленин возводил "партийность" в философское понятие, а саму философию рассматривал как "партийную" науку, которая должна способствовать "изменению мира", служить революционной борьбе пролетариата. В эмиграции, в 1914 - 1916 гг., Владимиром Ильичом было написано и другое крупное произведение "Философские тетради". Для Ленина характерно отнесение принципа пролетарско-революционной "партийности" не только к философии, но и к другим гуманитарным и общественным наукам. При этом "партийность" он провозглашал высшим выражением объективности.

В годы эмиграции ориентация Ленина на революционный путь решения общественных проблем нашла отражение и в его интернациональной деятельности. Развитие международной социал-демократии им рассматривалось под углом борьбы революционного и оппортунистического направлений. В отличие от позднего Ф. Энгельса Ленин скептически относился к возможностям социал-реформаторства, завоевания власти рабочим классом развитых стран парламентским путем. Повышенное внимание он уделял непосредственным проявлениям революционности в деятельности европейских социал-демократических партий, поддерживал группы ("германские левые", "трибунисты" в Голландии, "тесняки" в Болгарии) и отдельных социалистов, выступавших за активизацию революционной борьбы масс, в том числе путем использования политических стачек по "русскому примеру". Революционная линия защищалась Лениным - по мере возможностей - на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах Второго Интернационала и в Международном социалистическом бюро (МСБ), членом которого он был в 1905 - 1912 гг., представляя российских социал-демократов. На Штутгартском конгрессе Ленин стал одним из авторов (наряду с Мартовым и Р. Люксембург) поправки к антивоенной резолюции германского социал-демократа А. Бебеля, призывавшей использовать кризис в случае начала европейской войны для "ускорения ликвидации классового господства буржуазии".

Новый этап в развитии революционных взглядов Ленина пришелся на годы Первой мировой войны 1914 - 1918 гг., начало которой застало его близ Кракова (в то время польские земли Австро-Венгрии) и вскоре вынудило перебраться в нейтральную Швейцарию. Во-первых, Ленин, в отличие от многих социалистов России и зарубежных стран, считал необходимым в условиях войны не только продолжить, но по возможности и усилить революционную борьбу. Им были выдвинуты лозунги поражения "своего" правительства, превращения империалистической войны в гражданскую, т.е. в революцию, создания Третьего, коммунистического Интернационала, "свободного от оппортунистов". Эти лозунги определяли тактику большевиков, но, одновременно, они должны были выступать, по мнению Ленина, примером для социалистов других стран. Обострение экономической и социально-политической ситуации в условиях войны должно стать, считал Ленин, важным фактором революционизирования масс. Свою революционно-интернационалистскую позицию он отстаивал на Бернской конференции заграничных секций РСДРП (февраль - март 1915), на международных социалистических конференциях в Циммервальде (август 1915) и Кинтале (апрель 1916). Во-вторых, с революционной проблематикой связана разработка "ленинской теории империализма". В 1916 г. Ленин в Цюрихе пишет популярный очерк "Империализм, как новейший этап капитализма" (1-е издание: Пг., 1917; последующие издания под названием "Империализм, как высшая стадия капитализма"). Не исключая оценок империализма как экспансионистской политики финансового капитала (Р. Гильфердинг, К. Каутский), Ленин преимущественно рассматривал его как новейшую историческую стадию развития капитализма. При этом внимание было сосредоточено на изучении перемен, главным образом в сфере социально-экономических отношений. Продолжая эту тему, Ленин в статье "Империализм и раскол социализма" (1916) охарактеризовал особенности империализма: это - капитализм монополистический, паразитический или загнивающий, умирающий (см. там же. Т.30. С.163). Такие обобщения, подчеркивая тенденцию катастрофичного развития капитализма, призваны были показать неизбежность его скорой гибели, замены социализмом. Вместе с тем реальный ход истории показал, что вождем большевиков недооценивались возможности дальнейшей глубокой внутренней трансформации капитализма.

В-третьих, Ленин, исходя из посыла об усилении неравномерности экономического и политического развития стран в период империализма, сделал вывод, что возможна победа социализма "первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране", что "социализм не может победить одновременно во всех странах" (Там же. Т.26. С.354; Т.30. С.133; курсив Ленина. - А. С.). Ленин не был первым, кто в истории социалистической мысли пришел к подобным заключениям. О невозможности одновременной победы социализма в развитых странах писал, например, немецкий социалист Г. фон Фольмар еще в 1879 г. в работе "Изолированное социалистическое государство. Социально-экономическое исследование". Однако в новых исторических условиях выводы Ленина звучали новаторски, тем более что они имели не только теоретическую, но и явно выраженную революционно-практическую направленность. Вскоре после свержения самодержавия (еще до возвращения из эмиграции и "Апрельских тезисов") Лениным были выдвинуты установки на недоверие Временному правительству и на необходимость перехода государственной власти Советам рабочих и солдатских депутатов с целью форсированного воплощения на практике концепции непрерывной революции (см. "Письма издалека", март 1917). Последующее развитие событий все более убеждало Ленина, что именно Россия может стать страной "первоначальной победы" пролетарской революции.

Из эмиграции Ленин возвратился с группой других политэмигрантов через Германию, Швецию и Финляндию; правительства стран Антанты не могли допустить проезд эмигрантов через свою территорию.3 (16) апреля 1917 г. Ленин прибыл в Петроград. Эта поездка организовывалась с ведома властей Германии и других стран (иначе и быть не могло); действительно был выделен "экстерриториальный вагон", возможно оказывалась и денежная помощь. Тем не менее, идейно-политическими спекуляциями предстают утверждения, что Ленин был завербованным "шпионом", что Октябрьская революция 1917 г. организована благодаря "германскому золоту". Несмотря на долгое пребывание в эмиграции Ленин, как и другие большевики, не мыслили себя вне России, национальные интересы страны они связывали с выбором нового, социалистического пути ее развития.

Октябрьские события 1917 г. обозначили начало самого масштабного и системного социального эксперимента в мировой истории. Вместе с тем они дали толчок для массовой эмиграции из России лиц, которые не признали новую власть или непредсказуемо оказались за рубежом в результате революционных событий и гражданской войны. С другой стороны, годы советской власти при жизни Ленина отмечены не только глубокими преобразованиями в жизни страны, но и многочисленными проявлениями произвола, в том числе принудительного выдворения из России представителей интеллигенции, которые в качестве инакомыслящих могли представлять, по мнению Ленина, явную или потенциальную опасность. Одним из наиболее ярких примеров стала высылка из страны по инициативе вождя большевиков большой группы мыслителей и ученых летом - осенью 1922 г.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.